Часть выступления в котором предмет лекции развивается в его историческом становлении

Общие места (топосы) – также способы развития замысла и содержания речи. Это техника создания и развития речи. Виды общих мест (или топосы) показывают, как может быть построена речь о любом предмете или человеке. Он первый делает попытку установить чёткое деление ораторской речи на части: вступление (προοίμιον), предложение (κατάστασις), изложение (διήγησις), доказательство или борьба, падение и заключение. Цель данной работы – раскрыть сущность категории риторического идеала и описать процесс и основания его эволюции в русской и зарубежных риториках, ответить на вопрос о том, как изменялось представление о «хорошей» речи с течением времени. Языкознание – наука, которая лишь в середине 19 века стала самостоятельной, с тех пор языкознание прошло долгий путь своего исторического становления. В настоящее время объектом языкознания является язык, в его историческом развитии.

Риторика (стр. 3 )

Предмет современной риторики Второй раздел классической риторики – диспозиция, получив в свое распоряжение уже “готовый к употреблению” предмет, превращал его в понятие и помещал в систему других понятий. Понятия становились объектом логических и аналогических процедур.
Композиция речи: начало, развертывание и завершение — МегаЛекции Диалог – единица общения, исходная «клеточка» порождения и развития речи и мышления человека.
Высшее образование БГПУ _. Здесь предмет лекции развивается в его историческом становлении.
Риторика — искусство говорить красиво и правильно Именно от социально-политического красноречия берет начало история развития ораторского искусства, получившая свою научную базу в Древней Греции V века до н.э. Здесь в Афинах, раздираемых общественными противоречиями в период становления демократии.

Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу

  • НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Риторика
  • Общие места (топосы, источники изобретения)
  • Анатомия центральной нервной системы
  • Ответы СГА. Русский язык и культура речи (СПО). Часть 1
  • Риторика. Тема 2.. Краткая история риторики (Елена Костромина)
  • Конспект лекций по предмету "Иностранные языки и языкознание"

Клюев Е.В. Риторика (Инвенция. Диспозиция. Элокуция).

Традиционная риторика ("наука о хорошей речи", по определению Квинтилиана) была противопоставлена грамматике ("науке о правильной речи"), поэтике и герменевтике. В отличие от поэтики в предмет риторики включалась только прозаическая речь и прозаические тексты. _. Здесь предмет лекции развивается в его историческом становлении. История становления предмета (либо как вещи, либо как мысли) обычно проста для восприятия аудитории. Главная особенность филологических работ Μ. Β. Ломоносова в том, что он сознательно и целенаправленно создавал норму русского литературного языка, ориентируя ее на речь науки деловой прозы, исторических сочинений, академической и политической оратории, проповеди. В Древнем Риме в становление риторики внёс свой вклад Марк Туллий Цицерон (106 — 43 годы до н.э.), который занимался политикой, философией и ораторским искусством.

Русский язык и культура речи

И на передний край время выдвигает пропагандистов и агитаторов, убеждающих, разъясняющих, постепенно и терпеливо втягивающих массы трудящихся в строительство новой жизни. Многомиллионный советский народ жадно тянется к культуре, образован ию. Нужно было научить массы людей не только писать и читать, но и хорошо, правильно высказывать свои мысл и. Калинин,— научиться говорить как следует.

На первый взгляд кажется: что тут мудреного, ведь человек с двух лет начинает говорить! На самом деле это большое и трудное дело». В 20-е годы появляется целая серия книг и пособий по культуре речи.

В дальнейшем внимание к речевой культуре, в частности, к устному монологу, слабеет. Но в годы Великой Отечественной войны и в послевоенные годы, особенно начиная с 60-х годов, интерес к этим вопросам вспыхивает с новой силой, однако уже на новом уровне, с новыми требованиями, соответствующими эпохе научно-технической революции. Теперь невозможно представить себе на трибуне оратора с театральными жестами, играющего обертонами своего голоса, рассказывающего притчи и ловко выруливающего от них к сути дела.

В условиях предельной насыщенности информацией «цветы ораторского красноречия» и «хитроумные словесные бои» ни у кого не вызывают интереса. Не популярны сейчас пафос и торжественная патетика. Деловые и напряженные будни выдвинули оратора немногословного, дорожащего своим и чужим временем, делового, но с чувством юмора, эмоционального, но с эмоциями, как бы зажатыми внутри, не выпускаемыми на простор.

Убеждает он не эмоциями, а фактами, логикой. По сравнению с бурной эпохой революции, гражданской войны снизился накал страстей в митинговых и агитационных речах. Однако, как только, пришла на нашу землю беда — грянула Великая Отечественная война, опять митинговая и агитаторская речь зазвенела металлом в речах агитаторов, политруков, общественных деятелей.

Так, лаконично, с громадным внутренним накалом звучат строки из «Памятки десантнику», подготовленной политотделом 18-й армии, когда в 1943 г. Ты должен в бой вступать первым, а выходить из боя последним. Ты призван на фронт воспитывать красноармейскую массу.

Но во всякую минуту ты должен уметь взять в руки винтовку и личным примером показать, что коммунист ум еет не только благородно жить, но и достойно ум ереть» Вспомним вступительное слово А. Толстого на антифашистском митинге работников искусств и литературы в ноябре 1942 года: «Дорогие товарищи! Славно великое прошлое нашего классического искусства, славен и двадцатипятилетний путь усилий советского искусства сказать новое слово о новом человеке в новых условиях его общественного бытия.

Плохо ли, хорошо ли мы, советские художники, поэты, артисты, композиторы, живописцы, выполнили нашу задачу,— налицо явление огромного исторического значения: советское искусство стало народным искусством, многомиллионный народ внимает ему. Октябрь дал народу молот, чтобы ковать свое счастье, и серп, чтобы пожинать плоды его.

Вопрос id:1240775 Установите последовательность предложений в тексте? Приемов эристики достаточно много, но принципы у них однородны - не дать закономерно и последовательно развить мысль, чтобы дело полностью прояснилось, и утвердить свой интерес. Разделение это, идущее из античности, связано с тем, на каких условиях ведется речь. Области ораторской практики делятся на эристику, диалектику, софистику. Эристика как искусство спора предполагает выигрывание его независимо от того, какими средствами ведется спор, цель речи — утвердить свое право на поступок и оставить за собой окончательное суждение.

Вопрос id:1240776 Установите последовательность предложений в тексте? В обоих случаях есть категории цели и есть разделение на роды. Поэзия цель — подражание; роды — эпос, лирика, драма. Несомненно, что цель как побудительный источник речи относится к категории пафоса, роды поэзии и прозы связаны с организацией собрания людей, то есть они есть проявление категории этоса в его разновидностях. Риторика цель — убеждение; роды — совещательная, судебная, показательная речь. Вопрос id:1240777 Установите последовательность предложений в тексте? Роды поэзии иные.

В поэтике Аристотеля родов поэзии тоже три эпос, лирика и драма. Аристотель показал, что важнейшими родами ораторской речи являются судебная, совещательная и показательная речь с их разным отношением ко времени предмета описания совещательная — о будущем, судебная — о прошлом, а показательная — о связи прошлого с будущим.

Соедините эти группы стрелками. Хорошая речь, как правило, состоит из трех —пяти частей. Если у вас получилось их больше, то вы или хотите очень много сказать, или не до конца отметили все группы. Какие группы являются дополнительными? Проведите пунктирные линии от этих групп к основным, которые они дополняют. Отражают ли эти группы оптимальную структуру вашего выступления? Напишите тезисы своего выступления. Для каждой центральной идеи подберите от одной до пяти вспомогательных идей, каждая из которых может иметь еще больше идей для подкрепления.

Какие из пунктов могут быть усилены или упрощены с помощью визуальных средств? Какие образы вам бы больше всего хотелось, чтобы запомнили слушатели? Подготовьте рисунки, диаграммы, отметьте в тезисах последовательность их демонстрации. Напишите выступление. Как вы привлечете внимание аудитории? Как вы вызовете интерес к своему выступлению? Что вы собираетесь сделать для того, чтобы установить доверительные отношения с аудиторией? Как вы заработаете ее уважение? Каким тоном вы собираетесь начать? Что вы хотите сказать о цели своего выступления?

У вас 20 секунд на то, чтобы ответить на вопрос сидящего перед вами: «С какой стати я должен тебя слушать? Напишите заключение. В заключении необходимо вернуться к цели вашего выступления: те изменения в аудитории, ради которых вы выступаете, должны быть закреплены в заключительной части выступления. Установите связь между заключением и началом выступления. В заключении эмоциональность вашего выступления должна быть не ниже эмоциональности вашего вступления. Подготовьтесь к обсуждению и ответам на вопросы. Твердо знайте: аудитории редко бывают враждебно настроенными; вам не надо быть красноречивым оратором, чтобы добиться успеха. Готовьтесь, готовьтесь, готовьтесь! Чем лучше вы будете знать тему, тем большим знатоком и темы, и аудитории вы будете себя считать. Сделайте «успокаивающие» записки.

Используйте тот формат, который удобен. Запишите свою «хореографию», чтобы напомнить себе, когда сделать паузу, когда подчеркнуть что —то важное, когда обратиться к аудиовизуальным средствам. Представьте свой успех. За две недели до своего выступления каждую ночь перед сном представляйте картину своего успеха: уверенную улыбку на своем лице, себя- убежденно говорящего. Используйте аудиовизуальные средства, чтобы снять с себя часть напряжения. Практикуйтесь, практикуйтесь, практикуйтесь! Потренируйтесь три или четыре раза до своего выступления, делайте это, пока вы не будете удовлетворены своей речью. Ни в коем случае не тренируйтесь в день своего выступления! Расслабьтесь, отдохните и избегайте любого возбуждения. Как можно лучше отдохните ночью перед выступлением; ограничьтесь в употреблении кофе.

Оденьтесь так, чтобы ваш костюм способствовал успеху. Наденьте то, что вам очень идет. Установите контакт глаз с несколькими дружелюбными лицами. Защитите себя теплыми взглядами людей, которых вы знаете или тех, кто невербально выражает свою поддержку. Говорите громко, чтобы разогнать тревогу. Это поможет вам освободиться от нервозности. Постарайтесь не допускать ошибок. Не пугайтесь, если допустите их, большинство слушателей вряд ли даже обратят на них внимание. А извинения только ослабят ваши позиции. Не держите себя слишком серьезно.

Буслаев, историк В. Ключевский, физиолог И. Сеченов, химик Д. Менделеев, биолог И. Мечников, анатом П. Лесгафт, ботаник К. Тимирязев и многие другие. Обладая ораторским даром, они не были похожи друг на друга, и в этой неповторимости заключалась одна из причин их успеха.

Конечно, развитие науки обусловлено и внутренними причинами, и потребностями производства, обороны, и потребностями общественного развития. Научное знание обладает огромным авторитетом в современном обществе. Вся система образования направлена на формирование научной картины мира. А насколько глубоки, содержательны и устойчивы эти знания — это зависит от риторических способностей наших учителей, популяризаторов науки, от риторико-педагогических качеств учебных книг. Николай Федорович Кошанский в своё время написал об этом так: «Словесность, расширяя круг свой, непременно сближается со всеми родами учёности. Она срывает плоды наук и искусств и щедрою рукой сыплет их в народе. Все открытия наук и искусств становятся приобретением целого народа». Появилась возможность управлять общественным мнением PR в нужном для сильных политических партий и их лидеров направлении.

Ленин, художник И. Бродский Журналистское мастерство и одарённость большевистских ораторов во многом способствовали победе большевизма в России. Можно говорить о том, что большевики сначала выиграли словесную войну, а уже потом Гражданскую. Почему пламенные речи большевиков так овладели массами? В 1917 году большевики взяли не только почту, вокзал, телефон и телеграф. Миллионы простых людей они взяли за живое. Почему речи Ленина и его соратников были столь убедительными? Почему слово большевиков так долго сохраняло действенность?

Потому что в обществе сохранялся за вождями до прихода к власти Н. Хрущёва культ учителя, просветителя, которому всецело доверяли. Речь у всех, включая Ленина, была вполне культурной. Каждое слово произносилось отдельно, чтобы дошло до каждого. И фонетически это были речи более солидные, чем нынешние. Риторическая манера Ленина серьёзно отличалась от предыдущей традиции политических выступлений. По замечанию историка С. Ярова: «Ленин не соответствовал классическому типу ораторов, для которых нормой были искусственный подбор красноречивых и афористичных сентенций, эффектные отступления, строгая логичность и последовательность изложения, расчетливо продуманная аффектация и тщательно выстроенная соразмерность каркасов речи.

Перед нами… — эмоциональные, торопливые и сбивчивые выступления, акцент на одной и той же идее, варьируемой вновь и вновь, хотя и на разные лады. Во многих его речах нет ни монументальности, ни системности, ни связности. В них заметно другое — эмоциональное «проговаривание» мысли, особенно увлекшей его в данную минуту, ещё и ещё раз до тех пор, пока охватившее его напряжение не ослабевает. Это можно скорее назвать своеобразной терапевтической практикой, посредством которой проходит высвобождение неприязни к идеям, людям и событиям, вызывающим всё нарастающее раздражение». Красноречие Ленина было чрезвычайно энергичным, экспрессивным и агрессивным. Для его стиля характерны антитезы, градации и резкая, отрицательно окрашенная лексика «политические проститутки», «сволочи» и т. Вспоминая ораторские выступления Ленина, один из его соратников отмечал эмоциональную силу и агитационный пафос речей «вождя пролетариата»: «Вся речь его — как призыв: ничего лишнего…» А. Огромное значение имела, конечно, компания по ликвидации безграмотности, поскольку научение грамоте — это прежде всего научение письменным формам языка.

Но памятуя значение новых форм устной агитации, которая ведётся в формах ораторских выступлений и дискуссий на местах, в первое десятилетие Советской власти пишется множество книг об ораторском искусстве, умении говорит с трибуны и убеждать массы. Одна из лучших книг того времени — «Умение говорит публично» Алексея Васильковича Миртова 1886 — 1966 , выдержавшая 3-е издание к 1927 году. Вдохновлённый идеями построения нового общества, автор писал: «В новых условиях нашей жизни всякому, не ушедшему целиком в свою скорлупу, приходится время от времени быть и оратором». Под оратором Миртов понимал всякого человека, кому приходится обращаться со словом: «убедить, разъяснить что-либо, успокоить, ободрить, призвать — вот обязанности, постоянно налагаемые на нас жизнью. Особенно это относится к лицам, занятым общественной работой: сделать доклад, отчёт, отстоять свой план, проект и т. Это было время перестройки общества, стиля управления обществом. Поэтому звучали такие современные призывы обучаться «живому слову» — будто они написаны в начале XXI века, а не восемьдесят лет назад: «Владеть словом необходимо, разумеется, не только общественному работнику, но и дельцу, и практику, и специалисту-учёному». Ко всякому профессионалу будут относиться дальнейшие «риторические» слова: «владеть речью — это не значит непременно «произносить» речи, а уметь ясно, кратко и убедительно высказаться.

Живое слово — могучее орудие в умелых руках». В 1918 году в Санкт-Петербурге был создан Институт живого слова, целью которого было распространение риторических знаний и совершенствование народной речи. Луначарский На открытии Института живого слова нарком просвещения Анатолий Васильевич Луначарский 1875 — 1933 говорил обратите внимание, как здесь риторика связывается с политикой : «Все формы политического творчества идут через речь. Россия заговорила, и заголосила даже, и нам необходимо, чтобы этот разговор приобрёл как можно скорее чёткость, чтобы возможно было больше таких людей, которые говорили бы то, что они думают, которые умели бы влиять на своего ближнего и которые умели бы парализовать вред влияния. Если это влияние демагогическое, если это злые чары, благодаря которым тот или иной ритор побивает словом … Надо учить говорить весь народ от мала до велика». Так, Г. Виноградов 1886 — 1945, этнограф, фольклорист, краевед, доктор филологических наук , например, писал о «народном ораторском искусстве», имея в виду живое устное слово, лежащее в «основе взаимообщения». Советское ораторское искусство и культура речи После периода бурного развития ораторского искусства, который символизировал переход государства к новым формам жизни, с началом 30-х годов ораторство и изучение риторики претерпевает серьёзные изменения.

Поскольку многие демагоги, вроде Троцкого, активно пользовались риторическими приёмами, то после его высылки учёные, трудящиеся в этой предметной области, попали под идеологический пресс если не были арестованы. Одной из книг этого периода, которая говорила об ораторском искусстве, была книга Виктора Гофмана «Слово оратора» 1932 года, в которой утверждалась связь риторики и политики: «Риторические принципы — это переодетые политические принципы, а риторика — мистифицированная политика. Риторика как теория ораторской речи есть как бы суррогат политической теории, руководства политической борьбы». Конечно, ораторское искусство не прекратило своего существования. Советский образ жизни, облик советского человека во многом объяснялся характером речи, стилем общения, передачи информации и информированности советского общества. У советского человека были вполне определённые идеалы, которые требовалось отстаивать в информационно-психологической войне с Западом. Но именно риторически советский человек чувствовал слабинку в этом противостоянии, так как идеология марксизма навязывалась сверху, не входила в плоть и кровь каждого человека. Лишь немногие смогли воспринять из марксизма основы диалектики и теории познания.

Для остальных марксизм — был догмой. Потому развелось слишком много формальных речей на различных партийных и профсоюзных собраниях , и произносились эти речи «по бумажке» безынициативно и незаинтересованно. Люди чувствовали неискренность говорящего, и рождался внутренний протест против такого стиля общения. А вот речи Сталина внутри себя несли ту самую диалектику и ощущались искренними. В юности он несколько лет учился в семинарии и усвоил некоторые риторические тактики. Именно с этим риторическим опытом учёные связывают один характерный композиционный приём Сталина — использовать в выступлениях-рассуждениях диалектическую форму кратких вопросов и ответов на них. Одно из самых ярких в этом смысле выступлений, речь Сталина на открытии метро 15 мая 1935 года, где есть и связь с аудиторией, и живая риторическая работа с ней, и искренность реакций обеих сторон, и диалектичность: Вообще, риторическая искусность и диалектичность Сталинский речей хорошо видна там, где он выступает без бумажки. Ещё один пример — речь перед избирателями 11 декабря 1937 года: Ещё одно сильное в риторическом плане выступление — речь Сталина 3 июля 1941 года, посвящённая началу войны.

После войны Чтобы понять, что такое советская послевоенная риторика, надо оценить весь комплекс выступлений, речей, текстов, составлявших политическую и деловую жизнь СССР. Теоретически риторика отсутствовала, но это не значит, что правилами общественной речи не занимались практически. Вполне справедливо можно говорить о том, что жизнью трудового коллектива руководили администрация, партийный комитет, профсоюзы и комсомол. В настоящее время такое руководство осуществляет только администрация — в этом смысл «капиталистических» реформ. Какой тип руководства более «единоначален» и какой более демократичен? Понятно, что больше власти и бесконтрольности как раз при капитализме. Впрочем, теоретически, конечно, советская наука не стояла на месте. Именно в Советском Союзе родилась такая новая дисциплина как культура речи — учение о нормах речевого общения в разных областях лингвистического знания: фонетике, лексике, синтаксисе.

Много внимания уделялось развитию литературного языка, практической стилистике как умелому употреблению слов и выражений в речи. Тем не менее, именно отставание в области информационных технологий, искусственное сдерживание в распространении информации, неумение вести идеологические дискуссии и отстаивать свои взгляды ставило Советский Союз в положение обороняющихся. В конце концов психологическая война с Западом оказалась проигранной, хотя мы чувствуем за своей спиной многовековой опыт русской философской и речевой культуры. Гласность Демократическая перестройка, начатая в 1985 году реформами М. Горбачёва, внесла элементы нового стиля мысли и речи. Подобно самому вдохновителю перестройки, вдруг все заговорили без бумажки, стиль общения стал «демократически свободным», а это имело и свои плюсы, и свои минусы. Плюсы в том, что люди начали свободно высказывать собственное мнение, минусы — в том, что всякое свободное суждение должно быть осмысленным и ответственным. Отсутствие серьёзной и продуманной программы переустройства России порождало не только безответственные поступки, но и демократически сниженный стиль общения, который выразился в вульгарной и грубой «свободе» речи.

Такими стали, например, передачи многих молодёжных радиостанций. Их стиль состоит в готовности говорить всё что угодно, без «цензуры». А цензура для каждого из нас — внутренний вкус, понимание того, что существуют понятия истины и красоты, которые можно выразить словами. В итоге мы имели таких косноязычных «ораторов», как, например, Черномырдин. Мы видим чиновников, политических деятелей, которые не владеют даже элементарными знаниями риторики. Язык наших политиков отражает прежде всего их неуверенность и непрофессионализм, следуя поговорки «Язык мой — враг мой». Говорят одно, думают другое, подразумевают третье, а делают четвёртое. Фактически смысл всех современных политических текстов сводится к простейшей мысли: сейчас не очень хорошо, но завтра будет лучше, а потом — вообще отлично.

Только, милые, наберитесь терпения. Поэтому замусоренность речи наших политиков кажется нам весьма симптоматичной — в тёмном потоке их слов невозможно доискаться смысла, что напоминает известный афоризм: «Трудно ловить чёрную кошку в темной комнате, тем более, когда её там нет».

Русский язык и культура речи

Главная часть в лекции не должна превышать 30 мин, в докладе – 20 мин, в речи – 7–8 мин. Выступающий переходит после вступления к главной части, в которой формируется основная мысль речи. Она может прозвучать в начале главной части или в конце. Здесь предмет лекции развивается в его историческом становлении. 33. История становления предмета (либо как вещи, либо как мысли) обычно проста для восприятия аудитории. повествование. Задание. Порядковый номер задания Тип Вес. Асафьев читает лекции в Институте истории искусств, в Консерватории, одну за другой пишет крупные научные работы и статьи, выступает как инициативный организатор. Работоспособность Асафьева феноменальна. ЛЕКЦИЯ 1. ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ План 1. Сущность понятия «Публичное выступление». Диахроническая лингвистика (от греч. «dia» – «через», «сквозь» и «chronos» – «время») рассматривает факты языка в историческом аспекте, в хронологической последовательности, то есть изучает язык в развитии. мысленное содержание речи, суждение о котором может быть истинным или ложным. Предмет высказывания является той точкой зрения, той стороной проблемы, которую ритор избирает для полного и обоснованного ее раскрытия и решения.

"САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ"

Большее — меньшее. Транзитивность [Волков 2001: 90]. Например, топос определение раскрывает содержания предмета речи в соответствии с темой и целью автора. Дать определение — значит ясно, непротиворечиво истолковать его значение, показать сущность предмета речи: что есть что? Пример со словом «музыка»: Музыка — искусство, в котором переживания, чувства и идеи выражаются ритмически и интонационно организованными звуками С. Метафорические определения: 1 Музыка — источник радости мудрых людей… Сюнь-цзы ; 2 Музыка — единственное искусство, проникающее в сердце человека так глубоко, что может изображать переживания этих душ Стендаль. Топос свойства — качества — характеристика.

Свойством называется неизменно присущий признак предмета или человека, оно отличается от качества, а качество от характеристики. Например, свойствами человека будет способность двигаться, думать, совершать обдуманные поступки и т. Качество предполагает включение в свойство определенной оценки. Характеристика связана с конкретным характером рассматриваемого предмета человека, явления , поэтому характеристика конкретна, выборочна, а применительно к человеку дает оценку его личности. Топос имя. Согласно теории именования, имя отражает свойства вещи, а называние вещи определенным именем предполагает дальнейшие удачные или неудачные в зависимости от того, как дано имя действия: «Ну-с, дорогие господа, друзья, товарищи — не знаю уж, как и назвать вас…» Г.

Эта неопределенность показала не просто неуверенность оратора в выборе слова, а неясность, неопределенность в оценке людей и общественной ситуации в целом. Важно знать, что топосы — это мысли, которые основаны на ценностях и предпочтениях, обращаются к нравственным ориентирам, эстетическим идеалам, интеллектуальным интересам, разделяемым аудиторией. Итак, изобретение идей является центром риторики, поскольку главным в убеждении является способность развернуть доказательство, найдя уместное содержание, нужные аргументы и стиль общения с адресатом речи.

Если имеются два противоречащих одно другому суждения о предмете, то одно из них истинно, а другое — ложно, между ними нет среднего. Закон достаточного основания. Все существующее имеет достаточное основание для своего существования. Наши мысли в любом рассуждении должны быть внутренне связаны друг с другом, вытекать одна из другой, обосновали одна другую. Быть последовательным, значит не только выдвинуть положение, но и объяснить его, обосновать, сделать необходимые выводы. Этот закон не допускает голословности утверждений и выводов, требует убедительных подтверждений.

Отсюда важное требование закона достаточного основания — обоснованность высказываний. Общие места топосы, источники изобретения Развитие содержания речи происходит с опорой на общие места, которые называются также топосами, или топами от лат. Система топосов впервые была представлена в сочинениях Аристотеля. Современную систему логических, или содержательных, топов выстраивает , включая в них следующие категории: I. Описательные обстоятельственные топы: 1. Действие — претерпевание. Предыдущее — последующее. Внешние обстоятельства. Причинно-следственные топы: 7.

Причина — следствие. Модально-оценочные топы: 9. Лицо — поступок. Образ действия. Цель и средство. Топы определения: 12. Присущее и привходящее. Род — вид. Целое — часть.

Имя и вещь. Сравнительные топы: 21. Большее — меньшее. Транзитивность [Волков 2001: 90]. Заказать работы Например, топос определение раскрывает содержания предмета речи в соответствии с темой и целью автора. Дать определение — значит ясно, непротиворечиво истолковать его значение, показать сущность предмета речи: что есть что? Пример со словом «музыка»: Музыка — искусство, в котором переживания, чувства и идеи выражаются ритмически и интонационно организованными звуками. Метафорические определения: 1 Музыка — источник радости мудрых людей… Сюнь-цзы ; 2 Музыка — единственное искусство, проникающее в сердце человека так глубоко, что может изображать переживания этих душ Стендаль. Топос свойства — качества — характеристика.

Свойством называется неизменно присущий признак предмета или человека, оно отличается от качества, а качество от характеристики. Например, свойствами человека будет способность двигаться, думать, совершать обдуманные поступки и т. Качество предполагает включение в свойство определенной оценки. Характеристика связана с конкретным характером рассматриваемого предмета человека, явления , поэтому характеристика конкретна, выборочна, а применительно к человеку дает оценку его личности. Топос имя. Согласно теории именования, имя отражает свойства вещи, а называние вещи определенным именем предполагает дальнейшие удачные или неудачные в зависимости от того, как дано имя действия: «Ну-с, дорогие господа, друзья, товарищи — не знаю уж, как и назвать вас…». Эта неопределенность показала не просто неуверенность оратора в выборе слова, а неясность, неопределенность в оценке людей и общественной ситуации в целом. Важно знать, что топосы — это мысли, которые основаны на ценностях и предпочтениях, обращаются к нравственным ориентирам, эстетическим идеалам, интеллектуальным интересам, разделяемым аудиторией. Итак, изобретение идей является центром риторики, поскольку главным в убеждении является способность развернуть доказательство, найдя уместное содержание, нужные аргументы и стиль общения с адресатом речи.

Лекция 7. Композиция публичного выступления Вступление. Основная часть. Заключение 7. Расположение содержания в описании, повествовании, рассуждении. Понятие о хрии. Строгая и искусственная хрия 7. Заключение Композиция речи — это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, организация материала, расположение его в определенной системе. Искусное использование частей речи составляет основу композиции речи.

Части речи — крупные риторические аргументы, средства риторического доказывания. В античной риторике в композиции речи выделялось восемь частей речи: Обращение — аргумент от личности говорящего — просьба прослушать все, что последует за ним; Называние темы должно 1 соответствовать предмету речи, 2 быть понятным, 3 быть стилистически построено так, чтобы заинтересовало слушателей; Повествование. Предмет речи развивается в его историческом становлении, события подбираются так, чтобы подвести слушателей к определенным выводам; Описание — это системный анализ предмета речи. Сюда входят примеры, содержащие мыслительный эксперимент, то есть описание, предшествующее доказательству; Доказательства — логическое доказывание, в котором применяются разные виды аргументации, примеры, несловесные доказывания вещественные доказательства ; Опровержение — доказательства от противного. Выдвигаются возможные опровержения против доказательства, и затем они опровергаются; Воззвание — обращение к сердцам слушателей и к их эмоциям; Заключение — итог всему сказанному, даются перспективы на будущее. Найти информацию Традиционно под членением речи на смысловые фрагменты понимают трехчастную структуру, состоящую из вступления, основной части и заключения. Каждая из частей имеет свои целевые установки, общая реализация которых и обеспечивает достижение целей данной речи в целом. Вступление — это первая часть в композиции речи, во многом определяющая успех выступления. Цель: привлечь внимание слушателей; установить контакт с аудиторией; вызвать интерес; подготовить аудиторию к восприятию речи.

Основные приёмы вступления: обращение к аудитории; апелляция к интересам аудитории; апелляция к речи предыдущего оратора; вопросы к аудитории; прием сопереживания; прием соучастия и др. Таким образом, вступление, с оной стороны, — подготовка слушателей к восприятию речи, с другой, — постановка вопроса в том или ином виде , введение в тему речи. Основная главная часть.

При этом убеждение понимается как полная уверенность в истинности, мнение — как уверенность, но не полная. То убеждение, которое обосновывается, называется тезисом аргументации. Утверждения, используемые при обосновании тезиса, называются аргументами. Способ логического обоснования тезиса посредством аргументов называется формой аргументации, или демонстрацией. Таким образом, логическую структуру аргументации составляют тезис, аргументы основания, доводы и демонстрация. В процессе аргументации оратор должен уделять основное внимание тезису: любая вовлекаемая в коммуникативный акт информация должна концентрироваться вокруг тезиса и служить его детальному анализу.

Происхождение тезиса связано с ситуацией. Отбор аргументов, с помощью которых обосновывается тезис, мотивируется множеством факторов: уровнем образования аргументатора, его мировоззренческими, идеологическими и культурными установками, конкретными обстоятельствами и т. По форме демонстрации аргументация может быть дедуктивной, индуктивной, в форме аналогии, сравнения, метафоры и др. Частным случаем аргументации является доказательство — установление истинности какого-либо положения с использованием логических средств и утверждений, истинность которых уже установлена. По направленности рассуждения доказательство может быть прямым и косвенным. При прямом доказательстве рассуждение идёт от аргументов к тезису. Косвенное доказательство обосновывает истинность тезиса посредством антитезиса, то есть опровержения утверждения, являющегося отрицанием тезиса. Из имеющегося аргументов и антитезиса выводят дедуктивно и индуктивно противоречие. В результате делается вывод об обоснованности тезиса.

Этот вид аргументации называется аргументацией от противного. Аргументация может быть разделительной «методом исключения» , когда сопоставляются не два положения, как в доказательстве «от противного», а три и более. При этом формулируются три или более несовместимых друг с другом альтернатив, среди которых должен быть и доказываемый тезис. Он обосновывается путём исключения всех членов разделительного суждения, кроме одного.

И даже не только потому, что инвенция и диспозиция в отличие от элокуции едва ли не с самого начала служили двум госпожам — логике и риторике, постепенно все очевиднее смещаясь в направлении к первой. Разумеется, риторика как целостная система представлений не была результатом единичной мощной мыслительной акции: она складывалась постепенно и стала целостной научной концепцией лишь на исходе длительного периода становления. Неудивительно поэтому, что процесс в целом был связан с медленной специализацией каждого из разделов риторики, со все более точным определением целей и задач каждого из разделов. Если характер и количество логических ошибок действительно поддавался каталогизации и, так сказать, непротиворечивому описанию — то есть мог быть представлен в виде ряда правил, нарушение которых приводит к тому, что сообщение становится непонятным или неистинным, — то характер и количество эффектов, возможных при креативном использовании тех же паралогизмов, предсказать оказалось практически невозможно. Элокуция ни в коем случае не оказалась противопоставленной диспозиции, напротив, отчетливо обозначилось, что общего между двумя этими разделами риторики гораздо больше, чем изначально предполагалось. С другой стороны, диспозиция и элокуция апеллировали и к одним и тем же операциям с понятиями и суждениями: градация, сопоставление, выведение одного из другого и т.

Только совершать такие операции в первом случае запрещалось, во втором, напротив, полагалось. Понятно, что наука, в которой по поводу одних и тех же явлений давались прямо противоположные рекомендации, не могла оставаться тождественной себе: разрываемая внутренним противоречием необыкновенной силы, она должна была либо погибнуть, либо трансформироваться. Причиной такого поистине трагического положения стал, видимо, тот необыкновенно высокий научный уровень, которого риторика достигла: открытие, сделанное ею, есть открытие чуть ли не буддистского толка. Таким образом, собственно логические или, точнее говоря, имеющие отношение к логике операции с обслуживающими их разделами инвенции и диспозиции, однако в первую очередь все-таки диспозиции отошли к логике; в распоряжении риторики осталась элокуция. Потеряв связь с диспозицией, элокуция, выступающая теперь как риторика в целом, вынуждена была уступить диспозиции и такие категории, как perspecuitas ясность мысли и aptum языковая целесообразность. Делясь с грамматикой, пожертвовала ей puritas грамматическую правильность и осталась, в конце концов, с тем, что мог предложить раздел omatus художественность, красота. В этом качестве, то есть в качестве сильно редуцированной элокуции, риторика как раз и подверглась нападениям со всех сторон, несмотря на то, что по законам самой же риторики судить о целом по части — значит совершать логическую ошибку. Именно тридцать лет назад риторика была вновь открыта как чрезвычайно перспективная наука и с тех пор продолжает интенсивно разрабатываться. Теорию аргументации инвенцию и диспозицию приняла в свои объятия теория коммуникации; элокуция встретила радушный прием у семиотики, науки о знаках и знаковых системах. Риторика со всей очевидностью утратила нормативный характер, поэтому авторы сегодняшних учебных пособий, как уже указывалось выше, в каждом конкретном случае сами определяют объем и характер сведений, которые имеет смысл передать студенческой аудитории.

Автор надеется, что читателям удастся почувствовать эту преемственность. Указ соч. ГЛАВА 2. Как раздел риторики инвенция предполагала разработку проблематики, связанной с предметной областью речи, а именно с тем, о чем пойдет разговор. Искусство добывания материала, таким образом, предполагало прежде всего введение в речевой оборот некоторого количества фактов, почерпнутых в реальной действительности. Именно так и поступает любой говорящий: мотивации, которые заставляют его прибегнуть к сообщению, следует искать за пределами языка. В повседневной реальности мы говорим о тех предметах и явлениях окружающего нас мира, которые, с нашей точки зрения, этого заслуживают. Но и такое предложение — даже если я настолько безрассуден, что сделаю его! Дело в том, что риторика сформировалась и на это в дальнейшем неоднократно придется ссылаться в ориентации на судебные речи, как наука, обслуживающая потребности судопроизводства. Причем соответствующая типология возникла на базе философии.

Типология эта базируется на такой категории, как интерес. Примечательно исходное, латинское, значение этого слова. Interest в переводе с латинского означает важно. Именно это значение и задает вектор в изучении интереса к тому или иному объекту или явлению действительности. В частности, из этого высказывания следовало, что причиной любого действия, совершаемого нами, является интерес. А стало быть, уже на ранних этапах становления риторике пришлось учитывать и различные виды интересов, вызывающих те или иные речевые действия. Виды эти не были систематизированы подробно. Речь шла прежде всего о различении интересов по уровню их широты. На основании данного классификационного критерия выделялись такие виды интереса, как общественный, групповой и индивидуальный. Иногда утверждается, что применительно к ораторскому искусству античность не знала такого понятия, как индивидуальный интерес.

Однако, не вдаваясь в длительные дискуссии, заметим, что дело, видимо, обстояло не совсем так.

Риторика: Практикум

Главная часть в лекции не должна превышать 30 мин, в докладе – 20 мин, в речи – 7–8 мин. Выступающий переходит после вступления к главной части, в которой формируется основная мысль речи. Она может прозвучать в начале главной части или в конце. В середине XIX века Московский университет стал центром академического красноречия. В то время славу университету принес профессор всеобщей истории Т.Н. Грановский (1813-1855), лекции которого, по выражению А.И. Герцена, имели «историческое значение». В науке о риторике ученые выделяют две области: общую риторику и частную. Предметом общей риторики являются общие закономерности речевого поведения (в различных ситуациях) и практические возможности использования их для того, чтобы сделать речь эффективной. Можно выделить четыре основные педагогические функции лекции как формы и метода обучения: обучающую, развивающую, воспитательную, организующую. степенно развивается частная риторика, в которой формулируются правила создания кон-кретных видов произведений — судебных речей, проповедей, писем, деловых бумаг, ис-торических, философских, научных сочинений и т.п.

Лекция 3.2. Риторический канон как основа создания текста

Асафьев читает лекции в Институте истории искусств, в Консерватории, одну за другой пишет крупные научные работы и статьи, выступает как инициативный организатор. Работоспособность Асафьева феноменальна. индукция – логическое умозаключение, состоящее в обобщении частных случаев и получении общего вывода; выступающий начинает речь с частного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Этот метод нередко используется в агитационных выступлениях. В части риторики "О сходстве слога с родом сочинений" автор классифицировал слог в зависимости от жанровых разновидностей речи (разговорный, письменный, учебный, философский, исторический, баснословный, романический, ораторский и даже театральный).

Здравствуйте!

Можно выделить четыре основные педагогические функции лекции как формы и метода обучения: обучающую, развивающую, воспитательную, организующую. Обучающая функция заключается в «вооружении» учащихся пониманием основ науки, научно обоснованных путей решения практических задач. Лекция дает целостное, систематизированное, доказательное представление о решении той или иной прикладной проблемы. Часть преподавателей-лекторов допускают большую ошибку, пересказывая в ходе лекции содержание учебника. Главное в лекции — осветить учебный материал с учетом новейших достижений науки и постоянно изменяющихся условий окружающей действительности.

Устное изложение способствует формированию у слушателей интереса к изучаемой дисциплине. Лектор раскрывает содержание науки, ее основные положения, которые затем детализируются и конкретизируются на занятиях, проводимых в других формах. Стремление некоторых педагогов рассказать как можно больше, в том числе пересказать огромное количество юридических норм, обычно не приводит к ожидаемому результату. Любой лекционный курс призван дать слушателям знания прежде всего принципиальных положений науки, основных категорий, вооружить их методом познания правовых явлений, показать тенденции развития той или иной отрасли права и науки.

Развивающая функция реализуется, если лекция ориентирована не на запоминание, дается не как набор фактов, а учит думать, рассуждать и сопоставлять, проводить анализ и синтез. То, насколько развивающая функция лекции будет реализована, зависит от методики ее изложения, от артистизма лектора. Логичное, доказательное изложение материала, стремление совместно со студентами искать пути решения юридических проблем, показывать приемы такого поиска и вместе прийти к обоснованным выводам — в этом и есть мастерство преподавателя. Воспитательная функция лекции реализуется через содержание и состоит в формировании у слушателей научно-материалистического мировоззрения, навыков самоанализа, критического оценивания своих действий.

Большое значение в этой связи имеют личность самого преподавателя, его манера общения во время лекции и в менее формальной обстановке и т. Важно также, чтобы лекции были построены как совместная работа в рамках педагогики сотрудничества. Организующая функция лекции предусматривает управление самостоятельной работой учащихся как в процессе лекции, так и после нее. Это особенно актуально для вводных лекций и изложения тем, при изучении которых планируется проведение семинаров.

В этом случае в ходе лекции преподаватель дает список необходимой литературы, обращает внимание слушателей на то, что надо изучить и с чем сопоставить, тем самым организуя дальнейшую самостоятельную научную работу учащихся. Современная дидактика рассматривает лекцию как развивающую форму обучения: методика ее чтения должна меняться исходя из целей, определяющих требуемый уровень усвоения программного материала. Принято выделять несколько видов лекций, каждому из которых присущи свои методы изложения материала табл. Вводная лекция обычно это первая лекция в курсе дисциплины призвана донести до слушателей цели и задачи курса, его структуру.

На вводной лекции излагаются основные требования и даются исходные теоретические понятия, термины, с которыми предстоит ознакомиться, определяется место изучаемого предмета в общей системе научных знаний. Одна из целей вводной лекции — заинтересовать слушателей, стимулировать их к изучению дисциплины. Установочная лекция призвана расставить некие «вешки», которые должны помочь учащимся при самостоятельном изучении тех или иных правовых вопросов, решении поставленных проблем.

Слушатели во время таких выступлений ведут записи, и план помогает им следить за ходом изложения материала. В приветственных, воодушевляющих, убеждающих, призывающих речах сообщение плана неуместно.

Простой план можно превратить в сложный, для чего необходимо его пункты разбить на подпункты. Сложный план состоит из вступления, главной части и заключения. Он должен быть логически выдержанным, последовательным, с естественным переходом от одного пункта к другому. Структура устного выступления включает вступление, главную часть, заключение. Каждая часть речи имеет свои особенности, которые необходимо учитывать во время подготовки к ораторской речи.

Эти особенности обусловлены спецификой восприятия речевого сообщения. Поэтому начало и конец речи, то есть вступление и заключение, должны быть в центре внимания. Успех выступления во многом зависит от заинтересованности аудитории. Во вступлении подчеркивается актуальность темы, значение ее для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса. Перед вступлением стоит важная психологическая задача — подготовить слушателей к восприятию данной темы.

Слушатели бывают по-разному настроены перед началом речи, так как руководствуются разными мотивами. Одни приходят, потому что их интересует тема выступления, они хотят расширить и углубить свои знания по данной теме, надеются получить ответы на интересующие их вопросы. Другие присутствуют в силу необходимости: являясь членами данного коллектива, они обязаны быть на этом мероприятии. Первая группа слушателей с самого начала готова слушать оратора. Слушатели второй группы сидят с установкой «не слушать», а заниматься «своими» делами читать, разгадывать кроссворды и т.

Но ведь оратору необходимо завоевать внимание всей аудитории, заставить работать всех слушателей. Это трудное и ответственное дело. Поэтому во введении особое внимание уделяется началу речи, первым фразам, так называемому зачину. Опытные ораторы рекомендуют начинать выступление с интересного примера, пословицы, поговорки, крылатого выражения, юмористического замечания. Эффективный прием — вопросы к аудитории.

Они позволяют оратору втянуть аудиторию в активную умственную деятельность. Прием парадоксального цитирования используется для создания определенного эмоционального настроя слушателей. Чтобы найти интересное, оригинальное начало, необходимо много работать, думать, искать. Это процесс творческий, он требует немало усилий. Каждая тема требует своего, особого начала.

При этом необходимо учитывать и состав аудитории, и степень ее подготовленности. Важной композиционной частью любого выступления является заключение. Убедительное и яркое заключение запоминается слушателям, оставляет хорошее впечатление о речи. Напротив, неудачное заключение губит порой неплохую речь. Некоторые ораторы в конце речи начинают многократно извиняться перед слушателями за то, что у них не было достаточно времени на подготовку речи, поэтому им не удалось хорошо выступить.

Этого не следует делать. Плохо, если оратор заканчивает выступление шуткой, не относящейся к теме выступления. Такое заключение отвлекает внимание аудитории от главных положений речи. В заключении повторите основную мысль, ради которой произносится речь, суммируйте наиболее важные положения, подведите итоги сказанного. Особенно тщательно поработайте над последними словами выступления.

Если первые слова привлекают внимание слушателей, то последние призваны усилить эффект выступления. Хорошо продуманное вступление и необычное заключение еще не обеспечивают успеха выступления. Перед выступающим стоит задача — не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца речи. Поэтому наиболее ответственной является главная часть ораторского выступления. Если в выступлении нет логики, последовательности развития мысли, трудно воспринимать содержание речи, следить за ходом рассуждений оратора, запомнить прослушанное.

В главной части выступления важно соблюдать основное правило композиции — логическая последовательность и стройность изложения материала. Важно расположить материал таким образом, чтобы он работал на главную идею речи. Причем выполнить свою задачу оратор должен наиболее простым, рациональным способом. Это принцип экономии. Задача оратора — умело расположить все эти компоненты, чтобы своим выступлением оказать желаемое воздействие на аудиторию.

Также при подготовке речи оратору рекомендуется использовать различные методы изложения материала: 1 индуктивный метод — изложение материала от частного к общему. Этот метод нередко используется в агитационных выступлениях; 2 дедуктивный метод — изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах. Широкое распространение этот метод получил в выступлениях пропагандистского характера; 3 метод аналогии — сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям.

Это способствует лучшему пониманию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию; 4 концентрический метод — расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу; 5 ступенчатый метод — последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней; 6 исторический метод — изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени. Использование различных методов изложения материала в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру главной части речи более оригинальной, нестандартной. Оратор не должен забывать о таком важном принципе композиции, как принцип усиления.

Суть его заключается в том, что значимость, вес, убедительность аргументов постепенно нарастают, самые сильные доводы используются в конце рассуждения. Классический образец речи-рассуждения хрия. Это — фундамент искусства полемики, дискуссии, спора, интересной и содержательной беседы. Научная лекция и статья также строятся по классической риторической схеме речи-рассуждения. Умение правильно строить рассуждение древние считали настолько важным, что назвали его «потребностью», «необходимостью» греч.

Хрия русская риторика — рассуждение. Хрия может быть строгая прямая или искусственная обратная. Будем называть их так, как они названы у Ломоносова. Часть I.

Доказательство — центральная часть речи. Части речи в доказательном высказывании Слайд 9 6. Опровержение — следует за доказательством. Опровержение представляет собой доказательство от противного.

Логика деловых отношений

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Риторика – описание – даётся систематическая картина предмета речи, который рассматривается по частям в их соотношении, и в целом (преподавателю необходимы такие примеры, которые содержат мысленный эксперимент – в этом случае описание предшествует доказательству).
Риторика (Часть 2): периоды развития искусства «управления словом» Руси и России С антропологической точки зрения образование – всеобщая культурно-историческая форма становления и развития сущностных сил человека, обретения им образа человеческого во времени истории и пространстве культуры, человека способного к самообразованию.
Риторика - конспект лекций - скачать бесплатно Политическая риторика — это и выступления представителей государства на международной арене, и обращения лидеров к гражданам своей страны. Один из самых ярких ораторов в современной истории — британский премьер-министр Уинстон Черчилль.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий