Выступление маленкова с новой экономической программой в каком году

70 лет назад, 8 августа 1953 года, выступая на сессии Верховного Совета СССР, председатель Совета министров СССР Георгий Маленков объявил о новом экономическом курсе — о переориентации советской экономики, повороте ее к человеку. Экономическая программа Маленкова. В 1953 году Георгий Максимович Маленков, занимавший должность председателя совета министров, впервые говорит о том, что стране необходимы экономические преобразования. В мероприятия новой экономической политики (нэп) не входило. Если не принимать в расчет нэп, то за время правления И. В. Сталина так называемая «коммерческая торговля» переживала ренессанс дважды: в 1935 — 1938 и в 1943 — 1947 годах. Развитие сельского хозяйства. Программа Маленкова ориентировала на повышение урожайности, программа Хрущёва — на расширение посевных площадей. Первый путь называют интенсивным, второй — экстенсивным.

Деятельность Георгия Маленкова

Экстенсивный путь развития сельского хозяйства — освоение целинных земель — привели в конченом итоге к потере этих земель для сельского хозяйства и к продовольственному кризису. Насаждение кукурузы с 1955 по 1962 г. Результат оказался прямо противоположным: произошло общее снижение сбора зерновых. Составьте схему «Направления политики Н. Хрущёва в сфере сельского хозяйства». Направления политики Н. Хрущёва в сфере сельского хозяйства 6. Используя дополнительные источники информации, выясните, почему в 1959 г.

Необходимость решения ряда важнейших экономических проблем, выходящих за пределы принятого в 1956 шестого пятилетнего плана, заставили руководство страны принять семилетний план, одобренный XXI съездом КПСС 1959. Главными задачами семилетки провозглашались развитие производительных сил, подъём всех отраслей экономики, значительное повышение уровня жизни населения. Особое внимание уделялось развитию наиболее современных и высокотехнологичных производств. Большие средства выделялись также на реализацию сельскохозяйственной программы семилетки. Очевидно, что руководство страны на основе статистических данных пришло к выводу о невозможности выполнения шестого пятилетнего плана, поэтому в 1959 году его попросту растянули на семь лет. Задача, ради которой Хрущёв сокрушил привычный 5-летний шаг планирования, состояла ни много, ни мало, как в переходе к «развёрнутому строительству коммунизма». Называвшийся срок, 20 лет, соответствовал трём семилеткам.

Критика «строительства коммунизма» как программы принадлежит области экономической теории, а не истории экономики. Отметим, что авантюризм Хрущёва как политика был официально осуждён ещё при его жизни. В 1962 г. Определите, какие государственные решения способствовали миграции населения в города. Какие новые задачи в социально-экономической, культурной политике предстояло определить советскому руководству? Следующие государственные решения способствовали миграции населения в города: развитие промышленности, развитие образования, открытие вузов и школ, выдача паспортов жителям села. Новые задачи в социально-экономической, культурной политике: поднять уровень образования и культуры переехавших в город сельских жителей, решение жилищного вопроса.

Почему, несмотря на несомненные успехи советской экономики, основные условия для развития становились всё менее благоприятными? Напишите эссе на данную тему. Несмотря на несомненные успехи советской экономики, основные условия для развития становились всё менее благоприятными потому, что экономика развивалась по экстенсивному пути. А осваивать новые пространства до бесконечности невозможно. Необходимо было искать пути интенсивного развития экономики.

Так, в 1925 году Бухарин призвал крестьян: «Обогащайтесь, накапливайте, развивайте своё хозяйство! Другие же, во главе с Е. Преображенским , требовали усиления борьбы с «кулаком» забиравшим в свои руки, как они утверждали, не только экономическую, но и политическую власть в деревне , не помышляя, однако, ни о «ликвидации кулачества как класса», ни о насильственной «сплошной коллективизации», ни о свёртывании нэпа в отличие от Бухарина, который с 1930 года занялся теоретическим обоснованием новой сталинской политики, а в 1937 году в своём письме будущим руководителям партии клялся, что вот уже 8 лет не имеет никаких разногласий со Сталиным, Е. Преображенский осуждал сталинскую политику и на Лубянке в 1936 году [9]. Однако противоречия НЭПа усиливали антинэповские настроения низовой и средней части партийного руководства.

В 1927—1928 хозяйственном году разразился новый кризис : не удалось собрать даже самых необходимых объёмов зерна. НЭП в промышленности НЭП в промышленности обернулся диспропорциями в товарообмене между городом и деревней, превалированием мелкотоварного производства в противоположность крупной, стратегической индустрии, массовой безработицей [10]. Структура собственности Национализация промышленности была приостановлена: предприятия с численностью до 20 рабочих были оставлены в частных руках. Была разрешена передача национализированных ранее предприятий в аренду частникам, часто их прежним владельцам. Крупную промышленность ленинские «командные высоты» оставили в собственности государства, с двумя существенными изменениями [10]. Руководство промышленностью было распределено между Советами народного хозяйства союзного, республиканского и местного уровня, которые действовали автономно [10]. ВСНХ , потерявший право вмешательства в текущую деятельность предприятий и трестов, превратился в координационный центр. Его аппарат был резко сокращён. Именно в то время появился хозяйственный расчёт , при котором предприятие после обязательных фиксированных взносов в государственный бюджет получило право само распоряжаться доходами от продажи продукции, само отвечало за результаты своей хозяйственной деятельности, самостоятельно использовало прибыли и покрывало убытки. В условиях НЭПа, писал Ленин, «государственные предприятия переводятся на так называемый хозяйственный расчёт, то есть, по сути, в значительной степени на коммерческие и капиталистические начала».

Прямое управление фабрично-заводской промышленностью через главки было отменено. Отрасли промышленности объединялись в тресты, которые управляли группой предприятий как единым целым; в среднем в тресте насчитывалось примерно 10 предприятий [10]. Эти объединения однородных или взаимосвязанных между собой предприятий получили полную хозяйственную и финансовую независимость на основе хозрасчёта , вплоть до права выпуска долгосрочных облигационных займов [11]. Тресты сами решали, что производить и где реализовывать продукцию. Предприятия, входившие в трест , снимались с государственного снабжения и переходили к закупкам ресурсов на рынке. Законом предусматривалось, что «государственная казна за долги трестов не отвечает». А резервный капитал использовался для финансирования расширения производства и возмещения убытков хозяйственной деятельности. От размеров прибыли зависели премии, получаемые членами правления и рабочими треста. Часть прибыли должна была идти в пользу государства как владельца основных фондов предприятий. Некоторые из основных отраслей промышленности также были обязаны отдавать часть своей продукции государственным учреждениям [10].

Самые крупные тресты образовались в текстильной промышленности; в крупнейшем текстильном тресте было занято около 50 тысяч рабочих [10]. Стали возникать синдикаты — добровольные объединения трестов на началах кооперации , занимавшиеся сбытом , снабжением , кредитованием , внешнеторговыми операциями. Правление синдикатов избиралось на собрании представителей трестов, причём каждый трест мог передать по своему усмотрению большую или меньшую часть своего снабжения и сбыта в ведение синдиката. Из резолюции XII съезда РКП б , апрель 1923 года: Возрождение государственной промышленности при общей хозяйственной структуре нашей страны будет по необходимости находиться в теснейшей зависимости от развития сельского хозяйства, необходимые оборотные средства должны образоваться в сельском хозяйстве в качестве избытка сельскохозяйственных продуктов над потреблением деревни, прежде чем промышленность сможет сделать решительный шаг вперёд. Но столь же важно для государственной промышленности не отставать от земледелия, иначе на основе последнего создалась бы частная индустрия, которая, в конце концов, поглотила бы или рассосала государственную. Победоносной может оказаться только такая промышленность, которая даёт больше, чем поглощает. Промышленность, живущая за счёт бюджета, то есть за счёт сельского хозяйства, не могла бы создать устойчивой и длительной опоры для пролетарской диктатуры. Вопрос о создании в государственной промышленности прибавочной стоимости — есть вопрос о судьбе Советской власти, то есть о судьбе пролетариата. Радикальные преобразования произошли и в промышленности. Реализация готовой продукции, закупка сырья, материалов, оборудования производилась на полноценном рынке, по каналам оптовой торговли.

Возникла широкая сеть товарных бирж, ярмарок, торговых предприятий. В промышленности и других отраслях была восстановлена денежная оплата труда, введены тарифы, зарплаты, исключающие уравниловку, и сняты ограничения для увеличения заработков при росте выработки. Были ликвидированы трудовые армии, отменены обязательная трудовая повинность и основные ограничения на перемену работы. Организация труда строилась на принципах материального стимулирования, пришедших на смену внеэкономическому принуждению «военного коммунизма». Абсолютная численность безработных, зарегистрированных биржами труда , в период НЭПа возросла с 1,2 миллиона человек в начале 1924 года до 1,7 миллиона человек в начале 1929 года , но расширение рынка труда было ещё более значительным численность рабочих и служащих во всех отраслях народного хозяйства увеличилась с 5,8 миллиона в 1924 году до 12,4 миллиона в 1929 году , так что фактически уровень безработицы снизился. В промышленности и торговле возник частный сектор: некоторые государственные предприятия были денационализированы, другие — сданы в аренду; было разрешено создание собственных промышленных предприятий частным лицам с числом занятых не более 20 человек позднее этот «потолок» был поднят. Ряд предприятий был сдан в аренду иностранным фирмам в форме концессий. В 1926—1927 годах насчитывалось 117 действующих соглашений такого рода. Помимо капиталов, в СССР направлялся поток рабочих-иммигрантов со всего мира. В 1922 году американским профсоюзом швейников и советским правительством была создана Русско-американская индустриальная корпорация РАИК , которой были переданы шесть текстильных и швейных фабрик в Петрограде , четыре — в Москве.

Бурно развивалась кооперация всех форм и видов. К концу 1928 года непроизводственной кооперацией различных видов, прежде всего крестьянской, было охвачено 28 млн человек в 13 раз больше, чем в 1913 году. Существовало кооперативное законодательство, кредитование, страхование. Возродилась кредитная система. В 1922—1925 годах был создан целый ряд специализированных банков: акционерные, в которых пайщиками были Госбанк, синдикаты, кооперативы, частные и даже одно время иностранные, для кредитования отдельных отраслей хозяйства и районов страны; кооперативные — для кредитования потребительской кооперации; организованные на паях общества сельскохозяйственного кредита, замыкавшиеся на республиканские и центральный сельскохозяйственные банки; общества взаимного кредита — для кредитования частной промышленности и торговли; сберегательные кассы — для мобилизации денежных накоплений населения. Самым важным итогом НЭПа стало то, что впечатляющие хозяйственные успехи были достигнуты на основе принципиально новых, неизвестных дотоле истории общественных отношений. В промышленности ключевые позиции занимали государственные тресты, в кредитно-финансовой сфере — государственные и кооперативные банки, в сельском хозяйстве — мелкие крестьянские хозяйства, охваченные простейшими видами кооперации. Совершенно новыми оказались в условиях НЭПа и экономические функции государства ; коренным образом изменились цели, принципы и методы правительственной экономической политики. Если ранее центр прямо устанавливал в приказном порядке натуральные, технологические пропорции воспроизводства, то теперь он перешёл к регулированию цен, пытаясь косвенными, экономическими методами обеспечить сбалансированный рост. Государство оказывало нажим на производителей, заставляло их изыскивать внутренние резервы увеличения прибыли, мобилизовывать усилия на повышение эффективности производства, которое только и могло теперь обеспечить рост прибыли.

Весь последующий период до конца НЭПа вопрос о ценах продолжал оставаться стержнем государственной экономической политики: повышение их трестами и синдикатами грозило повторением кризиса сбыта, тогда как их понижение сверх меры при существовании наряду с государственным частного сектора неизбежно вело к обогащению частника за счёт государственной промышленности, к перекачке ресурсов государственных предприятий в частную промышленность и торговлю. Частный рынок, где цены не нормировались, а устанавливались в результате свободной игры спроса и предложения, служил чутким «барометром», «стрелка» которого, как только государство допускало просчёты в политике ценообразования, сразу же «указывала на непогоду». Но регулирование цен проводилось бюрократическим аппаратом, который не контролировался в достаточной степени непосредственными производителями. Отсутствие демократизма в процессе принятия решений, касающихся ценообразования, стало «ахиллесовой пятой» рыночной социалистической экономики и сыграло роковую роль в судьбе НЭПа. Сколь ни блестящи были успехи в экономике, её подъём ограничивался жёсткими пределами. Достигнуть довоенного уровня было нелегко, но и это означало новое столкновение с отсталостью вчерашней России, сейчас уже изолированной и окружённой враждебным ей миром. В октябре 1919 года Верховный совет Антанты объявил о полном запрещении всех форм экономических связей с Советской Россией. В результате провала интервенции против Советской республики и роста противоречий в экономике самих империалистических стран государства Антанты были вынуждены снять блокаду январь 1920 года. Иностранные государства пытались организовать т. Политическая борьба времён НЭПа В разделе не хватает ссылок на источники см.

Информация должна быть проверяема , иначе она может быть удалена. Вы можете отредактировать статью, добавив ссылки на авторитетные источники в виде сносок. Процессы эти на протяжении всего периода Советской власти характеризовались тяготением к диктатуре , авторитаризму. Пока Ленин находился у руля, можно было говорить о «коллективной диктатуре»; лидером он был исключительно за счёт авторитета, однако с 1917 года и эту роль ему приходилось делить с Л. Троцким : верховный правитель в то время именовался «Ленин и Троцкий», оба портрета украшали не только государственные учреждения, но, порою, и крестьянские избы. Однако, с началом внутрипартийной борьбы в конце 1922 года соперники Троцкого — Зиновьев , Каменев и Сталин , — не обладая его авторитетом, противопоставили ему авторитет Ленина и, в короткий срок, раздули его до настоящего культа , — дабы обрести возможность гордо именоваться «верными ленинцами» и «защитниками ленинизма». Это было особенно опасно в сочетании с диктатурой коммунистической партии. Как сказал в апреле 1922 года Михаил Томский , лидер советских профсоюзов, «У нас много партий. Но в отличие от заграницы, у нас одна партия у власти, а остальные в тюрьме» [12] [13]. Как бы в подтверждение его слов, летом того же года состоялся открытый процесс над правыми эсерами.

Судили всех более-менее крупных представителей этой партии, остававшихся в стране — и вынесли более десятка приговоров к высшей мере наказания позднее осуждённые были помилованы. В том же 1922 году за границу выслали более двухсот крупнейших представителей российской философской мысли лишь за то, что они не скрывали своего несогласия с советским строем — эта мера вошла в историю под названием « Философский пароход ». Дисциплина внутри самой коммунистической партии была также ужесточена. В конце 1920 года в партии появилась оппозиционная группировка — « рабочая оппозиция », которая требовала передачи всей власти на производстве профсоюзам. Согласно этой резолюции, решения, принятые большинством, должны выполняться всеми членами партии, включая и тех, кто с ними не согласен.

Маленков обособился с Берия; за спиной других руководящих деятелей партии и правительства т. Маленков вместе с Берия подготовил предложения о составе правительства и «реорганизации» министерств. Это неправильное поведение т. Маленкова облегчило возможность провокатору Берия пролезть на пост министра внутренних дел с далеко идущими целями подчинить себе партию и правительство , что грозило величайшей опасностью для нашего Советского государства. Почти до самого ареста Берия т. Маленков находился под его влиянием и в ряде важнейших политических вопросов поддерживал предложения Берия. Маленков пошел за Берия по такому важнейшему вопросу, как вопрос о нашей политике в Германии. Маленков поддерживал предложения Берия о том, чтобы совсем отказаться от курса на строительство социализма в ГДР и держать курс на то, чтобы уйти из Германии, предоставив возможность создания единой буржуазной Германии в качестве якобы «нейтрального» государства. Когда же эти капитулянтские предложения были отвергнуты подавляющим большинством членов Президиума ЦК, не только Берия, но и т. Маленков после заседания обрушились с угрозами на отдельных членов Президиума, пытаясь их запугать и добиться проведения капитулянтской линии. В свою очередь, Берия всячески поддерживал т. Маленкова и выдвигал его с той преступной целью, чтобы, используя свое влияние на т. Маленкова, расчищать путь для своей личной власти. В июне 1953 года под влиянием других членов Президиума ЦК, возмутившихся наглым, антипартийным поведением Берия, т.

ИТОГИ: Традиционно основное внимание уделялось развитию тяжёлой промышленности, особенно военных отраслей. Поспешная реорганизация министерств и создание Совнархозов привели к дезорганизации управления экономикой и падению темпов экономического роста. Темы роста в промышленности были высокими: в 1954-1955 гг. Освоение целинных и залежных земель позволило значительно увеличить производство зерна. Но с годами урожайность на целинных землях Казахстана падала. Общий рост производства зерна не успевал за ростом его потребления. Советский Союз вынужден был начать закупки зерна за границей. Распашка лугов и пастбищ лишала животноводство кормовой базы и делала невозможным увеличение производства мяса. В 1962 г. Крайняя некомпетентность и непоследовательность политики Н.

Второй после Сталина. Как Хрущев увел власть у того, кого считали преемником отца народов

1. Что общего в экономической стратегии, предложенной Г. М. Маленковым и Н. С. Хрущевым в 1953 г.? 2. В чем, на ваш взгляд, заключается принципиальная разница в подходах к развитию промышленного производства, предложенных Г. М. Маленковым и Н. С. Хрущевым? Сравните программы экономических преобразований Г.М. Маленкова и Н.С. Хрущёва. Сделайте выводы. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам Условия использования Конфиденциальность Правила и безопасность Как работает YouTube Тестирование новых функций.

Постановление ЦК КПСС от 31 января 1955 г. о Г. М. Маленкове

Однако с отстранением Маленкова от дел постепенно прекратили действовать и предложенные им реформы. Сельскохозяйственная политика Хрущева. При едином политическом курсе партийно-государственного руководства позиция Хрущева отличалась от замысла Маленкова. Обеспечить подъем сельского хозяйства он предполагал путем значительного повышения государственных закупочных цен на колхозную продукцию и быстрого расширения посевных площадей за счет целинных и залежных земель в основном в Казахстане и Сибири.

В 1954 г. Решением ЦК туда были направлены свыше 30 тыс. За первые пять лет благодаря трудовому героизму советских людей было освоено 42 млн.

Наряду с этим были повышены закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, с колхозов списаны долги прошлых лет, в несколько раз увеличены государственные расходы на социальное развитие села. Одним из важных решений стала отмена налога на личное подсобное хозяйство и разрешение увеличить размеры самого хозяйства в пять раз. По инициативе Хрущева был провозглашен и начал внедряться принцип планирования «снизу».

Колхозы получили право вносить изменения в свои уставы с учетом специфики местных условий. Впервые были введены пенсии колхозникам. Им стали выдавать паспорта.

Эти меры способствовали подъему сельского хозяйства. За 1953 — 1958 гг. Таких темпов развития село не знало со времен нэпа.

Однако эти успехи вселили в партийных лидеров и в самого Хрущева уверенность в силу административных решений. Быстрое улучшение благосостояния крестьян породило у них опасение в возможном его «перерождении» в кулачество. Да и усиление роли экономических стимулов объективно ослабляло потребность в административном вмешательстве в дела селян.

Это во многом объясняет тот факт, что с конца 50-х гг. В 1959 г. Государство таким путем сумело за один год компенсировать почти все свои расходы предыдущих лет на развитие сельского хозяйства.

Отрицательным последствием данного мероприятия была также потеря кадров механизаторов, до этого сосредоточенных в МТС. Вместо того чтобы переходить в колхозы, многие находили работу в районных центрах, городах. В этом же году был сделан вывод о том, что «личное подсобное хозяйство будет постепенно утрачивать свое значение», так как колхозникам выгоднее получать продукты из колхоза.

Это означало по существу начало нового наступления на подсобные хозяйства. По предложению выступившего на пленуме секретаря ПК Л. Брежнева было дано поручение государственным органам за 2 — 3 года скупить скот у рабочих совхозов и рекомендовать колхозам принять аналогичные меры.

Результатом этих мер явился новый упадок личного подсобного хозяйства и обострение продовольственной проблемы в стране. Попытки решить ее с помощью «кукурузной эпопеи» успеха тоже не принесли.

Такой подход, по мнению Маленкова, был способен обеспечить за два-три года значительное улучшение снабжения населения товарами первой необходимости. В области сельского хозяйства он предложил считать главной задачей повышение урожайности т. Для этого было намечено значительно снизить нормы обязательных поставок с личного подсобного хозяйства колхозников, уменьшить в среднем вдвое денежный налог с каждого колхозного двора и полностью снять оставшуюся недоимку по сельскохозяйственному налогу прошлых лет. Реорганизации подлежала и сфера торговли.

Сокращался максимальный срок лишения свободы с 25 до 15 лет. В период 1953-1964 гг. Он стал более квалифицированным по сравнению со сталинской эпохой. К середине 1960-х гг. В целом принятие нового законодательства являлось неоспоримой заслугой нового советского руководства. В Советском Союзе начался противоречивый процесс двустороннего формирования «гражданского общества», который контролировался и даже поощрялся «сверху» и углублялся за счет низовой гражданской инициативы «снизу». При решении ряда общеполитических и социальных проблем советское руководство периодически прибегает к репрессивным мерам, что свидетельствовало о рецидивах сталинского мышления подавление силой выступлений заключенных ГУЛАГа, организованная властями травля писателя Б. Именно на эпоху «оттепели» приходится возобновление антицерковной кампании. Советское общество в значительной степени было проникнуто религиозными чувствами. В Русская православная церковь насчитывала 60 млн. Многие молодожены предпочитали совершать обряд венчания. В стремлении унифицировать советское общество в направлении коммунистического атеистического идеала, хрущевское руководство прибегает к далеко недемократичным кампаниям. В мае 1961 г. Президиум Верховного Совета РСФСР принял указ «Об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно-полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни». Указ наделял собрания граждан правом вынести общественный приговор о высылке тунеядцев на срок от двух до пяти лет с обязательным привлечением к трудовой деятельности по месту ссылки. Общественный приговор подлежал утверждению в исполкомах районного или городского Совета депутатов трудящихся. Только за 1961 г. Ухудшение социально-экономической ситуации и снижение уровня жизни в начале 1960-х гг. Сразу же после повышения цен на мясомолочные продукты выступления рабочих были зарегистрированы в Омске, Кемерово, Донецке, Краматорске. Наибольшую известность получили события 1962 года в Новочеркасске, где протест против высоких цен на жилье и дороговизны в городских магазинах выплеснулся на улицу. В результате столкновения войск с демонстрантами погибло 24 человека и ранено 70 человек. Позже 105 демонстрантов были осуждены, из них семеро приговорены к расстрелу. В целом за десять лет «оттепели» за политические преступления в Советском Союзе было осуждено свыше 10 тыс. Дальнейшие перспективы развития советской государственности Хрущев и советское руководство видели в известной демократизации советской политической системы при сохранении её однопартийного фундамента. При Хрущеве обоснование идеи о перерастании диктатуры пролетариата в общенародное государство. Республиканские органы власти получили право участвовать в формировании высших правительственных и судебных органов СССР. Верховные Советы республик получили возможность осуществлять планирование социально-экономической жизни. Работа над её проектом, занявшая более двух лет 1962-1964 , контролировалась лично Хрущевым. Приоритетными направлениями считались следующие положения: - усиление роли общественных организаций в управлении страной; - юридическое оформление прав, которыми пользуются граждане право на участие в управлении делами общества и государства, право на пользование общественными фондами, бесплатное медицинское обслуживание, на обеспечение равных возможностей, на свободную творческую самодеятельность, отвечающую интересам общества ; - повышение роли системы Советов всех уровней; - регулярная ротация партийно-государственных кадров. В 1961 г. Программа была нацелена на более последовательную реализацию принципа систематического обновления партийных органов от Президиума ЦК КПСС до первичной организации. На высших постах партии можно было пребывать не более трех сроков подряд. Предусматривалось обновление четвертой части состава ЦК и его Президиума на каждых выборах. Резко ограничивались возможности для конкретного человека несколько раз быть избранным в один и тот же партийный орган. Таким образом, политические преобразования середины 1950-х — первой половины 1960-х едва ли можно назвать реформами. Вместо качественного изменения существующей системы общественных отношений была осуществлена определенная демократизация режима без изменения его ключевых принципов, прежде всего, однопартийного характера системы. Демократизация политической системы периода «оттепели» не выходила за рамки социалистического идеала. Речь, как правило, шла о восстановлении советской законности и прав пострадавших граждан и народов. Система власти с 1956-1957 гг. При Хрущеве некоторые общественные организации, прежде всего профсоюзы и комсомол, оказались более плотно вмонтированными в общую партийно-государственную иерархию, началось конструирование механизма ротации и сменяемости высшего эшелона власти. Экономические достижения и просчеты. Реформа системы управления экономикой. В 1957-1964 гг. В 1953 г. Следующая фаза реорганизации и децентрализации управления экономикой была связана с инициативами Н. С февраля 1957 г. Совнархозы управляли промышленными и строительными предприятиями, расположенными в административных границах автономных республик, краев и областей. Целью реформы считалась децентрализация всей хозяйственной структуры страны, хотя Госплан СССР продолжал осуществлять централизованное планирование. В выигрыше от управленческой реформы оказались производственники, которые избавились от мелочной опеки центра и партийных обкомов. Квалификация и соответствующий опыт позволили им извлечь максимум выгоды из новой ситуации. Уменьшились затраты на транспортировку сырья и продукции, усилились кооперационные связи предприятий, расположенных на одной административной территории. С другой стороны, совнархозы считали приоритетным интересы предприятий своего региона, пренебрегая проблемами межотраслевой связи, чем тормозился научно-технический прогресс. Совнархозы были склонны образовать своего рода экономическую автаркию. К тому же реорганизация системы управления экономикой совпала с практически непрерывным ухудшением подбора кадров в высшем эшелоне управления экономикой. Эти факторы стали важнейшими причинами ухудшения руководства многоотраслевой экономикой и, как следствие, уменьшения эффективности директивной экономики. Дезорганизация управления экономикой заставила Хрущева создать в 1960 году республиканские совнархозы, а в 1963 г. Численность аппарата управления с 1957 г.

Кто в 1953 году выступил с программой экономических преобразований что он предложил? Маленков, он предложил перенести центр тяжести на развитие легкой и пищевой промышленности. Такой подход по мнению Маленкова, был способен обеспечить за 2-3 года значительное улучшение снабжения населения товарами и первой необходимости.

Маленков и Хрущёв

Что поменялось во внутренней политике? Почему новое советское руководство начало проведение реформ? После смерти И. Сталина развернулась борьба за власть между Хрущевым, Маленковым и Берия. В марте 1958 года в СССР началось формирование нового правительства. В стране возрастала роль партийного аппарата.

Новое советское руководство начало проведение реформ, так как необходимо было продолжать развитие экономики и сельского хозяйства, решать жилищный вопрос. Хрущев вводил новые подходы к управлению хозяйство — переход к отраслевому управлению через Совнархозы. Сталина возлагалась вся ответственность за репрессии в СССР в 1930-начала 1950 гг. Доклад Хрущева позволил начать период «оттепели» и запустил процесс реабилитаций жертв репрессий. Какой период в истории СССР называют «оттепелью»?

Задачи урока: Углубить знания о причинах и последствиях экономических реформ в период с1953-1964 гг. Применить имеющиеся у учащихся знания для систематизации материала, прогнозирования результатов преобразований в экономике. Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно делать выводы, анализировать исторические источники. Развивать навыки работы в группе, аргументировано защищать свои выводы, оппонировать собеседнику. Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная. Для работы на уроке класс делится на 4 группы по 5-6 человек. План урока: 1. Перемены в аграрной политике.

Освоение целины. Стимулирование научно-технического прогресса. Выделение приоритетных программ развития народного хозяйства.

Пановой «Времена года» , Ф. Панфёрова «Волга-матушка река» и др. Особым духом творческих исканий проникнута литература Д. Гранина «Иду на грозу» , Ю.

Нагибина «Далекое и близкое» , Ю. Германа «Дорогой мой человек» , В. Аксенова «Звездный билет». Твардовского от руководства журналом. Попытки главы Союза писателей А. Фадеева добиться изменения стиля руководства Союзом писателей привели к его опале, а затем и к самоубийству. Освоение космоса, разработка новейших образцов техники сделали любимым жанром читателей научную фантастику.

В этом жанре писали романы и повести И. Ефремов «Туманность Андромеды», «Лезвие бритвы» , Л. Казанцев, братья А. Стругацкие «Понедельник начинается в субботу», «Трудно быть богом», «Пикник на обочине». Появилось немало литературных произведений «Судьба человека» М. Шолохова, «Тишина» Ю. Бондарева получивших всенародное признание именно благодаря своей жизнеутверждающей силе и оптимизму, обращению к внутреннему миру и повседневной жизни человека.

Настоящим потрясением для миллионов людей стал выход в свет произведений А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», «Матрёнин двор», поставивших проблемы преодоления сталинского наследия в повседневной жизни советских людей. НО, политика «оттепели» в духовной жизни имела вполне определённые границы. Одним из ярких примеров допустимых пределов «оттепели» стало «дело Пастернака». Публикация на Западе его запрещённого романа «Доктор Живаго» и присуждение ему Нобелевской премии поставили писателя буквально вне закона. В октябре 1958 г. Пастернак был исключён из Союза писателей.

Он вынужден был отказаться от Нобелевской премии, чтобы избежать высылки из страны, а в 1960 г. Процессы обновления затронули и изобразительное искусство. По-новому трактуется художниками реализм. Шестидесятые годы — время становления так называемого «сурового стиля» в советской живописи.

В 1957 г. Гагарин открыл человечеству дорогу в космос. Радикально изменился топливный баланс страны за счет использования нефти и газа.

Мощными темпами росла химическая промышленность, широко освоившая выпуск искусственных материалов. На транспорте паровозы заменялись тепловозами и электровозами. Однако в целом промышленность продолжала развиваться по привычному пути: не за счет интенсификации имеющихся мощностей, а за счет строительства тысяч новых предприятий. Не менее важным направлением в своей экономической политике Хрущев считал реформу управления народным хозяйством. Стремясь сломать ведомственные барьеры, мешавшие развитию производства, он в 1957 г. Свыше 3,5 тыс. Эти меры, с одной стороны, укрепили экономические права местных властей, но с другой — больно ударили по единой технической и технологической политике, а в итоге — по планам внедрения в производство достижений научно-технического прогресса.

Очень скоро оказалось, что хозяйственная самостоятельность предприятий внутри регионов ведет к нарушению связей между ними. Выход из этого положения был найден в создании новых управленческих структур — республиканских совнархозов и Высшего совета народного хозяйства ВСНХ. Это сопровождалось значительным увеличением армии управленцев. Но темпы экономического развития неуклонно снижались. Если в 1951—1955 гг. В 1961—1965 гг. Тем не менее взятые в целом показатели экономического развития страны в конце 50-х — начале 60-х гг.

Переход к последующей стадии развития при сохранении старого хозяйственного механизма был невозможен. Социальная политика. Экономическая политика Хрущева носила ярко выраженную социальную направленность. В середине 50-х гг.

1 Экономическая программа Маленкова Г В Маленков В

Хрущев заимствовал ревизионистскую программу Маленкова и усилил ее до осуждения Сталина на XX съезде партии в следующем году, против чего боролись старые бойцы, объединившиеся вокруг Маленкова. 1953 год и новая аграрная политика Политика Маленкова складывалась из трех составляющих: социальная переориентация экономики, изменение политики в отношении деревни, разрядка в международных делах. Слайд 4ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КУРС МАЛЕНКОВА После смерти Сталина страна нуждалась в новой программе. экономических преобразований В августе 1953 г. с такой программой выступил Г.М.

«Эпоха волюнтаризма»: как политика Хрущёва повлияла на историю России

В своей деятельности на посту председателя Совета министров СССР т. Маленков не проявил себя также достаточно политически зрелым и твердым большевистским руководителем. В этом отношении характерна речь т. Маленкова на V сессии Верховного Совета СССР. Он выдвинул идею освоения целинных и залежных земель. Программа Маленкова ориентировала на повышение урожайности, программа Хрущева – на расширение посевных площадей. Первый путь называют интенсивным, второй – экстенсивным. В своей деятельности на посту председателя Совета министров СССР т. Маленков не проявил себя также достаточно политически зрелым и твердым большевистским руководителем. В этом отношении характерна речь т. Маленкова на V сессии Верховного Совета СССР.

История. 11 класс

Гагарин открыл человечеству дорогу в космос. Радикально изменился топливный баланс страны за счет использования нефти и газа. Мощными темпами росла химическая промышленность, широко освоившая выпуск искусственных материалов. На транспорте паровозы заменялись тепловозами и электровозами. Однако в целом промышленность продолжала развиваться по привычному пути: не за счет интенсификации имеющихся мощностей, а за счет строительства тысяч новых предприятий. Не менее важным направлением в своей экономической политике Хрущев считал реформу управления народным хозяйством. Стремясь сломать ведомственные барьеры, мешавшие развитию производства, он в 1957 г. Свыше 3,5 тыс.

Эти меры, с одной стороны, укрепили экономические права местных властей, но с другой — больно ударили по единой технической и технологической политике, а в итоге — по планам внедрения в производство достижений научно-технического прогресса. Очень скоро оказалось, что хозяйственная самостоятельность предприятий внутри регионов ведет к нарушению связей между ними. Выход из этого положения был найден в создании новых управленческих структур — республиканских совнархозов и Высшего совета народного хозяйства ВСНХ. Это сопровождалось значительным увеличением армии управленцев. Но темпы экономического развития неуклонно снижались. Если в 1951—1955 гг. В 1961—1965 гг.

Тем не менее взятые в целом показатели экономического развития страны в конце 50-х — начале 60-х гг. Переход к последующей стадии развития при сохранении старого хозяйственного механизма был невозможен. Социальная политика. Экономическая политика Хрущева носила ярко выраженную социальную направленность. В середине 50-х гг. Регулярно повышались оклады в промышленности только за 1961—1965 гг.

По его словам, в промышленной политике после отставки Маленкова приоритет отдали товарам группы «А» промышленные товары или товары, предназначенные для производства других товаров , в том числе оборонному сектору. В результате производство товаров группы «Б» товары народного потребления или товары, предназначенные для личного потребления пошло по остаточному принципу. По мнению историка Юрия Жукова , если бы Маленков смог удержаться на вершине власти, история пошла бы совсем иным путем, и СССР стал бы гораздо более процветающей страной.

По словам историка Александра Шубина, нельзя сказать, что Маленков был только за крестьян, а Хрущев только против. Советское руководство проводило политику лавирования между двумя проблемами — модернизации и потребления, считает он. Надо сказать, что Маленков тоже подчинился этому курсу. Он был назначен министром электростанций и, таким образом, далее преимущественно занимался именно развитием производства продукции группы "А"», — рассказал Шубин. Как бы там ни было, несмотря на краткость пребывания во главе советского правительства — неполные два года, с марта 1953-го по февраль 1955 года, — Георгий Маленков успел сыграть свою роль в российской истории. Это подтвердил народ: начиная с середины 50-х в деревнях начала ходить та самая поговорка, которую люди старшего поколения помнят до сих пор: «Пришел Маленков — поели блинков».

Рост бюрократического аппарата. Ослабление связей между регионами. Итоги экономических реформ 1950-1960-х гг.

В управлении промышленностью: нарушение связи между предприятиями регионов; ослабление влияния партии на принятие решений; неразбериха в управлении, увеличение бюрократии. Ликвидация МТС привела к финансовым трудностям в колхозах. Повышение благосостояния населения. В управлении экономикой страны: противоречивость политики Н. Хрущева и хозяйственные неудачи — рост оппозиции в руководстве страны во главе с Л. Семичастным руководитель КГБ , А. Шелепиным председатель комитета партийно-государственного контроля. Резкое увеличение капиталовложений и кредитов превышало возможности государственного бюджета. Произошёл разрыв экономических связей между предприятиями одной отрасли, наблюдался дефицит многих групп товаров.

Государственная монополия, отсутствие конкуренции приводили к тому, что качество отечественной продукции было ниже международных стандартов. Экспортировались по-прежнему не готовые товары, а полезные ископаемые. Политика Хрущёва привела к снижению темпов промышленного развития, замедлению технического прогресса, повышению цен и появлению дефицита, росту социальной напряжённости. Неудачи «хрущевских реформ» послужили причиной к проведению новой реформы — «косыгинской» см. В обществе и среди партийного руководства нарастало недовольство его действиями в управлении страной. Хрущёв был обвинён в волюнтаризме и освобождён от должности первого секретаря ЦК.

II 100-й - 250-й дни: либерализация цен и активное продолжение процесса разгосударствления экономики. Особенно активно процесс разгосударствления должен идти в сферах общественного питания и обслуживания населения. При этом активно развивается рыночная инфраструктура то есть биржи, банки, финансовые учреждения и др. Отмен контроля за ценами должен привести к появлению большого кол-ва товаров в свободной продаже, цены на которые будут выше государственных, но ниже чем на черном рынке.

III 250-й - 400-й дни: стабилизация, продолжение процесса разгосударствления, активизируется антимонопольная политика. К 400 дню из государственной собственности должны быть приватизированы до 30—40 процентов основных фондов промышленности, до 50 процентов активов в сфере строительства и автомобильного транспорта, не менее 60 процентов торговли, общественного питания, бытового обслуживания. Рубль становится конвертируемым. IV 400-й - 500-й дни: начало экономического подъема, уже опирающегося на рыночные механизмы. На этом этапе начинает складываться внутренняя конкуренция в том числе с иностранными производителями. При этом таможенные тарифы защищают молодого российского производителя. Создается рынок рабочей силы, институт прописки отменяется. Что касается финансовой сферы, то там вводится налог на доходы по ценным бумагам и от операций с ними. Очевидно, что все перечисленные активные реформы нуждались в определённой поддержке со стороны государства, которая так же была прописана составителями проекта. В первую очередь регулирующую функцию продолжал выполнять госзаказ.

Этот казалось бы уходящий в прошлое экономический рычаг должен был сыграть стабилизирующую роль в процессе перехода к новой экономике. Однако, теперь госзаказ должен был осуществляться на основе договорной цены. С одной стороны, госзаказ предохранял от простоя, привыкшие работать по такой схеме предприятия, но в то же время договорная цена внедряла рыночную культуру отношений. Заниматься размещением госзаказов и составлением договоров должна была Государственная контрактная система. Таким образом, видно, что государство всё ещё оставляло за собой ключевые рычаги управления экономикой. Предусматривалась так же определённая финансовая подстраховка предприятий с помощью специальных стабилизационных фондов. Источниками средств для этих "кубышек" должны были стать целевые бюджетные ассигнования, выручка от продажи облигаций, организуемых ими лотерей. Предполагалось что такие фонды будут рассматривать обращения государственных предприятий на определённых условиях. Кроме того, предполагалось поощрение "на всех уровнях" создания предпринимателями рыночной инфраструктуры так как для новой мобильной экономики требовались новые склады, базы и т д.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий