Январь 1918 декрет об отделении

(перенаправлено с «Декрет СНК РСФСР от 23.01.1918 Об отделении церкви от государства и школы от церкви»). Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах. Пункт 3 опубликованного 23 января по старому стилю декрета ленинского Совнаркома (СНК) "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" не устарел нисколько: "Каждый гражданин может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Декрет о свободе ограбления Церкви 20 января, на следующий день после оглашения послания Патриарха Тихона с анафемой большевикам (в связи с их нападением на Александро-Невскую Лавру) в Петрограде ближе к ночи созывается заседание Совнаркома. СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ РСФСР ДЕКРЕТ от 23 января 1918 года ОБ ОТДЕЛЕНИИ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА И ШКОЛЫ ОТ ЦЕРКВИ 1. Церковь отделяется от государства.

Декретное время борьбы с Церковью

Однако этот документ содержал и ряд других не менее важных положений: многообразие форм землепользования подворное, хуторское, общинное, артельное , отмену прав частной собственности на землю, запрет применения наемного труда. Подсчитано, что после отмены частной собственности на землю в пользование крестьян перешло около 150 млн. Впрочем, воплощение «Декрета о земле» в жизнь повлекло за собой неконтролируемые самозахваты помещичьей собственности. По мнению историка Ричарда Пайса, «крестьянское большинство населения страны на несколько месяцев полностью отошло от политической деятельности, с головой погрузившись в «чёрный передел» земли». Мир — народам «Декрет о мире» был разработан лично Лениным и единогласно принят на всё том же Втором всероссийском съезде советов.

В своих инициативах советское правительство предлагало «всем воюющим народам и их правительствам начать немедленно переговоры о справедливом демократическом мире». С нотой о начале мирных переговоров Ленин обратился к ряду европейских стран, однако предложение советской стороны было проигнорировано. Более того, посол Испании после получения соответствующей ноты был немедленно отозван из России. На предложение советского правительства отреагировала только Германия и ее союзники.

Итогом сепаратных соглашений стал подписанный 3 марта 1918 года «Брестский мирный договор», который означал выход России из Первой мировой войны и признание ее поражения. Отделение церкви от государства 23 января 1918 года вступил в силу «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви». Декрет, лишавший церковь всего имущества и юридических прав, по сути, поставил ее вне закона.

Астрахани и Астраханского края с нижеследующими строками. В один из ближайших дней в церквах должен быть прочтен декрет народных комиссаров об отделении Церкви от государства.

Декрет этот является осуществлением и удовлетворением давно назревших и самых больных вопросов во взаимоотношениях государства и Церкви, требующих полного раскрепощения религиозной совести народа и освобождения Церкви и её священнослужителей от ложного положения». Этот поступок стал причиной его конфликта с правящим архиереем Митрофаном Краснопольским и был осужден архиерейским судом, возглавляемым патриархом Тихоном.

Среди епископов декрет поддержал Астраханский викарий Леонтий Вимпфен. Астрахани и Астраханского края с нижеследующими строками. В один из ближайших дней в церквах должен быть прочтен декрет народных комиссаров об отделении Церкви от государства. Декрет этот является осуществлением и удовлетворением давно назревших и самых больных вопросов во взаимоотношениях государства и Церкви, требующих полного раскрепощения религиозной совести народа и освобождения Церкви и её священнослужителей от ложного положения».

В этом можно убедиться, обратившись к подлиннику проекта, подписанному ленинской рукой. В тот же день, 20 января, Совнарком утвердил законопроект в ленинской редакции и под тем же названием — «Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах». На следующий день его опубликовали газеты «Правда» и «Известия», а через два дня официальный правительственный орган — «Газета Рабочего и Крестьянского Правительства». Спустя еще несколько дней — 26 января 8 февраля вышел 18-й номер «Собрания Узаконений РСФСР», и вот здесь-то декрет был напечатан под иным названием: «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Никаких официальных решений о переименовании декрета исследователями не обнаружено. По всей видимости, название было переиначено редакцией «Собрания Узаконений». Специалисты-правоведы давно обратили внимание на то, что в интересующий нас период составители «Собрания Узаконений», к сожалению, нередко сокращали и редактировали тексты публикуемых актов. Впрочем, можно отметить, что 22 января в радиограмме «Всем, всем» Ленин, сообщая о публикации декрета 21 января, не привел того названия, под которым декрет был напечатан в «Правде» и «Известиях», а кратко охарактеризовал основные его положения: «Декрет о полном отделении церкви от государства и о конфискации всех церковных имуществ». В «Собрании Узаконений» декрет помечен 23 января. Но это дата не его принятия как уже сказано, он был принят 20 января и даже не первого обнародования 21 января , а день публикации в «Газете Рабочего и Крестьянского Правительства». Отсюда и пошла ошибочная датировка декрета. Церковь отделяется от государства. В пределах Республики запрещается издавать какие-либо местные законы или постановления, которые бы стесняли или ограничивали свободу совести, или устанавливали какие бы то ни было преимущества или привилегии на основании вероисповедной принадлежности граждан. Каждый гражданин может исповедывать любую религию или не исповедывать никакой. Всякие праволишения, связанные с исповеданием какой бы то ни было веры или неисповеданием никакой веры, отменяются.

Декреты СССР 1917-1992

До 1918 года Российская Империя жила по юлианскому календарю, в то время как весь западный мир жил по григорианскому. 24 января совнаркомом Российской республики был принят декрет о переходе страны на западноевропейское летосчисление. Но уже с января 1918 года в советских газетах началась антицерковная агитация, что называется, «артподготовка», предваряющая появление Декрета об отделении церкви от государства. Декрет о всеобщей воинской обязанности, декрет «Об образовании Рабоче-Крестьянского Красного Флота», 29 января 1918 г. 1. Под действие Декрета Совета народных комиссаров РСФСР от 23 января 1918 года об отделении церкви от государства и школы от церкви (Собр. узак. Для всего населения России вводился статус – гражданин Российской Советской Республики. Мужчины и женщины уравнивались в правах. 23 января 1918 года появился Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. ДЕКРЕТ ОБ ОТДЕЛЕНИИ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА, распространённое название декрета СНК РСФСР «О свободе совести, церковных и религиозных обществах». Принят 20.1(2.2).1918.

Декрет «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви»

Свободное исполнение религиозных обрядов обеспечивается постольку, поскольку они не нарушают общественного порядка и не сопровождаются посягательствами на права граждан Советской Республики. Местные власти имеют право принимать все необходимые меры для обеспечения в этих случаях общественного порядка и безопасности. Никто не может, ссылаясь на свои религиозные воззрения, уклоняться от исполнения своих гражданских обязанностей. Изъятия из этого положения, под условием замены одной гражданской обязанности другою, в каждом отдельном случае допускаются по решению народного суда. Религиозная клятва или присяга отменяется. В необходимых случаях дается лишь торжественное обещание. Акты гражданского состояния ведутся исключительно гражданской властью: отделами записи браков и рождений.

Именно утрата живого начала была главной проблемой, о чем с горечью свидетельствовали многие современники. Не способствовали положительному образу церкви и некоторые проведенные ею действия, как, например, отлучение Льва Толстого или активное участие в выборах в Государственную думу. Все это еще больше отталкивало активную часть подданных от православия. Немало толков вызывало то, что архиереев в его бытность при дворе произвольно перемещали с кафедры на кафедру - как тогда говорили, «под влиянием темных сил».

В итоге и положение церкви в государстве, и ее непосредственная деятельность не только дискредитировали ее в глазах всех, кто дорожил социальной и политической справедливостью, но и формировали духовный вакуум, который тотчас заполнили светские идеологи. Об этом, кстати, ярко писал Николай Бердяев. И как раз подобные факты дали, к примеру, авторитетному американскому историку Ричарду Пайпсу в книге «Россия при старом режиме» прийти к выводу: «Обедневшее, изолированное и отождествлявшееся с самодержавием духовенство не пользовалось ни любовью, ни уважением; его в лучшем случае терпели». У известного русского философа начала ХХ века Василия Розанова можно найти еще более хлесткие высказывания в адрес церкви. Не случайно за выход книги «Русская церковь» он даже был подвергнут судебному преследованию. Впрочем, не буду изображать все только черной краской: были и авторитетные епископы, и священники, пытавшиеся вести себя максимально независимо от государства и пользовавшиеся уважением и любовью прихожан. Но проблема в том, что наиболее активные представители общества те, кого зовут интеллектуальной элитой придерживались именно скептического взгляда на церковь, а революционеры - прямо враждебного. Кстати, и само духовенство, и верующие миряне критичность ситуации великолепно понимали. Уже с 1905 года они пытались предложить пути ее исправления. Это видно и по отзывам епархиальных архиереев о необходимых церковных реформах, и по ходу дискуссий в Предсоборном присутствии и Предсоборном собрании.

Один из наиболее обсуждавшихся вопросов - оживление приходской жизни, то есть укрепления связи между пастырями и прихожанами. Уже с первых дней Февраля православная церковь столкнулась с крайне негативным отношением к себе со стороны восставших рабочих и солдат, то есть той активной части населения, которая и вершила революцию. Еще до отречения Николая II в Петрограде начался разгром православных храмов. В них врывались восставшие, искали якобы скрывавшихся там городовых, оружие и продовольствие. Несколько храмов и колоколен подверглись обстрелам со стороны толпы, поскольку были пущены слухи, что наверху укрылись полицейские, стрелявшие из пулеметов и ружей. Для бушевавшей толпы а фактически вчерашних прихожан храмы как будто в один миг перестали быть святыней, а батюшки - духовными авторитетами. Духовенство воспринималось в качестве агентов павшего режима, священнослужителям запрещали выступать перед паствой по внецерковным вопросам, некоторых даже арестовывали. А если он отрекся, тогда кому? Николай II передал трон за себя и за сына великому князю Михаилу Александровичу, на следующий день тот вручил власть Временному правительству - впредь до Учредительного собрания. Это была формула Февраля, придававшая видимость легитимности всему тому, что произошло тогда в России.

Соответственно, для Синода и православного духовенства Временное правительство становилось законным начальником. Один из самых ярких церковников-монархистов харьковский архиепископ Антоний Храповицкий отмечал, что, если бы царь не отрекся от престола, если бы он оказался в тюрьме, за него можно было бы бороться... Поэтому фактически у церкви не было иного выбора, кроме как признать Временное правительство. Синод в своем воззвании от 9 марта охарактеризовал совершившийся переворот словами «свершилась воля божья». Да и Временное правительство к церкви относилось очень спокойно, хотя в кулуарах и высказывались мысли о том, что неплохо было бы отделить ее от государства. Существовал общий консенсус: решение вопросов будущего государственного устройства и вообще все принципиальные вопросы, в том числе и о статусе церкви, откладываются до созыва Учредительного собрания.

Граждане могут обучать и обучаться религии частным образом. Все церковные и религиозные общества подчиняются общим положениям о частных обществах и союзах и не пользуются никакими преимуществами и субсидиями ни от государства, ни от его местных автономных и самоуправляющихся установлений. Принудительные взыскания сборов и обложений в пользу церковных и религиозных обществ, равно как меры принуждения или наказания со стороны этих обществ над их сочленами, не допускаются, 12. Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют. Все имущества существующих в России церковных и религиозных обществ объявляются народным достоянием. Здание и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, отдаются, по особым постановлениям местной или центральной государственной власти, в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ. Для разработки декрета СИ Комом была образована специальная комиссия. Подготовленный комиссией текст декрета, после внесения в него В. Лениным ряда поправок и дополнений, был утвержден СНК 2 февраля 20 января 1918 г. Ленин заново сформулировал п. Лениным были добавлены примечание к п. См, XXI Ленинский сборник, стр. Изданный Советом народных комиссаров декрет об отделении Церкви от государства представляет собою под видом закона о свободе совести злостное покушение на весь строй жизни Православной Церкви и акт открытого против нее гонения. Всякое участие как в издании сего враждебного Церкви узаконения, так и в попытках провести его в жизнь несовместимо с принадлежностью к Православной Церкви и навлекает на виновных кары вплоть до отлучения от Церкви в последование 73-му правилу святых апостол и 13-му правилу VII Вселенского Собора ». Поместный Собор Российской Церкви 1917-1918 гг. Планы по изъятию церковного имущества большевиками вынашивались с момента их прихода к власти. Вот, например, что по этому поводу отмечает современный церковный историк Соколов А. Она сразу же выступила с идеей передачи монастырей в ведение своего наркомата с переустройством их в приюты и санатории для инвалидов и престарелых. Однако другие члены Советского правительства, видимо, не считали это задачей ближайшей перспективы: предложение Коллонтай пять раз в ноябре—декабре 1917 года вносилось в повестку дня СНК, но так и не было рассмотрено. Как писала сама народный комиссар, «тогда еще церковь не была отделена от государства, и имущества церковного не трогали»». Коллонтай, революционерка, феминистка, член большевицкого правительства, проповедница сексуальной распущенности.

Ленин также сообщил о декрете, не приводя его прежнего названия, а назвав декретом «О полном отделении церкви от государства и о конфискации всех церковных имуществ»31. Возможно, предложенный Народным комиссариатом юстиции первоначальный вариант названия не совсем устраивал вождя и он уже после подписания документа «пробовал» подобрать другое, более звучное и понятное народу название? Меньше всего он тогда задумывался о возникающих для исторической и юридической наук проблемах. И, наконец, под названием «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» декрет публикует «Газета Временного Рабочего и Крестьянского правительства» в номере от 23 января 1918 г. При этом важно помнить, что первые декреты должны были не только создать некую нормативно-правовую базу. Как констатирует Т. Ильина, в это время законодательные акты большевистского правительства отличались пропагандистской направленностью, лаконичностью и свободной формой изложения. Их основной целью было донести до населения информацию о победе социалистической революции, а также выполнить программные обещания, пусть даже в декларативной форме33. Многие юридические аспекты в тот момент воспринимались как формальности, и на некоторые из них зачастую не обращалось должного внимания. Ведь, как отмечает И. Стерник, В. Ленин «внимательно следил за работой отдела, созданного для выполнения этого задания речь идет об издании «Собрания узаконений». Значит, ошибочно пройти какое-либо название не могло. И если название все-таки появилось в измененном варианте, значит, было санкционировано, пусть и не зафиксировано протокольно или иным образом. По крайней мере, личный архив В. Ленина, десятилетиями собиравшийся работниками бывшего Института марксизма-ленинизма и находящийся ныне в Российском государственном архиве социально-политической истории, не содержит информации подобного рода. А собиралось ведь все и даже составлялись перечни необнаруженных ленинских документов и записей. Конечно, юридически подобное объяснение можно посчитать ничтожным, но, с другой стороны, обратим внимание, что В. Ленин очень скрупулезно подходил к законотворчеству. Всего один факт: по подсчетам Э. Генкиной, вождь мирового пролетариата в ноябре-декабре 1917 г. В современных декрету церковных документах и публикациях он назывался «Об отделении Церкви от государства»36. В юридических словарях значение термина «кодификация» определяется внешне несколько вариативно, но содержательно однопланово: — один из видов законодательной деятельности, состоящей из издания законов, систематизирующих по определенному плану отдельную отрасль или иную часть права государства. В процессе кодификации отбрасывается часть устаревшего нормативно-правового материала, внутренне увязываются и рубрицируются части нормативно-правовых актов, формируется структура кодифицированного акта со своим специфическим содержанием38; — наиболее сложная и совершенная форма систематизации нормативных правовых актов, предполагающая упорядочение правовых норм, которая сопровождается переработкой их содержания и отменой одних и принятием других норм права39; — упорядочение юридических норм в процессе правотворческой деятельности, издание на этой основе единого, юридически и логически цельного кодифицированного акта основ, кодекса, устава, положения и др. Современное понимание кодификации отлично от его понимания в римском праве, где это понятие охватывало собрание всех законов, окончательно регулирующих право или одну какую-нибудь его отрасль40. Видимо, поэтому в другом, более позднем издании практически того же текста вышеупомянутый П. Отрасль советского права, регулировавшая отделение Церкви от государства, подверглась не кодификации, а простой систематизации. Так, в 1920 г. В увидевшем свет в 1923 г. Гидулянов представил декрет под названием «Об отделении церкви от государства и школы от церкви»43. Советских Социалистических Республик» декрет в основной части назывался в сокращенной формулировке «Об отделении церкви от государства»44, но в приложении дан в полном названии «Об отделении церкви от государства и школы от церкви»45. Красикова напомним, одного из разработчиков проекта данного декрета. И у последнего ни при одной из публикаций декрета в систематизированных изданиях под названием «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» не возникло сомнений в подлинности и верности такого названия. Более того, он, как и многие другие государственные и партийные деятели, пользовался им в своих статьях46. Не возникло подобного вопроса и у многих поколений советских юристов. Так, подготовленный в 1977 г. Не по указанной ли причине М. Кириченко, спустя 70 лет с момента появления декрета, задавшись целью исправить ошибку в датировке, не отметил как ошибку изменение его названия? Более того, почему-то М. Кириченко в своей статье ни словом не обмолвился об имевшей место публикации декрета с нужной ему датой в неоднократно нами уже упоминавшемся издании «Декреты Советской власти». Может, потому что там другое название? Но это уже пресловутая политика двойных стандартов. Тогда, если мы принимаем вариант с сохранением существующего названия, логически верно и датировать его по первой публикации с таким названием. А она была осуществлена в «Газете Рабочего и Крестьянского правительства» 23 января 1918 г. И во всех вышерассмотренных случаях систематизации и упоминания в статьях государственно-партийных деятелей декрет датировался 23 января 1918 г. Например, постановление Народного комиссариата юстиции от 24 августа 1918 г. Как декрет от 23 января 1918 г. Точка зрения М. Кириченко так и осталась для юридического сообщества по крайней мере той его части, которая ответственна за разработку и принятие нормативно-правовых актов частным мнением. С учетом вышеизложенной аргументации считаем необходимым сохранить в качестве применяемого название декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» и его датировку 23 января 1918 г.

Декрет "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" от 23.01.1918 г.

В статье рассматривается реализация в трех национальных регионах (Марийский, Мордовский и Чувашский края) одного из аспектов декрета СНК РСФСР от 23 января 1918 г. "Об отделении церкви от государства и школы от церкви". «1. Изданный советом народных комиссаров декрет об отделении Церкви от государства представляет собою, под видом закона о свободе совести, злостное покушение на весь строй жизни православной Церкви и акт открытого против неё гонения. Но уже с января 1918 года в советских газетах началась антицерковная агитация, что называется, «артподготовка», предваряющая появление Декрета об отделении церкви от государства. НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ ЮСТИЦИИ РСФСР ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 24 августа 1918 года О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ В ЖИЗНЬ ДЕКРЕТА "ОБ ОТДЕЛЕНИИ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА И ШКОЛЫ ОТ ЦЕРКВИ" (ИНСТРУКЦИЯ) О церковных и религиозных обществах 1. Под действие. «Как местный епископ считаю своим долгом обратиться к православному населению ани и Астраханского края с нижеследующими строками. В один из ближайших дней в церквах должен быть прочтен декрет народных комиссаров об отделении Церкви от государства.

Первые революционные преобразования большевиков

Приход большевиков к власти. 1. “Одиннадцатое гонение” на Церковь Христову. Декрет Совнаркома от 23 января 1918 года: “Отделение Церкви от государства”. Определение Собора “Об охране святынь от кощунственного захвата и поругания” (от 12 сентября 1918 года). 2 февраля 1918 г. — Совнарком РСФСР принял декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. 2 февраля 1918 года был принят «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви». Он вступил в силу 5 февраля, когда был опубликован в «Газете Рабочего и Крестьянского Правительства». 25 января 1918 года, через день после официальной публикации декрета, Поместный Собор издал свое краткое, но вполне категорическое «Постановление по поводу декрета Совета народных комиссаров об отделении Церкви от государства».

Первые декреты советской власти

В этот день, принятый Советом народных комиссаров 20 января (2 февраля по нов. ст.) 1918 года Декрет о светском государстве опубликован в «Газете Рабочего и Крестьянского Правительства», после чего вступил в силу. нормативно-правовой акт, принятый Советом Народных Комиссаров РСФСР 20 января (2 февраля) 1918 года, имевший конституционное, основополагающее значение в религиозной сфере. До 1918 года Российская Империя жила по юлианскому календарю, в то время как весь западный мир жил по григорианскому. 24 января совнаркомом Российской республики был принят декрет о переходе страны на западноевропейское летосчисление. Декрет о всеобщей воинской обязанности, декрет «Об образовании Рабоче-Крестьянского Красного Флота», 29 января 1918 г. Советом Народных Комиссаров РСФСР принят Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви, подписанный В. И. Лениным.

Первые декреты Советской власти (октябрь 1917-март 1918 г.). Судьба Учредительского собрания

7. Религиозная клятва или присяга отменяется. В необходимых случаях дается лишь торжественное обещание. 8. Акты гражданского состояния ведутся исключительно гражданской властью, отделами записи браков и рождений. 9. Школа отделяется от церкви. К общему списку декретов. Декрет об образовании Центральной контрольной коллегии, местных учетно-контрольных коллегий и контрольных комиссий. 18(31) января 1918 г. 8 апреля 1918 г. Советом Народных Комиссаров РСФСР был принят «Декрет об учреждении волостных, уездных, губернских и окружных комиссариатов по военным делам». Декрет был утверждён 22 апреля 1918 г. Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом. ДЕКРЕТ. от 23 января 1918 года. Об отделении церкви от государства и школы от церкви. Десятки лет в официальных документах, в различной литературе, посвященной отношениям социалистического государства и церкви, первый важнейший законодательный акт в этой области именуется так: «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви». Мужчины и женщины уравнены в правах. 23 янв. 1918 г. – декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. 29 окт. 1918 г. – создание Российского коммунистического Союза Молодежи (РКСМ), который получил статус “помощника и резерва Коммунистической партии”.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий