7 февраля 1981 года в авиакатастрофе ту 104 под ленинградом

7 февраля 1981 года в 16 часов командир Ту-104 ТОФ СССР подтвердил готовность взлета судна, чтобы совершить беспосадочный перелет во Владивосток. Для этого лайнер был максимально заправлен.

Тринадцать адмиралов Тихоокеанского флота погибли из-за мебельных гарнитуров

Однако официальное расследование эту версию не подтверждает. После авиакатастрофы информацию о происшествии сразу же засекретили. Единственное упоминание о крушении самолета Ту-104 было опубликовано в газете «Красная звезда», которая являлась официальным печатным органом Вооруженных сил СССР. Однако причины ЧП не разглашались. Сразу же после катастрофы Тихоокеанский флот привели в состояние полной боевой готовности. На тот момент рассматривалась единственная версия произошедшего — террористический акт, но она не была подтверждена. После трагедии был снят с должности полковник Яковлев А. Практически всех погибших похоронили на Серафимовском кладбище в Ленинграде. В 1983 году здесь возвели мемориал, на котором в 2000 году появилась надпись: «Погибшим при исполнении служебных обязанностей 7.

Утром 7 февраля вылетели североморцы и с ними — начальник штаба ТОФа, которому разрешили навестить родственников на Севере. Удалось избежать гибели и командованию Камчатской военной флотилии — им посчастливилось попасть на рейс Аэрофлота. Затем поднялись в небо и другие самолеты. В тот день шел снег, мела даже небольшая пурга, но полеты не отменялись. Положение усугубилось тем, что экипаж не проконтролировал расположение груза внутри фюзеляжа самолета. Позже комиссия установила, что центровка общей массы оказалась за установленными пределами — ближе к хвосту. Это ухудшило аэродинамику самолета, что неощутимо на земле, но проявляется сразу после отрыва шасси от бетонки. Последняя ошибка — что экипаж начал взлет на несколько сот метров раньше, чем следовало. Командир экипажа — первоклассный пилот, опытный, проработавший на самолетах подобного типа более 11 лет, — стал выполнять взлет по входившей тогда в моду зарубежной «экологической методике»: как можно круче набор, чтобы быстро увести от земли гром ревущих двигателей. Зная о нем и предполагая парировать снос, летчики дали элероны вправо — на ветер. И именно туда, вправо, заваливался многотонный лайнер. Ни руководитель полетов, ни его подчиненные не успели произнести ни слова. Лишь штурман корабля, сидящий в стеклянном носу лайнера, сначала с тревогой, а затем с ужасом прокричал несколько раз: «Куда? Испытатели потом говорили, что спасти положение на первых мгновениях правого крена мог лишь энергичный поворот штурвала влево и от себя, чтобы вывести судно в горизонтальный полет и набрать скорость. Спастись не удалось никому». Погибли командующий флотом, почти все его заместители, половина личного состава штаба, командование флотской авиации, флотилий, бригад и эскадр. В одночасье Тихоокеанский флот остался практически без командования. А в это время во Владивостоке их ждали, готовили им праздничный стол. А ведь оказалось, что учения прошли хорошо и о тайфуне никто и не вспоминал».

Корбан Владимир Яковлевич. Заместитель командующего по боевой подготовке - начальник управления боевой подготовки ТОФ, контр-адмирал. Леонов Геннадий Федорович. Начальник разведки ТОФ, контр-адмирал. Махлай Виктор Петрович. Командир эскадры подводных лодок ТОФ, контр-адмирал. Митрофанов Феликс Александрович. Начальник оперативного управления - заместитель начальника штаба ТОФ, контр-адмирал. Николаев Виктор Антонович. Пирожков Рэмир Иванович. Начальник штаба - заместитель командующего 4-й флотилии подводных лодок ТОФ, контр-адмирал. Постников Василий Сергеевич. Рыков Владимир Васильевич. Чулков Джемс Константинович. Асеев Владислав Петрович. Капитан 1 ранга. Бережной Виктор Карпович. Волк Саул Григорьевич. Начальник отдела оперативного управления штаба ТОФ, капитан 1 ранга. Граф Евгений Григорьевич. Заместитель начальника отдела оперативного управления штаба ТОФ, капитан 1 ранга. Лобачев Юрий Григорьевич. Заместитель начальника отдела штаба тыла ТОФ, капитан 1 ранга. Морозов Владислав Игнатьевич. Начальник отдела противолодочных сил штаба ТОФ, капитан 1 ранга. Пивоев Владимир Ильич. Погосов Борис Погосович. Начальник информационного центра разведки ТОФ, капитан 1ранга. Прокопчик Анатолий Васильевич. Начальник штаба - первый заместитель командующего Приморской флотилии разнородных сил ТОФ, капитан 1 ранга.

Ни в прессе, ни по радио, о катастрофе не сообщалось. Исключением стал небольшой некролог в газете "Красная звезда", который разместили на третьей полосе. Существовало несколько версий случившегося — от террористического акта до перегруза самолета. Также рассматривалась версия предательства и международного терроризма. Под подозрением был даже вице-адмирал Рудольф Голосов, который значился в списке, но не полетел сам он узнал об этом много лет спустя. Достоверные причины катастрофы неизвестны до сих пор, а некоторые документы расследования так и остались засекреченными.

Как 41 год назад авиакатастрофа «обезглавила» Тихоокеанский флот

7 февраля 2016 года, в 12.00, в Кафедральном Николо-Богоявленском Морском Соборе, в Санкт-Петербурге, состоится Молебен памяти всех погибших в авиакатастрофе 7 февраля 1981 года. 34 года назад, 7 февраля 1981 года в авиакатастрофе под Ленинградом погибло все руководство Тихоокеанского флота СССР. Из 52 погибших 16 адмиралов и генералов и почти два десятка капитанов первого ранга, занимавших адмиральские должности. В числе прилетевших в Пушкин 30 января 1981 года офицеров флота был и весь высший командный состав Тихоокеанского флота СССР, прилетевший из Владивостока на самолёте Ту-104А борт СССР-42332.

Самая крупная и засекреченная авиакатастрофа, которая обезглавила весь советский Тихоокеанский флот

7 февраля 1981 года в авиакатастрофе погибло почти все командование Тихоокеанского флота. Крушение самолета Ту-104 произошло сразу после вылета из Пушкина под Ленинградом. Авиакатастрофа, случившаяся 7 февраля 1981 года в окрестностях Пушкина Ленинградской области, полностью «обезглавила» весь тогдашний Тихоокеанский флот. Одним из последствий трагедии стал отказ военных от лайнеров Ту-104. Седьмого февраля 1981 года со сбора руководящего состава всех флотов СССР на реактивном лайнере должны были вернуться на Дальний Восток 50 человек, в числе которых почти 20 адмиралов и генералов, полтора десятка капитанов 1-го ранга и полковников. 7 февраля 1981 года произошла страшная авиакатастрофа Ту-104 под Ленинградом. Из 52 погибших — 16 адмиралов и генералов и почти два десятка капитанов первого ранга, занимавших адмиральские должности. Около четырех дня седьмого февраля 1981 года самолет Ту-104 оторвался от взлетной полосы. Ровно 39 лет назад, 7 февраля 1981 года, произошло крушение самолета Ту-104 на военном аэродроме недалеко от города Пушкина. В результате авиакатастрофы погибли 50 человек, включая 16 адмиралов и генералов, 11 капитанов первого ранга, в том числе командующий.

Наше видео

  • Как советские адмиралы сами устроили себе авиакатастрофу
  • Самая секретная авиакатастрофа: что привело к трагедии 40 лет назад
  • «Крест в небе»: обезглавленный Тихоокеанский флот
  • История трагедии: как Тихоокеанский флот лишился руководства в авиакатастрофе 1981 года
  • «Самолет — это как аптекарские весы»

Лифт и пробка

  • Тайна авиакатастрофы до сих пор не раскрыта
  • Тринадцать адмиралов Тихоокеанского флота погибли из-за мебельных гарнитуров - МК
  • Годовщина катастрофы, в которой погибло больше советских военачальников, чем во время войны | MAXIM
  • Роковой сбор

Как в авиакатастрофе под Пушкином погибли 16 адмиралов и генералов

7 февраля 2021 года исполнилось 40 лет со дня одной из самых тяжелых трагедий в истории ВМФ СССР. В этот день, а это была суббота, в 1981 году во время взлета с аэродрома Пушкино потерпел катастрофу самолет Ту-104 с командованием Тихоокеанского флота СССР. 7 февраля 1981 года в 16 часов командир Ту-104 ТОФ СССР подтвердил готовность взлета судна, чтобы совершить беспосадочный перелет во Владивосток. Для этого лайнер был максимально заправлен. 7 февраля 1981 года командование флотов ВМФ СССР разлеталось к местам дислокации. Около 16:00 "Ту-104А" вырулил на взлетную полосу, но на высоте 50 метров вдруг резко накренился на правое крыло, потерял скорость, с большим креном рухнул и взорвался. Катастрофа Ту-104 в Пушкине — авиационная катастрофа, произошедшая 7 февраля 1981 года. Авиалайнер Ту-104А, принадлежавший отряду управления 25-й МРАД ВВС КТОФ СССР, выполнял пассажирский рейс по маршруту Пушкин—Владивосток, но через несколько секунд. 34 года назад, 7 февраля 1981 года в авиакатастрофе под Ленинградом погибло все руководство Тихоокеанского флота СССР. Из 52 погибших 16 адмиралов и генералов и почти два десятка капитанов первого ранга, занимавших адмиральские должности. Страшная авиакатастрофа, одним мигом обезглавившая Тихоокеанский флот СССР, произошла под Ленинградом 36 лет назад – 7 февраля 1981 года. Падение самолета Ту-104 унесло жизни 16 адмиралов.

«Крест в небе»: обезглавленный Тихоокеанский флот

Авиационная катастрофа авиалайнера Ту-104А произошла 7 февраля 1981 года. Самолет принадлежал отряду Управления ВВС Тихоокеанского флота СССР. Он выполнял рейс по маршруту Пушкин-Хабаровск-В. В 16.00 часов 7 февраля 1981 года командир Ту-104 ТОФ СССР Инюшин А.И. подтвердил готовность начать взлет и совершить беспосадочный перелет до Владивостока, в связи с чем самолет был заправлен топливом максимально полно. 7 февраля 1981 года в авиакатастрофе погибло почти все командование Тихоокеанским флотом. Крушение самолета Ту-104 произошло сразу же после вылета из Пушкина под Ленинградом. Сорок лет назад, 7 февраля 1981 года, советский Военно-морской флот понёс самые большие потери среди высшего командного состава в своей истории. 7 февраля 1981 года произошла страшная авиакатастрофа Ту-104 под Ленинградом – Самые лучшие и интересные новости по теме: Истории, трагедии, флот на развлекательном портале 7 февраля исполняется 43 года со дня трагедии, которая произошла на аэродроме в Ленинградской области, около города Пушкин, 7 февраля 1981 года. В этот день упал самолет Ту-104 с командованием Тихоокеанского флота СССР.

Как жадность сгубила 16 советских адмиралов

Руководство ТОФа начало собираться домой... Одной из ведущих версий произошедшего был умышленный террористический акт, флот был приведён в состояние полной боевой готовности.

Любой сколько-нибудь опытный пилот сказал бы, что на разбеге из-за центровки, превышающей предельно-заднюю, по мере нарастания скорости против аэродинамики не попрешь самолет просто сам "сел на хвост" и сам оторвался от земли на скорости, почти вдвое меньшей расчетной скорости отрыва. На Ту-16 Ту-104 не было бустеров или гидроусилителей, потому усилий летчиков отдачей штурвала "от себя" для предотвращения преждевременного отрыва при этом не могло хватить для парирования мощнейшего стремления самолета задрать нос. Так как отрыв произошел на скорости, меньшей эволютивной наименьшей, на которой он способен лететь , да еще и с запредельным и постоянно самопроизвольно увеличивающимся углом атаки, далее по той же аэродинамике он и должен был упасть. А точнее сказать, это и не было взлетом как таковым, но было катастрофой на взлете из-за преждевременного, самопроизвольного отрыва самолета от ВПП по причине запредельной задней центровки. Адмиралов могло спасти только одно. Если бы они загрузили еще пару рулонов бумаги или пару-тройку мебельных гарнитуров, то самолет бы "сел на хвост" прямо на стоянке. Начальникам любого ранга, если они не слышали о такой науке, как аэродинамика, следует хотя бы ознакомиться с приказом министра обороны по правилам выполнения воздушных перевозок в авиации Вооруженных сил, где написано: все пассажиры обязаны беспрекословно выполнять требования членов экипажа. А также, что никто не имеет права вмешиваться в действия экипажа в полете, в том числе и лица, в распоряжение которых экипаж выделен.

Скольких катастроф удалось бы избежать, если бы адмиралы и краснолампасные генералы хотя бы эти два пункта не только знали, но еще и соблюдали". Кажется невероятным, что подобное может происходить в армейских структурах, но "крепкая хозяйственность" высших чинов подавляет даже инстинкт самосохранения. Можно было бы порассуждать о том, стоит ли таким людям вообще доверять оружие серьёзнее кухонных ножей, но других людей в армии нет, зато есть традиции, устои и преемственность. А значит, трагедии, подобные этой, могут повториться в будущем. Не надо нам при катастрофах и происшествиях кидаться на поиски сионистско-масонских и прочих "пятых колонн". Мы были, есть и долго будем для самих себя "пятой колонной", если не вытравим на генном уровне самые дрянные, наверное, черты характера — пренебрежение законами природы и общества, наплевательское отношение к жизни людей, стремление полагаться на авось, когда требуется строжайшее следование законам и правилам, уже оплаченным кровью и потом предшествующих поколений.

Виктор Сокирко 2018-03-08 12:56:00 Поделиться: История падения Ту-104 на аэродроме Пушкин долгое время была покрыта завесой тайны: в разбившемся на 8-й секунде полета лайнере находилось практически все командование Тихоокенского флота ТОФ Советского Союза. Официальное сообщение о гибели своих мужей вдовы получили лишь в 1997 году. Памятная надпись со словами «Погибшим при исполнении служебных обязанностей 7. Тогда, 37 лет назад, на базе Военно-морской академии в Ленинграде проводились оперативный сбор высшего командного состава всех флотов и командно-штабные учения без привлечения реальных сил.

Образно говоря, адмиралы «воевали» на картах, а скорее всего, обсуждали вопросы мировой геополитики на морях и океанах. Тогда только закончилась Китайско-вьетнамская война, в которой Советский Союз помогал Вьетнаму, осуществляя поставки вооружений морским путем. Второй год шла военная операция в Афганистане, и американские авианосцы с морскими пехотинцами на борту кружили по Тихому и Индийскому океанам в готовности высадить десант. ТОФ в тот момент был, как говорится, на острие атаки. К слову, именно командование тихоокеанцев по итогам тех учений было признано лучшим. Седьмого февраля, после завершения сборов, высшее руководство флотов разлеталось по домам — Ту-104 с бортовым номером 42332 предстояло лететь дольше всех, через Хабаровск во Владивосток.

Несколько лет назад завеса информационного молчания все-таки была преодолена.

В свет вышла книга, документальное повествование «Прерванный полет», автором которой стал капитан I ранга Владимир Виленович Шигин. По каналам российского и зарубежного телевидения был показан документальный фильм «Гибель адмиралов. Тайна одной катастрофы». И книга, и фильм не оставили равнодушными зрителей и читателей. Родные и близкие, знакомые погибших моряков, сами взялись за перо, чтобы осталась о них живая память. Воспоминания и биографические факты, фотографии — вся эта бесценная информация доступна сейчас любому желающему. В 2014 году в сети появился портал памяти, интернет-сайт «Герои ВМФ».

Основную часть сайта составляет электронная версия книги «Прерванный полет». Есть также раздел, посвященный текущим памятным мероприятиям.

Как в авиакатастрофе погибло почти всё командование Тихоокеанского флота СССР

Он был не в фуражке, а в шапке. И ему кто-то сказал «Что ж ты в шапке! Моряк должен быть только в фуражке! Это ведь такая нехорошая примета». Сбор в Ленинграде пролетел незаметно. Через неделю адмирал Горшков подвел итоги. На учениях тихоокеанцев признали лучшими. В хорошем настроении они стали собираться домой. Нина Тихонова, вдова вице-адмирала Василия Тихонова, командующего Приморской флотилией Тихоокеанского флота, позже говорила о своих плохих предчувствиях «У нас дома был кактус, который всегда расцветал в мае. Это такое красивое зрелище.

И тут вижу ветка будто застыла. А потом увидела, что кактус выбросил цветок. Знаете, кактус цвел те последние сутки, что были отведены мужу. Как будто осветил его жизнь. Причем обычно он расцветал в шесть часов вечера, а через сутки отцветал. А тут распустился в 23. Я посмотрела на часы и сказала сыну «Если завтра мы нашего папу увидим, то будем самыми счастливыми людьми на свете». Утром 7 февраля вылетели североморцы и с ними — начальник штаба ТОФа, которому разрешили навестить родственников на Севере. Удалось избежать гибели и командованию Камчатской военной флотилии — им посчастливилось попасть на рейс Аэрофлота.

Затем поднялись в небо и другие самолеты. Около 16 часов к исполнительному старту военного аэродрома в городе Пушкин двинулся ТУ-104 Тихоокеанского флота. В тот день шел снег, мела даже небольшая пурга, но полеты не отменялись. На борту транспортного самолета находились командующий флотом адмирал Эдуард Спиридонов, командующий авиацией флота генерал-лейтенант Георгий Павлов, 17 адмиралов и генералов, другие пассажиры среди них — супруги Спиридонова и секретаря крайкома партии Ломакина. Всего вместе с экипажем на Ту-104 летели 52 человека. Военно-морские руководители, собираясь домой, прихватили с собой из центра дефицитные товары. В итоге Ту-104 оказался существенно перегруженным. Положение усугубилось тем, что экипаж не проконтролировал расположение груза внутри фюзеляжа самолета.

Как в авиакатастрофе под Пушкином погибли 16 адмиралов и генералов 12:00 06. Сразу после катастрофы Тихоокеанский флот привели в состояние полной боевой готовности. Первоочередной же версией была диверсия. Всю информацию засекретили, а советская цензура сделала все возможное. Исключение было сделано лишь для как бы ведомственной газеты "Красная звезда". Хотя и в ней никаких подробностей, помимо скупой констатации факта и официальных соболезнований. Фрагмент полосы газеты «Красная звезда» от 10. День спустя эти некрологи будут перепечатаны газетой ТОФ «Боевая вахта». Об истинных причинах авиакатастрофы родные и близкие погибших узнают только в 1997 году. Фото: wiki. Самолет "Ту-104А", направлявшийся из Ленинграда во Владивосток, разбился почти сразу после отрыва от бетонки военного аэродрома "Пушкин". Погибли командующий флотом адмирал Спиридонов, командующий авиацией флота генерал-лейтенант Павлов, начальник политуправления флота вице-адмирал Сабанеев... Всего — 50 человек, в их числе 16 адмиралов и генералов, 25 офицеров. Для сравнения: за годы Великой Отечественной наш флот потерял четырех адмиралов. Все дело в том, что с 1 по 7 февраля в ленинградской Военно-морской академии проходили ежегодные штабные учения руководящего состава флотов под руководством главкома ВМФ адмирала Горшкова. По итогам игры Тихоокеанский флот признали лучшим. Середина 1970-х гг. Около 16:00 "Ту-104А" вырулил на взлетную полосу, но на высоте 50 метров вдруг резко накренился на правое крыло, потерял скорость, с большим креном рухнул и взорвался. Версия теракта подтверждения не нашла. Специальная комиссия установила, что самолет имел заднюю центровку, превышающую рамки допустимого диапазона, что сказалось на его аэродинамике.

Вице-адмирал Тихонов осваивал совершенно новое дело: возглавил флотилию с иноходными судами, подводными лодками, самолетами и береговыми частями различного назвачения. Расследование трагического происшествия практически сразу стало засекреченным. Рассматривались несколько версий случившегося — от террористического акта до перегруза самолета, но улик практически не осталось. Ни в прессе, ни по радио, о катастрофе не было сделано никаких заявлений. Исключением стал небольшой некролог в газете "Красная звезда", который разместили на третьей полосе. Всерьез расследовалась версия предательства и международного терроризма. Здесь подозрение пало на вице-адмирала Рудольфа Голосова, который значился в полетном списке, но не полетел. Сам он узнал об этом спустя много лет: основным мотивом, приписанным ему было то, что именно он оказывался кандидатом на должность главы флота.

У самолета даже отозвали допуск к полетам, при этом причины трагедий так и не были точно установлены разбились 5 из первых 9 «Комет». При этом уже велась разработка более безопасных и экономичных турбовинтовых моделей, то есть в реактивном пассажирском сообщении вообще не было особой необходимости. А уж фраза Туполева «Это не самолет плохой, это вы на нем летать не умеете! Не любил Андрей Николаевич признавать ошибки, ох как не любил. Ту-104 в аэропорту Внуково. Красивый самолет. Современный пассажир, попав на обычный советский рейс этого самолета, решил бы, что летит бизнес-классом. Комфорт не ограничивался широкими по нынешним меркам, удобными сиденьями. Здесь впервые в СССР появилось оборудование для подогрева пищи, а пассажирское меню утверждал лично Туполев: в рацион входили, например, стопка коньяку и красная икра. Наверно, имело смысл сосредоточиться на надежности конструкции, а потом уже переходить к коньячку….

40 лет назад в мирное время ТФО ВМФ в одно мгновение оказался обезглавлен

  • Бешеная птица: почему советские лётчики ненавидели самолёт Ту-104 и считали машину "проклятой"
  • В авиакатастрофе погибло командование Тихоокеанского флота - Знаменательное событие
  • Смерть на взлете
  • «Крест в небе»: обезглавленный Тихоокеанский флот 🔥 Катастрофа века
  • Самая секретная авиакатастрофа: что привело к трагедии 40 лет назад
  • 30 лет гибели командования ТОФ - Санкт-Петербургское Морское собрание

Тринадцать адмиралов Тихоокеанского флота погибли из-за мебельных гарнитуров

В феврале 1981 года через несколько секунд после взлета на военном аэродроме города-спутника Ленинграда Пушкин прямо на взлетно-посадочную полосу упал и разбился авиалайнер командующего Тихоокеанским флотом СССР Эмиля Спиридонова Ту-104А. смертью русского гения, последовавшей 29 января (10 февраля). Ровно 36 лет назад, 7 февраля 1981 года, произошло крушение самолета Ту-104 на военном аэродроме близ города Пушкин под Ленинградом.

Как жадность сгубила 16 советских адмиралов

Причём её толком не закрепили, из-а этого она сместилась при взлёте. К этому добавились полные баки топлива. Потом дал крен — ведь мебель продолжала двигаться по салону. Экипаж не смог сманеврировать, потому что борт был перегружен, это и привело к катастрофе. Архивное фото с места происшествия Инцидент засекретили. Единственное упоминание о нём появилось на третьей полосе газеты «Красная звезда» — официальном печатном органе вооруженных сил СССР: «7 февраля 1981 года при исполнении служебных обязанностей в авиационной катастрофе погибла группа адмиралов, генералов, офицеров, мичманов, прапорщиков, матросов и служащих Тихоокеанского флота. По итогам расследования, с должности сняли командира 25-й морской ракетной авиационной дивизии. Ту-104 находился как раз в его ведении.

Адмиралов погубил их собственный багаж. Подробности этого резонансного дела вспомнила «Лента. В тот роковой день самолет командующего ТОФ провел в воздухе всего восемь секунд. Сразу после взлета лайнер получил большой крен на хвост и рухнул на землю в полукилометре от точки отрыва. Крен самолета был настолько большим, что находившиеся на аэродроме описали положение Ту-104 как «крест в небе». Топливные баки были полными, поэтому сразу после падения и взрыва начался сильный пожар. Все 50 человек, находившиеся на борту, — 44 пассажира и 6 членов экипажа — погибли. Очевидцы, которые пытались добраться до места аварии, рассказывали, что хвост самолета отломился от фюзеляжа, а под ним была огромная воронка с горящим керосином. Весь самолет был в огне. На борту были 15 адмиралов и генералов, 12 капитанов первого ранга и полковников и сам командующий ТОФ Эмиль Спиридонов. Ту-104 командующего возвращался со штабных учений, в которых принимало участие руководство всех флотов Советского Союза. Тихоокеанский флот лишился своего командования, своих соединений. Остались вторые и третьи лица. Это был сильнейший удар по военно-морскому флоту — трудновосполнимый вице-адмирал Василий Денисов Вместе со Спиридоновым погибли 15 адмиралов и генералов. Для сравнения: за годы Второй мировой войны весь советский флот потерял четырех адмиралов, еще шесть умерли своей смертью или по причинам, не связанным с боевыми действиями. Десять адмиралов — за всю войну, а тут — 16 в один день, в мирное время! В первые послевоенные годы советское правительство делало ставку на ускоренное развитие и обновление военно-морского флота — и именно на Тихоокеанском флоте активно и с большим успехом обкатывали новые виды вооружений. Самая большая беда, которая случилась, — что флот оказался обезглавленным: погиб цвет Тихоокеанского флота вице-адмирал Александр Славский «Персонал аэродрома рассмотрели под микроскопом» Сразу после крушения началась отработка версий. Самый сильный флот фактически обезглавлен — не начало ли это войны? Катастрофа случилась вскоре после окончания Китайско-вьетнамской войны, шла война в Афганистане, а американские авианосцы и корабли с морпехами кружили по Тихому и Индийскому океанам и были готовы при любом удобном случае высадить десант. После катастрофы Тихоокеанский флот был приведен в состояние полной боевой готовности — в Минобороны подозревали диверсию. Вскоре спецслужбы и всевозможные комиссии пришли к выводу, что иностранные диверсанты просто не могли подобраться к самолету на таком охраняемом объекте, как военный аэродром Пушкин. Охраной аэродрома занимался отдельный батальон плюс особисты из контрразведки, которые весь обслуживающий персонал рассмотрели едва ли не под микроскопом. Версия иностранных спецслужб если и рассматривалась, то только теоретически: пронести взрывчатку на борт самолета на охраняемом объекте было практически невозможно военный историк Александр Зимовский И все же версию диверсии окончательно не отбросили — следователи предположили саботаж, начали проверять своих.

Тут-то и пригодился старенький реактивный лайнер Ту-104. Самолеты этого типа уже два года как были сняты с гражданских авиалиний, но на армию еще работали. Экипаж насчитывал 6 человек. В условиях снегопада самолет начал разгон и всего через восемь секунд после отрыва от взлетно-посадочной полосы встал на дыбы, потерял равновесие и рухнул на землю с высоты пятидесяти метров. Так как он был полон топлива, пожар был неизбежен. Все находившиеся в самолете погибли.

Послыхалин Владимир Александрович. Субботин Виталий Алексеевич. Рупасов Михаил Николаевич. Барсов Анатолий Владимирович. Вахтеев Анатолий Иванович. Пассажиры Спиридонов Эмиль Николаевич. Командующий Тихоокеанским флотом, адмирал. Белашев Виктор Григорьевич. Командующий 4-й флотилией подводных лодок ТОФ, вице-адмирал. Павлов Георгий Васильевич. Сабанеев Владимир Дмитриевич. Член Военного совета — начальник политического управления ТОФ, вице-адмирал. Тихонов Василий Федорович. Командующий Приморской флотилией разнородных сил ТОФ, вице-адмирал. Данилко Степан Георгиевич. Коновалов Владимир Харитонович. Корбан Владимир Яковлевич. Заместитель командующего по боевой подготовке — начальник управления боевой подготовки ТОФ, контр-адмирал. Леонов Геннадий Федорович. Начальник разведки ТОФ, контр-адмирал. Махлай Виктор Петрович. Командир эскадры подводных лодок ТОФ, контр-адмирал. Митрофанов Феликс Александрович. Начальник оперативного управления — заместитель начальника штаба ТОФ, контр-адмирал. Николаев Виктор Антонович. Пирожков Рэмир Иванович. Начальник штаба — заместитель командующего 4-й флотилии подводных лодок ТОФ, контр-адмирал. Постников Василий Сергеевич. Рыков Владимир Васильевич. Чулков Джемс Константинович. Асеев Владислав Петрович.

Как 41 год назад авиакатастрофа «обезглавила» Тихоокеанский флот

Вариант диверсии рассматривался особенно тщательно. Тому способствовала непростая внешнеполитическая обстановка: пару лет назад завершилась Китайско-вьетнамская война. Не последнюю роль в поражении Пекина сыграл Тихоокеанский флот, который поставлял помощь вьетнацам. Не снижался уровень напряженности и в отношениях с США. Тогда в Вашингтоне рассматривали возможность доставки подразделений морской пехоты в районы Индийского моря с последующим броском в Афганистан. Помешать таким планам мог только ТОФ. Трагическая халатность Но версия внешнего вмешательства быстро отпала, когда выяснились реальные обстоятельства рокового полета. Незадолго до катастрофы командир экипажа Ту-104 подполковник Анатолий Инюшин обращался в политотдел Тихоокеанского флота с просьбой обратить внимание на нарушения, которые совершает высший офицерский состав ТОФ. Однако настойчивые просьбы летчика были прогнорированы.

Впоследствии все купленное занесли на адмиральский борт. На старте типографские рулоны весом в полтонны забыли накрепко привязать в салоне самолета. Как только судно начало набирать высоту они сместились центром тяжести в хвостовой отсек лайнера. Нос самолета слишком задрался кверху и вероятно полноценного отрыва от земли так и не произошло. Набранной ложной скорости хватило лишь на несколько секунд полета. Свидетели катастрофы описывают именно такой сценарий трагических событий — лайнер мгновенно встал вертикально крестом в воздухе. Эксперты допускают, что катастрофу можно было предотвратить. Для этого аналогичный перегруз нужно было допустить не только в хвосте, а по всей длине лайнера. В таком случае судно село бы на хвост еще при попытке набора высоты. Тогда шансов оторваться от земли у него бы не было. Самолет в воздухе подобен метрике аптекарских весов — малейшее несоблюдение допущенной рецептуры может привести к гибели. Ту-104 всегда летит перегруженный Спустя некоторое время независимые эксперты стали публиковать альтернативные версии причин трагедии в небе над Пушкино. В некоторых из них упомянуты давние реплики командира экипажа погибшего воздушного судна — Анатолия Инюшина. Якобы пилот неоднократно докладывал в политотдел флота, что его самолет зачастую летит с лишним весом. Адмирала Спиридонова политрук извещал о докладных записках, поступающих от командира экипажа его самолета. Реакции от командующего флотом не последовало. Военный Ту-104 продолжал перевозить мебель, бытовые кухонные агрегаты, запчасти для автомобилей. В тоже время самолет Ту-104 сам по себе не был максимально надежной авиационной машиной. До «пушкинской катастрофы» на подобных самолетах произошло 16 трагедий, которые забрали жизни более 1000 человек. По причине неблагонадежности эти модели воздушных суден перестали эксплуатировать в гражданской авиации. Ту-104 достались в наследство военным. После гибели руководства тихоокеанского флота было запрещено летать одним рейсом высшим офицерам всех штабов войск. Следственным органам нужен был «крайний», а Яковлев как раз отвечал за обслуживание «адмиральского» борта.

Конечно, эти правила порой нарушаются. Особенно если пассажир из числа высокопоставленных военных, не особо сведущих в правилах безопасности полетов. Однако достойные и знающие военачальники и руководители строго соблюдают заведенный порядок. На моей памяти главком ВВС генерал армии Владимир Михайлов, заслуженный летчик, освоивший более 20 типов самолетов, частенько садился за штурвал самолета во время перелетов в командировке. При этом он всегда вписывался в полетный лист как летчик — то есть получал законное право сесть за штурвал и, соответственно, нес полную ответственность за самолет и людей на его борту. Никогда не рисковал. Можно вспомнить и приезд Владимира Путина, тогда еще исполняющего обязанности президента, в Чечню 31 декабря 1999 года. Командир вертолета Ми-8 отказался перевезти главу государства в Шатойский район, ссылаясь на плохие погодные условия. На капитана шипели, подталкивали в спину, но он стоял на своем. Вылет в итоге отменили и вертолетчику фронтовой авиации ничего плохого не сделали. Просто Путин сказал: «Капитану видней» — и отправился в окопы наземным путем». После истории с разбившимся Ту-104 в 1981 году была принята и еще одна директива — не сажать в один самолет сразу двух высших должностных лиц. В одном самолете никогда не полетят министр обороны Сергей Шойгу и начальник Генштаба Валерий Герасимов. Командующему военным округом запрещено лететь вместе с заместителем. Собственно, и президент России Владимир Путин не берет на свой борт премьер-министра.

И экипаж был у него грамотный... На этом можно было бы и закончить, если бы не одно НО. Во многих интернет-источниках, в виденной мной телепередаче, зачастую и в обсуждениях на форумах, которые мне удалось почитать, вина, прямо или косвенно, возлагается на экипаж. В той же «Вики» кратко написано — «ошибка экипажа». Все знают, что командир корабля — «первый после бога», не секрет также, что центровка самолета — «зона ответственности» экипажа. Тогда я готов выслушать комментарии. В качестве же аргумента приведу тексты из еще двух источников, авторы которых тоже «не таксисты и не парикмахеры». Расстелив на столе вычерченную на ватмане распечатку информации «черного ящика», он поведал о причинах катастрофы. Рассказ его запомнился накрепко. Самолет был полностью исправен, не перегружен. По весу мог бы еще взять до двух тонн. Однако бесконтрольная загрузка вещей а в Ленинграде много чего накупили привела к нарушению центровки самолета. Оказалась сильно перегруженной хвостовая часть. Почему экипаж допустил столь грубейшее нарушение при подготовке к вылету, теперь можно лишь гадать. Причиной этого и была запредельная центровка на хвост. Не достигнув необходимой скорости отрыва, самолет был неустойчив на взлете. Дул достаточно сильный встречно-боковой ветер, который способствовал выводу самолета из рав-новесия и появлению крена на правый борт. Попытки пилотов выровнять крен результата не давали, а перекладка рулей затрудняла набор скорости. Крен достиг 90 градусов, и, судя по всему, правое крыло «чиркнуло» за какое-то препятствие, то ли столб, то ли крышу капонира. Самолет перевернулся на спину и рухнул с высоты около 50 метров, сразу превратившись в пылающий костер. Пленка самописца зафиксировала надрывно удивленный крик штурмана: «Куда, куда, куда!? За тихоокеанцами должны были вылетать балтийцы. Попрыгав в машины, офицеры бросились к месту падения, километрах в полутора от конца взлетной полосы. Жар полыхавшего керосина близко не подпускал. Полная заправка, 30 с лишним тонн, горела дольше часа. Расчет пожарной машины во время отправки самолетов смотрел телевизор, воды в ней не оказалось. А может, удалось бы хоть одну жизнь спасти! Нет, «менталитет» у нас не тот, авось все и так обойдется! Оранжевое пламя с траурной каймой черного дыма пожирало останки людей. Живыми оставались только апельсины, раскатившиеся от места пожарища, оранжевые, как осколки пламени. Не надо нам при катастрофах и происшествиях кидаться на поиски сионистско-масонских и прочих «пятых колонн». Мы были, есть и долго будем для самих себя «пятой колонной», если не вытравим на генном уровне самые дрянные, наверное, черты характера — пренебрежение законами природы и общества, наплевательское отношение к жизни людей, стремление полагаться на авось, когда требуется строжайшее следование законам и правилам, уже оплаченным кровью и потом предшествующих поколений. Не сумеем — вымрем как мамонты, не успевшие адаптироваться к быстрой смене условий обитания. Жить, как наши далекие предки, на просторах древней Руси, полагаясь на Бога да авось и лениво почесывая затылок, недопустимо в эпоху космических скоростей, атомной техники и нанотехнологий. После трагедии было предписано перевозки пассажиров на военных самолетах осуществлять с взвешиванием багажа, с использованием привязных ремней и прочего, давно применяемого в гражданской авиации. Командующим объединениями на одном самолете со своими первыми заместителями не летать. Правильные требования! Ну и что? Через год снова стали летать вместе, через два забыли про взвешивание багажа, а потом и все вернулось на круги своя. До новых катастроф, ребята! Вице-адмирал Голосов Р. Тяговооружённость самолета в пределах 0. Сразу после катастрофы ходили разговоры, что бардак при загрузке борта был неимоверный. Второй пилот да и командир вновь возражают, после чего их сразу несколько адмиралов «снимают», «увольняют» и просто «размазывают». Кто для «целого» адмирала второй пилот, да и какой-то командир экипажа, хоть и подполковник? Тем более что со сборов «вожди» редко улетали трезвыми. Кроме всего прочего рассказывали, что приехавший «очень не в духе» командующий ТОФ пожелал в своем салоне расположенном в передней части самолета лететь один, в результате чего из салона «в хвост» было выставлено еще с десяток человек. Хотя сделать было нужно с точностью до наоборот: начиная с самых задних рядов набиться как «сельди в бочку» в переднюю часть салона стоя, сев на колени друг другу, как угодно , освободив заднюю часть салона по максимуму, а обратно по местам рассредоточиться только после выполнения взлета. Трудно сказать, что было бы с командиром экипажа Инюшиным, откажись он выполнять полет. Предполагаю, что в лучшем случае все члены экипажа стали бы пенсионерами прямо в самолете. В фильме нет мнений летчиков, но любой сколько-нибудь опытный пилот сказал бы, что на разбеге из-за центровки, превышающей предельно-заднюю, по мере нарастания скорости против аэродинамики не попрешь самолет просто сам «сел на хвост» и сам оторвался от земли на скорости, почти вдвое меньшей расчетной скорости отрыва. На Ту-16 Ту-104 не было бустеров или гидроусилителей, потому усилий летчиков отдачей штурвала «от себя» для предотвращения преждевременного отрыва при этом не могло хватить для парирования мощнейшего стремления самолета задрать нос. Так как отрыв произошел на скорости, меньшей эволютивной наименьшей, на которой он способен лететь , да еще и с запредельным и постоянно самопроизвольно увеличивающимся углом атаки, далее по той же аэродинамике он и должен был упасть. А точнее сказать, это и не было взлетом как таковым, но было катастрофой на взлете из-за преждевременного, самопроизвольного отрыва самолета от ВПП по причине запредельной задней центровки. Смею предположить, что командир экипажа рассчитывал, что, отдав перед взлетом штурвал от себя, он сможет удержать самолет на разбеге в трехточечном положении до достижения расчетной скорости отрыва или даже несколько больше расчетной , после чего очень плавно приподнять нос самолета и с небольшим углом оторвать машину от ВПП на скорости больше расчетной. Адмиралов могло спасти только одно. Если бы они загрузили еще пару рулонов бумаги или пару-тройку мебельных гарнитуров, то самолет бы «сел на хвост» прямо на стоянке. Тогда, конечно, как и в фильме, обвинили бы во всем и «выпороли» несчастный летный экипаж, но хотя бы «въехали», что самолет — это «аптекарские весы», коромысло которых лежит на некоем условном, весьма небольшом по ширине бруске. И оно коромысло параллельно земле и не падает только в случае, если на обеих чашах весов примерно равные массы. Ширина бруска в данном примере и есть разрешенный «зазор» между предельно-передней и предельно-задней центровками. Перегрузишь нос — не сможешь оторвать переднюю стойку шасси от земли на взлете, не хватит длины ВПП, самолет не взлетит ни на какой скорости. Перегрузишь хвост — повторишь то, что было в фильме, так как за пределами допустимых центровок самолет неуправляем. Неоднократно упоминаемое в фильме положение самолета после отрыва, вставшего «крестом», только лишний раз убеждает, что центровка превышала предельно-заднюю. Экипаж при этом бессилен. До 9000 кг макс. В самолет же запихали груза тонн десять, если не больше. А в фильме у всех прямо или иносказательно звучит вопрос: «Куда это экипаж смотрел, почему допустил? Начальникам любого ранга, если они не слышали о такой науке, как аэродинамика, следует хотя бы ознакомиться с приказом министра обороны по правилам выполнения воздушных перевозок в авиации Вооруженных сил, где написано: все пассажиры обязаны беспрекословно выполнять требования членов экипажа. А также, что никто не имеет права вмешиваться в действия экипажа в полете, в том числе и лица, в распоряжение которых экипаж выделен.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий