Выступление патриарха кирилла сегодня на 1 канале

Кадр 2 из видео Патриарх Кирилл Сегодня: Пронзительная История, Ставшая Вызовом Для Учеников Христа. Кадр 2 из видео Патриарх Кирилл Сегодня: Пронзительная История, Ставшая Вызовом Для Учеников Христа. Кирилл — единственный в мире патриарх-лётчик и потенциальный космонавт. В прошлом патриарх выполнил 19 тренировок на самолёте «МиГ» и осуществлял все фигуры высшего пилотажа. Передача «Слово пастыря» выходит каждую субботу в 9:45 на Первом канале. В субботу первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Троице-Одигитриевском ставропигиальном монастыре Зосимова пустынь.

«Первосвятитель»

Есть такой текст из Священного Писания: «В злохудожную душу не внидет премудрость, ниже обитает в телеси повиннем греху» Прем. Что это означает? Это означает: чтобы принять благодать Божию, чтобы принять чудо, нужно быть к этому готовым. Мы были к этому готовы в советское время? Мы были готовы в постсоветское время, когда были все эти турбуленции и наше сознание было переключено на совсем другое? Сейчас наступило особое время — я называю это временем сосредоточения. Россия, действительно, набрала силы — и материальные, и интеллектуальные, и научные, и военные. Множество сил! Но Россия набрала, несомненно, и духовную силу.

Она стала опорой Православия во всем мире. Церковь наша не просто играет какую-то культурную роль и находится за полями общественной жизни, на периферии, обслуживая пенсионеров. Она в центре жизни людей. Вот когда все эти замечательные изменения нашей жизни состоялись, и явилась Божия Матерь, и не в злохудожную душу, а в открытую душу наших людей. К сердцам, открытым принять эту благодать. Поэтому все связано очень тесно: и состояние людей, уровень их веры, их духовности, их готовности воспринимать святыню, и чудеса, которые Господь совершает. Еще раз скажу: в злохудожную душу не внидет премудрость. Эти события свидетельствуют о большом сдвиге, который произошел в сознании нашего народа и в духовной жизни людей.

Слава Богу, у нас уже появилось ощущение абсолютной неотвратимости победы, она будет, мы ее добудем. Но люди продолжают гибнуть — и воины, и мои коллеги журналисты, и простые, обыкновенные люди, горожане, причем как в зоне проведения операции, так и в приграничных районах. Вот как им помочь? Как успокоить, как дать надежду? Потому что все это очень индивидуально. Одно слово должно быть обращено к воину, которому дается опаснейшее задание, связанное с прямым соприкосновением с врагом, и он осознает, что мало шансов вернуться после этого задания. Другое дело — это командир, который находится, может быть, вне зоны прямого досягания со стороны врага, но принимает ответственное решение. Ну и так далее — по этой лестнице можно подниматься на самый высокий уровень.

Поэтому, я думаю, одного ответа на такой вопрос быть не может. Но я бы вот о чем хотел сказать. Господь не посылает народу испытания, которые он неспособен вынести. Даже Великая Отечественная война, которая сопровождалась огромными страданиями людей, оказалась неспособной разрушить жизнь нашего народа. Вот и те испытания, которые сегодня выпадают на нашу долю, — они, конечно, ранят, но они неспособны убить, они неспособны поколебать нас как народ, они неспособны сокрушить наше мировоззрение, в которое включена любовь к Родине и готовность ее защищать. Поэтому, мне кажется, всякое испытание посылается нам не для нашей погибели или, по крайней мере, духовной погибели, а для того чтобы мы, пройдя эти испытания, стали лучше. В каком-то смысле то, что сегодня с нами происходит, — это экзамен на нашу зрелость, в том числе духовную зрелость. Вот столько лет вы жили в условиях религиозной свободы, вы построили храмы, открыли монастыри, вы стали причащаться Святых Христовых Таин.

Священники работают в Вооруженных силах, ребята исповедуются, причащаются перед тем, как идти в атаку, — уже совершенно другое измерение духовной жизни. И вопрос заключается в следующем: а что это все приносит нам как народу, как стране? Глубоко убежден: если бы не было этого возрождения и, сохрани Бог, если бы произошла такая междоусобная брань, то она протекала бы совсем иначе и последствия ее были бы очень опасными для нашей страны. А сегодня у народа, у страны есть потенциал отражать тех, кто чает сокрушить Отечество наше. Именно так мы молимся в особой молитве на Литургии — за мир, за прекращение военных действий и за победу нашу. Надеемся, что так оно и будет. Еще раз хочу подчеркнуть, что наши победы куются не только на поле брани. Они куются начиная с детских садов и школ.

Они куются в наших молодежных группах в учебных заведениях, где молодые люди размышляют о стране, о будущем, о своей собственной жизни. Ну и, конечно, Церковь продолжает осуществлять совершенно особое служение. Дай Бог, чтобы мы, мобилизуя все силы, которые у нас есть, стали сильнее — в первую очередь сильнее духовно. Стали более мужественными, более самоотверженными, более заточенными на готовность служить Отечеству и даже, если потребуется, жизнь свою положить за други своя. Так вот, эти испуганцы, которые, наверное, имели иллюзию того, что рай на земле — там, на Западе, и там им будет хорошо, сейчас, по всей видимости, распрощались с этими иллюзиями, потому что начинают возвращаться. Возвращаются всё больше и больше, и вот здесь две точки зрения. Одни говорят: им надо помогать, надо их вернуть. А другие говорят: да не надо им помогать, общество без таких чище будет!

А вот как по-христиански? Притча о блудном сыне Лк.

А ведь раны, нанесенные ложью и ненавистью, порой заживают намного дольше телесных, и последствия таких ранений бывают куда более тяжелыми. Сегодня активно развиваются новые технологии, такие, к примеру, как искусственный интеллект, которые позволяют производить информацию уже и участия человека. Очевидно, что сеять рознь намного проще, чем созидать мир. Искусственный интеллект не может написать «Войну и мир», но он скоро будет способен продуцировать огромное количество провокационных и лживых текстов, и уже сейчас эта тенденция нарастает буквально с каждым днем. Действительно, людей сегодня натравливают друг на друга, провоцируются и углубляются конфликты — все это именно при активном участии средств массовой информации. Задумаемся о том, что раскрученный маховик ненависти очень трудно остановить. В свое время мне довелось быть свидетелем подобных событий. Мир был поставлен на грань полного уничтожения, прежде чем человечество пришло к пониманию, что ядерное оружие нужно ограничить.

Собственно говоря, большая часть моей жизни проходила под страхом того, что в любой момент страна может быть вовлечена в ядерный конфликт, и мы жили действительно на грани горячей войны, я хорошо помню эту атмосферу. Но возникла необходимость ограничить испытания ядерного оружия, и в отношении этой темы был достигнут международный консенсус. Руководители стран, обладавших ядерным оружием, нашли в себе силы остановить очень опасную деградацию международных отношений, вплоть до возможности применения ядерного оружия для разрешения политических конфликтов. И это очень опасное состояние стало результатом целенаправленной информационной войны с использованием СМИ как оружия. Еще раз хочу сказать: все эти ядерные арсеналы никуда не исчезли, они готовы к применению, иначе бы в них не было никакого смысла, но ведь не они станут сами по себе спусковым крючком, который может обрушить человечество в ядерную войну. Этим спусковым крючком в первую очередь может быть именно информация. То самое информационное поле, в котором принимают участие и православные представители средств массовой информации, поэтому и них возлагается глобальная ответственность за мир, за безопасность, за установление добрых отношений между странами и народами. Мы с печалью наблюдаем за тем, как во многих странах мира чада нашей Церкви становятся объектом притеснения и даже травли только за то, что они являются носителями многовековой русской культуры, которая неотделима от наследия российской государственности. Так называемая отмена русской культуры, беззастенчивая клевета и безнаказанное уничтожение Украинской Православной Церкви — это способы противопоставить и поссорить тех, кто имеет отношение к единому духовному и культурному наследию, созданному народами исторической Руси.

Не только потому, что это именины города, названного в честь патрона императора, но и потому, что мы видим определенную преемственность, которая идёт от старого Рима через Константинополь на Русь, — заметил отец Александр. Этот праздник, пронизанный историческими и духовными ассоциациями, во всех смыслах и радость, и ответственность». Он также напомнил, что сегодня многие празднуют личные именины, и поздравил их с днем небесных покровителей Петра и Павла. Петропавловский собор, в котором прошла литургия, был построен по указу Петра Первого архитектором Доменико Трезини.

Ведь исполнение начальственных функций, которые требуют порой ограничения свободы других, не должно сопровождаться личной гордыней и превозношением — иначе власть становится тиранией». Что еще известно: Патриарх Кирилл также поздравил православных верующих с наступающим праздником Пасхи. В этом году ее отмечают 2 мая.

Рождественское интервью Святейшего Патриарха Кирилла телеканалу «Россия 1»

«Но удивительным образом Господь избрал этого грешного человека — во-первых, чтобы он изменился, но еще и для того, чтобы о нем узнал весь мир. Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на юбилейном заседании Межрелигиозного совета России Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на юбилейном заседании. 4 июня 2023 года, в праздник Святой Троицы (Пятидесятницы), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. В прошлом году патриарх Кирилл высказался о мигрантах. По его словам, приехавшие в нашу страну гастарбайтеры не близки русским ни по вере, ни по культуре. Поэтому властям надо внимательно следить за ситуацией и не допустить наплыва приезжих. Вам, конечно, известно, что нынешний год объявлен в нашей стране Годом семьи, и очень важно, что государственная политика направлена сегодня на сохранение традиционных семейных ценностей, в защиту которых неизменно выступала и выступает наша Церковь.

проповеди Патриарха Кирилла

Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви. Патриарх Кирилл обратился к россиянам перед обращением президента РФ Владимира Путина. На Первом канале перед анонсированным выступлением президента России показали передачу "Слово Пастыря", где митрополит традиционно обратился к православным гражданам. В субботу первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Троице-Одигитриевском ставропигиальном монастыре Зосимова пустынь. В начале своего приветственного выступления патриарх Московский и всея Руси Кирилл в обращении к президенту назвал Путина Владимиром Васильевичем. Очередная программа «Слово пастыря» посвящена проповеди Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, произнесенной им в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове, после великого повечерия, во вторник 1-й седмицы Великого поста. 24 октября 2023 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Московский педагогический государственный университет.

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на II Общемосковском православном молодежном форуме

Я не слепой и вижу, что произошло за это время в России и других странах канонической ответственности Русской Православной Церкви. Вижу место, которое сегодня наша Церковь занимает в семье всех христианских народов. Но с Патриаршей колокольни видно также, что мы еще многое могли бы совершить, но до сего дня не совершили. Эти наблюдения, которые нередко формулируются в виде Патриарших выступлений и наказов, вы хорошо знаете, мои дорогие владыки. И я благодарю вас за то, что эти наказы вы выполняете — конечно, опираясь на духовенство, на верующий наш народ. Потому что работа, изменившая лицо Русской Церкви, по-настоящему ведется в приходах, благочиниях, монастырях, епархиях, а по вертикали все это уходит к Патриарху, так что я имею возможность видеть, наблюдать и, когда необходимо, корректировать. Может быть, самым сильным моим чувством является чувство благодарности. Если будет когда-нибудь объективно описываться тот эпизод церковной истории, участниками которого мы с вами являемся, то, возможно, кто-то напишет: они справились со стоявшими перед ними задачами. И если так будет сказано, то это будет самая большая похвала, без всяких политесов и прочих слов, которыми люди обмениваются ради приличия.

Я утверждаю, что нынешнее поколение епископата, духовенства, монашествующих справилось с тем, что мы должны были сделать, и справляется с проблемами, которые сегодня стоят на повестке дня. Каждый праздник — это, с одной стороны, благодарение Богу за то, что удалось сделать, но одновременно и молитва Господу, чтобы Он не оставлял нас, чтобы и дальше помогал идти тем же самым путем, не жалея, как я часто и искренне говорю, живота своего. Действительно, наша работа, особенно труд архипастырей, не терпит никакого зазора между «могу» и «делаю» — могу больше, а делаю меньше. Я неоднократно уже об этом говорил и приводил пример, понятный для всех, кто водит автомобиль.

Господь не посылает народу испытания, которые он неспособен вынести.

Даже Великая Отечественная война, которая сопровождалась огромными страданиями людей, оказалась неспособной разрушить жизнь нашего народа. Вот и те испытания, которые сегодня выпадают на нашу долю, — они, конечно, ранят, но они неспособны убить, они неспособны поколебать нас как народ, они неспособны сокрушить наше мировоззрение, в которое включена любовь к Родине и готовность ее защищать. Поэтому, мне кажется, всякое испытание посылается нам не для нашей погибели или, по крайней мере, духовной погибели, а для того чтобы мы, пройдя эти испытания, стали лучше. В каком-то смысле то, что сегодня с нами происходит, — это экзамен на нашу зрелость, в том числе духовную зрелость. Вот столько лет вы жили в условиях религиозной свободы, вы построили храмы, открыли монастыри, вы стали причащаться Святых Христовых Таин.

Священники работают в Вооруженных силах, ребята исповедуются, причащаются перед тем, как идти в атаку, — уже совершенно другое измерение духовной жизни. И вопрос заключается в следующем: а что это все приносит нам как народу, как стране? Глубоко убежден: если бы не было этого возрождения и, сохрани Бог, если бы произошла такая междоусобная брань, то она протекала бы совсем иначе и последствия ее были бы очень опасными для нашей страны. А сегодня у народа, у страны есть потенциал отражать тех, кто чает сокрушить Отечество наше. Именно так мы молимся в особой молитве на Литургии — за мир, за прекращение военных действий и за победу нашу.

Надеемся, что так оно и будет. Еще раз хочу подчеркнуть, что наши победы куются не только на поле брани. Они куются начиная с детских садов и школ. Они куются в наших молодежных группах в учебных заведениях, где молодые люди размышляют о стране, о будущем, о своей собственной жизни. Ну и, конечно, Церковь продолжает осуществлять совершенно особое служение.

Дай Бог, чтобы мы, мобилизуя все силы, которые у нас есть, стали сильнее — в первую очередь сильнее духовно. Стали более мужественными, более самоотверженными, более заточенными на готовность служить Отечеству и даже, если потребуется, жизнь свою положить за други своя. Так вот, эти испуганцы, которые, наверное, имели иллюзию того, что рай на земле — там, на Западе, и там им будет хорошо, сейчас, по всей видимости, распрощались с этими иллюзиями, потому что начинают возвращаться. Возвращаются всё больше и больше, и вот здесь две точки зрения. Одни говорят: им надо помогать, надо их вернуть.

А другие говорят: да не надо им помогать, общество без таких чище будет! А вот как по-христиански? Притча о блудном сыне Лк. Вот два сына — один благоразумный, который работал, трудился, помогал отцу, а второй, получив денежки в наследство, промотал их, а потом пришел оборванный, несчастный. Ну и, конечно, возмутился сын благоразумный, потому что отец принял блудного сына.

Но ведь эта притча — для всех нас. Не надо отталкивать человека, который согрешил, если он приходит с чувством покаяния, осознания своей вины. Если люди, покинувшие Россию, даже выступавшие где-то и говорившие что-то против, вернулись с пониманием того, что совершили ошибку, то Родина не может их отвергнуть. Другого подхода к этой теме, кроме христианского, я сформулировать не могу. Наверное, могут быть затронуты и какие-то правоохранительные темы, степень вовлечения этих людей в некие преступные действия, но это уже не касается священнослужителя.

А я говорю, обращая внимание на то, что среди них есть люди вполне достойные, которые ошиблись, или испугались, или действительно попытались найти в жизни что-то для себя более удобное, комфортное, но были посрамлены на этом пути. И если они с покаянием возвращаются в родной дом, то дело отца заключается в том, чтобы принять их. А помните, как Вы были по сути министром иностранных дел Православной Церкви? Уж простите за мое сравнение, но мне кажется, Вы тогда летали по разным городам и странам даже чаще, чем Сергей Викторович Лавров в наши дни. Скажите, пожалуйста: а вообще все страны и народы — в этом мировом разломе, в этом противостоянии — они способны на преодоление раскола, на согласие, на дружбу, на любовь?

Вот Вы, с учетом своего большого международного опыта, смотрите вперед с пессимизмом или все-таки оптимизмом? Не оптимизм, не пессимизм, а реализм. Меня действительно Господь провел через удивительный опыт — я был в 119 странах мира, причем в разные эпохи. Помню гражданскую войну в Лаосе, я тогда находился на территории этой страны с гуманитарной миссией. Я был членом группы директоров одного фонда, который был создан во Всемирном Совете Церквей для оказания помощи страждущим людям в Юго-Восточной Азии.

Небольшой международной группой мы посещали деревни в местах проведения военных действий, с тем чтобы определить проекты, на которые следовало бы направить деньги. Тогда я соприкоснулся со страданиями людей в джунглях. Не буду всего рассказывать, но была тема, с одной стороны, для меня очень интересная, с другой стороны, достаточно опасная. Вот тогда Господь привел меня в соприкосновение с огромными страданиями людей, и я понял, что оказание помощи — это тот ответ, который христиане должны реализовывать. Не знаю, в полной ли мере я ответил на то, о чем Вы меня спросили, но мысль моя ушла в прошлое.

Исходя из этого прошлого, я бы хотел так же поступать и сегодня. Сначала захват Киево-Печерской лавры , потом попытки запрета канонической Церкви… Такое ощущение, что они хотят сделать из нашей Церкви один из двигателей гигантского конвейера по производству ненависти по отношению к русским и к России в целом. Как Вы думаете, хоть что-нибудь у них получится? Они пошли по пути создания раскола, ведь они же не могли заставить всю Церковь занять ту политическую позицию, которую большинство людей не разделяло и не разделяет. Именно политические факторы привели к тому, что была создана раскольническая «церковь» на Украине; к сожалению, ее поддержал Константинопольский Патриарх.

Они, конечно, сознавали, что я слышу, вижу, но, наверное, сомневались в том, что я могу что-то анализировать. Но в детском уме происходит все это! И я не хочу сказать, что был каким-то особенным ребенком — совершенно обычным, жили в трудных условиях, в коммунальной квартире, никакой элитности, никакого особого воспитания, кроме, конечно, духовного воспитания. И родители как-то не задумывались, что мы всё слышим, понимаем, знаем, анализируем. А ведь так и происходит — конечно, на своем уровне, но ребенок всё это способен осуществлять. Вот поэтому скандалы, крики, выяснение отношений между родителями в присутствии детей вообще не имеют права на существование.

Берегите ребенка! Оберегайте его от ваших проблем и конфликтов! Вы, родители, в глазах ребенка должны быть примерами, светочами, беспрекословными авторитетами. А если между родителями начинается конфликт — всё! Тогда не надо было детей заводить! Вы разрушаете сознание ребенка, разрушаете его детскую душу.

Хотел бы обратиться к тем, кто сегодня задумывается о создании семьи. Кроме проблемы утраты реального общения, о которой я только что говорил, существует и другая проблема — это некоторая нерешительность. Молодой человек или девушка боятся вступать в брак из-за страха: вдруг он или она окажется не таким, каким я вижу его сейчас? Непременно окажется, дорогие мои! Будьте уверены: и не только он или она, но и вы! Потому что человек не может быть одинаковым на протяжении всей жизни.

Почему-то кажется, что изменение может произойти только в худшую сторону. Отнюдь нет! Ведь совсем не обязательно, что человек станет хуже. Он может стать и лучше. Но перемены, безусловно, будут. Муж и жена, отец и мать — это совсем другой статус, который, конечно, повлечет изменение характера и при должном усердии и желании позволит раскрыть лучшие душевные качества, которых не было, пока молодые люди не обзавелись семьей.

Поэтому, обращаясь к молодым супругам, молодым мамам и папам, хотел бы сказать, что у вас есть все для того, чтобы ваша семейная жизнь была счастливой. Вы пребываете в благословенном Богом союзе. Вы знаете Его заповеди. Вы слышали в таинстве Венчания слова апостола о том, что мужья должны любить своих жен, как Христос возлюбил Церковь, а жены — повиноваться мужьям, как Господу Еф. Это повиновение не означает рабство, потому что если есть рабство, то нет союза. Это повиновение означает, что жена, слушаясь мужа, возлагает на него всю ответственность за последствия того или иного принятого решения.

Она отдает свое время, свою любовь в первую очередь детям, созиданию семьи. А если что-то на себя принимает муж, то он и ответственность принимает за последствия. Бог дал всем нам замечательную возможность регулярно участвовать в таинствах Церкви, а семейным людям — воспитывать детей в православной вере. От вас же, от молодых семей, нужно твердое намерение жить по слову Христову. Жертвенная любовь даже в бытовых мелочах, в терпении, в готовности уступать и смиряться там, где это действительно нужно и где это будет во благо, и скрепляет семейные узы, и помогает людям пройти через так называемые семейные кризисы. Замечательно, что в нашей стране материнство и детство находятся под защитой государства, которое провозглашает защиту традиционных семейных ценностей, поддержку многодетных родителей.

Перед выступлением Путина своё слово сказал патриарх 10:10 24. На Первом канале перед анонсированным выступлением президента России показали передачу "Слово Пастыря", где митрополит традиционно обратился к православным гражданам. В своей речи он говорил о важности защищать Отечество, а также о недопустимости предательства.

Патриарх Кирилл готовит пасхальное телеобращение к верующим

Исторически Россия поддерживает самые тесные связи со Святой Землей, стремится сохранять там русское присутствие, история которого исключительно богата фактами и событиями. Многочисленные письменные свидетельства, а также культурные артефакты указывают, что паломничество в Иерусалим было одним из наиболее желанных и значимых событий в жизни благочестивых русских людей. Именно обеспечение самой возможности посещения Святой Земли широкому кругу наших соотечественников было одной из главных целей учреждения более 140 лет назад решением Императора Александра III Императорского Православного Палестинского Общества. Эта организация, несомненно, внесла значительный вклад в поддержку палестинского народа, прежде всего в образовательной и социальной сферах. Создавались школы, приюты, больницы, то есть осуществлялась очень значительная благотворительная деятельность, направленная на поддержание местного населения. Отрадно, что сегодня традиционные взаимосвязи России и Святой Земли продолжают развиваться. Хотел бы особенно отметить, что наше государство стремится поддерживать исторически сложившиеся связи и традиции, а также культурное взаимодействие со странами и народами Ближнего Востока. Наша нынешняя встреча проходит в очень непростое время, хотя не знаю, бывают ли простые времена.

Сегодня в мире разворачивается множество конфликтов. Их следствием становится появление новых угроз мирному сосуществованию народов и стран, разрушаются дружественные, добрососедские отношения, испытываются на прочность устоявшиеся связи представителей различных культур и религий, потому что и религии также втягиваются в эти конфликты. События последних недель вызывают наибольшее опасение, потому что затрагивают сложнейший вопрос соотношения и взаимодействия двух древних авраамических религий — ислама и иудейства. Хотел бы выразить признательность Вам как Президенту Российской Федерации, государственному руководству России за последовательную миротворческую позицию в связи с проблемами урегулирования ближневосточного конфликта. Трудно сказать, что было бы на Ближнем Востоке, если бы не эта миротворческая роль России, и только слепой может не видеть того, что именно от этой роли во многом зависит стабильность и спокойствие, насколько это возможно, на Святой Земле. Искренне убежден, что у нас, представителей разных религий России, у государственных властей и общественности имеется общая заинтересованность в том, чтобы межрелигиозный и межкультурный диалог служил созиданию мира и достижению согласия.

Перед выступлением Путина своё слово сказал патриарх 10:10 24. На Первом канале перед анонсированным выступлением президента России показали передачу "Слово Пастыря", где митрополит традиционно обратился к православным гражданам. В своей речи он говорил о важности защищать Отечество, а также о недопустимости предательства.

Вот два сына — один благоразумный, который работал, трудился, помогал отцу, а второй, получив денежки в наследство, промотал их, а потом пришел оборванный, несчастный. Ну и, конечно, возмутился сын благоразумный, потому что отец принял блудного сына. Но ведь эта притча — для всех нас. Не надо отталкивать человека, который согрешил, если он приходит с чувством покаяния, осознания своей вины. Если люди, покинувшие Россию, даже выступавшие где-то и говорившие что-то против, вернулись с пониманием того, что совершили ошибку, то Родина не может их отвергнуть. Другого подхода к этой теме, кроме христианского, я сформулировать не могу. Наверное, могут быть затронуты и какие-то правоохранительные темы, степень вовлечения этих людей в некие преступные действия, но это уже не касается священнослужителя. А я говорю, обращая внимание на то, что среди них есть люди вполне достойные, которые ошиблись, или испугались, или действительно попытались найти в жизни что-то для себя более удобное, комфортное, но были посрамлены на этом пути. И если они с покаянием возвращаются в родной дом, то дело отца заключается в том, чтобы принять их. А помните, как Вы были по сути министром иностранных дел Православной Церкви? Уж простите за мое сравнение, но мне кажется, Вы тогда летали по разным городам и странам даже чаще, чем Сергей Викторович Лавров в наши дни. Скажите, пожалуйста: а вообще все страны и народы — в этом мировом разломе, в этом противостоянии — они способны на преодоление раскола, на согласие, на дружбу, на любовь? Вот Вы, с учетом своего большого международного опыта, смотрите вперед с пессимизмом или все-таки оптимизмом? Не оптимизм, не пессимизм, а реализм. Меня действительно Господь провел через удивительный опыт — я был в 119 странах мира, причем в разные эпохи. Помню гражданскую войну в Лаосе, я тогда находился на территории этой страны с гуманитарной миссией. Я был членом группы директоров одного фонда, который был создан во Всемирном Совете Церквей для оказания помощи страждущим людям в Юго-Восточной Азии. Небольшой международной группой мы посещали деревни в местах проведения военных действий, с тем чтобы определить проекты, на которые следовало бы направить деньги. Тогда я соприкоснулся со страданиями людей в джунглях. Не буду всего рассказывать, но была тема, с одной стороны, для меня очень интересная, с другой стороны, достаточно опасная. Вот тогда Господь привел меня в соприкосновение с огромными страданиями людей, и я понял, что оказание помощи — это тот ответ, который христиане должны реализовывать. Не знаю, в полной ли мере я ответил на то, о чем Вы меня спросили, но мысль моя ушла в прошлое. Исходя из этого прошлого, я бы хотел так же поступать и сегодня. Сначала захват Киево-Печерской лавры , потом попытки запрета канонической Церкви… Такое ощущение, что они хотят сделать из нашей Церкви один из двигателей гигантского конвейера по производству ненависти по отношению к русским и к России в целом. Как Вы думаете, хоть что-нибудь у них получится? Они пошли по пути создания раскола, ведь они же не могли заставить всю Церковь занять ту политическую позицию, которую большинство людей не разделяло и не разделяет. Именно политические факторы привели к тому, что была создана раскольническая «церковь» на Украине; к сожалению, ее поддержал Константинопольский Патриарх. Всем же ясно, что Константинопольский Патриарх — это не свободный человек. Он находится под сильным влиянием тех, кто имеет силу в этом мире. Он не имеет поддержки, не имеет собственной паствы в том месте, где находится я имею в виду Турцию ; ему действительно непросто. По всей вероятности, этот неблагоприятный контекст и формирует позицию Константинопольского Патриарха, с которой очень многим невозможно согласиться. И потому поддержка раскола на Украине — это не просто ошибка Константинопольского Патриарха, это его великий грех. Кстати, вернусь к одному очень интересному сюжету. Достаточно давно мне стало известно о том, что наши политические противники, противники нашего государства размышляли о причинах влияния Советского Союза, а затем и России на арабский мир, на Восточное Средиземноморье, на православный мир. И вот какое суждение вынесли: главной и основной «мягкой силой», которая якобы осуществляет политику государства в отношении этих регионов, является Русская Православная Церковь. Они, конечно, ошиблись, потому что Русская Православная Церковь никогда не оказывала политического влияния. Но в чем-то они не ошиблись… — Ну, духовно это точно… — Потому что мы братья по вере с теми самыми людьми, и в этом смысле, конечно, Русская Православная Церковь являлась фактором развития добрых братских отношений и с Грецией, и с православным арабским миром, и со всей этой частью… — Балканские страны… — Балканские страны. В этом смысле, конечно, «мягкая сила», и не только с нашей, но и с той стороны. И эта духовная сила не может быть жесткой; духовная сила всегда направлена на достижение идеалов, которые прописаны в Евангелии. Поэтому, полностью отказываясь от той трактовки «мягкой силы», которую западные аналитики приписывали Русской Православной Церкви, я одновременно скажу, что Церковь, конечно, играла очень важную роль в сохранении духовного единства Православия. И когда начались эти раскольнические процессы, за ними, не сомневаюсь, стояла политическая воля не только врагов России, но и врагов Православия. Но, по милости Божией, все-таки большинство православных лидеров — люди мудрые, и они не поддаются на такого рода давление, хотя это давление осуществляется и кое-кто сдает свои позиции. Однако некоторые главы Церквей мужественно этому сопротивляются. Естественно, по известным причинам имена этих людей я произносить не буду, но благодарю за мужественную и твердую позицию, направленную на сохранение единства с Русской Православной Церковью, а значит, это и есть борьба за единство всего Православия. Сейчас ведь и там все в огне. И несмотря на то, что все мировые религии на Святой Земле в один голос заявляют, что молятся только за мир и ни за что другое, война-то продолжается. Вот как Вы думаете, как найти дорогу к миру на Ближнем Востоке? Да, наверное, все рецепты уже давно перепробованы, и ничего из этого не получается. Речь идет в первую очередь о том, что существует достаточно сильное напряжение между арабским населением и еврейским населением. Опять-таки, не буду входить в политические или экономические причины этого, хотя, наверное, и то, и другое присутствует. Но ведь это напряжение не сегодня родилось, оно существовало и в прошлом.

И эта духовная сила не может быть жесткой; духовная сила всегда направлена на достижение идеалов, которые прописаны в Евангелии. Поэтому, полностью отказываясь от той трактовки «мягкой силы», которую западные аналитики приписывали Русской Православной Церкви, я одновременно скажу, что Церковь, конечно, играла очень важную роль в сохранении духовного единства Православия. И когда начались эти раскольнические процессы, за ними, не сомневаюсь, стояла политическая воля не только врагов России, но и врагов Православия. Но, по милости Божией, все-таки большинство православных лидеров — люди мудрые, и они не поддаются на такого рода давление, хотя это давление осуществляется и кое-кто сдает свои позиции. Однако некоторые главы Церквей мужественно этому сопротивляются. Естественно, по известным причинам имена этих людей я произносить не буду, но благодарю за мужественную и твердую позицию, направленную на сохранение единства с Русской Православной Церковью, а значит, это и есть борьба за единство всего Православия. Сейчас ведь и там все в огне. И несмотря на то, что все мировые религии на Святой Земле в один голос заявляют, что молятся только за мир и ни за что другое, война-то продолжается. Вот как Вы думаете, как найти дорогу к миру на Ближнем Востоке? Да, наверное, все рецепты уже давно перепробованы, и ничего из этого не получается. Речь идет в первую очередь о том, что существует достаточно сильное напряжение между арабским населением и еврейским населением. Опять-таки, не буду входить в политические или экономические причины этого, хотя, наверное, и то, и другое присутствует. Но ведь это напряжение не сегодня родилось, оно существовало и в прошлом. И поэтому, если говорить о путях и средствах преодоления этого конфликта и вообще о примирении людей, мне кажется, нужно очень активно вовлекать религиозных лидеров. И уважаемых мусульманских лидеров, и уважаемых иудейских лидеров, и христианских лидеров. Потому что если между лидерами этих групп будет действительно установлено единомыслие по поводу того, что и как нужно делать для сохранения мира, то это единомыслие может быть реализовано в политических концепциях и повлияет на предотвращение дальнейшей военной эскалации. Но об этом пока можно только мечтать, потому что, как я понимаю, при всем желании некоторых религиозных лидеров активно включиться в эту проблематику не все получается так, как хотелось бы. Ваше Святейшество, большинство российских семей отмечают Рождество, и вот мой, наверное, традиционный, но каждый год очень актуальный вопрос. Как среди наших бед и тревог разгрести пространство, чтобы было место для праздничной радости? Я знаю, что у некоторых людей синонимом радости является веселье. Вообще, веселье — это энергетически очень затратная эмоция, и каждый это знает. Нельзя смеяться весь вечер — на следующий день от этого голова болит. А что нужно? Нужно, чтобы на сердце была радость, чтобы были сбалансированы наши чувства, чтобы мы действительно воспринимали переживаемое как духовно важное событие. Кто-то из людей, не разделяющих религиозные убеждения, с этим не согласится. Но, на мой взгляд, без веры в Бога это невозможно. Говорю от своего собственного опыта: не могу себе представить, как вообще можно иметь радость, ту самую, о которой мы говорим «радость в Святом Духе», если ты отрицаешь и Духа, и Бога, и замыкаешь все свое мировоззрение в рамки только материального мира, а значит, и жизнь свою замыкаешь в рамки этого материального мира. А потом что? Холмик — и ничего? Если человек верит, что холмиком все кончается, то это же несчастный человек! Больше того, если вы не верите в вечность, если вы не верите в суд Божий, то это же очень влияет на вашу мотивацию здесь. Так оно и получается: живи, как хочешь, делай, что хочешь, а какие-то законы обойти можно. Но если ты понимаешь, что холмиком ничего не заканчивается, что душа бессмертна и ты предстанешь пред Богом, ты будешь судим по тому, как ты жил, — вот тогда и мозг включается, и чувство самосохранения возникает. И человек двадцать раз подумает: а мне надо сейчас обманывать или не надо? Мне нужно разрушать мою семью или не нужно? Можно взять в долг большие деньги и куда-то убежать, оставив в нужде того, у кого деньги взял, или не стоит? Вот такие вопросы можно задавать до бесконечности. Другими словами, совесть — удивительный внутренний голос, и этого голоса не существовало бы, если бы Бога не существовало. Потому что голос совести точно совпадает с Божественными заповедями. Но, к сожалению, совесть — хрупкая конструкция. Ее можно разрушить, ослабить, создать такую систему псевдоценностей, в которой совесть начинает говорить: «в общем, это не совсем плохо», и таким образом человек теряет способность реально отличать добро от зла. А это самое страшное! Вот все то, что делает Церковь, вообще религиозная вера, то, что делает высокое искусство, пробуждая и развивая эстетическое чувство, оказывает благоприятное влияние на душу человека. Ведь искусство гармонично, и гармония входит в сознание и душу человека. А гармония — это то, что может быть только от Бога. Потому что взорвавшаяся комета никакой гармонии в себе не несет. Взорвавшаяся планета никакой гармонии не несет. И если мир был создан из всех этих неживых летающих космических объектов, то в этой вселенной никакой совести нет. Совесть — от Бога; это самое сильное доказательство того, что Бог существует. Нам иногда говорят: совесть — это результат человеческого развития, она формируется под влиянием внешних факторов — культуры, образования и так далее. Это неправда.

Интервью Святейшего Патриарха Кирилла 20.11.2021

В каком-то смысле то, что сегодня с нами происходит, — это экзамен на нашу зрелость, в том числе духовную зрелость. Вот столько лет вы жили в условиях религиозной свободы, вы построили храмы, открыли монастыри, вы стали причащаться Святых Христовых Таин. Священники работают в Вооруженных силах, ребята исповедуются, причащаются перед тем, как идти в атаку, — уже совершенно другое измерение духовной жизни. И вопрос заключается в следующем: а что это все приносит нам как народу, как стране? Глубоко убежден: если бы не было этого возрождения и, сохрани Бог, если бы произошла такая междоусобная брань, то она протекала бы совсем иначе и последствия ее были бы очень опасными для нашей страны.

А сегодня у народа, у страны есть потенциал отражать тех, кто чает сокрушить Отечество наше. Именно так мы молимся в особой молитве на Литургии — за мир, за прекращение военных действий и за победу нашу. Надеемся, что так оно и будет. Еще раз хочу подчеркнуть, что наши победы куются не только на поле брани.

Они куются начиная с детских садов и школ. Они куются в наших молодежных группах в учебных заведениях, где молодые люди размышляют о стране, о будущем, о своей собственной жизни. Ну и, конечно, Церковь продолжает осуществлять совершенно особое служение. Дай Бог, чтобы мы, мобилизуя все силы, которые у нас есть, стали сильнее — в первую очередь сильнее духовно.

Стали более мужественными, более самоотверженными, более заточенными на готовность служить Отечеству и даже, если потребуется, жизнь свою положить за други своя. Так вот, эти испуганцы, которые, наверное, имели иллюзию того, что рай на земле — там, на Западе, и там им будет хорошо, сейчас, по всей видимости, распрощались с этими иллюзиями, потому что начинают возвращаться. Возвращаются всё больше и больше, и вот здесь две точки зрения. Одни говорят: им надо помогать, надо их вернуть.

А другие говорят: да не надо им помогать, общество без таких чище будет! А вот как по-христиански? Притча о блудном сыне Лк. Вот два сына — один благоразумный, который работал, трудился, помогал отцу, а второй, получив денежки в наследство, промотал их, а потом пришел оборванный, несчастный.

Ну и, конечно, возмутился сын благоразумный, потому что отец принял блудного сына. Но ведь эта притча — для всех нас. Не надо отталкивать человека, который согрешил, если он приходит с чувством покаяния, осознания своей вины. Если люди, покинувшие Россию, даже выступавшие где-то и говорившие что-то против, вернулись с пониманием того, что совершили ошибку, то Родина не может их отвергнуть.

Другого подхода к этой теме, кроме христианского, я сформулировать не могу. Наверное, могут быть затронуты и какие-то правоохранительные темы, степень вовлечения этих людей в некие преступные действия, но это уже не касается священнослужителя. А я говорю, обращая внимание на то, что среди них есть люди вполне достойные, которые ошиблись, или испугались, или действительно попытались найти в жизни что-то для себя более удобное, комфортное, но были посрамлены на этом пути. И если они с покаянием возвращаются в родной дом, то дело отца заключается в том, чтобы принять их.

А помните, как Вы были по сути министром иностранных дел Православной Церкви? Уж простите за мое сравнение, но мне кажется, Вы тогда летали по разным городам и странам даже чаще, чем Сергей Викторович Лавров в наши дни. Скажите, пожалуйста: а вообще все страны и народы — в этом мировом разломе, в этом противостоянии — они способны на преодоление раскола, на согласие, на дружбу, на любовь? Вот Вы, с учетом своего большого международного опыта, смотрите вперед с пессимизмом или все-таки оптимизмом?

Не оптимизм, не пессимизм, а реализм. Меня действительно Господь провел через удивительный опыт — я был в 119 странах мира, причем в разные эпохи. Помню гражданскую войну в Лаосе, я тогда находился на территории этой страны с гуманитарной миссией. Я был членом группы директоров одного фонда, который был создан во Всемирном Совете Церквей для оказания помощи страждущим людям в Юго-Восточной Азии.

Небольшой международной группой мы посещали деревни в местах проведения военных действий, с тем чтобы определить проекты, на которые следовало бы направить деньги. Тогда я соприкоснулся со страданиями людей в джунглях. Не буду всего рассказывать, но была тема, с одной стороны, для меня очень интересная, с другой стороны, достаточно опасная. Вот тогда Господь привел меня в соприкосновение с огромными страданиями людей, и я понял, что оказание помощи — это тот ответ, который христиане должны реализовывать.

Не знаю, в полной ли мере я ответил на то, о чем Вы меня спросили, но мысль моя ушла в прошлое. Исходя из этого прошлого, я бы хотел так же поступать и сегодня. Сначала захват Киево-Печерской лавры , потом попытки запрета канонической Церкви… Такое ощущение, что они хотят сделать из нашей Церкви один из двигателей гигантского конвейера по производству ненависти по отношению к русским и к России в целом. Как Вы думаете, хоть что-нибудь у них получится?

Они пошли по пути создания раскола, ведь они же не могли заставить всю Церковь занять ту политическую позицию, которую большинство людей не разделяло и не разделяет. Именно политические факторы привели к тому, что была создана раскольническая «церковь» на Украине; к сожалению, ее поддержал Константинопольский Патриарх. Всем же ясно, что Константинопольский Патриарх — это не свободный человек. Он находится под сильным влиянием тех, кто имеет силу в этом мире.

Он не имеет поддержки, не имеет собственной паствы в том месте, где находится я имею в виду Турцию ; ему действительно непросто. По всей вероятности, этот неблагоприятный контекст и формирует позицию Константинопольского Патриарха, с которой очень многим невозможно согласиться.

Нельзя споткнуться на том, на чем споткнулись западные страны, — вот о чем мы должны помнить. Извлечь урок не просто теоретически, морализаторствуя, но на деле исправляя те кривизны, греховные тенденции, которые присутствуют уже отчасти и в нашей общественной жизни. Это ни в коем случае не должно становиться поводом к фарисейской гордости, мол, мы не такие, как они.

Как сказал Христос, в первую очередь мы должны смотреть на самих себя и свою слабость, свою греховность исповедовать. Ни на кого не надо смотреть сверху вниз, необходимо всячески бороться с таким искушением, потому что гордость всегда ослепляет разум и ожесточает сердце, мешая видеть проблемы ясно и четко и осознавать опасности. Опасности же на самом деле существуют, и они немалые. Главная из них заключается в том идеале счастья и образе жизни, который пропагандирует и столь притягательно воплощает в себе западная цивилизация, ставшая в своем изводе последних столетий, по сути, культурой «золотого тельца» и поставляющая во главу угла экономические ценности и земное благополучие. Многие люди воспринимают западный мир как яркий образ изобилия материальных благ, сказочную страну счастья и комфорта.

Красноречиво свидетельствуют об этом, в частности, потоки беженцев, которые наводнили европейские страны в последние годы. Ведь люди бегут за счастьем, иногда подвергая свою жизнь страшным опасностям; ищут сытой и благополучной жизни. Разумеется, это не предосудительно само по себе. Но вместе с тем, заметим, что сами они эту жизнь в своих странах созидать отказываются, они неспособны это делать в силу различных обстоятельств. Они желают прийти уже на готовое и строить, как говорит апостол Павел, свою жизнь на чужом основании Рим.

Ситуация знакомая, к сожалению, и нам с вами. Дело не только в том, что приехавшие в Европу мигранты не хотят интегрироваться, учить язык, историю и культуру этих стран. Миграционная проблема Европы связана с тем, что мигранты встретили очень ослабевшую и дезориентированную, с духовной точки зрения, среду. А почему это произошло? Потому что европейцы перестали осознавать свои христианские корни, они их стесняются.

Они стыдливо избегают упоминаний о Христе даже в названиях праздников. Уже Christmas писать нельзя — Xmas, то есть, само слово «Христос» нельзя употреблять в публичном пространстве. Убирают кресты из тех мест, где они традиционно находились, например, из классных комнат, пытаются приспособить библейские тексты к оправданию гендерной идеологии. Но свято место, как говорят у нас в народе, пусто не бывает. Поэтому вполне допускаю, что «цветущий сад» Европы в скором времени приобретет совсем иные формы и очертания, имеющие мало общего с тем, чем мы привыкли восхищаться.

Однако повторюсь: рассуждая об этом, нужно не злорадствовать, а открыто ставить перед нашим обществом, перед самими собой неудобные вопросы, тем более что определенные тревожные тенденции и у нас присутствуют. Увлекаясь европейской культурой и теми материальными благами, которые она сулит, многие наши соотечественники, симпатизирующие западному образу жизни, снисходительно относятся к нравственным девиациям и бесчинствам современной Европы, считая их в лучшем случае либо причудами, либо нормальным проявлением свободы и демократии. В этом подходе таится огромная опасность, в том числе и для нашего общества. Церковная традиция сохранила для нас слова выдающегося учителя и святителя Василия Великого, великого философа и богослова, который предупреждал: «Кто смотрит на зло без отвращения, тот скоро будет смотреть на него с удовольствием». Сильнейшие слова.

Нет отвращения к злу — оно станет удовольствием. Вместе с любовью к западным ценностям и неумеренной тоской по европейскому благополучию и сытости, такие люди незаметно проносят в общественное пространство и то толерантное отношение ко греху, которое стало причиной нравственной деградации современной европейской цивилизации. Мы не должны стесняться называть зло злом, а грех — грехом. В этом зале присутствуют люди разных вероисповеданий, но думаю, что все вы согласитесь с важным тезисом, общим для всех традиционных религий: настоящая свобода человека сопряжена с осознанием нравственной ответственности. Нет нравственной ответственности — не беритесь устроять свободное общество, в ад все это превратится!

И никакие законы не помогут, потому что греховно раскрепощенная человеческая природа будет стремиться ко злу. Таков закон, не мы его изобрели, и в богословии все это очень хорошо описано. Потому Церковь и борется с человеческим грехом — чтобы человеческая жизнь не превращалась в ад. Настоящая свобода не имеет ничего общего со вседозволенностью, которая оправдывает любые пороки и моральные уродства. Здоровая свобода человека и общества основана на соблюдении определенных прав и правил, я бы сказал, «духовной гигиены».

Значимый вклад в поддержание духовного иммунитета народа могут и должны вносить традиционные религии. Об этом хотел бы также сказать несколько слов. Сегодня мы можем с полным правом утверждать, что разговоры о неизбежной маргинализации религии во всем мире, которые были столь популярны в XX веке на Западе и преподносились в виде серьезных научных исследований, показали свою полную несостоятельность. Религия никуда не уходит из жизни общества, более того, ее влияние на общественную жизнь в некоторых регионах мира даже растет. И речь не только о ряде стран так называемого «Глобального Юга», в которых приверженность традиционной культуре воспринимается как важнейшая составляющая национальной идентичности.

Даже в странах коллективного Запада картина неоднородна — взять хотя бы Венгрию или Польшу, которые вопреки всему стремятся сохранять приверженность христианским ценностям. Я с интересом наблюдаю выступления и венгерского, и польских лидеров, и только задаю себе вопрос: а когда же вы скажете правду, что мы другие, что мы не хотим быть такими, как вы? Конечно, есть много политических факторов, которые им мешают. Но национальное самосознание и, я думаю, убеждения этих лидеров не могут мириться с тем, что сегодня происходит на Западе. Пока дело не доходит до открытого конфликта, но потенциально этот конфликт заложен, если Польша и Венгрия сохранят свою идентичность и в каком-то смысле свою свободу в духовной сфере.

Религиозное чувство невозможно изъять, ибо оно вложено Богом в саму природу человека. Но это чувство можно ослабить, заглушить и извратить, что, собственно говоря, и происходит буквально на наших глазах в большинстве европейских стран. Отказ от духовных основ культурной традиции ведет к духовному краху, к национальной трагедии. Именно религиозная вера формирует духовный иммунитет народа. Нечто подобное мы переживали в нашем Отечестве в прошлом столетии, когда Русская Православная Церковь и другие наши религии подверглись беспрецедентным гонениям, а проявления религиозности жестоко преследовались.

Но, как верно отмечал великий Блез Паскаль, Бог сотворил внутри сердца каждого человека пустоту, которая не может быть заполнена ничем другим, как Богом Творцом. Ничто из сотворенного человеком этот вакуум заполнить не может. Это «Мысли» Паскаля, они были изданы, в том числе, на русском языке и заслуживают того, чтобы к ним еще и еще раз обратиться. И эти слова выдающегося французского математика и философа в полной мере можно отнести и к жизни целого народа. Разрыв с религиозной традицией неизбежно приводит к тому, что люди, внутренне ощущая потребность в духовном, обращаются к альтернативным формам религиозности.

Происходит переформатирование духовной жизни общества и, в конечном счете, смена национального культурного кода, что уже самым непосредственным образом влияет на государственное бытие и на бытие народа. Она в большой степени то, ради чего мы живем», как замечательно пишет один из известных современных мыслителей Иглтон Т. Идея культуры. Что это означает? Означает это простую вещь: никакие материальные блага, научно-технические достижения и высокие экономические показатели, какими характеризуется благополучие людей, не могут быть настоящим целеполаганием народной жизни.

Высокий евангельский идеал любви к Богу, Отечеству и ближним, стояние за правду, милосердие, честность, совестливость, верность слову и духовное благородство — вот та нравственная планка, которая задана нашему народу православной верой, а также этикой традиционных религий. Особо подчеркиваю все-таки веру православную, потому что именно Церковь стала государствообразующей силой, если говорить об историческом формировании нашего общества и нашего государства. А потому можно сказать, что маргинализация религии, попытки вытеснить ее на периферию общественной жизни являются не чем иным, как стремлением сокрушить духовный иммунитет народа.

Политическая цель создания всех этих автокефалий, всех этих раскольнических объединений — ослабить влияние Православной Церкви, единой Православной Церкви Руси, Украины и Беларуси, используя идеологические штампы для поджигания вражды и создания новых мифов, которые отчуждали бы один народ от другого. Да, военные столкновения действительно сопровождали всю историю человечества после грехопадения. Будучи одним из печальных проявлений греховности, военные столкновения, по всей вероятности, будут сопровождать человеческую историю и далее. Однако даже в условиях вооруженных конфликтов человек может и должен сохранять свое достоинство и заботиться о достоинстве окружающих. Исключение запрещенных методов ведения военных действий, защита гражданского населения, соблюдение международного гуманитарного права, уважение к пленным и раненым, — вот то, к чему я как Патриарх всея Руси призываю стороны конфликта и прошу сделать всё возможное, чтобы избежать жертв среди мирных жителей. Убежден, что из происходящего на Украине следует извлечь правильные уроки, дав оценку тому эксперименту, который совершался над украинским народом после распада СССР. Случившаяся трагедия вновь заставляет Церковь возвысить голос во имя защиты национальных языков и культуры. Никто в мире не должен быть ущемлен только по той причине, что он говорит или думает «не на том» языке. Из уст определенных политиков и в СМИ нередко звучат призывы к повсеместному ущемлению прав русскоязычного населения, проживающего в бывших союзных республиках, ныне независимых государствах. Так называемая «отмена русской культуры» на Западе стала свидетельством печального нравственного состояния общества. Попытка искоренить культуру той или иной нации — это апогей ненависти. Хуже — только попытка физически уничтожить ставший неугодным народ. Наше общество чувствовало связь с европейской культурой даже в непростые времена «холодной войны» и борьбы идеологий. Западная классическая литература, музыка и живопись всегда высоко ценились нашими соотечественниками, воспринимающими европейскую культуру как неотъемлемую часть богатого христианского цивилизационного наследия. Так мы продолжаем воспринимать ее и ныне, несмотря на все происходящее. Надеюсь, что к тем, кто сейчас «борется» с Пушкиным и Достоевским, бойкотирует конкурсы Чайковского и отказывается исполнять Рахманинова, рано или поздно придет осознание постыдности и безумия совершаемых действий. Но все-таки хотелось бы сказать и о будущем, и сказать с надеждой. Несмотря на то, что военные действия еще не закончены, уже сегодня необходимо работать ради восстановления мирной жизни на Украине и на Донбассе. Уверен, что наши молитвы будут услышаны и воцарится долгожданный и прочный мир. Не сомневаюсь, что Россия предпримет необходимые усилия для создания этой мирной жизни, в которой главенствующим принципом будет сохранение единства между народами, основанного на взаимопонимании. Цивилизационные и ценностные различия между западными странами и Россией неизбежны и в настоящий момент представляются трудно преодолимыми, но они не должны быть препятствием для мирного сосуществования, для равноправного и взаимоуважительного диалога культур. Хотел бы поделиться с вами мыслями о том, какие выводы можно было бы извлечь из сложившейся ситуации. Думаю, мы призваны к глубокому переосмыслению вектора общественного и государственного развития последних десятилетий. Важно сосредоточиться не на том, что подумает о нашем дальнейшем развитии какой-то внешний наблюдатель, а на том, как выстраивать будущее страны, исходя из нашего исторического опыта, национальной и духовной культуры, нашего христианского наследия. Нам не нужна изоляция от внешнего мира, но нам необходимо обновленное понимание суверенитета. Суверенитета не только политического, но и культурного; суверенитета, который распространялся бы на многие сферы — от экономики до права. Мы переворачиваем страницу отечественной истории, это факт, и нам необходимы великие созидательные силы, чтобы строить наше государство и общество на новых исторических основах и в новых исторических условиях. Глянцевая идеология и нацеленная на удовлетворение страстей массовая культура должны навсегда остаться в прошлом. Позвольте сделать предложение: не настало ли время и для российских законодателей приложить особые усилия для нового — без оглядки на кого бы то ни было, кроме российского народа, — взгляда на правовое регулирование нашей жизни? В нынешней обстановке в мировой политике сохранение традиционных ценностей призвано стать стратегическим курсом Российской Федерации. Выступая в прошлом году в Государственной Думе в рамках Парламентских встреч, я подчеркнул, что внесенные в Конституцию Российской Федерации поправки содержат потенциал для разрешения вопросов народосбережения. Эта задача требует больших интеллектуальных усилий и сплочения всего нашего общества. Полагаю, что прежде всего нам нужно более активно и последовательно выступать в поддержку института семьи и защиту семейных ценностей. Об этом мне тоже много раз приходилось говорить на разных площадках. Связывая разные поколения и передавая культурный опыт от старших к младшим, семья играет ключевую роль в формировании общества и выстраивании социальной иерархии. Сегодня под влиянием новых социальных технологий и гендерных идеологий институт семьи подвергается большому давлению, которое запускает опасный процесс его разрушения. Некоторые политики, особенно за рубежом, следуя моде и, быть может, не всегда в полной мере осознавая ответственность за принимаемые решения, готовы вносить изменения в законодательство вопреки непреходящим нравственным нормам и традиционному общественному укладу. Тем самым в национальную демографическую политику закладывается мина замедленного действия. В нашей стране, сохраняющей связь с многовековой культурной традицией, имеющей глубокие религиозные корни, к счастью, эта проблема не является столь ярко выраженной, как в ряде западных стран. Однако некоторые явления и привнесенные в соответствии с духом времени новшества вызывают обеспокоенность в обществе. Один из примеров — это вывоз за рубеж иностранными гражданами детей, рожденных в результате применения технологий суррогатного материнства. Русская Православная Церковь, родительская общественность, ряд общественных организаций крайне обеспокоены затягиванием установления соответствующего запрета. Нам нужно создавать все необходимые условия для сохранения и возрождения традиционных семейных ценностей, мы об этом постоянно говорим. А потому, что сегодня массовая культура в большей своей части не поддерживает этих ценностей.

Поэтому для Церкви становится все более актуальным «великое дело примирения народов, поверх всяких границ и конфликтов». Длительность: 14:54.

Патриарх Кирилл на Первом канале призвал молиться за Путина

Но я хотел бы обратить внимание не на их количество, а на результаты, которые стали особенно очевидными в наше время. И здесь у нас с вами есть немало поводов для удовлетворения. Так, учрежденный по инициативе Межрелигиозного совета России День народного единства стал признаваемым и одобряемым большинством наших соотечественников праздником. Это реальный вклад в важную сферу общественной жизни, потому что с праздниками связаны, в том числе, размышления о жизни страны. Праздник всегда является поводом для консолидации людей, объединения вокруг общих идеалов. Проявления терроризма, с которыми столкнулось наше общество, были направлены на то, чтобы разделить народ, а получилось наоборот: они стали одним из факторов, содействующим еще большему единству наших людей в борьбе с этим злом. Сообща поддержав закрепление в Конституции нашего Отечества слова «Бог», мы, религиозные лидеры России, открыли перспективы для утверждения традиционных ценностей в государственной политике.

Пользуясь возможностью, от всего сердца благодарю вас, дорогие братья, за проявленное в минувшие годы единство и желание вместе трудиться для достижения общих целей на площадке Межрелигиозного совета России! Тем не менее, в последние годы мы столкнулись с новыми испытаниями. Пандемия коронавируса серьезно повлияла на нашу жизнь. Немало людей стали жертвами этой эпидемии. Мы были вынуждены принимать сложные решения и ограничивать доступ верующих в храмы в период обострения инфекции. Несмотря на известные трудности, духовенству традиционных религий удалось найти новые формы духовного попечения о верующих: в условиях изоляции и в инфекционных отделениях больниц.

Конфуз произошел на форуме «Россия — Африка» в Санкт-Петербурге. Видео: соцсети Владимир Путин, присутствующий в этот момент в зале, снисходительно улыбнулся в ответ на оговорку главы РПЦ.

Так ведь именно это и нужно диаволу: смешать понятия добра и зла, обусловить понимание добра и зла множеством различных взглядов на жизнь — философских, религиозных, политических! И сегодня Россия становится островом свободы. Свободы от всей этой бесовщины, которая возводится в ранг нормы человеческих отношений. И это никакой не триумфализм — мы хорошо сознаем и свои слабости, и свои трудности. Но нужно молиться за власти наши, за президента, за воинство наше, чтобы мы не сдали своих позиций.

Иначе мы не просто будем побеждены некими иноземными силами — речь пойдет о приближении метафизического конца истории, потому что Россия — удерживающий 2 Фес. Господь избрал нашу страну и нашу Церковь — не по нашей личной святости, не по нашим добрым делам, которых нам недостает, но по молитвам наших святых, мучеников и исповедников, по великому цивилизационному труду, который в свое время совершила Россия, утверждая Православие на пространствах евразийского континента. Вот за весь этот труд, за все молитвы, за все подвиги и страдания наших предшественников Господь и вручает сегодня нам с вами возможность быть таким удерживающим. И мы с вами должны твердо следовать тому, к чему предназначил нас Господь, чтобы удерживать страну нашу, народ наш, а через это, может быть, весь мир от господства диавола, от распада и разрушения. Я никогда не говорил этих слов, но сейчас скажу: время очень тревожное. Сегодня мы все должны осознать наше призвание и вступить в борьбу. Борьбу за Родину, за Церковь, а в каком-то смысле — за всю христианскую цивилизацию.

В первую очередь я обращаюсь к архипастырям: поменьше помпезности, заботы об архиерейском дворе, побольше любви к людям.

Ранее сообщалось, что Соломенский районный суд Киева изменил меру пресечения наместнику Киево-Печерской лавры митрополиту Павлу с домашнего ареста на содержание под стражей. Ошибка в тексте?

«Слушаем Патриарха Кирилла»

В субботу первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Троице-Одигитриевском ставропигиальном монастыре Зосимова пустынь. Вам, конечно, известно, что нынешний год объявлен в нашей стране Годом семьи, и очень важно, что государственная политика направлена сегодня на сохранение традиционных семейных ценностей, в защиту которых неизменно выступала и выступает наша Церковь. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в пасхальном обращении пожелал гражданам России и Украины, чтобы Господь хранил их страны, а также укрепил мир и любовь между народами.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий