Новости воссоединение украины с россией в 17 веке

История России (XVI‒XVII вв.). Воссоединение Украины с Россией при Богдане Хмельницком: предпосылки. Воссоединение Украины с Россией стала одним из ключевых событий в истории двух восточнославянских народов. Воссоединение Украины с Россией в XVI-XVII веках сделало возможным присоединение большей части казацкого гетманства к Российскому государству.

История. Россия в X-XVII веках. Воссоединение Украины с Россией

ВОССОЕДИНЕНИЕ УКРАИНЫ С РОССИЕЙ Период заключения договора и утверждения выдвинутых казаками условий в историографии нередко называют «Воссоединение Украины с Россией».
Вопрос 22.Внешняя политика России в 17 веке. Воссоединение Украины с Россией Воссоединение Украины с Россией в 1654 году.
Процесс воссоединения Украины с Россией Освободительная война на Украине и ее последующее воссоединение с Россией не привели и не могли привести к ликвидации феодального строя, и само воссоединение происходило в феодальных формах.

Ваш компас в мире финансов

  • Русская История 19Воссоединение Украины с Россией
  • Присоединение Украины к России
  • История. 7 класс
  • «Хотим самодержца». Переяславская рада объединила две части русского народа | Аргументы и Факты
  • § 3. Воссоединение Украины с Россией
  • Присоединение Украины к России

Как Украина воссоединилась с Россией: в РФ отмечают 370-летие Переяславской рады

Т. 10; Воссоединение Украины с Россией. Согласно условиям договора Речь Посполитая возвращала России Смоленск и Черниговские воеводства, признавала воссоединение Левобережной Украины с Россией. мирное объединение России и Украины в 17 веке История РоссииПодробнее.

Вы точно человек?

Православной Украине силой навязывали католичества и униатство - соединение католической и православной церквей под эгидой папы римского. Наиболее взрывоопасной частью населения Украины были запорожские казаки. Частые выступления против притеснений Польши обескровили казачество. Успешный этап борьбы украинского народа против тройного угнетения со стороны Польши связан с именем Богдана Михайловича Хмельницкого, возглавившего движение сопротивления в 1648 году. Но сил одних повстанцев не хватало. С начала освободительной войны Б. Хмельницкий обращался к русскому правительству с просьбой принять Украину в русское подданство. Царь Алексей Михайлович не торопился решать вопрос положительно, так как Россия не готова была к войне с Речью Посполитой. Наконец, 1 октября 1653 году Земский собор в Москве принял решение о воссоединении Украины с Россией и принятии православного украинского народа "под высокую руку" русского царя. На Украину было отправлено посольство во главе с боярином В.

Постоянно вспыхивали мятежи и поднимались восстания, жестоко подавлявшиеся войском Речи Посполитой. В 1638 году польские паны вынудили казачью старшину подписать невыгодный для них договор. С 1648 года в противостоянии восставших и польских карателей наметился перелом, который можно назвать первым этапом нацонально-освободительного движения Малороссии. Линии сравнения.

Но сил одних повстанцев не хватало. С начала освободительной войны Б. Хмельницкий обращался к русскому правительству с просьбой принять Украину в русское подданство. Царь Алексей Михайлович не торопился решать вопрос положительно, так как Россия не готова была к войне с Речью Посполитой. Наконец, 1 октября 1653 году Земский собор в Москве принял решение о воссоединении Украины с Россией и принятии православного украинского народа "под высокую руку" русского царя. На Украину было отправлено посольство во главе с боярином В. В поход с войсками отправился сам царь Алексей Михайлович. Русские войска овладели Смоленском и 33 городами Восточной Белоруссии. Почти вся Белоруссия была освобождена. Польша потерпела поражение.

Да и многие местные землевладельцы к тому времени уж ополячились перешли на польский язык, переняли польскую культуру, перешли в католичество. Кроме того, среди этого же местного населения число дворян по сравнению с числом представителей иных сословий было совсем небольшим. Так, положение Украины в составе Речи Посполитой можно характеризовать как «рабское»: большинство жителей бесправны, испытывают социальный, экономический, религиозный и национальный гнёт. Но не во всех украинских владениях Речи Посполитой крестьяне подвергались такому сильному гнёту. Например, И. Вишневецкий, обладавший огромными землями на Левобережной Украине, католик, но в прошлом православный, строил на своих землях православные церкви и монастыри, препятствовал ущемлению прав православных. Также он, стремясь привлечь на свои земли крестьян, предоставлял им различные льготы например, а несколько лет освобождал от налогов. Но это было исключением, которое подтверждало общее правило. Десятилетие 1638-1648 годов было названо поляками временем «золотого покоя». Восстания временно прекратились. Но, видимо, это было лишь затишье перед бурей, которая разразилась в 1648 году и не успокаивалась ещё много лет. Яковенко современный украинский историк считает, что восстание 1648 года и последующая война были всенародными, называет их «казацкой революцией», смыслом которой были социальные притязания казачества, стремившимся стать легитимным сословием в Речи Посполитой. Также Яковенко выступает против трактовки войны как «национально-освободительной», так как она происходила до возникновения наций. Российские историки, напротив, считают эту войну именно национально-освободительной, польские же историки понимают её лишь как восстание. Разнятся и оценки личности самого Хмельницкого. Так, в советской и в дореволюционной историографии в меньшей мере личность Хмельницкого идеализируется, польские историки видят в нём лишь мятежника, хотя отчасти и признают его правоту. Существуют также различные точки зрения по поводу того, был ли Хмельницкий дворянином. Советский историк Осипов отрицает принадлежность Хмельницкого к дворянскому роду, а польский историк Бобржинский называет Хмельницкого польским шляхтичем. Но, так или иначе, в январе 1648 года началось восстание Хмельницкого, самое крупное из казацких восстаний XVII века в Речи Посполитой. Ещё до начала восстания польский король Владислав IV, который лояльно относился к казакам, совместно с канцлером Оссолинским подготовил проект по усилению в Речи Посполитой монархии. Надо заметить, что власть короля в Польше была в тот момент очень слаба. Действовало право liberum veto — любой шляхтич мог наложить veto на любое решение короля. Это тормозило развитие страны, делая любые реформы практически невозможными. Владислав IV планировал начать масштабную войну с Османской империей, где были бы задействованы и казаки, с помощью которых король ограничил бы политическую власть шляхты. Но этим проектам не было суждено осуществиться. Вскоре после начала восстания, 20 мая 1648 года, король умер. Надо сказать, что во время своего правления он поставил печать под «Статьями успокоения обывателей короны и Великого княжества Литовского русского народа, исповедующих греческую религию». Эти статьи сильно облегчали положение православного населения Речи Посполитой. Костомаров пишет, что Владислав осознавал религиозную проблему и даже создал проект усиления в государстве монархи при поддержке казаков, но он не был осуществлён. Оспиов также пишет о замыслах короля усилить свою власть. Бобржинский отмечает деятельность Владислава IV по примирению православной, униатской и католической церквей. Поводом к восстанию Хмельницкого послужил случай, который является ярким примером отношений католиков и православных, поляков и украинцев и Речи Посполитой того времени. Польский по другим источникам — литовский шляхтич Даниил Чаплинский отнял у Хмельницкого его хутор Суботов. Хмельницкий попытался вернуть свою землю, но он не имел на неё нужных документов. Когда же Хмельницкий обратился к королю, то тот, по легенде, ответил: «У тебя есть твоя сабля». Хмельницкий отправился в низовья Днепра, где собрал отряд для того, чтобы свести счёты с поляками. Костомаров выделяет личную обиду как одну из причин восстания Хмельницкого, но не считает её основной. Уже в январе 1648 года Богдан Хмельницкий был избран гетманом. В Запорожскую Сечь хлынул полок добровольцев отовсюду, причём в основном это были крестьяне. Главной проблемой начинающегося восстания было отсутствие конницы, но выход из этого положения был найден: Хмельницкий заключил союз с крымским ханом Ислам-Гиреем, который отправил гетману несколько тысяч всадников во главе с перекопским мурзой Тугай-беем. Восстание разрасталось с огромной скоростью. Как и раньше, казаки выдели в нём будущее увеличение своих привилегий, а крестьяне — улучшение положения и смягчение гнёта. Дворниченко выделяет тот факт, что первоначально об отделении Украины от Речи Посполитой и тем более о её присоединении к России речи не шло. Поначалу победы сопутствовали восставшим. Эта битва стала первым существенным военным достижением восстания. В ходе Корсунской битвы почти двадцати пятитысячное королевское войско было уничтожено казацко-татарской армией, а польские военачальники Потоцкий и Калиновский взяты в плен и отданы татарам в знак благодарности за их помощь. Первые победы породили серьёзные социальные последствия. С территории Украины началось массовое изгнание поляков и евреев, также их массовые убийства. Ганновер современник событий в своей «Хронике» пишет об уничтожении во время хмельниччины сотен тысяч евреев. Позднейшие еврейские историки Ш. Этингер и Б. Вейнриб более точно определили число евреев, пострадавших от восстания: 40-50 тыс. Параллельно с этими событиями идёт массовое «оказачивание» крестьян, с которым Хмельницкий не мог стравиться. В войске повстанцев не было единства: казацкое «ядро» презирало крестьян, нередки были случаи грабежа и убийств местного населения казаками. Но, так или иначе, к концу июля 1648 года казаки вытеснили поляков с Левобережья, а в конце августа освободили Брацлавское, Киевское и Подольское воеводства. К этому времени в Польше возобладала партия подавления восстания и навстречу Хмельницкому была отправлена новая армия, возглавляемая Д. Заславским, Н. Остророгом и А. В октябре и ноябре Хмельницкий осадил Львов и Замостье, но, так и не взяв их, ушёл, собрав большую контрибуцию. В конце декабря 1648 года польским королём стал Ян II Казимир. Торжественно вступивший в Киев 23 декабря 1648 года Хмельницкий отправил ему ультиматум, в котором содержались требования ликвидации Брестской унии и оставления всего Левобережья казакам. Новый король не согласился с этими условиями, но всю зиму 1648 года между поляками и Хмельницким велись переговоры. Летом 1649 года военные действия возобновились.

Не токмо права и привилея

Речь идет о событиях 1654 года, более известных под пропагандистским клише «Воссоединения Украины с Россией». Подписанию договора о воссоединении Украины с Россией в 1654 году предшествовало государственное образование, которое вошло в историю под названием гетманщина. § 3. Воссоединение Украины с Россией. Лишь в середине столетия появилась возможность воссоединить часть древнерусских земель, входивших некогда в состав Киевской Руси, потом захваченных Польшей и Литвой (с 1569 г. —двуединая Речь Посполитая). Таким образом, связь Украины и России в XVII веке была ещё некрепкой. Таким образом, Украина оказалась разделенной на две части, что не могло удовлетворить украинский народ, стремившийся к своему объединению и полному воссоединению с Россией.

§ 3. Воссоединение Украины с Россией

Восточнославянские беженцы потянулись в обратном направлении, при этом самые боеспособные из них, готовые оказать сопротивление татарам, объединялись в отряды казаков. К середине XVI века положение на днепровских берегах резко переменилось. Благодаря казакам плодородные угодья удалось защитить и заново обжить, но возникшие при этом самодеятельные суды и войсковые части формировались без участия Польши. Речь Посполитая быстро пришла к мысли, что это недопустимо. В 1570-е король Стефан Баторий объявил всю "ничейную" землю на Украине государственной и приступил к раздаче ее приближенным. Казаков стали рассматривать как посторонних: беглых государственных крепостных крестьян и незаконных владельцев того, что должно по праву принадлежать полякам. Конфликт между сторонами становился неизбежным. Как если бы не отдавая себе отчета в его опасности, польские власти усугубили социальную вражду религиозной. В 1596 году под нажимом короля Сигизмунда III православные епископы Киева, Львова, Луцка, Холма, Перемышля приняли догматы католической веры на условиях сохранения православных традиций богослужения. Единоверцы внешне, но католики внутри, униаты не смогли найти общий язык ни с казаками, ни с крестьянами, обвинявшими их в предательстве.

Государственная политика по принуждению к подчинению Папе Римскому годилась только на то, чтобы вызывать общую ярость. С 1596 по 1648 год на Украине произошло шесть казацких восстаний — мятежников возмущало закрытие православных храмов и передача их униатам. Про то же вели речь и авторы постановления Земского собора о принятии запорожцев в подданство России: необходимость сражаться с поляками объяснялась ими угнетением православной церкви в польско-литовском государстве и солидарностью с единоверцами. Где пролегали границы Украины? Почти не прекращавшиеся восстания казаков в первой половине XVII века вели к необычному последствию — размыванию границ казачьей Украины. Само это слово использовалось в значении "степная или пограничная полоса" и соответствовало польскому термину "кресы". Мятежи Ивана Сулимы и Карпа Павлюка в 1635—1637 годах на Днепре "в кресах" или на "украине" изнурили Польшу и вылились в кровопролитное возмездие со стороны поляков. Спасавшие свои жизни казаки бежали за Днепр на территорию России. Московское государство позволило им обустраивать себе новую "украину" с русской стороны границы.

Прибывшим в Россию в качестве беженцев украинским казакам разрешили обживать земли нынешних Харьковской, Сумской, Луганской и Донецкой областей. По согласию и прямому распоряжению царей там возникали новые центры — Харьков, Сумы, Изюм, никогда не входившие в состав Польши. Украинцы оседали и в старых укреплениях - Путивле, Бахмуте, Чугуеве. На границе с Речью Посполитой у России быстро образовалась полоса смешанного русско-украинского населения. Границы казацкого непризнанного государства, вошедшего в состав России в 1654 году, пролегали южнее и западнее, поскольку не выходили за пределы Польши. Его главным городом был Киев, но фактической столицей Чигирин; казаки установили контроль над Черниговом в XVI веке он также принадлежал России, но был завоеван поляками , Переяславом и островами за порогами Днепра. Там сохранялась историческая Запорожская Сечь, давшая название всей украинской территории. Запорожцев в широком и в узком смысле иногда путают. Уроженец Западной Украины Богдан Хмельницкий не имел отношения к области за порогами Днепра, а свою власть употребил на то, чтобы подчинить этот неспокойный анклав и упразднить его автономию.

Посольство 1650 года предупреждало поляков, что московский царь поставит перед собором вопрос о вмешательстве в ситуацию, — и, видимо, царь действительно ограничился этим. Он сообщил представителям земства о положении в Запорожской Сечи, но не стал требовать немедленного решения: ему достаточно было решения «церковного» собора. Полугодовой собор После того как положение повстанцев Богдана Хмельницкого стало ухудшаться, гетман снова обратился к царю Алексею Михайловичу с просьбой о воссоединении — и на сей раз получил однозначный положительный ответ. Однако решить вопрос исключительно своей волей московский царь не хотел и не мог, ему требовалась поддержка Земского собора, чтобы юридически оформить процедуру перехода запорожцев из Речи Посполитой в число русских подданных. Начало работы собора назначили на 20 мая, рассчитывая, что к тому времени будут получены какие-то существенные сведения от посольства, которые могут оказаться важными при обсуждении предложения Богдана Хмельницкого. Собор действительно начал свою работу 20 мая и продолжался с серьезными перерывами до последних дней сентября, пока не прибыли отправленные в Польшу послы.

Фактически решение о принятии запорожцев в русское подданство было принято еще 25 мая, о чем сам Алексей Михайлович и сообщил в письме послам. Чуть позже, 22 июня, царская грамота с сообщением о том, что Москва готова принять запорожцев под свою руку, отправилась и гетману Богдану Хмельницкому. В ней, кроме того, сообщалось и о том, что русское войско уже готовится к предстоящей войне. Такой и был собран к 1 октября, и список представителей был действительно чрезвычайно обширен. Достаточно сказать, что среди них были, как указано в «Дворцовом разряде», «торговые люди гостинной, суконной сотен, тяглые люди то есть несущие государственные повинности. Судя по всему, участие последних диктовалось необходимостью заранее подтвердить готовность войска к неизбежной войне с Польшей, а присутствие «торговых людей» требовалось, чтобы решить вопрос о финансировании и материальной поддержке кампании.

Польские короли решили воспользоваться этой силой и стали привлекать казаков на службу к себе в войско, раздавали им земли в Малороссии и, наконец, придали им правильное военное устройство. Малороссийские казаки были разделены на полки, подчинены власти полковников и верховному начальству гетмана, выбираемого из полковников. Но не все казаки подчинились этому устройству. Многие не захотели поступить на польскую службу и образовали вольные дружины, которые укрепились на островах за днепровскими порогами. Здесь, на одном из островов, находилось главное их поселение — Запорожская Сечь. От места поселения эти казацкие дружины получили название запорожцев. Они не признавали над собой ничьей власти и подчинялись только своему выборному атаману и тому суровому уставу, по которому у всех были равные права и обязанности.

Запорожцы принимали в свое войско только православных. Когда польское правительство стало угнетать народ в Малороссии и потворствовать гонениям на православие, запорожцы обратились в заклятых врагов Польши. Запорожская Сечь сделалась главным убежищем для всех гонимых за православную веру, и запорожское войско стало биться за освобождение своих единоверцев от польского гнета. Казакам и народу не под силу было бороться с Польшей, а потому все казацкие восстания оканчивались неудачно, пока в середине XVII века не появился среди малороссийского народа такой вождь, который решил во что бы то ни стало избавить Малороссию от польского гнета. Этим народным вождем стал казацкий сотник Зиновий-Богдан Хмельницкий. В течение пяти-шести лет подряд он возглавлял отчаянную борьбу за независимость малороссийского народа. При этом было одержано несколько блестящих побед, но затем поляки стали одолевать казаков, и Богдан Хмельницкий убедился в том, что Малороссия может спастись от польского гнета, только поступив в подданство к царю Алексею Михайловичу.

В связи с этим он неоднократно посылал доверенных людей в Москву с мольбами о помощи и о принятии несчастной Малороссии «под царскую высокую руку».

Уже на следующий день запорожцы и московские аристократы составили окончательный проект договора о вхождении Украины в состав России, как бы сказали сегодня, на правах широкой автономии. Ещё через день, 24 марта 14 по старому стилю 1654 года царь Алексей Михайлович утвердил подробный договор из 23 статей.

Запорожское войско отныне признавало подданство российского монарха «Служити прямо и верно во всяких делах и повелениях Твоему Царскому Величеству будем вовеки…» , но оставалось автономным во внутреннем самоуправлении «В начале изволь, Твое Царское Величество, подтвердити права и вольности наши войсковые, как из веков бывало в Войске Запорожском… Где три человека козаков, тогда два третьего должны судити…». Одновременно этот договор предусматривал начало совместной войны России и Запорожского войска против Речи Посполитой. Отдельной статьёй предусматривалась и совместная оборона русских войск, запорожцев и донского казачества от набегов Крымского ханства.

Результаты мартовского договора 1654 года сказались почти сразу — уже летом того года русские войска, пользуясь тем, что силы поляков были отвлечены борьбой с казаками Хмельницкого, с боем вернули город Смоленск. Начавшаяся большая война с Речью Посполитой была долгой и трудной, продлившись 13 лет.

История. 7 класс

Война России за освобождение Украины в XVII веке. Мы объективно показали исторический процесс на Украине с VI по XXI век. Понимая невозможность освободить Украину от гнёта панской Польши своими силами и выражая волю украинского народа к воссоединению с Россией, Хмельницкий настойчиво добивался объединения обоих народов.

История. Россия в X-XVII веках. Воссоединение Украины с Россией

Однако в это время правительство Алексея Михайловича удовлетворить его просьбу не могло, так как Россия не была готова к войне. Тем не менее, несмотря на все трудности своего внутриполитического положения, Россия продолжала оказывать Украине дипломатическую, экономическую и военную поддержку. В апреле 1653 г. Хмельницкий вновь обратился к России с просьбой принять Украину в ее состав. Земский собор в Москве решил удовлетворить эту просьбу. Большая рада в городе Переяславле провозгласила вхождение Украины в состав России. В связи с этим началась война между Польшей и Россией, завершившаяся подписанием в конце 1667 г. Андрусовского перемирия.

Казаки отправляли просьбы о воссоединении каждый раз, когда устраивали антипольское восстание. Недовольство казаков вызывало притеснение православных католической верхушкой Речи Посполитой. Под властью Москвы казаки надеялись обрести православных единоверцев и восстановить историческую целостность Древней Руси. Поэтому 18 января 1654 года руководство Украины проголосовало за воссоединение с Россией. При этом казаки выбирали, кому присягнуть. Было четыре кандидата: польский король, турецкий султан, крымский хан и московский царь. Но в итоге предпочтение отдали России. До этого независимого государства с названием Украина не существовало. Это были южные границы Речи Посполитой — тогда крупного и влиятельного государства Восточной Европы, объединявшего земли нынешних Польши, Белоруссии и Украины. В Диком Поле жили запорожские казаки, которые присягнули польскому королю.

Но большинство запорожцев составляли нереестровые. Магнаты и шляхтичи владели огромными имениями, выжимали все соки из своих подданных. Князьям Острожским принадлежали 80 городов и местечек, 2760 сел, Вишневецким — 40 тыс. В их владениях, помимо крепостных крестьян и мещан от Micro — город , то есть ремесленников и торговцев, жили городовые казаки, мелкие землевладельцы и др. Украинских мещан притесняли в ремесленных и торговых делах, что вынуждало их переходить к земледелию, бежать в Запорожье, степи, в Россию. Их участники выступают против панско-шляхетского гнета, за сохранение родного языка, обычаев предков, за православную веру. Самое мощное из них — восстание на Украине и в Белоруссии, начавшееся в 1648 г. Оно вылилось в национально-освободительную и антифеодальную войну обоих народов против панско-шляхетского гнета, за социальное и национальное освобождение, за воссоединение с Россией. Она носила всенародный характер. В общенациональный блок вошли крестьяне, мещане, рядовые казаки — главная движущая сила восстания, затем — средние слои ремесленно-торгового населения городов, реестровое казачество, казацкая старшина, мелкие украинские феодалы, духовенство. Возглавивший движение Богдан Хмельницкий, сам немало потерпевший от польских властей, в конце января собрал в низовьях Днепра отряд в 300 повстанцев и неожиданно напал на Запорожскую Сечь, разгромив стоявший там польский гарнизон. Реестровые из гарнизона перешли на его сторону. Казаки избрали Хмельницкого кошевым гетманом Войска Запорожского, и вскоре началось его победное шествие по Украине. Для подавления восстания в район Черкасс и Корсуня прибыла регулярная армия Н. Потоцкого, коронного гетмана, и М. Калиновского, польного гетмана. Против повстанцев действовали военные отряды магнатов. Хмельницкий собирал в Сечи силы. Союз с крымским ханом Ислам-Гиреем, приславшим на помощь пятитысячный конный отряд, обеспечил гетману тыл. Весной он вышел из Запорожья на север. Хмельницкий одержал блестящие победы над коронными войсками Речи Посполитой у р. Желтые Воды 19 апреля 1648 г. Тогда же, в мае, он занял Белую Церковь, Киев и другие города. По всей Украине поднимался на борьбу народ, вдохновленный его победами.

Так, положение Украины в составе Речи Посполитой можно характеризовать как «рабское»: большинство жителей бесправны, испытывают социальный, экономический, религиозный и национальный гнёт. Но не во всех украинских владениях Речи Посполитой крестьяне подвергались такому сильному гнёту. Например, И. Вишневецкий, обладавший огромными землями на Левобережной Украине, католик, но в прошлом православный, строил на своих землях православные церкви и монастыри, препятствовал ущемлению прав православных. Также он, стремясь привлечь на свои земли крестьян, предоставлял им различные льготы например, а несколько лет освобождал от налогов. Но это было исключением, которое подтверждало общее правило. Десятилетие 1638-1648 годов было названо поляками временем «золотого покоя». Восстания временно прекратились. Но, видимо, это было лишь затишье перед бурей, которая разразилась в 1648 году и не успокаивалась ещё много лет. Яковенко современный украинский историк считает, что восстание 1648 года и последующая война были всенародными, называет их «казацкой революцией», смыслом которой были социальные притязания казачества, стремившимся стать легитимным сословием в Речи Посполитой. Также Яковенко выступает против трактовки войны как «национально-освободительной», так как она происходила до возникновения наций. Российские историки, напротив, считают эту войну именно национально-освободительной, польские же историки понимают её лишь как восстание. Разнятся и оценки личности самого Хмельницкого. Так, в советской и в дореволюционной историографии в меньшей мере личность Хмельницкого идеализируется, польские историки видят в нём лишь мятежника, хотя отчасти и признают его правоту. Существуют также различные точки зрения по поводу того, был ли Хмельницкий дворянином. Советский историк Осипов отрицает принадлежность Хмельницкого к дворянскому роду, а польский историк Бобржинский называет Хмельницкого польским шляхтичем. Но, так или иначе, в январе 1648 года началось восстание Хмельницкого, самое крупное из казацких восстаний XVII века в Речи Посполитой. Ещё до начала восстания польский король Владислав IV, который лояльно относился к казакам, совместно с канцлером Оссолинским подготовил проект по усилению в Речи Посполитой монархии. Надо заметить, что власть короля в Польше была в тот момент очень слаба. Действовало право liberum veto — любой шляхтич мог наложить veto на любое решение короля. Это тормозило развитие страны, делая любые реформы практически невозможными. Владислав IV планировал начать масштабную войну с Османской империей, где были бы задействованы и казаки, с помощью которых король ограничил бы политическую власть шляхты. Но этим проектам не было суждено осуществиться. Вскоре после начала восстания, 20 мая 1648 года, король умер. Надо сказать, что во время своего правления он поставил печать под «Статьями успокоения обывателей короны и Великого княжества Литовского русского народа, исповедующих греческую религию». Эти статьи сильно облегчали положение православного населения Речи Посполитой. Костомаров пишет, что Владислав осознавал религиозную проблему и даже создал проект усиления в государстве монархи при поддержке казаков, но он не был осуществлён. Оспиов также пишет о замыслах короля усилить свою власть. Бобржинский отмечает деятельность Владислава IV по примирению православной, униатской и католической церквей. Поводом к восстанию Хмельницкого послужил случай, который является ярким примером отношений католиков и православных, поляков и украинцев и Речи Посполитой того времени. Польский по другим источникам — литовский шляхтич Даниил Чаплинский отнял у Хмельницкого его хутор Суботов. Хмельницкий попытался вернуть свою землю, но он не имел на неё нужных документов. Когда же Хмельницкий обратился к королю, то тот, по легенде, ответил: «У тебя есть твоя сабля». Хмельницкий отправился в низовья Днепра, где собрал отряд для того, чтобы свести счёты с поляками. Костомаров выделяет личную обиду как одну из причин восстания Хмельницкого, но не считает её основной. Уже в январе 1648 года Богдан Хмельницкий был избран гетманом. В Запорожскую Сечь хлынул полок добровольцев отовсюду, причём в основном это были крестьяне. Главной проблемой начинающегося восстания было отсутствие конницы, но выход из этого положения был найден: Хмельницкий заключил союз с крымским ханом Ислам-Гиреем, который отправил гетману несколько тысяч всадников во главе с перекопским мурзой Тугай-беем. Восстание разрасталось с огромной скоростью. Как и раньше, казаки выдели в нём будущее увеличение своих привилегий, а крестьяне — улучшение положения и смягчение гнёта. Дворниченко выделяет тот факт, что первоначально об отделении Украины от Речи Посполитой и тем более о её присоединении к России речи не шло. Поначалу победы сопутствовали восставшим. Эта битва стала первым существенным военным достижением восстания. В ходе Корсунской битвы почти двадцати пятитысячное королевское войско было уничтожено казацко-татарской армией, а польские военачальники Потоцкий и Калиновский взяты в плен и отданы татарам в знак благодарности за их помощь. Первые победы породили серьёзные социальные последствия. С территории Украины началось массовое изгнание поляков и евреев, также их массовые убийства. Ганновер современник событий в своей «Хронике» пишет об уничтожении во время хмельниччины сотен тысяч евреев. Позднейшие еврейские историки Ш. Этингер и Б. Вейнриб более точно определили число евреев, пострадавших от восстания: 40-50 тыс. Параллельно с этими событиями идёт массовое «оказачивание» крестьян, с которым Хмельницкий не мог стравиться. В войске повстанцев не было единства: казацкое «ядро» презирало крестьян, нередки были случаи грабежа и убийств местного населения казаками. Но, так или иначе, к концу июля 1648 года казаки вытеснили поляков с Левобережья, а в конце августа освободили Брацлавское, Киевское и Подольское воеводства. К этому времени в Польше возобладала партия подавления восстания и навстречу Хмельницкому была отправлена новая армия, возглавляемая Д. Заславским, Н. Остророгом и А. В октябре и ноябре Хмельницкий осадил Львов и Замостье, но, так и не взяв их, ушёл, собрав большую контрибуцию. В конце декабря 1648 года польским королём стал Ян II Казимир. Торжественно вступивший в Киев 23 декабря 1648 года Хмельницкий отправил ему ультиматум, в котором содержались требования ликвидации Брестской унии и оставления всего Левобережья казакам. Новый король не согласился с этими условиями, но всю зиму 1648 года между поляками и Хмельницким велись переговоры. Летом 1649 года военные действия возобновились. Польское войско отступало и остановилось под Збаражем. К королевским войскам присоединился И.

Россия воссоединилась с Украиной 366 лет назад

Проникновению светских начал в культовое зодчество сопротивлялось духовенство. Однако, несмотря на попытки запретить строительство каменных шатровых храмов, они продолжают возводиться московские церкви Рождества в Путинках, Троицы в Никитинках, храмы в Ярославле, Муроме, Устюге. В то же время по инициативе патриарха Никона в традиционном монументальном стиле сооружаются ансамбли подмосковного Ново-Иерусалимского монастыря, Иверского на Валдае и др. В конце XVII в.

Появляются церкви нового типа — центрические, высокие, увенчанные звонницей, вписанной в силуэт храма и украшенные изысканным резным белокаменным декором, также имеющим белорусско-североевропейское происхождение. Одна из наиболее известных построек в этом стиле — московская церковь Покрова в Филях, возведенная по инициативе дяди Петра Л. Несмотря на строгую церковную регламентацию тем и способов письма, процесс обмирщения затронул и живопись.

Реалистические тенденции отчетливо проявились в творчестве Симона Ушакова, в течение 30 лет фактически возглавлявшего живописное дело. Живые, одухотворенные человеческие лица глядят на нас с его икон «Спас нерукотворный», «Вседержитель», «Троица». В рамках церковной живописи развивался бытовой жанр фрески ярославских мастеров, на которых изображены обыденные явления мирской жизни , парсуна портретные изображения , пейзаж, служивший фоном для икон.

В 1672 г. Для столичной иконописи времени Михаила Федоровича характерно дальнейшее развитие т. Качество живописи контрастирует с некоторой грубоватостью ранней романовской архитектуры, также продолжающей «годуновские» традиции и ориентированной на сознательное воспроизведение прототипов конца XVI века.

С середины 1630-х годов в архитектуре складывается направление, получившее название «узорочья» что отражает наполненность храмовых фасадов разнообразной мелкой кирпичной и изразцовой декорацией — его источниками стали раннеромановские постройки, по-своему интерпретирующие годуновское наследие и северо-европейские влияния, привнесенные иностранными мастерами, работавшими в 1620-е гг. К 1635-36 гг. Одним из важнейших образцов для многочисленных «узорочных» церквей стала великолепная церковь Троицы в Никитниках.

В XVII веке было построено больше церквей, чем за всю предыдущую историю русской архитектуры. Возникает феномен провинциального зодчества, по-своему с запозданием интерпретирующего столичные моды. XVII век — период, завершающий русское средневековье.

В целом, на Переяславской раде было продублировано решение Земского собора в Москве. Это язык, который понимали в Москве. Новгороде, Владимире. Скорее 50 на 50. Все же историография украинская считала его Борцом за независимость казачества, Гетманщины - а значит и Украины. Но украинские националисты, конечно, пеняют Хмельницкому за то, что он продался москалям — мол, надо было биться с поляками до последнего, либо перейти под власть Османской империи. Кстати ряд преемники Хмельницкого этим и пытался заниматься. При том сам Хмельницкий на Раде подчеркнуто называли османов басурманами.

И это положительно для государства. Царь знал, что те, кто составляют оплот страны, когда то были вольными людьми - как и запорожские казаки. И они со временем станут защитой государства российского — в новых его границах, так надеялся государь. Да, конечно, казаки и тогда, и позже не всегда могли устоять перед соблазнами — например, перед подкупом. Но до присоединения Сечь долго была местом нестабильности - а Москва наделась ситуацию на юго-западных границах стабилизировать. Сегодня мы не понимаем, насколько это было важно тогда, в 17 веке. Для населения на левых землях Днепра это, может, было важнее всего остального. А экономические, военные и политические аспекты стояли на втором-третьем местах.

Они понимали: правители других стран не видят в них единоверцев. И потому использовать будут как разменную монету, не будут дорожить ими. В любой момент поляки или османы их бросят, предадут. В отношении же России Сечь верила, что к ним отнесутся, как к своим. Специально прописанных гарантий сохранения, защиты веры не требовалось. Люди в те времена не были столь скрупулезны, как сейчас. Боярин Бутурлин принимает присягу от гетмана Хмельницкого на подданство России.

Но ситуация в православных владениях Речи Посполитой всегда оставалась взрывоопасной. Богдан долго не принимал активного участия в этих распрях, держался осторожно. Роль спускового крючка сыграл конфликт Богдана с чигиринским подстаростой Даниэлем Чаплинским. Неподалеку от города Чигирина находился принадлежавший Хмельницкому хутор Субботово. Чаплинский в отсутствие Богдана с лихим отрядом устроил погром в его владениях. Угнал любимую женщину Хмельницкого, запорол до смерти его младшего сына Тимофея. Варшава начала совместные военные учения с Кишиневом Богдан, не найдя правду в суде, стал искать справедливости у короля Владислава IV. Тот ответил афористично: «Зачем ты ходишь по судам, когда у тебя есть сабля? Вот с саблей в руках и защищай свои поруганные права». Так Хмельницкий стал вождем нового мятежа — невиданного по масштабам. Именно тогда казаки провозгласили его «Богом данным» гетманом. Антипольское движение обрело бесспорного лидера. Богдан обладал незаурядными политическими способностями. В вольнолюбивой казачьей среде ему удалось стать чуть ли не единственным в истории настоящим вожаком, которого уважали и побаивались. Фото: J. Переговоры с ним прошли успешно, крымская конница была готова повоевать против поляков. К апрелю 1648 года Хмельницкий располагал 10-тысячной дружиной. И она росла. Поляки двинули против повстанцев 15 тыс. Зеленский повторил слова Дуды об отсутствии границ между странами в будущем «Рабы господствуют над нами» 16 мая 1648 года повстанцы одержали крупную победу под Корсунем. Первый штурм польского лагеря Богдану не удался. Войска, верные королю, отчаянно сражались за этот рубеж. Польский гетман Николай Потоцкий, командовавший обороной города, приказал сжечь близлежащие селения короля. Они спалили и почти всю Корсунь — кроме крепости, которую защищал 14-тысячный гарнизон. После недолгой осады и боев в окрестностях города казаки все-таки взяли Корсунь, захватив в плен двоих польских гетманов, а кроме них — около 7 тыс. Основные силы поляков попытались отступить, но конница Хмельницкого настигла их и разбила наголову. После этого восстание разгорелось по всей Малороссии. Повстанцы прогоняли польскую шляхту и ксендзов — и присоединялись к Богдану. Что это было — тонкий дипломатический маневр или издевка над побежденными? Скорее всего, и то и другое.

Но его условия были не приняты новым польским королем Яном Казимиром, который сумел из-за окончания Тридцатилетней войны укрепить свое войско европейскими наемниками. Битва под Зборовском в августе 1649 года Битва под Зборовском в августе 1649 года показала, что силы сторон практически равны. В этих условиях гетман и король пошли на заключение мира, по которому образовывалась Гетманщина — автономная область в составе Речи Посполитой. Третий этап восстания 1650 год прошел относительно мирно, но в 1651-ом Речь Посполитая возобновила боевые действия против запорожцев. На этом этапе войны Б. Хмельницкий терпел одно поражение за другим и был вынужден заключить Белоцерковский мир, отменивший положения Зборовского. В 1652 году, проведя реорганизацию воска, гетман начал новую военную компанию, а в 1653 году снова обратился за помощью в Москву. Хмельницкий, понимая, что Москва опять может затянуть рассмотрение вопроса об объединении и помощи, решил ее «поторопить», отправив к царю вслед за основным посольством своего доверенного Л. Последний должен был предупредить царя том, что гетман всерьез рассматривает предложение о помощи от турецкого султана. Расчет был таким: союз запорожцев и осман не выгоден Москве, царь, не желая его, примет предложение Б. Хмельницкого и окажет помощь. Именно это и произошло.

Воссоединение Украины

ПЕРЕЯСЛАВСКАЯ РАДА 1654 • Большая российская энциклопедия - электронная версия С советских времен Переяславская рада именуется актом воссоединения Украины с Россией, а до того ее называли воссоединением тория Переяславской радыВо второй половине XIII века.
Как Украина воссоединялась с Россией несколько веков назад | Москва | ФедералПресс Россия в XVII столетии.
Из истории альманаха Таким образом, Украина оказалась разделенной на две части, что не могло удовлетворить украинский народ, стремившийся к своему объединению и полному воссоединению с Россией.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий