Основатель русского духовного концерта

Сущность русского духовного концерта заключается в том, что он является отражением духовной и культурной жизни русского народа. В нем присутствуют элементы религиозной символики, народной песни, народных обрядов и традиций. Величественные хоровые композиции, возвышенные мелодии и гармонии — все это характеризует русский духовный концерт. Особенностью русского духовного концерта является его духовная направленность. это жанр церковной православной многоголосной музыки, где «состязаются» 2 и более противопоставленных друг другу хоров, без инструментального сопровождения.

ДУХОВНЫЙ КОНЦЕРТ В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ

Интересно заметить, что уже в классический период становления и расцвета жанра духовного концерта намечается тенденция к сокращению числа используемых для одного музыкального произведения псалмов. Это проявляется в творчестве Д. В творчестве каждого из композиторов принципы работы с каноническим текстом проявляются по-разному, что характеризует, в первую очередь, особенности их мировоззренческих позиций и глубоко личное отношение к соответствующим текстам. Так, по мнению Л. Гервер: «Чем больше стихов собраны вместе, тем яснее принцип их отбора. Мы много можем понять о концертах и в какой-то мере об их авторе , вчитываясь в избранные псалмы и стихи, а также — добавим применительно к концертам Бортнянского — в то, что осталось невостребованным в псалмах, к которым обращался композитор» [2, с. Наметившаяся тенденция к сокращению случаев комбинирования различных текстов в рамках одной композиции говорит о том, что необходимость в сохранении единства духовного пространства отдельно взятого образца канонического текста чаще всего — псалма была осознана, равно как и возможность к вычленению различных образов-состояний из него. Данный факт свидетельствует о формировании более вдумчивого, глубокого отношения к духовным первоисточникам. В совокупности они составляют классицистскую модель духовного концерта. К их числу можно отнести такие особенности, как: Многочастность выраженную в преобладании трех- и четырехчастных концертов.

Переменность музыкального склада чередование полифонизированных и гомофонных разделов. Принцип контраста. Смена темпа по принципу: «быстро — медленно — быстро» либо «медленно — быстро — медленно — быстро». Смена метра двухдольного и трехдольного в различных разделах формы. Богатство ритмического изложения. Частая смена фактурного изложения. Принцип диалогичности, использование темброво-колористических сопоставлений, прежде всего — богатство темброво-фактурного изложения: чередование solo-tutti, soli-tutti. Опора на вокальные ариозные , декламационные речитативные , песенные традиции, идущие от канта , инструментальные связаны с виртуозностью партий истоки. Интенсивность тонально-гармонического движения.

Постепенный переход от стройности четырёхчастного цикла к возможности изменения количества частей как в сторону сокращения до трёх, так и наоборот — в сторону расширения — имеет определённую взаимосвязь с реализацией полифонического начала в форме. Данную закономерность можно проследить в исторической перспективе: одновременно с модификацией структуры цикла видоизменялось и соотношение гомофонно-гармонического и полифонического принципов организации музыкального материала. Основываясь на данных параметрах, А. Лебедева-Емелина выделяет три основных этапа развития классицистского духовного концерта, которые «позволяют выявить колебания вектора интереса сперва в сторону полифонизации фактуры, через возвращение к преобладанию стройного звучания гармонической вертикали — к синтезу обоих начал» [7, с. Галуппи и М. Березовского; этап с конца 1770-х по 1780-е гг. Бортнянского ; 1790-е гг. Бортнянским, Д. Сарти, С.

Авторами их были выдающиеся общественно-политические и церковные деятели 17-18 веков — Дмитрий Туптало, Епифений Славинецкий, Тимофей Щербацкий и др. Таким образом, украинский кант — явление оригинальное и глубоко самобытное, заложившее основы культуры нового типа, оказав влияние на процесс становления как национального, так и всего классического музыкально-поэтического искусства. Итак, развитие в 17 веке профессиональной музыки, как и развитие живописи и литературы, идет по пути все большего усиления светского начала, причем светское проникает и в церковную музыку, коренным образом меняя ее характер и формы воплощения. Испытывает на себе влияние светской сферы и жанр хорового концерта. Постепенно исчезает покаянная тематика, а распространение в 18 веке и влияние оперной, инструментальной и танцевальной музыки приводит к тому, что исполнение концертов в церкви стало противоречить церковным канонам. И хоровой концерт второй половины 18 века становится самостоятельным художественным произведением. Наиболее яркими образцами этого периода эволюции жанра являются хоровые концерты М. Березовского, Д. Бортнянского, А.

Веделя С. Кульминацией в развитии хорового концерта стала практика их исполнения вне церкви. В периодических изданиях того времени помещались объявления об исполнении в помещении какого-либо театра, дворца или дворянского клуба духовных концертов. Это стало возможным благодаря проникновению в стилистику этого жанра многих музыкальных черт , свойственных светской сфере музыкального искусства. Общими закономерностями жанра в данный период являются: новый имитационно-жанровый сплав тематизма, включивший кант, «российскую песню», народную песню и танец, марш, западноевропейские профессиональные жанры оперные и инструментальные , бытовую музыку, знаменный распев; установившаяся цикличность строения целого, основанная на относительном темповом контрасте частей; господство тонально-гармонической системы со сложными функциональными зависимостями; Жизнь музыкальных жанров похожа на жизнь человека: рождение — детство — формирование — юность — взросление — зрелость — старение — угасание. Впрочем, и само по себе существование жанра не бывает непрерывным, — нередко период расцвета и широкого общественного признания вдруг сменяется многолетним вялотекущим прозябанием, а то и полным забвением, которое также внезапно может смениться бурным возрождением жанра, его общественно-художественной реинкарнацией. Причины этого кроются в тайнах общественного сознания, постижение которых из века в век составляет предмет философских размышлений. Жанр духовного хорового концерта прошёл именно такой путь. Родившись в эпоху Возрождения под гулкими сводами венецианского собора св.

Марка, он в короткое — по меркам истории — время завоевал симпатии европейских композиторов. Вслед за итальянцами Виллартом, Андреа и Джованни Габриели, немцем Шютцом, поляками Зеленьским, Мельчевским, Ружицким, пришла и для русских авторов пора «составлять концерты». Но это была лишь предистория русского духовного хорового концерта. С приездом в Петербург иноземных капельмейстеров — Сарти, Цоппи, Галуппи — проникает в отечественную хоровую музыку жанр и стиль многочастного концерта-мотета. Березовский, Д. Ведель, С. Дегтярёв, С. Давыдов, а в середине XIX века — генерал А. Но всё больше ощущается в их творчестве стремление уйти от механического подражания западноевропейским образцам, создать самобытный стиль музыкального языка.

То было время стремительного развития российской национальной музыкальной культуры, и в этом развитии рождалось новое понимание назначения и задач духовной музыки. Очередной этап в истории жанра духовного хорового концерта был неразрывно связан с расцветом блистательного искусства Синодального хора и возникновением на рубеже XIX и XX веков новой российской школы композиторов церковной музыки. В сочинениях А. Архангельского, А. Гречанинова, М. Ипполитова-Иванова, Виктора Калинникова, А. Кастальского, А. Никольского, Ю. Сахновского, П.

Чеснокова и многих других авторов стремление к выявлению корневых традиций русского духовно-музыкального творчества соединилось с использованием в сочинениях всех известных средств музыкального языка. Духовная музыка стала всё чаще выходить за стены храма, превращаясь из скромного комментатора об рядовых действий в могучее средство духовно-эстетического воспитания. Не случайно А. Гречанинов заявил в ноябре 1917 года: «Да позволено будет и нам, сынам восточной церкви, следуя св. Последовавший после 1917 года долгий период насильственного замалчивания русской духовной музыки приостановил на время творческие поиски отечественных композиторов. Однако с первыми же проблесками возрождения религиозной жизни эти поиски возобновились. И тогда обнаружилось, что немалая часть того, что было найдено и опробовано предыдущими поколениями авторов, не потеряла своей жизнеспособности и в наши дни. В то же время особенности современного развития национальной и мировой музыкальной культуры неизбежно оказывают своё влияние на характер российской духовной музыки. Новые черты приобрёл в наши дни и жанр духовного хорового концерта.

Изменения коснулись буквально всех его особенностей. Многочастность формы, построенной на контрастном сопоставлении законченных разделов, всё чаще сменяется сквозным развитием, сочетающим элементы репризности с вариационностью и строфичностью. Свойственная эпохе сжатость авторского высказывания привела к тому, что намного сократился масштаб произведений время звучания одного номера редко превышает 4 минуты. Контрастность внешнего порядка по принципу «тихо — громко», «быстро — медленно», «мажор — минор», «солист — хор» всё чаще заменяется контрастностью внутренней, скрытой полиладовой, полиметрической и т. Следствием часто возникающей завуалированной диалогичности стало то, что значительно уменьшилось по сравнению с эпохой Чеснокова число концертов, написанных для солиста с хором. Скромнее, а то и беднее стала мелодическая основа сочинений, уступив место гармоническому и звукоподражательному колорированию. Главной же особенностью современной духовной музыки стало использование свободно трактуемого принципа концертности — почти во всех сочинениях, создаваемых на канонические тексты. Показательно отношение современных авторов к тексту духовных композиций. Если в начале XIX века поэтической основой духовных концертов являлись стихи псалмов или отдельные строки исполняемых на Утрене стихир и тропарей, то уже в начале XX столетия поводом для написания произведения в «концертном стиле» могли стать любые канонические тексты, вплоть до сугубо служебных.

Достаточно упомянуть о духовных сочинениях П. Чеснокова, А. Гречанинова, А. Никольского и других авторов дореволюционной эпохи: именно они стали применять принцип концертности к текстам Вечерни, Литургии, Панихиды, Отпевания, монастырских чинов и др. И следует признать, что духовно-очистительное воздействие этих текстов становилось намного более глубоким, когда подчёркивалось и усиливалось выразительной и талантливой музыкой. В наши дни опыты выдающихся композиторов московской школы церковного пения получают дальнейшее творческое развитие. Используя приёмы концертирования, современные авторы перелагают на музыку светилены, икосы, тропари, молитвословия и т. При этом нередко можно наблюдать, как автор не сочиняет оригинальной мелодии, но и не цитирует обиходный напев, а избирает некий «срединный» путь — творчески, то есть достаточно свободно обрабатывает гласовую мелодию, сохраняя некоторые её элементы и в то же время придавая ей черты выразительного мелодизированного речитатива. При этом гармонический язык хорового сопровождения может быть самым разнообразным — от традиционной диатоники церковных ладов до полиладовых построений или хроматически окрашенной переменности.

Фактурные же приёмы изложения в значительной мере связаны с традиционной храмовой певческой традицией: читок, псалмодия, иссон, антифон, респонсорность и т. Возможно, художественные результаты творчества современных российских авторов духовной музыки покажутся более скромными, нежели столетней давности достижения их предшественников. Это вполне понятно: после многолетнего перерыва многое приходится как бы начинать заново, осторожно связуя прошлое с настоящим, примеряя к современным музыкальным вкусам всё наиболее ценное и плодотворное из опыта прошлых веков. Идёт напряжённый, многоплановый, подчас малозаметный окружающим, поиск - выразительных средств , стилистического своеобразия, нравственно-эстетической преемственности, духовной глубины и осмысленности. Итогом этого поиска должно стать грядущее обновление. Обновление жанра духовного хорового концерта, обновление российской духовной музыки, обновление национальной духовно-музыкальной культуры. И тогда сбудется прореченное: «Обновится, яко орля, юность твоя». В июне 2009 г. Саратова под управлением регента С.

Хахалиной записал третий музыкальный диск под названием «Услыши, Боже, моление мое», который в настоящее время выходит в свет. На этот раз в музыкальный диск вошли песнопения композиторов А. Третьякова, Д. Никольского, Г. Рютова, В. В числе песнопений — известные хоровые концерты. Большинству любителей церковной музыки хорошо знакомо выражение «концерт». Это песнопение, которое звучит на Божественной литургии перед Причастием. Что такое «концертность» для духовной музыки и можно ли исполнять концертные произведения в стенах храмов?

На месте концерта должен находиться причастный стих, то есть какой-либо стих или строка из Псалтири, взятые сообразно значению праздника. Причастный стих поётся после завершения Евхаристического канона, во время причащения священнослужителей в алтаре. В это время прихожане также готовятся приступить к Причастию и должны максимально сохранить внимание и благоговейный настрой. Раньше причастен распевался на знаменные напевы, это занимало довольно большое количество времени: в зависимости от того, сколько священников принимают Причастие. В настоящее время причастен чаще всего исполняется на речитатив, то есть произносится быстро, на одном аккорде. А после причастного стиха исполняется духовный концерт. Иногда он может выступать в качестве причастного стиха, то есть звучит на текст причастна в таком случае причастный стих не исполняется. Термин «духовный концерт» — европейского происхождения, в отечественной церковной практике появился в конце 17 в. До этого времени музыкальное оформление богослужений опиралось на знаменное унисонное пение.

Это были мерно текущие, заполняющие однородным звучанием храм мелодии в исполнении низких мужских голосов. Знаменные песнопения создавали особый настрой в душах молящихся людей, и казалось, что начинают стираться временные границы хода богослужения, время останавливается и сердце верующего человека касается вечности. Музыка способствовала покаянию и молитве верующих. Партесный стиль, проникнув в музыку Церкви, вытеснил на второй план знаменное пение и стал применяться повсеместно. Произведения, написанные в этом стиле, отличала повышенная сентиментальность и чувствительность а порой и чувственность , музыкальное выражение порой совершенно не соответствовало смыслу церковных песнопений. Первые духовные концерты начало 18 в. Это были монументальные песнопения, написанные в многочастной музыкальной форме. Они были полны контрастов внешнего характера, то есть строились по принципу «тихо-громко», «быстро-медленно», «мажор-минор», «солист-хор». Такая состязательность пришла из церковных песнопений, звучащих под гулкими сводами европейских соборов.

Постепенно утрачивалось понимание не только знаменного пения, но и вообще смысла богослужения. Не Литургия, не важнейшие моменты всенощного бдения, а духовные концерты имели неимоверную популярность во всех уголках России. Порой они даже служили своего рода «эстетической приманкой» для привлечения в храмы любителей церковного пения: многие и крестьяне, и купцы, и сам губернатор являлись в церковь лишь «к концерту»! Композиторы-классики церковной музыки конца 18 в. Березовский, А.

Михаил Иванович Глинка, 1856. Русские композиторы 19 века Глинка Михаил Иванович. Михаил Иванович Глинка 4 класс. М И Глинка краткая биография.

Дмитрий Степанович Бортнянский 18 век. Дмитрий Степанович Бортнянский мастер хорового концерта. Консерватория 1866 Рубинштейн. Открытие Московской консерватории 1866. Николай Григорьевич Рубинштейн консерватория в Москве. Консерватория под руководством Антона Рубинштейна.. Березовский Максим Созонтович 1745-1777. Березовский Максим Созонтович портрет. Хор для презентации.

Духовный концерт. Духовная музыка. Духовный концерт это в Музыке. Михаил Иванович Глинка опер. Глинка-русский композитор:м. Глинка-русский композитор. Краткая география Глинка Михаил Иванович. Глинка 1848. Т Морган открытия.

Ученые биологи. Что открыл Морган в биологии. Уильям Стюарт учёный-биолог. Композиторы 18 века. Произведения русских композиторов. Композиторы классики. Духовная музыка русских композиторов. Глинка Михаил Иванович 1804—1857 «сомнение». Глинка Михаил Иванович Великий русский композитор.

Русские композиторы 19 века Глинка. Михаил Иванович Глинка 1804—1857. Основоположник русской классической школы музыки. Основатель русской классической музыки. Русский композитор основоположник классической музыки. Основоположник русской классики. Русские композиторы эпохи Барокко. Композиторы эпохи Барокко. Музыкальные произведения эпохи Барокко.

Барокко в Музыке композиторы. Михаил Иванович Глинка русский композитор. Модест Петрович Мусоргский 1839—1881. Великий русский композитор - Модест Петрович Мусоргский. Образы духовной музыки Западной Европы. Духовной музыки Западной Европы.. Сюжеты и образы духовной музыки. Музыкальный образ духовной музыки. Доклад Дмитрий Степанович Бортнянский.

Композиторы России доклад Бортнянский. Первые русские композиторы 18 века Бортнянский. Дмитрий Степанович Бортнянский достижения. Максим Созонтович Березовский композитор. Музыкальные произведения. Произведения томских композиторов. Музыкальные произведения 19 века. Франц Шуберт композиторы. Франц Шуберт 6 класс.

Франц Шуберт Баллада Лесной царь. Русский композитор Глинка. Михаил Иванович Глинка 3 оперы. Глинка Михаил Иванович слайды. География о Михаил Иванович Глинка. П И Чайковский биография.

Жуковского «Певец во стане русских воинов», опубликованная в 1813 году. Юргенсон, 1878 год Сегодня музыка композитора, конечно, не вызывает тех несправедливых и исторически некорректных оценок, которые так часто высказывались по её поводу ранее. Она звучит и воспринимается как одно из выдающихся явлений отечественной культуры рубежа XVIII—XIX веков, привлекая к себе всё большее внимание как исполнителей, так и слушателей.

Музыка XVIII века в России

Максимальный размер загружаемых файлов 10 Мб Ответить Есть сомнения? Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Музыка.

Константин Ушинский педагогические идеи. Константин Дмитриевич Ушинский основные педагогические труды. Константин Ушинский пед деятельность. Жизнь и творчество ф Шуберта. Шуберт сочиняет.

Творчество Франца Шуберта. Музыкальные произведения 19 века. Писатели музыки 19 века. Музыкальные произведения 19 века в России. Музыкальные произведения 20 века. Прощаедение м. Глинка Михаил Иванович музыкальные произведения.

Константин Эдуардович Циолковский 1857-1935. Константин Циолковский космонавтика. Константин Эдуардович Циолковский 1903. Русский ученый — Константин Эдуардович Циолковский.. Глинка Михаил Иванович 1804—1857 «сомнение». Русские композиторы 19 века. Великие русские композиторы XIX века.

Михаил Иванович Глинка Великий русский композитор. Русский композитор Михаил Иванович Глинка кратко. Глинка Михаил Иванович родился. Глинка Михаил Иванович музыкального искусства 19 века. Циолковский Константин Эдуардович. Циолковский Константин Эдуардович отец русской космонавтики. Циолковский Константин Эдуардович краткая биография.

Константин Эдуардович Циолковский сообщение. Модест Мусоргский 1839—1881. Модест Петрович Мусоргский. Великий русский композитор - Модест Петрович Мусоргский. Произведения Глинки. Основные произведения Глинки. Произведения русского композитора Глинка.

М И Глинка музыкальные произведения. Рассказ о духовной Музыке. Религиозные музыкальные произведения. Образы русской духовной музыки. Церковная произведения о Музыке. Петр Чайковский — тема. Чайковский композитор Дата рождения.

Петр Ильич Чайковский Великий русский композитор. Великие композиторы Чайковский. Русские композиторы 19 века Глинка Михаил Иванович. Высказывания о композиторах. Высказывания великих композиторов. Высказывания композиторов о Музыке. Константин Циолковский 1857 — 1935.

Циолковский Константин Эдуардович космос. Константин Эдуардович Циолковский космос кратко. Циолковский Константин Эдуардович презентация. Варламов Гурилёв Алябьев. Варламов Алябьев Гурилев романсы. Алябьев, Варламов, Гурилев, Верстовский, Булахов.. Музыкальные произведения.

Классические музыкальные произведения. Композитор и название произведения. Палантай Марийский композитор. Композитор Иван Палантай. Иван Степанович Ключников-Палантай. Палантай Иван Степанович биография. Пятницкий Митрофан Ефимович хор.

Хор Пятницкого 1970. Пятницкий руководитель народного хора. Митрофан Пятницкий основатель русского народного хора. Иван Яковлевич Яковлев 25 апреля — Чувашия. Иван Яковлевич Яковлев Чувашский Просветитель даты. Иван Яковлев Чувашская письменность. Иван Яковлевич Яковлев алфавит.

Творчество Франца Шуберта. Музыкальные произведения 19 века. Писатели музыки 19 века. Музыкальные произведения 19 века в России. Музыкальные произведения 20 века. Прощаедение м.

Глинка Михаил Иванович музыкальные произведения. Константин Эдуардович Циолковский 1857-1935. Константин Циолковский космонавтика. Константин Эдуардович Циолковский 1903. Русский ученый — Константин Эдуардович Циолковский.. Глинка Михаил Иванович 1804—1857 «сомнение».

Русские композиторы 19 века. Великие русские композиторы XIX века. Михаил Иванович Глинка Великий русский композитор. Русский композитор Михаил Иванович Глинка кратко. Глинка Михаил Иванович родился. Глинка Михаил Иванович музыкального искусства 19 века.

Циолковский Константин Эдуардович. Циолковский Константин Эдуардович отец русской космонавтики. Циолковский Константин Эдуардович краткая биография. Константин Эдуардович Циолковский сообщение. Модест Мусоргский 1839—1881. Модест Петрович Мусоргский.

Великий русский композитор - Модест Петрович Мусоргский. Произведения Глинки. Основные произведения Глинки. Произведения русского композитора Глинка. М И Глинка музыкальные произведения. Рассказ о духовной Музыке.

Религиозные музыкальные произведения. Образы русской духовной музыки. Церковная произведения о Музыке. Петр Чайковский — тема. Чайковский композитор Дата рождения. Петр Ильич Чайковский Великий русский композитор.

Великие композиторы Чайковский. Русские композиторы 19 века Глинка Михаил Иванович. Высказывания о композиторах. Высказывания великих композиторов. Высказывания композиторов о Музыке. Константин Циолковский 1857 — 1935.

Циолковский Константин Эдуардович космос. Константин Эдуардович Циолковский космос кратко. Циолковский Константин Эдуардович презентация. Варламов Гурилёв Алябьев. Варламов Алябьев Гурилев романсы. Алябьев, Варламов, Гурилев, Верстовский, Булахов..

Музыкальные произведения. Классические музыкальные произведения. Композитор и название произведения. Палантай Марийский композитор. Композитор Иван Палантай. Иван Степанович Ключников-Палантай.

Палантай Иван Степанович биография. Пятницкий Митрофан Ефимович хор. Хор Пятницкого 1970. Пятницкий руководитель народного хора. Митрофан Пятницкий основатель русского народного хора. Иван Яковлевич Яковлев 25 апреля — Чувашия.

Иван Яковлевич Яковлев Чувашский Просветитель даты. Иван Яковлев Чувашская письменность. Иван Яковлевич Яковлев алфавит. Творчество Глинки и Даргомыжского. Доклад о русском композиторе. Композиторы и художники 19 века.

Краткое сообщение о русском композиторе. Василий Васильевич Докучаев.

Участвовали в нем крепостные музыканты, которые играли роль живых «клавиш», поскольку каждый рог мог издавать только один звук.

В репертуар входила классическая европейская музыка, в том числе сложные сочинения Гайдна и Моцарта. В 30-х годах XVIII века в России была создана придворная итальянская опера, спектакли которой давались в праздничные дни для «избранной» публики. В это время Петербург привлекает многих крупнейших европейских музыкантов, преимущественно итальянцев, среди которых композиторы Ф.

Арайя, Б. Галуппи, Дж. Паизиелло, Дж.

Сарти, Д. Франческо Арайя в 1755 году написал музыку к первой опере с русским текстом. Это было либретто А.

Сумарокова на сюжет из «Метаморфоз» Овидия. Опера, созданная в итальянском жанре seria, называлась «Цефал и Прокрис». В петровскую эпоху продолжали развиваться такие национальные музыкальные жанры, как партесный концерт и кант.

Канты петровского времени нередко назывались «виватами», поскольку они изобилуют прославлениями военных побед и преобразований «Радуйся, Росско земле». Для музыки «приветственных» кантов характерны фанфарные обороты, торжественные ритмы полонеза. Их исполнение часто сопровождалось звучанием труб и колокольным звоном.

На петровскую эпоху приходится кульминация в развитии хорового партесного пения. Блестящий мастер партесного концерта В. Титов занял место первого музыканта при дворе царя Петра.

Именно ему было поручено написать торжественный концерт по случаю Полтавской победы, одержанной русскими войсками в 1709 году «Рцы нам ныне» — за сочинением утвердилось название «Полтавскому торжеству». Таким образом, в течение всего XVIII века русское хоровое пение прошло большой путь эволюции — от монументального партесного стиля, вызывающего ассоциации с архитектурным стилем барокко, к высоким образцам классицизма в творчестве М. Березовского и Д.

Бортнянского, создавших классический тип русского духовного концерта. Возникли хоровые обработки народных песен, хоровая оперная музыка, танцевальная музыка с хором самый знаменитый образец — полонез Козловского «Гром победы раздавайся» на слова Державина, который в конце XVIII приобрел значение государственного гимна Российской империи. Ведущим хоровым жанром становится русский духовный концерт, служивший своеобразным символом древней отечественной традиции.

Своего наивысшего расцвета духовный концерт достиг в екатерининскую эпоху 1762- 1796. Это было благоприятное время для российской культуры. Попытка возродить дух петровских преобразований во многом увенчалась успехом.

Политика, экономика, наука и культура вновь получили импульс к развитию. Возобновилась практика обучения наиболее талантливых представителей науки и искусства за границей. Тесные культурные контакты России с просвещенной Европой не могли не повлиять на появление первых опытов профессионального композиторского творчества.

В этот период было создано более 500 произведений концертного жанра. Рожденный в недрах партесного многоголосия, духовный концерт на протяжении своего развития интегрировал два начала — церковную певческую традицию и новое светское музыкальное мышление. Концерт получил распространение и как кульминационная часть церковной службы, и как украшение придворных церемониалов.

Он был средоточием тем и образов, затрагивавших глубокие нравственные и философские проблемы. Если «партесный концерт можно до известной степени сопоставить с concerto grosso, то структура классического хорового концерта имеет общие черты с сонатно-симфоническим циклом. Она обычно состояла из трех или четырех разнохарактерных частей с контрастными приёмами изложения.

В заключительной части, как правило, преобладали приемы полифонического развития. Большой вклад в становление русского классического хорового концерта внесли выдающиеся иностранные композиторы, жившие в Петербурге Д. Сарти, Б.

Вершинные достижения русской хоровой музыки эпохи Просвещения связаны с именами М. Березовский — выдающийся мастер русской хоровой музыки XVIII века, один из первых представителей национальной композиторской школы. Сохранившееся творчество композитора невелико по объему, однако весьма значительно по своей исторической и художественной сути.

В музыкальной культуре 60-70-х годов XVIII столетия оно открывает новый этап — эпоху русского классицизма. Имя Березовского называется в числе родоначальников классического хорового концерта a capрella: его произведения, наряду с творчеством итальянского композитора Галуппи, представляют первый этап в развитии этого жанра. Вершиной творческих исканий М.

Березовского стал концерт «Не отвержи мене во время старости».

Что такое русский духовный концерт

эволюция жанра русского духовного концерта и его типологические особенности. Цель работы — изучение основных этапов развития русского духовного концерта с выявлением форм и способов его бытования в системе русского музыкального искусства. Портал НЭБ предлагает вам скачать или читать онлайн диссертацию (автореферат) на тему «Русский духовный концерт. В классическом понимании термин относится к произведению для фортепиано соло либо для струнного или духовного инструмента с фортепиано, состоящему из нескольких самостоятельных частей. План составной многочастной сонаты и ограничение в употреблении. 1.4 тыс. оценили. alt. №2. Кто является основателем русского духовного концерта? Варианты ответа: Березовский; Чайковский; Глинка; Мусоргский.

Сборники русских песен

  • Символ русского классицизма
  • История русского духовного концерта
  • Жанр хорового концерта в русской духовной музыке рубежа XIX в. Духовный концерт
  • Русская духовная музыка. Русский духовный концерт. Урок музыки в 6 классе.

Понятия «мотет» и «концерт» в трудах немецких музыкантов-теоретиков XVIII века

  • Символ русского классицизма
  • Выбор редакции
  • Что такое русский духовный концерт: определение, особенности, история
  • Роль и значение в русской музыкальной культуре
  • Основателем русского духовного концерта является -
  • БРЫЗГАЛОВ МИХАИЛ АРКАДЬЕВИЧ

Основателем русского духовного концерта является

Музыка отличается единством скорбно-элегического настроения и цельностью тематизма. Первая часть открывается темой, изложенной трехголосно и напоминающей псальму XVII века. Вторая часть - короткий эпизод строгого хорального склада. Развернутый финал, написанный в форме фуги, превышает по размерам первые две части. В музыке финала преобладает тихая нежная звучность, передающая предсмертную мольбу человека, уходящего из жизни. Сборники русских песен Для всей передовой русской культуры XVIII века характерен глубокий интерес к образу жизни, нравам и обычаям народа. Начинается систематическое собирание и изучение фольклора. Известный литератор Михаил Дмитриевич Чулков составляет первый в России сборник текстов народных песен. Впервые делаются нотные записи народных песен, появляются печатные сборники с их обработками: Василия Федоровича Трутовского «Собрание русских простых песен с нотами» , Николая Александровича Львова и Ивана Прача «Собрание народных русских песен с их голосами».

В сборник Львова-Прача вошли 100 песен, многие из которых являются классическими образцами русского фольклора: «Ах вы, сени, мои сени», «Во поле береза стояла», «Во саду ли, в огороде». В предисловии к сборнику «О русском народном пении » Н. Львов впервые в России указал на неповторимое своеобразие русской народной хоровой полифонии. Песни из этих сборников использовались как любителями музы-ки, так и композиторами, которые заимствовали их для сво-их произведений - опер, инструментальных вариаций, сим-фонических увертюр. О его составителе нет достоверных сведений. Предполагается, что Кирша Данилов Кирилл Данилович был певцом-импровизатором, скоморохом, жившим на горнозаводском Урале. Напевы песен он записал одной строчкой без текста, который помещен отдельно. Русская национальная композиторская школа С профессиональным освоением национального фольклора непосредственно связано становление во второй половине XVIII века первой в России светской композиторской школы.

Ее рождение стало кульминацией русского Просвещения. Родиной школы был Санкт-Петербург, гдерасцвел талант самых ярких ее представителей. В их числе - основоположники русской оперы В. Пашкевич и Е. Фомин, мастер инструментальной музыки И. Хандошкин, выдающиеся творцы классического духовного концерта М. Березовский и Д. Бортнянский, создатели камерной «российской песни» О.

Козловский и Ф. Дубянский и другие. Большинство русских композиторов были выходцами из народной среды. Они с детства впитали живое звучание русского фольклора. Естественным и закономерным, поэтому, стало включение народных песен в русскую оперную музыку оперы В. Пашкевича и Е. Фомина , в инструментальные сочинения творчество И. По традиции предшествующих веков наиболее широко в век Просвещения развивались вокальные жанры, как светские, так и храмовые.

Среди них выделяются духовный хоровой концерт, комическая опера и камерная песня. Как и в фольклористике, в этих жанрах сохраняется отношение к слову как к приоритетной основе музыки. Автором оперы считается либреттист, а автором песни - поэт; имя композитора нередко оставалось в тени, а со временем забывалось. Русская комическая опера Рождение национальной композиторской школы XVIII столетия было тесно связано с развитием русской оперы. Оно началось с музыкальной комедии, которая опиралась на комедийные произведения русских писателей и поэтов: Я. Княжнина, И. Крылова, М. Попова, А.

Аблесимова, М. Комическая опера была бытовой по своему содержанию, с незамысловатой, но увлекательной фабулой из повседневной российской жизни. Ее героями были сметливые мужички, крепостные крестьяне, скупые и жадные богатеи, наивные и прекрасные девушки, злые и добрые дворяне. Драматургия строилась на чередовании разговорных диалогов с музыкальными номерами, основанными на русских народных песнях. Поэты указывали в либретто, на какой «голос» популярную песню следовало петь ту или иную арию. Аблесимова с музыкой М. Драматург А. Аблесимов сразу писал свои тексты в расчете на определенный песенный материал.

Вклад М. Соколовского заключался в обработке песен, что вполне мог осуществить и другой музыкант не случайно авторство музыки долгое время приписывалось Е. Расцвету комической оперы способствовал талант выдающихся русских актеров - Е. Яковлевой в замужестве Сандуновой, на сцене же - Урановой , крепостной актрисы П. Ковалевой-Жемчуговой, И. Лучшие из его опер «Несчастье от кареты», «Скупой», «Санкт-петербургский гостиный двор» пользовались большой популярностью, они шли на сценах многих городов России до середины XIX века. Пашкевич был мастером ансамблевого письма, острых и метких комедийных характеристик. Удачно воспроизводя в вокальных партиях речевые интонации, он предвосхитил принципы, характерные впоследствии для творческого метода Даргомыжского и Мусоргского.

Разносторонне одарённым художником проявил себя в оперном творчествеЕвстигний Ипатьевич Фомин 1761-1800. Его опера «Ямщики на подставе». Для каждой песни он нашел свой стиль обработки. В опере звучат протяжные песни «Не у батюшки соловей поет» и «Высоко сокол летает», бойкие плясовые «Во поле береза бушевала», «Молодка, молодка молодая», «Из-под дуба, из-под вяза». Несколько песен, отобранных для «Ямщиков», спустя три года почти без изменений вошли в «Собрание народных русских песен» Н. Львова - И. В другом своем сочинении - мелодраме «Орфей» на текст Я. Княжнина по античному мифу , 1792 - Фомин впервые в русской опере воплотил трагическую тему.

Музыка мелодрамы стала одним из вершинных творений русского искусства эпохи Просвещения. В увертюре, предшествующей мелодраме, во всей полноте раскрылось дарование Фомина-симфониста. В ней композитор с удивительным чувством стиля сумел передать трагический пафос древнего мифа. По сути, Фоминым был сделан первый шаг на пути создания русского симфонизма. Так в недрах театра, как это было и в Западной Европе, рождалась будущая русская симфония. Оперы Фомина были по достоинству оценены лишь в середине XX века.

Автором оперы считается либреттист, а автором песни - поэт; имя композитора нередко оставалось в тени, а со временем забывалось. Русская комическая опера Рождение национальной композиторской школы XVIII столетия было тесно связано с развитием русской оперы. Оно началось с музыкальной комедии, которая опиралась на комедийные произведения русских писателей и поэтов: Я. Княжнина, И. Крылова, М. Попова, А. Аблесимова, М. Комическая опера была бытовой по своему содержанию, с незамысловатой, но увлекательной фабулой из повседневной российской жизни. Ее героями были сметливые мужички, крепостные крестьяне, скупые и жадные богатеи, наивные и прекрасные девушки, злые и добрые дворяне. Драматургия строилась на чередовании разговорных диалогов с музыкальными номерами, основанными на русских народных песнях. Поэты указывали в либретто, на какой «голос» популярную песню следовало петь ту или иную арию. Аблесимова с музыкой М. Драматург А. Аблесимов сразу писал свои тексты в расчете на определенный песенный материал. Вклад М. Соколовского заключался в обработке песен, что вполне мог осуществить и другой музыкант не случайно авторство музыки долгое время приписывалось Е. Расцвету комической оперы способствовал талант выдающихся русских актеров - Е. Яковлевой в замужестве Сандуновой, на сцене же - Урановой , крепостной актрисы П. Ковалевой-Жемчуговой, И. Лучшие из его опер «Несчастье от кареты», «Скупой», «Санкт-петербургский гостиный двор» пользовались большой популярностью, они шли на сценах многих городов России до середины XIX века. Пашкевич был мастером ансамблевого письма, острых и метких комедийных характеристик. Удачно воспроизводя в вокальных партиях речевые интонации, он предвосхитил принципы, характерные впоследствии для творческого метода Даргомыжского и Мусоргского. Разносторонне одарённым художником проявил себя в оперном творчествеЕвстигний Ипатьевич Фомин 1761-1800. Его опера «Ямщики на подставе». Для каждой песни он нашел свой стиль обработки. В опере звучат протяжные песни «Не у батюшки соловей поет» и «Высоко сокол летает», бойкие плясовые «Во поле береза бушевала», «Молодка, молодка молодая», «Из-под дуба, из-под вяза». Несколько песен, отобранных для «Ямщиков», спустя три года почти без изменений вошли в «Собрание народных русских песен» Н. Львова - И. В другом своем сочинении - мелодраме «Орфей» на текст Я. Княжнина по античному мифу , 1792 - Фомин впервые в русской опере воплотил трагическую тему. Музыка мелодрамы стала одним из вершинных творений русского искусства эпохи Просвещения. В увертюре, предшествующей мелодраме, во всей полноте раскрылось дарование Фомина-симфониста. В ней композитор с удивительным чувством стиля сумел передать трагический пафос древнего мифа. По сути, Фоминым был сделан первый шаг на пути создания русского симфонизма. Так в недрах театра, как это было и в Западной Европе, рождалась будущая русская симфония. Оперы Фомина были по достоинству оценены лишь в середине XX века. При жизни композитора их сценическая судьба не была счастливой. Опера «Ямщики на подставе», написанная для домашнего театра , осталась неизвестной широкой публике. Постановка комической оперы «Американцы» на либретто молодого И. Крылова была запрещена директору императорских театров не понравилось, что в ходе развития сюжета индейцы собираются сжечь двух европейцев. Бытовая вокальная лирика Огромное реформаторское значение в народном творчестве имело рождение нового пласта фольклора - городской песни. Она возникла на основе народной крестьянской песни, которая «приспосабливалась» к городскому быту - новойманере исполнения: ее мелодия сопро-вождалась аккордовым аккомпанементом какого-либо ин-струмента. Так называли произведения для голоса с инструментальным сопровождением, написанные на русские поэтические тексты. Лирические по содержанию, «российские песни» были предшественниками русского романса. Родоначальником «российской песни» стал видный сановник при дворе Екатерины II , образованный любитель музыки Григорий Николаевич Теплов , автор первого русского печатного песенника «Между делом безделье…» 1759. По стилю и манере изложения песни Теплова представляют собой переходный жанр от канта к романсу с сопровождением. Форма его песен, как правило, куплетная. Жанр «российской песни» был теснейшим образом связан с фольклорной традицией. Не удивительно, поэтому, что многие авторские песни стали народными «Вот мчится тройка почтовая» Ивана Рупина на сл. Созданные ими «российские песни», имеющие уже достаточно раз-витую фортепианную партию, более сложную форму,можно считать первыми русскими романсами. В них явно слышны отзвуки городского быта «Стонет сизый голубочек» Дубянского, «Милая вечор сидела», «Прежестокая судьбина» Козловского. В «российских песнях» широко использовались стихотворения известных поэтов: Сумарокова, Державина, Дмитриева, Нелединского-Мелецкого. Своим образным содержанием они связаны с типичными настроениями искусства сентиментализма. Как правило, это любовная лирика : муки и услады любви, разлука, измены и ревность, «прежестокая страсть». Большой популярностью пользовались также анонимные «российские песни», изданные Ф. Мейером «Собрание наилучших российских песен», 1781. В это время русские музыканты осваивают сложные формы инструментальной музыки, разрабатывают жанры сольной сонаты, вариаций, камерного ансамбля. Этот процесс был тесно связан с повсеместным распространением домашнего музицирования. Музыка городского или усадебного быта в течение долгого времени оставалась той «питательной средой», в которой вызревали ранние ростки национального инструментального стиля. Первые русские инструментальные ансамбли принадлежат Дмитрию Бортнянскому. Это фортепианный квинтет и «Камерная симфония», фактически представляющая собою септет для фортепиано, арфы, двух скрипок, виолы да гамба, фагота и виолончели. Особенно любимыми были всевозможные танцевальные пьесы - ме-нуэты, полонезы, экоссезы, контрдансы - и вариа-ции на темы народных песен для различных инструментов. Множество таких вариаций для скрипки создал Иван Евстафьевич Хандошкин 1747-1804 , представитель санкт-петербургской школы - композитор, выдающийся скрипач-виртуоз, дирижер и педагог. Хандошкин славился искусством импровизации, хорошо владел также игрой на альте, гитаре и балалайке. В истории русской музыки имя Хандошкина связано с созданием национальной скрипичной школы. Большую часть его творческого наследия составляют вариации на темы русских народных песен и сонаты для скрипки, двух скрипок, скрипки и альта или скрипки с басом. С этими сочинениями русская камерно-инструментальная музыка впервые вышла из тесного круга домашнего музицирования, приобретя виртуозный размах. Важно и то, что в них достигнуто достаточно органичное единство европейского инструментального языка и русского фольклора. Исследователи считают, что мелодии некоторых песен, взятых композитором в качестве тем для вариаций, были впервые записаны им самим. Вариации на русские темы для фортепиано писали Трутовский например, на тему народной песни «Во лесочке комарочков много уродилось , Караулов, а также работавшие в России иностранные музыканты. Роль иностранных музыкантов в развитии русской музыки была двойственной.

Их выступления были связаны с праздниками, гуляниями, часто они поднимали острые темы в своих выступлениях. Обычно их изображают с музыкальными инструментами: гуслями, дудками, гудками и бубнами. Николай Андреевич Римский-Корсаков изобразил скоморохов в балетном фрагменте в опере «Снегурочка». Благодаря скоморохам на Руси развивались литературные жанры: эпос, поэзия, драма. Другое направление в музыке Древней Руси появилось в связи с эпохальным событием — Крещением. Произошло Крещение Руси в 988 году. Киевский князь Владимир Святославович провозгласил христианскую веру. Красота богослужения христиан, увиденная в Греции, поразила его послов. После этого языческие традиции стали уходить на второй план, скоморохи были подвержены гонению. Их высылали из городов, отбирали музыкальные инструменты. Древнее церковное пение было одноголосным и без сопровождения. Такое пение без сопровождения называется «а капелла». Нот в привычном понимании не существовало. Мелодия обозначалась специальными значками. Они назывались «знаменами». Отсюда и пошло название знаменного пения. Знаменный распев — это сплав византийской культуры с русскими народными традициями. Один из известных распевов: «Покаяния отверзи ми двери». Знаменный распев — это музыка сосредоточения, погружения. Звучит величественно и строго. Голоса звучат в унисон.

Хоральные произведения занимают центральное место в русском духовном концерте. Хоры исполняются как а капелла, так и с оркестром. Вдохновение на религиозные темы. Русский духовный концерт олицетворяет русскую православную веру и традиции. Его произведения посвящены Библии, религиозным обрядам и святым. Использование народных мелодий и гармоний. Композиторы русского духовного концерта часто используют традиционные народные музыкальные элементы, чтобы передать особую атмосферу и настроение. Использование хоровой музыки. Русский духовный концерт сформировался под влиянием таких композиторов, как Петр Чайковский, Сергей Рахманинов, Александр Гречанинов и др. Он играл важную роль в развитии русской классической музыки и до сих пор остается популярным жанром в России и за ее пределами. История русского духовного концерта История русского духовного концерта начинается с появления певческих школ, созданных при церквах и монастырях в XII веке. В этих школах монахи обучались искусству пения и музыке.

Что такое русский духовный концерт?

Основоположник жанра духовного концерта. Духовный концерт можно отнести к жанрам-долгожителям. Появившись в русской культуре в XVII веке, он полтора столетия занимал лидирующие по-зиции в национальной жанровой системе.
Основоположник жанра духовного концерта. The NUBASE evaluation of nuclear and decay properties».2003,11,001. М.с лунин декабрист, м.с является основоположником русского духовного концерта, в м.с.

Что такое русский духовный концерт

Основателем русского духовного концерта является - id1702488520210222 от котик963 18.05.2023 14:55 Березовский Максим Созонтович портрет. Д.С. Бортнянский(1751-1825). Создатели духовного концерта.
Что такое русский духовный концерт? Основатель русского духовного концерта является Березовский.
Как назывался духовный концерт м березовского и на чьи слова телем русского духовного концерта является. (подчеркнуть). П. И. Чайковский М. С. Березовский М. И. Глинка М. П. Мусоргский. телем русского духовного концерта является.
Музыка XVIII века в России Во второй половине 18 века духовный концерт вышел за пределы церкви классические сочинения в этом жанре является Максим Березовский и Дмитрий бортнянский.

Максим Созонтович Березовский(1745-1777)

Русская национальная композиторская школа Духовный концерт появился в XVIII веке. Самые известные создатели русских хоровых концертов – Максим Созонтович Березовский и Дмитрий Степанович Бортнянский. ответ: Березовский.
Основоположник жанра духовного концерта. №2. Кто является основателем русского духовного концерта? Варианты ответа: Березовский; Чайковский; Глинка; Мусоргский. alt. Дан 1 ответ. Основатель русского духовного концерта является Березовский.
Основоположник русского духовного концерта Духовный концерт появился в XVIII веке. Самые известные создатели русских хоровых концертов – Максим Созонтович Березовский и Дмитрий Степанович Бортнянский.
Что такое русский духовный концерт? Основатель русского духовного концерта является Березовский. Похожие задачи.
Музыка 6 класс ( Русская духовная музыка 11 урок 20.11.21) В классическом понимании термин относится к произведению для фортепиано соло либо для струнного или духовного инструмента с фортепиано, состоящему из нескольких самостоятельных частей. План составной многочастной сонаты и ограничение в употреблении.

Остались вопросы?

В 1881 году, по заказу своего постоянного издателя П. И. Юргенсона, Чайковский подготовил Полное собрание духовно-музыкальных сочинений Бортнянского в собственной редакции, наряду с прочими произведениями, включавшее и 35 однохорных духовных концертов. Основоположник русского духовного концерта. Березовский Максим Созонтович 1745-1777. Вопрос по музыке: Создатель русского духовного хорового концерта. Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ? Ксилофон – это музыкальный инструмент, аккомпанемент – это музыкальное сопровождение к сольной партии голоса или инструмента. №2. Кто является основателем русского духовного концерта? 1.4 тыс. оценили. alt. №2. Кто является основателем русского духовного концерта? Варианты ответа: Березовский; Чайковский; Глинка; Мусоргский. Имя Березовского называется в числе родоначальников классического хорового концерта a capрella: его произведения, наряду с творчеством итальянского композитора Галуппи, представляют первый этап в развитии этого жанра.

Жанр хорового концерта в русской духовной музыке рубежа XIX в. Духовный концерт

Церковно-певческое искусство на протяжении многих веков было весьма близко русскому человеку. Рахманинов много курил. Настигшее его на склоне лет в США онкологическое заболевание (меланома) его внук Александр Рахманинов, основатель Фонда С. В. Рахманинова, связывает с этой привычкой[18]. Русский духовный концерт является одной из самых значимых форм музыкального искусства в России и имеет долгую историю. История русского духовного концерта начинается с древних времен, когда хоровая музыка занимала важное место в православных богослужениях. один в музыке, другой в. Максим Созонтович Березовский (1745—1777) — русский композитор, работавший также в Италии. Наряду с Д. С. Бортнянским считается создателем классического типа русского хорового концерта.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий