Среди других направлений положение 19 февраля 1861 г предусматривало

После этого можно было и обнародовать все юридические акты по реформе 1861 г. Это прежде всего «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»[2], провозгласившее отмену крепостного права и общие условия этой отмены. 19 февраля 1861 г. Александр II подписал «Манифест» об освобождении крестьян и «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», разъясняющие условия отмены крепостного права в России. Милютин Николай Алексеевич (1818 – 1872) – в 1859–1861 годах товарищ министра внутренних дел, фактически руководил работой по подготовке крестьянской реформы. 3 марта (19 февраля по ) 1861 года – Александр II подписал Манифест.

Отмена крепостного права Александром II

Центр французской культуры Манифест 1861 года 19 февраля 3 марта 1861 года Александр II подписал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей». Этот документ фактически отменил крепостное право, существовавшее в России на протяжении нескольких столетий. Однако Манифест вызвал неоднозначную реакцию во всех слоях населения. Согласно манифесту, крестьяне наделялись некоторыми гражданскими правами. Среди них: свобода вступления в брак, самостоятельное заключение договоров и ведение судебных дел, приобретение недвижимого имущества на свое имя. Но вот земля объявлялась помещичьей собственностью. За полученные наделы крестьяне несли в пользу помещиков повинности, мало отличавшиеся от крепостных. Земля, отведенная общине, находилась в коллективном пользовании. Это означало, что с переходом в другое сословие или другую общину крестьянин терял право на «мирскую землю» своей прежней общины. Бывшие крепостные, ожидавшие полной воли, остались недовольны переходным состоянием «временнообязанных». Полагая, что от них скрывают истинное содержание Манифеста, крестьяне начали бунтовать.

Для подавления наиболее крупных выступлений, в частности — в Казанской и Пензенской губерниях — были использованы правительственные войска. Несмотря на это, крестьянская реформа 1861 года имела важное историческое значение. Она создала возможность для широкого развития рыночных отношений, дала старт другим важнейшим преобразованиям, направленным на создание в России гражданского общества. Законодательное ограничение крепостного права Первые шаги к ограничению и последующей отмене крепостного права сделал Павел I в 1797 году. Он подписал « Манифест о трехдневной барщине » — об ограничении подневольного труда. В 1803 г. Александр I подписал «Указ о вольных хлебопашцах». Указ прописывал правовое положение отпускаемых на волю крестьян. Александр I одобрил проект А. Аракчеева о постепенной ликвидации крепостного права путём выкупа помещичьих крестьян с их наделов казной.

Но этот проект реализован не был. Тем не менее в 1816—1819 гг. Однако земельные наделы крестьянам не предоставили. Проекты отмены крепостного права К приходу на трон Александра II 1855-1881 необходимость кардинальных преобразований в жизни страны стала очевидна. Отмена крепостного права открывала дорогу другим реформам, могла бы способствовать оживлению экономической жизни страны и повышению доходов государства. Население России к концу 1850-х годов достигло 74 миллионов человек. Крепостное право было распространено на территории 45 губерний из 65.

Попытки реформирования советского государства.

Конституция РФ 1993 г. Судебная реформа в современной России Развитие права в современной России Отмена крепостного права Подготовка реформы по отмене крепостного права заняла достаточно продолжительное время. В январе 1857 г. Обозначились две точки зрения на крестьянскую реформу среди членов Главного комитета. Согласно первой точки зрения предлагалось сохранить всю земельную собственность в руках помещиков и продолжать дальнейшее развитие крупных помещичьих хозяйств. Сторонники второй точки зрения предлагали передать крестьянам землю в собственность за выкуп. Все вопросы, связанные с основными направлениями крестьянской реформы первоначально обсуждались на заседаниях дворянских губернских комитетов, которых в 1859 г. Предложения и проекты направлялись в специальные редакционные комиссии, которые их обобщали и передавали в Главный комитет.

В декабре 1860 г. Они коснулись, прежде всего уменьшения размеров наделов и повышения повинностей и выкупных платежей. Государственный совет одобрил проекты нормативных актов, а 19 февраля император Александр II утвердил Манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости и Положения об отмене крепостного права. В целом пакет нормативных правовых актов, касавшихся отмены крепостного права, насчитывал 17 положений и особых правил. Важнейшими из них являлись: «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»; «Положение о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости и о содействии правительства к приобретению сими крестьянами в собственность полевых угодий», «Положение об устройстве дворовых людей»; «Положение о губернских и уездных по крестьянским делам учреждениях»; «Правила о порядке приведения в действие положений о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», а также четыре местных положения о поземельном устройстве крестьян в различных губерниях России. Кроме того, были приняты особые дополнительные правила в отношении крестьян мелкопоместных владельцев, а также посессионных крестьян. В последующие годы в отношении государственных, дворцовых и удельных крестьян были приняты отдельные правовые акты. Так, в 1863 г.

Правовое положение крестьян. В соответствии с Манифестом от 19 февраля 1861 г. В статье 2 «Общего положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» указывалось, что крестьяне получили «права состояния свободных сельских обывателей, как личные, так и по имуществу». Таким образом крестьянам было предоставлено право владеть движимым и недвижимым имуществом, заключать сделки, выступать в качестве юридического лица, переходить из одного сословия в другое, право без разрешения помещика заключать брак, принимать обязательства, поступать на службу и в учебные заведения, менять место жительства, обращаться в суд, быть свидетелями и поручителями. Однако названные выше права крестьяне могли получить не сразу и не в полной мере, так как в статье 7 Общего положения устанавливался двухлетний срок для подготовки уставных грамот, в которых определялись новые формы поземельных отношений между помещиками и крестьянами. Поэтому еще в течение двух лет после отмены крепостного права крестьяне в значительной мере зависели от помещиков и продолжали выполнять в их пользу прежние повинности барщину и оброк. Однако даже после подписания Уставной грамоты и получения земельного надела между помещиком и крестьянами возникали определенные поземельные отношения, в соответствии с которыми помещик сохранял право собственности на всю принадлежавшую ему ранее землю, а крестьяне за полученные в пользование земельные участки должны были отбывать прежние повинности. Так, в статье 15 Общего положения указывается: «Крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости, но состоящие в обязательных поземельных отношениях к помещикам, именуются временнообязанными крестьянами».

В программе было предусмотрено смягчение крепостной зависимости, но не её ликвидация. Одновременно с этим участились крестьянские волнения. Крестьяне не без основания беспокоились по поводу безземельного освобождения, утверждая, что «одна воля хлебом кормить не станет». В отличие от предыдущей, эта программа была более радикальной, и к принятию её правительство во многом подтолкнули многочисленные крестьянские волнения наряду с давлением оппозиции. Эта программа была разработана Я. Основные положения новой программы были следующими: получение крестьянами личной свободы обеспечение крестьян наделами земли в постоянное пользование с правом выкупа специально для этого правительство выделяет крестьянам специальный кредит утверждение переходного «срочнообязанного» состояния В конце августа 1859 года были вызваны депутаты от 21 губернского комитета.

В феврале следующего года были вызваны депутаты от 24 губернских комитетов. Более либеральный проект вызвал недовольство поместного дворянства, и в 1860 в проекте были несколько уменьшены наделы и увеличены повинности. Это направление в изменении проекта сохранилось и при рассмотрении его в Главном комитете по крестьянскому делу в октябре 1860 года, и при его обсуждении в Государственном совете с конца января 1861 года. Манифест был обнародован в Москве 5 марта ст. Манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» от 19 февраля 1861 года сопровождался рядом законодательных актов всего 22 документа , касающихся вопросов освобождения крестьян, условий выкупа ими помещичьей земли и размеров выкупаемых наделов по отдельным районам России. Основные положения реформы Основной акт — «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» — содержал главные условия крестьянской реформы: Крестьяне перестали считаться крепостными и стали считаться «временнообязанными»; крестьяне получили права «свободных сельских обывателей», то есть полную гражданскую правоспособность во всем, что не относилось к их особым сословным правам и обязанностям — членству в сельском обществе и владению надельной землей.

Крестьянские дома, постройки, все движимое имущество крестьян было признано их личной собственностью. Крестьяне получали выборное самоуправление, низшей хозяйственной единицей самоуправления были сельское общество, высшей административной единицей — волость. Помещики сохраняли собственность на все принадлежавшие им земли, однако обязаны были предоставить в пользование крестьянам «усадебную оседлость» придомовый участок и полевой надел; земли полевого надела предоставлялись не лично крестьянам, а в коллективное пользование сельским обществам, которые могли распределять их между крестьянскими хозяйствами по своему усмотрению. Минимальный размер крестьянского надела для каждой местности устанавливался законом. За пользование надельной землёй крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели права отказа от неё в течение 9 лет. Размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах, которые составлялись помещиками на каждое имение и проверялись мировыми посредниками; Сельским обществам предоставлялось право выкупа усадьбы и по соглашению с помещиком — полевого надела, после чего все обязательства крестьян перед помещиком прекращались; крестьяне, выкупившие надел, именовались «крестьянами-собственниками».

Крестьяне также могли отказаться от права выкупа и бесплатно получить от помещика надел в размере четверти от надела, который они имели право выкупить; при наделении бесплатным наделом временно-обязанное состояние также прекращалось. Государство на льготных условиях предоставило помещикам финансовые гарантии получения выкупных платежей выкупная операция , приняв их выплату на себя; крестьяне, соответственно, должны были выплачивать выкупные платежи государству. Размер наделов Согласно реформе устанавливались максимальные и минимальные размеры крестьянских наделов. Наделы могли уменьшаться по специальным соглашениям крестьян с помещиками, а также при получении дарственного надела. При наличии в пользовании крестьян наделов меньшего размера помещик обязан был или прирезать недостающую землю от размера минимума т. Прирезки имели место только в том случае, если за помещиком остаётся не менее трети в степных зонах — половины земель.

За высший душевой надел устанавливался оброк от 8 до 12 руб.

Земля, отведённая общине, находилась в коллективном пользовании, поэтому с переходом в другое сословие или другую общину крестьянин терял право на «мирскую землю» своей прежней общины. Восторженность, с которой был встречен выход Манифеста, вскоре сменилась разочарованием. Бывшие крепостные ожидали полной воли и были недовольны переходным состоянием «временнообязанных». Полагая, что от них скрывают истинное значение реформы, крестьяне бунтовали, требуя освобождения с землёй.

Для подавления наиболее крупных выступлений, сопровождавшихся захватом власти, как в сёлах Бездна Казанская губерния и Кандеевка Пензенская губерния , были использованы войска. Несмотря на это, крестьянская реформа 1861 г. Она открыла перед Россией новые перспективы, создав возможность для широкого развития рыночных отношений.

Глава 3. Условия освобождения крестьян. Положения 19 февраля 1861 г.

19 февраля 1861 года император Александр II подписал манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта», а также «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»,(9, с. 37. 19 февраля 1861 г. Александр II подписал «Манифест» об освобождении крестьян и «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», разъясняющие условия отмены крепостного права в России. Законы были утверждены императором в годовщину его вступления на престол 19.2.1861 г.

Основные положения крестьянской реформы 1861 г

Основные черты положения 19 февраля г. Курс русской истории (Лекции LXII-LXXXVI) 1861 г., 19 февраля – отмена крепостного права. Объективными предпосылками реформы 1861 г. были по большей части экономические процессы. Российская империя сильно отставала в промышленном развитии от стран Запада, а это было чревато серьезными последствиями.
Отмена крепостного права Факсимиле манифеста 19 февраля 1861 года по изданию «Великая реформа», 1911 год. Во многих случаях данный механизм означал принудительный и недобровольный выкуп, целью которого являлось избегание пролетаризации крестьянства.
Высочайший манифест — Викитека Главным событием, связанным с обнародованием законодательства 19 февраля 1861 г., стало упразднение крепостного состояния.
Крестьянская реформа г. — урок. История, 9 класс. При подавлении восстания в Бездне погиб 91 крестьянин, в Кандеевке — 19 крестьян. Всего в 1861 г. произошло 1860 крестьянских волнений, для подавления более половины из них была применена военная сила. Но к осени 1861 г. крестьянское движение пошло на убыль.
Подготовка и проведение крестьянской реформы в России. Манифест года С Манифеста 19 февраля 1861 г. начался период преобразований, получивший позже название эпохи великих реформ. В январе 1864 г. император утвердил Положение о земских учреждениях.

Положения 19 февраля 1861 г

Особенно сильны были массовые волнения в селе Бездна Казанской губернии и в селе Кандеевка Пензенской губернии. При подавлении восстания в Бездне погиб 91 крестьянин, в Кандеевке — 19 крестьян. Всего в 1861 г. Но к осени 1861 г. Но реформа была построена на компромиссах, учитывала интересы помещиков в гораздо большей степени, чем интересы крестьян. Она не до конца искоренила крепостничество, пережитки которого тормозили развитие капитализма. Было очевидно, что борьба крестьян за землю и подлинную свободу будет продолжена. Вопрос 27. Реформы Александра II в 1860-1870-х гг. В 1864 году Александр II подписал «Земские положения», в соответствии с которыми в России вводилась система местных органов самоуправления.

Они создавались на двух уровнях: в уездах и губерниях. Уездные земские собрания выбирались населением уезда раз в три года; губернские формировались из представителей, выдвинутых на уездных собраниях. Выборы в уездные земские собрания были организованы таким образом, чтобы обеспечить заметное преимущество дворян-помещиков. Характерно, что в губерниях, где поместное дворянство отсутствовало, например, на Русском Севере или в Сибири, а также там, где оно было, с точки зрения правительства, ненадежно, как в западных губерниях — ополячено, окатоличено — земство вообще не вводилось. Все население уезда делилось на три группы курии : 1 землевладельцев; 2 городских избирателей; 3 выборных от сельских обществ крестьян. Для первой и второй курий определялся имущественный ценз: в них ходили лица, имевшие годовой доход свыше 6 тысяч рублей. Равный для этих курий ценз отнюдь не означал равных возможностей, ведь поместное дворянство в целом было несравнимо богаче городского населения. Что же касалось крестьян, то для них были организованы не прямые, а многоступенчатые выборы: сначала сельский сход выбирал представителей на волостной сход, на котором избирались «выборщики», а затем уже составленный из них уездный съезд избирал депутатов в земское собрание. В результате всех этих ухищрений малочисленное поместное дворянство выбирало в уездное земское собрание столько же депутатов-гласных от слова «голос» , сколько обе другие курии вместе взятые.

Земские собрания представляли собой распорядительные органы. Они определяли общее направление деятельности земства и, собираясь раз в год, в конце декабря на сессии, контролировали деятельность земских управ, которые создавались соответствующими земскими собраниями из своих членов сразу же после выборов. Именно земские управы и осуществляли реальную работу земств в уездах и губерниях. Функции земств были довольно многообразны: местное хозяйство, народное просвещение, медицина, статистика. Однако всеми этими делами они могли заниматься только в пределах своего уезда или губернии. Никакие проблемы общегосударственного характера земцы не имели права не только решать, но и обсуждать. Более того, разным губернским земствам не разрешалось налаживать контакты и согласовывать друг с другом свою деятельность. Однако работа на местах требовала и больших расходов. Недостатки российского земства были очевидны: урезанная структура — отсутствие волостных земств на низшем уровне и общероссийского земского собрания наверху земство называли «зданием без фундамента и крыши» ; решительное преобладание дворянства во всех земских органах; скудость средств.

И все же реформа поначалу казалась весьма значительной. Выборность земств, их независимость от местной администрации — все это позволяло рассчитывать на то, что земство в своей деятельности будет исходить из интересов местного населения и приносить ему реальную пользу. Действительно, земству удалось добиться определенных успехов, особенно в сфере просвещения и медицины — земские школы и больницы стали совершенно новым и очень позитивным явлением российской пореформенной действительности. Но земствам так и не удалось стать полноценными органами самоуправления: вместо того, чтобы развивать эту систему, самодержавно-бюрократическая власть стала беспощадно гнуть ее под себя, позволяя своим функционерам — губернаторам, прежде всего, - самые разнообразные возможности для вмешательства в деятельность земств и подчинения их административному контролю. С ее помощью была решена задача привлечения широких масс населения для решения повседневных вопросов. Создавались выборные органы земского и местного самоуправления. Вместо него создавались две судебные системы, практически независимые друг от друга: мировая и государственная. Мировой суд был создан для того, чтобы разгрузить государственный от массы дел, связанных с мелкими правонарушениями и незначительными исками. Мировой судья выбирался местным населением из своей среды; он должен был иметь образование не ниже среднего.

Сама судебная процедура носила предельно упрощенный характер: мировой судья заслушивал дело и тут же выносил приговор.

Кроме того возросла товарность сельского хозяйства, производители стали более гибко реагировать на конъюнктуру цен. Одновременно улучшилось питание крестьян, о чём свидетельствует прирост среднего роста новобранцев примерно на 1 см в течение нескольких лет после реформы [52]. Осуществление реформы[ править править код ] «Манифест» и «Положения» были обнародованы с 7 марта по 10 апреля в Петербурге и Москве — 5 марта. Опасаясь недовольства крестьян условиями реформы, правительство приняло ряд мер предосторожности передислокация войск, командирование на места лиц императорской свиты, обращение Синода и т. Крестьянство, недовольное кабальными условиями реформы, ответило на неё массовыми волнениями. Наиболее крупными из них были Бездненское и Кандиевское восстания. Всего в течение только 1861 года было зафиксировано 1176 крестьянских восстаний, в то время как за 5 лет с 1855 г.

Таким образом, число крестьянских восстаний в 1861 году в 2,5 раза превысило прежний «рекорд» второй половины 1850-х годов. По другим данным, только с января по июнь произошло 1340 крестьянских выступлений, причём в 718 случаях волнения были ликвидированы с помощью войска [54]. Восстания не утихали и в 1862 году, и подавлялись очень жестоко. За два года после объявления реформы правительству пришлось применить военную силу в 2115 сёлах [55] [29]. Это многим дало повод говорить о начавшейся крестьянской революции. Так, М. Бакунин был в 1861—1862 годах убеждён, что взрыв крестьянских восстаний неизбежно приведёт к крестьянской революции, которая, как он писал, «по существу уже началась» [56]. Рожков, сравнивая возможные её последствия с Великой французской революцией [57].

Как отмечал П. Зайончковский , у правительства возникали опасения, что войска, применявшиеся для подавления восстаний крестьян, могут перейти на сторону последних [58]. Проведение Крестьянской реформы началось с составления уставных грамот, которое в основном было закончено к середине 1863 года Уставные грамоты заключались не с каждым крестьянином по отдельности, а с «миром» в целом. На 1 января 1863 г. Интересно, что на условия реформы, когда крестьянин вынужден был приобретать землю, а не получить её безвозмездно, обращали острое внимание и дворяне. Так, в 1862 году был составлен адрес монарху от тверского дворянства. В нём дворяне отметили, что подобное положение вещей ставит «общество в безвыходное положение, грозящее гибелью государству» [59]. В этом адресе тверское дворянство обратилось к государю с просьбой распространить и на дворянство уплату налогов, а на крестьян — возможность выбирать «людей для управления государством» [60].

Проблема в том, что цена земли по выкупу значительно превышала её рыночную стоимость в то время; в нечернозёмной полосе в среднем в 2—2,5 раза в 1854—1855 годах цена всех крестьянских земель составляла 544 млн рублей, в то время как выкуп составлял 867 млн. В результате этого в ряде районов крестьяне добивались получения дарственных наделов, и в некоторых губерниях Саратовская , Самарская , Екатеринославская , Воронежская и др. Переход крестьян на выкуп растянулся на несколько десятилетий. Но в ряде губерний их было ещё много Курская 160 тыс. Быстрее шёл переход на выкуп в чернозёмных губерниях, там же преобладали и добровольные сделки над обязательным выкупом. Помещики, имевшие большие долги, чаще, чем другие, стремились ускорить выкуп и заключить добровольные сделки. Сбор недоимок Уводят последнюю корову. Картина 1868 г.

Переход из «временнообязанных» в «выкупные» не давал крестьянам права покинуть свой участок то есть обещанной свободы , но значительно увеличивал бремя платежей. Выкуп земли по условиям реформы 1861 года для подавляющего большинства крестьян растянулся на 45 лет и представлял для них настоящую кабалу, поскольку они не были в состоянии выплачивать такие суммы. Размер недоимок по выкупным платежам постоянно увеличивался. Отмена крепостного права коснулась и удельных крестьян , которые «Положением 26 июня 1863» переводились в разряд крестьян-собственников путём обязательного выкупа на условиях «Положений 19 февраля». Отрезки у них в целом были значительно меньше, чем у помещичьих крестьян. Средний размер надела бывшего удельного крестьянина составлял 4,8 десятины на душу.

И они включились в работу по реформе. Но настрой у дворян был самый негативный. Подавляющее большинство крайне резко реагировало не только на самую идею отмены крепостного права, но и даже на его смягчение. Но всё же были среди помещиков и те, кто понимал необходимость реформы.

В первую очередь, это были люди, которые уже влились в новую структуру капиталистических отношений. И для них освобождение крестьян являлось даже выгодным. А вот ярыми противниками были помещики, скажем так, «старого образца». Они до последнего пытались сохранить привычный уклад жизни, в котором не находилось места для рыночных отношений. Мелкопоместное дворянство и феодальная знать выступали против перехода страны на капиталистические рельсы. Но власть проявила жёсткость, поскольку у неё не было выбора. После многочисленных обсуждений и представлений проектов, которые сводились лишь к количеству уступок крестьянству, появилась новая программа реформы. Базировалась она, естественно, на рескрипте Назимову. Программа не подразумевала полную отмену крепостного права, а лишь его смягчение. Когда новость об этом разлетелась по стране, начались крестьянские волнения.

Народ посчитал, что его хотят сделать свободным без земли. Заседание Редакционной комиссии по освобождению крестьян. В ней говорилось о получении крестьянами личной свободы, об их обеспечении наделами земли с правом выкупа. Также утверждалось и переходное состояние. Но всё равно о полной готовности документа говорить было рано. Последовали очередные споры. Обстановка накалилась. Причём главными противниками стали власть и дворянство. Помещики по-прежнему не желали идти на уступки и старательно тормозили реформу. Во время ожесточённых споров умер Ростовцев.

Его пост председателя Редакционных комиссий отошёл к графу Виктору Никитичу Панину. В отличие от Ростовцева, Панин придерживался консервативных взглядов и не являлся сторонником полной отмены крепостного права. И поэтому он внёс в проект свои правки, отразив мнение помещиков. А именно: Виктор Никитич уменьшил размеры наделов для крестьян, заодно увеличив повинности. Папин и редакционные комиссии завершили работу над реформой в октябре 1860 года. Они представили 5 проектов, а все их труды заняли 35 печатных томов.

Это было обусловлено тем, что помещикам предоставлялось право уменьшать надел крестьянина, если он превышал установленную норму. Кроме того, помещикам предоставлялось также право переносить полевые наделы крестьян на другие места. В то же время если на еще невыкупленных крестьянами земельных участках открывали полезные ископаемые, то помещики имели право требовать обмена данных наделов на другие.

В том случае если возникали спорные вопросы между крестьянами и помещиком, то их разрешением занимались мировые посредники, среди которых были такие известные общественные деятели, как писатель Л. Толстой, физиолог И. Сеченов, биолог К. Тимирязев и другие. Вводились также некоторые ограничения на пользование земельной собственностью. Так, например, крестьянин-собственник в течение первых 9 лет не мог продавать свою землю. Кроме того, продолжала существовать общинная собственность на землю, переделы земельных наделов и круговая порука, которые существенно препятствовали внедрению в деревню капиталистических отношений. Те же Уставные грамоты заключались не с конкретными крестьянами, а с общиной, несшей ответственность на основе круговой поруки за выполнение крестьянами повинностей. В то же время для крестьян был значительно затруднен порядок выхода из общины.

В соответствии с «Общим положением о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» вводились следующие органы крестьянского самоуправления: волостное общество, сельское общество, сходы и сельские должностные лица. Все крестьяне-собственники сельского общества входили в сельский сход, являвшимся низшим звеном органов крестьянского управления. Он избирал сельского старосту и других должностных лиц особых сборщиков податей, смотрителей хлебных магазинов, училищ и больниц, сельских писарей и др. К компетенции сельского схода относились вопросы выполнения различных повинностей, увольнения членов общины и приема в ее состав новых членов, пользования землей, взыскания задолженности и т. Органы сельского общества подчинялись органам волостного общества. В каждой волости формировался волостной сход во главе с волостным старшиной, волостное управление и волостной суд. В соответствии с Общим положением для контроля за деятельностью учреждений сельского управления создавались следующие органы: мировые посредники, уездные мировые съезды из мировых посредников и губернские присутствия по крестьянским делам. Выкупная операция осуществлялась между помещиком и сельской общиной под контролем мирового посредника. Крестьянин имел право в любой момент выкупить свою усадьбу.

Однако полевой надел можно было выкупить только с согласия помещика. Об этом свидетельствует статье 3 Положения о выкупе: «Приобретение в собственность крестьянами, вместе с усадебною оседлостью, полевых земель и угодий, отведенных им в постоянное пользование, допускается не иначе как с согласия помещика». Размер выкупа определялся путем так называемой капитализации годового оброка, который получал помещик от своего крестьянина до реформы. В чем же заключалась суть выкупной операции?

История Беларуси, XIX – начало XXI в., 11 класс

В начале октября 1860 г. отредактированное «Положение о крестьянах» поступило в Главный Комитет по крестьянскому делу, где оно обсуждалось вплоть до середины января 1861 г. Затем, в конце января 1861 г. В положении 19 февраля было определено, что помещики могут получать от правительства немедленную выкупную ссуду, как только устроены будут их земельные отношения с крестьянами и будет точно установлен крестьянский земельный надел. Крестьянская реформа (или отмена крепостного права в России) — реформа, которая началась в 1861 году и отменила крепостное право в Российской империи. Среди других направлений «Положение» 19 февраля 1861 г. предусматривало: 1. Беспроцентную ссуду государства на выкуп крестьянской земли. 2. Отмену сословных привилегий дворянства. 3. Сохранение общины. Крестьянская реформа (или отмена крепостного права в России) — реформа, которая началась в 1861 году и отменила крепостное право в Российской империи.

Итоги и последствия крестьянской реформы 19 февраля 1861 года

Содержание и основные положения крестьянской реформы. Проведение реформы Александр II начал 19 февраля 1861 года изданием «Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости» и манифеста об отмене крепостного права. Полное освобождение крестьяне получали не сразу с момента обнародования Манифеста и «Положений 19 февраля 1861 г.». В манифесте объявлялось, что крестьяне в течение двух лет (до 19 февраля 1863 г.) обязаны отбывать те же самые повинности, что и при крепостном праве. 2. Положения 19 февраля 1861 г. Среди других направлений «Положение» 19 февраля 1861 г. предусматривало: 1. Беспроцентную ссуду государства на выкуп крестьянской земли. 2. Отмену сословных привилегий дворянства. 3. Сохранение общины.

Положения 19 февраля 1861 г

19 февраля 1861 года -"Манифест об освобождении помещичьих крестьян из крепостной зависимости" "Положения о крестьянах вышедших из крепостной зависимости". Со дня обнародования Манифеста 19 февраля 1861 г. предусматривалось ввести в селениях бывших помещичьих крестьян в девятимесячный срок «крестьянское общественное управление». Оно было введено в течение лета 1861 г. 1)Беспроцентную ссуду государства на выкуп крестьянской земли 2)Отмену сословных привелегий дврянства 3)Сохранение общины 4)Ликвидацию помещечьего землевладения. 19 февраля 1861 г. Александр II подписал «Манифест» об освобождении крестьян и «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», разъясняющие условия отмены крепостного права в России. На ликвидацию зависимости одного сословия от другого отводилось 10 лет. Плное освобождение крестьяне получали не сразу с момента обнародования Манифеста и Положений (т.е. 19 февраля 1861г.). в Манифесте объявлялось, что крестьяне в течение двух лет (до 19 февраля 1863г.) обязаны отбывать те же самые повинности (барщину и оброк).

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий