Нацизм в исторической респекторе

Зарождение фашизма и нацизма. Война и последовавшие за ней события привели к активизации националистических движений в ряде европейских стран. Германский нацизм: истоки. Каспар Фридрих, «Мечтатель», 1840 г. На самом деле идеологии фашизма и нацизма отличаются друг от друга.

Откуда взялся нацизм и почему сегодня он возрождается в формате неонацизма

В такой обстановке, Германия искала лидера, способного вернуть страну к прежней мощи и дать людям ощущение собственного достоинства. Именно здесь появляется Адольф Гитлер, политический лидер национал-социалистической партии, известной как нацистская партия. Гитлер взял на себя роль мессии, обещая немецкому народу возрождение и величие. Он искал устрашающие методы привлечения внимания и постепенно начал формировать свою армию сторонников. Приход Гитлера на власть в 1933 году сопровождался определенными событиями: ростом националистического настроения, политическими договоренностями и пропагандой, направленной на укрепление позиций партии и создание общественной поддержки. Важно отметить, что подавляющее большинство немцев, привлекаемых Гитлером, не разделяло его крайне радикальных взглядов. Но они жаждали перемен, уверены, что национализм и восстановление Германии приведут к процветанию и справедливости. Итак, исторический контекст Германии в начале XX века, включая поражение в Первой мировой войне, налоги и экономический кризис, создали плодотворную почву для возникновения нацизма. Адольф Гитлер и его нацистская партия сумели обратить эту обстановку в свою пользу, но лишь благодаря поддержке и подавлению людей, которые были готовы вложить свои надежды и веру в новое движение. Адольф Гитлер и его восхождение к власти В нашей истории всегда было много личностей, оказывающих большое влияние на наше развитие.

Однако немногие из них сравнимы с Адольфом Гитлером, человеком, который изменил ход истории своей страны и всего мира. Сегодня мы рассмотрим, как и почему Гитлер поднялся к власти и стал главой нацистской Германии. Адольф Гитлер родился 20 апреля 1889 года в австрийском городке Браунай-на-Инне. В своей молодости он стремился стать художником, но его незавершенная карьера привела его на путь политики. После смерти отца Гитлер переехал в Вену, где вначале жил в бедности и боролся с безработицей.

В политическом плане Адольф Гитлер не придумал ничего нового.

Он лишь перенёс методы, которые до него белые колонизаторы применяли на окраинах мира, в центр Европы и применил к евреям, славянам и цыганам. Только после поражения гитлеровской Германии эта практика была формально осуждена. Хотя раньше, когда дело касалось бушменов, конголезцев или китайцев, европейцы вообще ни о чём подобном не задумывались. И что? Кто-то это сильно осуждал? В агрессивном походе Гитлера участвовало более 20 стран, в основном европейских», — сказал А.

Будто форма и отличительные знаки войск СС на форме этих «сечевиков» совпадают по чистой случайности, и не было Нюрнбергского трибунала, решением которого войска СС, в состав которых входила дивизия "Галичина", были признаны преступной организацией! Увы, местный тренд для всего мира очевиден - власти «незалежной» теперь потакают неонацистам и просто боятся с ними конфликтовать. Поэтому в Киеве имени Степана Бандеры — проспект. А улиц «нового героя» на Украине — больше сорока. Не за горами, значит и улица Адольфа Гитлера… Может ли что-то остановить этот опасный процесс? В мае 2013 года в немецком городе Торгау, где в 1945 году произошла историческая встреча советских и американских войск на Эльбе, была подписана Всемирная антинацистская хартия. И вот в конце прошлого года ее, наконец, приняла Генеральная ассамблея. Понемногу и как бы с опаской все же создаются в мире общественные организации, объединяющие неравнодушных людей, которые хранят память об ужасах той войны, не приемлют нацистскую идею, в какие одежды она бы не рядилась, сохранили уважение и признательность к освободителям. Из частных инициатив своей результативностью выделяется издание «Белая книга нацизма», которая была представлена еще в 2014 году во время встречи Владимира Путина с лидерами международных организаций и наряду с Всемирной антинацистской хартией официально была признана ОБСЕ одним из основных источников объективной информации.

Она выпущена международным правозащитным движением «Мир без нацизма» под руководством Бориса Шпигеля, которое объединяет и поддерживает более 140 антифашистских организаций по всему миру Учитывая, что в некоторых странах Европы, вставших на путь переписывания своей истории, антифашистская деятельность приравнивается к подрывной, без поддержки международного движения, активистов просто задавят. При всей неоднозначности личности Шпигеля, эксперты признают: эта книга - самое основательное исследование проблемы нацизма в современной истории.

На другом плюсе находились евреи, цыгане и почти все славяне. Ряд народов, по мнению нацистов, подлежали германизации. Милитаризм, что означает решение внешнеполитических задач военными средствами. Антимарксизм, а также антикоммунизм. Нацисты отрицали идеи парламентской демократии. Отличительной чертой нацистов являлся антисемитизм. Например, у итальянских фашистов до конца 1930-ых отношение к евреям было спокойным.

Они даже министрами работали. Даже язык эсперанто они рассматривали как часть еврейского заговора.

Примеры фашизма в истории

Генезис фашизма, механизмы его влияния на массы, взаимосвязи с нацизмом и тоталитаризмом: теория, история и современность. Германский нацизм: истоки. Мистическая и политическая внутренняя конфликтность Германии не могла не вызывать к жизни «внешнего» противовеса в виде сначала навязанного властью, а затем и вошедшего «в плоть и кровь». Как могло произойти, что такая культурная страна, как Германия, с такими славными традициями гуманизма, с такой литературой всемирно-исторического значения, с таким одухотворённым искусством смогла стать родиной нацизма в ХХ веке?

История возникновения нацизма в Германии: создатели и их мотивы

История фашизма в Западной Европе начинается с формирования фашистского движения в Италии во главе с Бенито Муссолини. На самом деле идеологии фашизма и нацизма отличаются друг от друга. Он активно интересовался историей Франции и Германии и делал выводы о превалирующей роли личности в истории. Существует даже официальная религиозная конфессия, в основе которой лежит самый настоящий нацизм, основанный на постулатах превосходства одного "богоизбранного" народа над всеми остальными народами мира. В реальности между фашизмом и нацизмом была существенная идеологическая разница, которая в дальнейшем трансформировалась в практические злодеяния.

Исторический контекст

  • Возникновение фашизма
  • Нацизм и неонацизм как привратное понимание патриотизма — 44 книги
  • Чему нас учит история: нацизм в исторической ретроспективе и неонацизм в современном мире
  • РСМД :: Истоки Третьего Рейха

Лекция 9. Фашизм и неофашизм

  • Фашизм: исторические корни и уроки
  • Нацизм в истории: происхождение и последствия
  • Нацизм естественный и неизбежный (Юрий Кубасов) / Проза.ру
  • Нацизм естественный и неизбежный (Юрий Кубасов) / Проза.ру
  • Коричневая страница истории
  • Что такое фашизм?

Примеры фашизма в истории

Корень зла Нацизм был не только следствием недовольства некоторых участников итогами Первой мировой войны, но и являлся органическим продуктом. История фашизма берет свое начало еще от древних Римлян. Выяснить, что такое нацизм, фашизм. Нацизм — Национал-социализм Основные понятия Диктатура Вождизм Правая идеология Шовинизм Нацистская расовая политика Традиционализм Милитаризм Антидемократизм Антикоммунизм Нацистские партии и движения Национал-социалистическая немецкая рабочая.

Новиков допустил возрождение нацистских фабрик смерти в современном мире

Население оккупированных стран они рассматривали как дешёвую рабочую силу, а национальные богатства — как военную добычу. Гитлеровцы разрушали города, сжигали деревни, массами истребляли мирных жителей или угоняли их в Германию. В соответствии с требованиями Гитлера, Гиммлер приказал: "При нашем уходе из той или иной области Украины не оставлять там ни одного человека, ни одной головы скота, ни одного центнера зерна, ни одного железнодорожного рельса, ни одного целого дома, ни одной шахты или рудника, не разрушенных на многие годы; ни одного не отравленного колодца". Одним из многих трагических примеров фашистских зверств может служить судьба белорусской деревни Хатынь в Минской области.

Все дома Хатыни разграбили и сожгли дотла. За три года временной оккупации фашисты стерли с лица белорусской земли 209 городов и городских поселков, 9. Цель которой — координации действий разрозненных формирований украинских националистов.

К маю 1945 г. Национал-социалистический режим прекратил свое существование. Нацистская деятельность и пропаганда запрещались, а принятые режимом законы, которые служили ему основой либо закрепляли принципы расовой и национальной дискриминации, отменялись.

Во всех зонах оккупации Германии были проведены меры по «денацификации», включая чистку национал-социалистических кадров. Однако в период после Второй мировой войны произошло восстановление фашистских групп в Германии в форме неонацизма. Истоки возрождения неонацизма в России и Европе в 1990 г.

XX и начала XXI в. Несмотря на то, что 78 лет назад закончилась Вторая Мировая Война, вновь достаточно остро стоит вопрос о распространении нацистской идеологии, которая была направлена на подчинение массы людей не вполне понятной, но таинственной верой в вождя и собственное мистически-высокое предназначение, суть которого — установить на земле навечно особый, новый порядок, при котором есть раса господ — и все прочие, долженствующие им подчиняться или быть стёртыми с лица земли. Именно 90-е XX в.

Связано это в первую очередь с падением коммунистических идеалов. Все ценности, которые были привычны для простого советского человека, вдруг исчезли, оставив взамен зачатки новой, европейской цивилизации, принять которые большинство граждан оказались не готовы. Причинами данного явления являются нестабильность в стране и низкий уровень жизни, неравномерное развитие регионов и усиление миграционных процессов, рост конфликтов между культурами и этносами, война в Чечне, сепаратизм и терроризм.

В результате распада единого экономического пространства, сопровождавшегося ликвидацией большей части промышленности в том числе и военной и началом перехода во всех отношениях непродуманного к свободной рыночной экономике, миллионы людей остались без работы и средств к существованию. Вчерашние советские учителя, врачи, инженеры вынуждены были буквально выживать в условиях неконтролируемого роста цен и многомесячных задержек выплат и без того мизерных зарплат. Ситуацию усугубили разразившиеся на постсоветском пространстве и на территории самой РФ — в Чечне войны.

Огромному числу людей пришлось покинуть родные дома и бежать из зон боевых действий. К середине 90-х в России уже существовали различные формирования националистического характера. В 1992 году в Москве появилась организация скинхедов, её участниками становились в основном подростки.

Связано это было с крушением прежних идеалов общества: в то время как старшее поколение в новых экономических реалиях изо всех сил пыталось прокормить семью, молодёжи попросту негде было реализовать себя, не говоря уже о трудоустройстве Вступление в ряды скинхедов казалось молодым людям некой романтикой, наполненной высокими целями. Свою отрицательную роль сыграла и война в Чечне. Вследствие этого движение стало более заметным, а его действия — более жестокими.

Во многом причиной таких перемен были увиденные в зоне боевых действий зверства боевиков по отношению к русскоязычному населению и пленным солдатам. Сыграли свою роль и рассказы беженцев из бывших советских республик о пережитых страданиях и притеснениях. Организации неонацистов появлялись не только в столице страны, но и в других её регионах.

К созданию ряда ячеек того времени приложили руку и политические деятели, действовавшие в корыстных целях. Под эгидой демократии, свободы слова в европейских государствах открыто проходят марши неонацистов, факельные шествия, использующие фашистскую символику, лозунги, призывы, активно подменяются понятия, преследуются инакомыслящие. Кроме того, в некоторых государствах неонацистские организации используются для осуществления государственных переворотов примером чего служит ситуация сложившаяся на Украине.

Государственная элита Украины считала это необходимым для доказательства «незалежности» и самостоятельности страны. Чтобы быстрее оторваться от России, её обвиняли в любых бедах: геноциде, запрещали русский язык, русские праздники.

Именно так говорил Сталин — и в период военных неудач, и в ореоле Великой Победы. И никогда — «нацисты» или «нацистский». После Сталина ситуация не изменилась — при Хрущеве, Брежневе, Андропове, Черненко, да и в первые годы Горбачева употребление термина «нацизм» не то чтобы запрещено, но по-прежнему бытует в специальной, «неэмоциональной», «хладнокровной» литературе. В официальных СМИ, выступлениях лидеров партии и государства, в художественных произведениях книгах, спектаклях, кинофильмах , в общественной жизни городов и весей — всюду звучит «фашизм». И в отношении военной тематики, и на бытовом уровне применительно к «извергам», «нелюдям», «мерзавцам» уже нашего времени. Взять хотя бы знаменитый фильм Михаила Ромма — именно «Обыкновенный фашизм», в советском исполнении нет фильма «Обыкновенный нацизм».

Минута молчания — она ведь названа «светлой памяти павших в борьбе с фашизмом». В школьных учебниках всюду фашизм, а не нацизм и т. Почему так? Ларчик открывается просто. Нацизм — это сокращение от «национал-социализм». Разумеется, между большевиками, коммунистами, с одной стороны, и национал-социалистами нацистами , с другой, были существенные различия. И все же в стилистике названий прослеживается сходство. У них хоть и национал-, но все же социализм, а это, как говорится, сближает — хотя бы на словах.

К тому же в названии гитлеровской партии присутствует слово «рабочая». В то же время на Западе ситуация была изначально противоположной — там в обиходе именно термин «нацизм». Именно о нацизме «наци» , национал-социализме постоянно говорили и политики, включая Черчилля, Рузвельта, Трумэна, де Голля, и некоммунистические СМИ. Тем самым они «исподволь», ассоциативно ставили коммунистов-большевиков близко к национал-социалистам нацистам. В общем, для непосвященных названия «Всесоюзная коммунистическая партия большевиков » — ВКП б , «Коммунистическая партия Советского Союза» КПСС и «Национал-социалистическая немецкая рабочая партия» НСДАП весьма близки: во всех случаях присутствует «левизна», «народность», «защита интересов трудящихся», «революционность». Поэтому уже в довоенные годы в советском обиходе был именно «фашизм», так как «нацизм» и особенно «национал-социализм» порождал нежелательные параллели и ассоциации. Тем более с 22 июня 1941 года в обиходе был именно привычно-негативный фашизм, причем степень его негативного восприятия стремительно нарастала, а не нацизм. Игры «Большой тройки» Таким образом, даже в годы совместной борьбы с Гитлером не говоря уже о временах до и после войны между СССР и западными союзниками — имеются в виду как государственные лидеры, так и преобладающий тренд в общественном мнении — наблюдался своеобразный алаверды.

Советские руководители «ненавязчиво» сближали Америку и Британию с фашистами, а Рузвельт и особенно Черчилль ставили коммунистов-большевиков близко к национал-социалистам нацистам. Речь, повторюсь, прежде всего, об идеологии, мировоззрении, а не о международной стратегии, где главным было все же совместное, западно-советское, неприятие фашизма-нацизма — во всяком случае, начиная с 22 июня 1941 года. Иными словами, фашизм, родиной которого была Италия, обозначал в переводе с латинского «фасция» всего лишь пучок прутьев, — символ власти в Древнем Риме, символизирующий общество, сплоченное под единым, жестким руководством вождя царя, императора, султана и т. При беспристрастном подходе жесткое единоначалие легко можно заметить и в политической системе сталинского хрущевского, брежневского СССР, и в коммунистическом Китае, и в современной России. Разумеется, Сталин, как и его «заклятые друзья» по антигитлеровской коалиции, не только оборонялся, но и наступал.

Но откуда берётся эта агрессивность? А она естественно вытекает из животного происхождения человека. В природе постоянно происходят столкновения живых существ.

Эти столкновения вызваны необходимостью борьбы за существование — все живые существа поедают друг друга. Необходимость питаться требует от животных агрессивности по отношению ко всем. Животная агрессивность — это и есть «война всех против всех». Эта природная агрессивность живых существ проявляется уже при самом зарождении жизни на Земле. Уже самые первые организмы на Земле охотятся друг за другом в поисках пищи для продолжения своей жизни. Но естественное состояние древнего общества — это не «война всех против всех». Это не война индивидов, а война групп. Это война объединённых языческой религией в сплочённые группы людей семья, род, племя, народ.

А внутри группы всегда устанавливаются, более или менее, дружеские, братские отношения, позволяющие группе быть единым целым. Человек в одиночку не мог выжить в то суровое время, он мог существовать только в какой-либо группе. И внутри группы должна была быть железная дисциплина, доверие друг к другу, должны были существовать жёсткие представления о мире и о месте группы в мире, однозначно отличающие данную группу от всех остальных. И каждая группа принципиально отличается от всех остальных своими неповторимыми языческими представлениями. Это необходимые условия для выживания группы в суровой и беспощадной конкурентной борьбе за скудные ресурсы. Эти условия и обеспечивала тогда языческая религия, которая естественным образом сплачивала людей данной группы в единый коллектив, психологически помогая преодолевать трудности, вдохновляя людей группы на борьбу за своё существование. Так формировалась психология языческого человека: изначально одновременно двойственная — злая, враждебная, по отношению к чужакам-иноплеменникам, и братская, дружественная, по отношению к своим соплеменникам. Если по каким-либо причинам какая-либо группа не вырабатывала свои собственные языческие представления, обособляющие людей группы по признаку родства, дающие право на её исключительное существование, она рано или поздно оказывалась беспощадно истребляемой жертвой других языческих групп, более сплочённых.

Уже в животном царстве мы встречаем семейные группы, стада. Уже на уровне животного мира возникает «понимание» выгодности группового объединения для облегчения выживания. Скудость пищевых ресурсов вынуждает животных объединяться в группы, чтобы под защитой стада и самим есть и не быть съеденными. И человеческое стадо, испытывающее такие же трудности с продуктами питания, чтобы выжить в конкурентной борьбе за ограниченные ресурсы, оправдывает свою жестокость по отношению к чужакам с помощью языческих представлений о своей уникальности. Сотни тысяч лет идёт на планете постоянная битва людских групп за выживание, многие тысячи лет оттачиваются языческие представления об избранности своих сородичей и о ничтожности чужаков. И сотни тысяч лет детишки с малых лет являются участниками этой битвы. И это вполне естественно, что за сотни тысяч лет у человека в первую очередь у мужчин на генетическом уровне воспиталась агрессивность, стремление силой утвердить своё право на жизнь. Вот эта природная агрессивность человека и проявляется в мальчиковых военных играх по всему миру.

Фридрих Энгельс, объясняя причины неравенства, пишет работу «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Но его ошибка, ошибка марксизма заключается в том, что научный коммунизм анализирует историю человечества не самого начала выделения человека из царства животных, а с уже существующего тысячи лет человеческого общества. Марксизм, в соответствие с философией материализма, вообще не рассматривает духовно-нравственное развитие человечества на протяжении сотен тысяч лет древнейшей истории, полагая, что появление общественных институтов, таких, например, как религия, связано исключительно с развитием материального производства. По мнению марксизма, появление частной собственности есть главная причина возникновения неравенства среди людей, образования семьи для сохранения частной собственности и учреждения государства, призванного частную собственность охранять. Ну и религия появляется лишь затем, чтобы «освящать» частную собственность и примирять человека с существующим неравенством. Именно частная собственность, по мнению марксизма, отвечает за рабство и вечные войны. Но разум человека изначально готов на насилие и войну, ещё задолго до возникновения семьи, частной собственности и, тем более, государства. Есть вещи поважнее частной собственности — это пища и вода, например, которые, прежде, чем обратиться в частную собственность, должны быть защищены или отвоёваны у других племён.

Так что, войны — это не порождение классового разделения общества на богатых и бедных, на господ и рабов, как предполагает марксизм. Войны есть естественная деятельность человека в борьбе за выживание, а языческое мировоззрение, язычество есть естественное идеологическое обоснование всех войн. Языческая религия чрезвычайно разнообразна по форме своего выражения. Это внешнее разнообразие языческих религий обусловлено уникальностью существования каждой семьи, каждого рода, каждого племени. Неповторимость языческих форм, обрядов служит как бы паролем, необходимым для идентификации своих соплеменников — «настоящих людей». Отсюда, кстати, следует преувеличенное внимание язычества к своей неповторимой внешности, к красоте форм, к эстетике. И обрядовую сложность своей религии необходимо было знать досконально, чтобы отличать себя от иноплеменников — «нелюдей». Необходимо было знать свои легенды и сказания, своих прародителей и предков, историю своего чудесного появления на свет, чтобы оградить свой род от недостойных называться человеком «двуногих существ».

Обособление от чужих — важнейшая и главнейшая функция языческих представлений. Обособление внешнее, обрядовое, эстетическое, отражает внутреннюю суть всех языческих религий, которая для всех одна и та же — непримиримое разделение народов. Ни о каком индивидуализме в первобытной группе семья, род, племя не могло быть и речи, поскольку только строгая иерархия способна сохранить группу в столкновениях с другими группами. Любое инакомыслие тут же решительным образом пресекалось, поскольку от сплочённости людей зависело существования группы. Дети с самых малых лет должны были чётко усвоить все нормы и правила поведения, характерные для членов группы, чтобы даже случайно не нарушить установленный регламент. Нарушителя могли просто выгнать из племени, лишив его, таким образом, статуса человека, и тогда его участь — стать дичью, объектом охоты для людей других племён и животных. А если нарушение происходило в голодное время, то сородича могли запросто убить и съесть, поскольку он перестал быть «человеком», противопоставив себя языческим традициям семьи. Все языческие религии внешне резко отличаются друг от друга.

И это естественно, так как все они суть продукт каждого конкретного народа, живущего в конкретных условиях. Все языческие религии отличаются друг от друга по форме своего выражения, но суть язычества не в этом. Суть язычества не в многобожии, не в формальных тонкостях вероисповедания, не во внешних проявлениях характера того или иного народа. Поражает многообразие языческих культур и творческая фантазия древнего человека, проявляющаяся в тех или иных особенностях языческого культа. Языческие культуры — это настоящее богатство человечества, показывающее, как разные народы по-разному реализовали свои познавательные способности, по-разному проявляли своё творчество в понимании окружающего мира. И отвергать тысячелетние языческие культурные традиции, конечно, бесполезно и глупо. Факт рождения человека однозначно навсегда определяет его судьбу — раба или господина. Все жители земли делятся племенным язычеством на две категории: на «людей» — тех, кто рождён в данном племени, и на «нелюдей» — тех, кто НЕ рождён в данном племени.

А раз все другие народы — это только лишь по внешнему виду люди, то и вести себя с ними нужно как с животными. Их можно резать, можно бить, можно есть, можно использовать по своему усмотрению как угодно, ведь животные предназначены служить человеку. Так языческие представления о происхождении человека стали обоснованием института рабства. Язычество устанавливает и оправдывает рабство происхождением человека от племенных богов, непримиримо разделяя людей. Язычество ставит между народами непреодолимые религиозные барьеры, препятствующие мирному существованию человечества. Рабство есть порождение не слабого развития производительных сил, как полагает марксизм, видя во всех общественных явлениях экономическую подоплёку, а порождение религиозных языческих представлений о происхождении человека. Ведь рабство успешно существовало и в капиталистическом обществе США, и было исключено из экономики не прогрессом производительных сил, а законодательством. Идеология язычества, непримиримо разделяющая народы, полностью определяет всё поведение человека.

Так как для язычника все иноплеменники суть не люди, а потенциальные рабы, то язычник не может не лгать, общаясь с ними, не может не быть коварным, лицемерным, непредсказуемым. Поэтому любые договоры компромиссы и соглашения, заключённые между язычниками, временны и их всегда можно нарушить, как только изменились обстоятельства. Язычник никому не верит, поскольку сам постоянно обманывает «нелюдей». Мир язычества — это межплеменная «война всех против всех», и язычник живёт в постоянном страхе, ежедневно ожидая нападения таких же, как он сам, коварных соседей. Поэтому постоянная готовность к войне, постоянная подготовка войны являются сутью жизни языческого племени, государства. Эта жизнь в постоянной угрозе нападения со стороны соседей уродует психику язычника, формирует психологию страха, заставляя его подозревать всех вокруг иноплеменников. Так язычество превращает человека в мнительного неврастеника, вечно ждущего войну и постоянно готовящего войну. Про это как раз и говорит знаменитая римская поговорка: «Хочешь мира — готовься к войне».

Суть язычества не столько в многобожии, сколько в установлении определённых отношений между людьми, в непримиримом разделении людей на господ и рабов. Язычник не столько тот, кто поклоняется языческим богам и принадлежит к какой-либо секте. Язычник вообще может быть антирелигиозен и заявлять о своём атеизме, о своём неверии в богов, в сверхъестественное. Но настоящий язычник вовсе не тот, кто истово поклоняется языческим богам, а тот, кто считает социальное, политическое и экономическое неравенство, существующее между людьми, естественным и оправданным. Языческая идеология — это родовая, базовая идеология человечества. Она появилась из первых религиозных представлений древнейшего человека и основана на нормах и заповедях языческой веры древнейших людей. Либеральная философия Нового времени представляет историю человечества как прогрессивное развитие, как путь от простого к сложному, от плохого к хорошему, осуществляемый по мере развития человеческого интеллекта и накопления научных знаний о мире. И с этой точки зрения фашизм и нацизм появляются лишь на определённой ступени развития человека и общества.

Это идеологические продукты Нового времени, и в прошлом у них аналогов не может быть. Но подождите-ка… Ведь нечто подобное, если память нам не изменяет, уже было в истории человечества! Уже было это презрение к людям иной крови, расы, внешности, речи. Уже было это истребление целых племён и народов. Уже было время, когда людям давали клички вместо имён. Ведь это же всё было в античные дохристианские времена! Древняя Европа жила тогда по нацистским нормам Третьего рейха, когда каждое государство стремилось упрочить своё положение за счёт других государств и народов, покоряя сопротивляющихся, убивая непокорных, обращая в рабство всех, кто не мог оказать сопротивления. Античный мир — это страшный мир сплошного насилия, жестокости, вечного соперничества, это мир тотального рабства.

Да, термин «нацизм» появился лишь в Новое время, но суть нацизма нашего времени неотличима от сути мировоззрения античных времён. Если мы обратимся к истории любого народа, жившего в дохристианскую эру, то сможем увидеть те же нацистские отношения, разделяющие народы. Общим мировоззрением для всех племён, государств и народов того времени было язычество. Но если, по сути, нацизм ХХ века и нацизм Античного времени есть явления одного порядка, тогда язычество есть то общее, что роднит оба времени, и что определяет идеологию нацизма. Ведь некоторые исследователи германского нацизма уже отмечали и его близость к язычеству! Если это действительно так, тогда вывод однозначен: Нацизм есть продукт язычества, его порождение — это идеология язычества, это естественное отношение человека к человеку в языческий период истории человечества. Все языческие государства древности были по сути нацистскими. Что, древняя Спарта не являлась типичным нацистским государством, в котором вся власть принадлежала одному народу, а в рабском положении состояли другие народы?

Что, греческие полисы-государства не были по сути нацистскими в отношениях между собой, по крайней мере до законов Солона, отменившего рабство у греков? А вся Древняя Греция по отношению к другим народам разве не являлась настоящим нацистским государственным образованием, агрессивно завоёвывающим города и территории, жестоко подавляющим врагов и нещадно угнетающим рабов? Не то же самое ли можно сказать и о Древнем Египте, и об Ассирии, и обо всех языческих государствах древности, превращавших не убитых ими иноплеменников в своих рабов. И разве республиканский Рим не использовал рабский труд на протяжении всего времени своего существования? Язычество непримиримо разделяет людей на «своих» и «чужих», которые, вообще-то, и людьми не считаются. Языческая религия оправдывает расчеловечивание всех, кто не принадлежит данному народу, племени по своему рождению. Язычество оправдывает рабство, когда человек иного племени превращается в «говорящее орудие», в «живого убитого». Это повсеместно происходило в древности, в Античные времена, это происходило и в нацистской Германии в ХХ веке.

Люди со времени своего выделения из царства животных, со времени появления первобытных обществ, жили в языческих представлениях. А так как язычество есть основа нацистской идеологии, то и все древние общества суть общества нацистские. Родиной нацизма, таким образом, является отнюдь не Германия ХХ века. Но из этого заключения следует убийственный для либерализма вывод: именно язычество есть религиозная основа как нацизма Античного мира, так и европейского нацизма ХХ века. В чём главная отличительная черта идеологии нацизма? Отличие в том, что нацизм провозглашает абсолютное неравенство по рождению среди жителей планеты. Нацизм провозглашает абсолютное неравенство народов, рас, языков, стран. Нацизм — это экстремальный национализм, превратившийся из естественной любви к своему народу, равному среди других народов Земли, в рабовладельца, жаждущего превратить все остальные народы в своих рабов.

Нацизм — это крайняя степень национального эгоизма, считающегося исключительно с интересами собственного, «избранного» быть хозяином всех жителей земли, народа. Язычество делает людей нетерпимыми к другим людям — вот причина жестокого зверства нацизма. Язычество превращает побеждённых в рабов, и к побеждённым заранее относятся как к недочеловекам. Язычество потому и становится убийцей миллионов, что язычники людьми считают исключительно себя. На множестве примеров можно увидеть проявления нацизма в Древнем мире. История Египта, Греции, Рима наглядно показывает нацистские порядки, царившие в языческом обществе. Всех пленных в языческих войнах либо убивали сразу, либо превращали в рабов. Народ покорённой страны автоматически весь превращался в рабов — это ли НЕ нацизм?

Рабов в древнем мире называли «живыми убитыми», поскольку раба можно было убить его хозяином в любое время за малейшее ослушание — это ли НЕ нацизм? Рабский труд — это неблагодарная работа. Рабам, если они нужны, давали лишь прожиточный минимум, чтобы они не умерли от голода и холода. А если рабы не нужны, то их просто убивали, как скот — это ли НЕ нацизм? Молодые спартанцы резали беззащитных илотов, просто доказывая друг другу свою удаль — это ли НЕ нацизм? Любое языческое государство древности могло сказать о себе, что оно «превыше всего», поскольку воевало со всеми своими соседями, пытаясь установить своё превосходство над ними — это ли НЕ нацизм? И только настоящему нацисту, не считающему всех иноплеменников за людей, могла прийти в голову мысль о том, чтобы стравить в смертельной схватке своих рабов, чтобы гладиаторы резали друг друга без всякой пощады, на потеху языческой публики, ради того, чтобы оставшимся в живых продолжать влачить свою рабскую жизнь. Не так ли поступает современный либеральный Запад, стравливая части русского народа к войне друг с другом?

Античный пранацизм ничем не отличается от нацизма ХХ века. Он точно так же относится к человеку, как и германский нацизм, разделяя всех людей на достойных властвовать и на их рабов. Единственное отличие нацизма античного и нацизма современного заключается не в отношении к людям, а в материальных средствах принуждения к рабству. Нацизм — это естественное мировоззрение рабовладельческого общества. История античного рабства и есть, по своей сути, ранняя история нацизма. Рабство, в том или ином виде, повсеместно распространённое во всём древнем мире, есть воплощение в жизнь языческих представлений древности. Рабство древнего мира и нацизм ХХ века объединяет языческая вера в непримиримое разделение людей и народов на господ и рабов. Там и тогда, где и когда возрождается язычество, там возрождается и языческая идеология — нацизм.

Везде в мире, когда один человек обманывает, оскорбляет, притесняет, насилует и угнетает другого человека, там возникает идеология язычества — нацизм. Когда один человек начинает считать себя лучше другого человека, оправдывая неравенство людей и своё привилегированное положение в обществе, по какому угодно основанию, там возникает языческая идеология нацизма — идеология абсолютного разделения людей. Осталось теперь показать, как Европа возродила это языческое нацистское отношение человека к человеку в Новое время. Снова и снова задаём мы себе один и тот же горький вопрос: как могло случиться, что спустя две тысячи лет после Иисуса Христа, давшего людям надежду на мир и счастье, через пятьсот лет после эпохи Возрождения, положившей начало освобождению европейцев от католического диктата, «свободный, гуманный и просвещённый» европеец середины ХХ века оказался безжалостным убийцей? Не потому ли, что Учение Иисуса Христа было извращено и забыто в католической Европе? Не потому ли, что сознание европейского человека — атеиста и протестанта — было каким-то образом подготовлено к принятию на себя роли убийцы? А не означает ли это, что две тысячи лет нашей эры прошли даром, никак не способствуя нравственному развитию человека? Что же превратило немецкий национализм в идеологию нацизма?

Глядя на современность, на отношения между странами и народами, на отношения между людьми, мы вспоминаем историю человечества и снова повторяем: «Всё меняется в этом мире, кроме человека». Да, мир меняется. Научно-технический прогресс изменяет жизнь человека каждый день. Окружающий человека мир вещей постоянно меняется, радикально отличаясь от всех предыдущих времён. Но человек остаётся почти неизменен по своему физическому облику и умственному развитию на протяжении многих тысяч лет, с его способностями, достаточными и для выделки шкур каменным скребком, и для постройки космических кораблей. Когда мы говорим, что «всё меняется в этом мире, кроме человека», мы как раз это и имеем ввиду, что человеческая природа почти неизменна с определённого момента выделения «человека разумного» из животного царства. Древний дохристианский мир — это мир язычества. И живя в древнем мире, человек, естественно, имеет языческие представления о нём.

И поскольку язычество определяет всю жизнь каждого человека, то все люди живут в древности по нормам языческой нравственности, братской по отношению к соплеменникам, но непримиримо разделяющей народы. А если язычество никуда не уходит из жизни людей, то глупо говорить о каком-либо нравственном развитии человечества. Нацизм есть идеология, утверждающая превосходство нации, избранной судьбой, природой, богами, богом править всеми остальными народами. Идеология язычества древнего мира также утверждала превосходство богоизбранного народа над всеми остальными. Нацизм, таким образом, и есть идеология язычества. Значит, чтобы возродился древний пранацизм в современном мире, общество следует повернуть к язычеству, нужно вернуться к языческому мировоззрению, непримиримо разделяющему людей на господ и рабов. Великое значение явления Иисуса Христа для человечества заключается в том, что Он дал людям Учение, с помощью которого возможно отказаться от язычества, делающего народы непримиримыми врагами. Он призвал всех людей к вере в Единого Бога, на основе которой только и возможно построить мир братства, честности и справедливости.

Однако, если полностью воплотить Учение Христа в жизнь, тогда иным людям станет невозможно лгать, воровать, притеснять, угнетать, воевать. А как же в таком случае можно стать богатым, если никого не обманывать и не воровать? А как же в таком обществе можно строить дворцы для правителей и олигархов, если не грабить, не насиловать, не отбирать? А как же в таком мире жить «умному человеку» в своё удовольствие за счёт других!? Поэтому первое, что необходимо было предпринять людям, «достойным править недостойными людьми», чтобы богатые продолжали богатеть, лгуны — обманывать, воры — воровать, насильники — насиловать, правители — воевать, — это так извратить Учение Иисуса Христа, чтобы оно не мешало жадным, хитрым и циничным «избранным» править «простым народом» и жить за его счёт. Что и было сделано с помощью учреждения католической церкви, в которой даже богослужение ведётся на латыни, чтобы неграмотная чернь и узнать-то не смогла, о чём на самом деле проповедовал Иисус. Но, как ни старалось католичество совместить несовместимое —идеологию братства людей Учения Христа и языческую идеологию разделения людей на богатых и бедных, на господ и рабов, на «право имеющих» и быдло, ничего, в конце концов, не получилось. Ложь, обман, воровство, цинизм, алчность и словоблудие католической церкви уже так достали европейцев к середине второго тысячелетия от Рождества Христова, что они решили избавиться от циничного католического диктата.

Но избавиться, увы, отнюдь не для того, чтобы действительно воплотить Учение Иисуса Христа в жизнь! Предприимчивых европейцев раздражала, в первую очередь, не католическая ложь о Христе и Его Учении, а жадность католицизма, его претензии всем править и всеми повелевать. Второе сословие было сыто по горло католическим эгоизмом и решило избавиться от католичества, избавив заодно и себя от «излишних» нравственных ограничений Учения Христа. Однако, невозможно было европейским гуманистам в то время, после полутора тысяч лет христианских проповедей, сразу же избавить народ от веры в Единого Бога. Поэтому и началась Реформация, в результате которой родился протестантизм, позволивший европейцам и «в Бога верить» и действовать исключительно ради своего собственного материального благополучия, ничем не ограничивая своё стремление к богатству. Удалось-таки протестантам и рыбку съесть, и… всё остальное совершить. Протестантизм благословил европейцев на захват мира, сведя веру в Бога до исполнения формальных обрядов, сделав Иисуса ничего не значащим символом. И с тех пор именем Христа стали прикрывать новое язычество, когда существуют сотни протестантских сект, живущих, якобы, по Его Заповедям, но каждая из которых трактует их по-своему.

Этот символ протестантизма ясно показывает, насколько дальше ушёл протестантизм от католичества по пути извращения Учения Иисуса Христа. Протестантизм стал неоязычеством, в котором многобожие древнего язычества было заменено единобожием, когда имя Единого для всех людей Бога стали разрывать между собой различные протестантские секты — сколько существует сект, столько существует и «Иисусов». Протестанты клянутся именем Иисуса Христа, на деле низводя Его до уровня ничего не значащего языческого божка. Наконец, чтобы языческий нацизм точно возродился в каком-либо государстве, необходимо полностью освободить граждан этого государства от веры в Единого для всех людей Бога. Это и было сделано в Европе во времена эпохи Просвещения, когда критика католицизма перешла в критику религии вообще. И идея тотального освобождения человека от всех ограничений, включая и нравственные, впервые высказанная в эпоху Возрождения, окончательно оформилась в идеологию либерализма. Либерализм исторически рождается из полного отрицания веры в Бога. Либерализм провозгласил атеизм, как новую веру в отсутствие Бога, не забывая, впрочем, использовать для своего влияния на людей и религиозные извращения протестантизма, превращающие Бога в пустую формальность.

И освободив человека от веры в Единого Бога, либералы фактически освободили человека и от Его нравственных заповедей. Гуманизм был придуман ещё во времена эпохи Возрождения, как замена нравственности, данной людям Богом. Но, как показала история Нового времени, и особенно ХХ век, гуманизм фактически служит лишь прикрытием абсолютной безнравственности либерального общества. Освобождаясь, вместе с верой в Бога, и от заповедей и заветов Иисуса Христа, человек Нового времени приобретает возможность строить мир по придуманным им самим законам. И конечно, эти законы опять пишутся в пользу власть имущей элиты либерального мира. В оплоте современного либерализма, в Соединённых Штатах Америки очень гордятся своей религиозностью. Как будто религиозность народа даёт государству право на моральное лидерство. Ведь религиозен народ, а государством управляет властная элита, для которой народ был и остаётся «чернью».

Да и сама по себе религиозность человека ничего хорошего или плохого о нём не говорит — всё зависит от того, в кого или во что человек верит. Бывает, что человек верит в главенство Сатаны в мире, или является членом какой-либо секты. И что? Он ведь тоже религиозен! Поэтому важна не религиозность сама по себе, а именно та, которая направлена на установление братских отношений между людьми.

Расизм , и различные формы ксенофобии такие как преследование проявлений нетрадиционной сексуальной ориентации приветствуются, как необходимые для спасения меры.

Преступления против человечности представляются как неизбежная плата за выживание арийцев , которые считаются избранными людьми и высшей расой. Противники нацизма считают эту идеологию высокомерной и бесчеловечной, ссылаясь на огромное количество жертв режима во время Второй мировой войны. Нацизм сейчас законодательно запрещён во многих странах мира. Словом «нацизм» но не «национал-социализм» нередко называют по аналогии с расизмом и сексизмом крайний национализм с призывами к вражде, дискриминации либо насильственным действиям по национальному признаку. Это слово приобрело такой смысл в связи с тем, что нацистская Германия была первым государством, поставившим своей государственной целью « расовую гигиену ». Поскольку идеи многих современных ультранационалистических движений мало чем отличаются от идей НСДАП, то их называют нацистами или неонацистами.

Нацистская идеология Третьего рейха В более расширенном и глубоком виде, идеи нацизма были изложены в программной книге Адольфа Гитлера « Моя борьба ». Программные установки нацизма в программе НСДАП Основные идеи Гитлера нашли отражение в опубликованной в 1920 году программе НСДАП 25 пунктов , стержень которой составляли следующие требования: освобождение жизненного пространства для растущего народа Германии и германоязычного населения; восстановление мощи Германии путем объединения под единым государственным управлением всех немцев; очищение германской территории от засоряющих ее «инородцев», прежде всего евреев; непререкаемый авторитет центрального политического аппарата во главе с Фюрером; освобождение народа от диктата мирового финансового капитала и всемерная поддержка мелкого и ремесленного производства, творчества лиц свободных профессий. Национал-социализм и религия Бляха армии Вермахта. Надпись: «Gott mit uns» — «С нами Бог» Нацизм и католичество В Германии Католическая церковь , по крайней мере до 1933 года, резко критиковала НСДАП по поводу религиозных представлений, высказанных некоторыми ее представителями, особенно Альфредом Розенбергом , но ради спасения католиков заключила « конкордат между курией и третьим рейхом» 20 июля 1933 года.

Примеры фашизма в истории. Основные идеи фашизма

Официальная пропаганда утверждала, что корпорации должны «покончить с классовой борьбой и привести к социальному сотрудничеству». На деле они использовались для регулирования экономических и социальных отношений в интересах фашистского государства. Фашистская идеология и культ дуче утверждались во всех сферах жизни общества. В образовании и культуре ставились задачи воспитания молодёжи в фашистском духе.

Муссолини, забыв о своём юношеском безбожничестве, заключил договор с Ватиканом, чем обеспечил фашистскому режиму поддержку со стороны могущественной католической церкви. Зарождение нацизма в Германии В эти же годы возникло национал-социалистическое движение в Германии. Произошло это в Баварии.

Во время бурных событий 1919 г. Появились и праворадикальные организации, в том числе Немецкая рабочая партия, состоявшая первоначально всего из нескольких человек. Он был направлен в партию в качестве агента военных кругов, стремившихся распространить своё влияние на различные политические организации, но вскоре решил всерьёз связать с ней свою карьеру.

Адольф Гитлер родился в 1889 г. Не сдав выпускные экзамены в средней школе, он попытался стать студентом Академии художеств в Вене, но неудачно. Оказавшись без профессии и работы, перебивался случайными заработками.

В годы мировой войны вступил добровольцем в германскую армию. Поражение Германии вызвало у него чувство горечи и озлобления на «национальных предателей» и «социалистических политиканов», которые, как он считал, своими действиями в ноябре 1918 г. Он хотел сделать партию массовой.

Партийная программа 1920 г. В борьбе за политическое влияние нацисты использовали и силовые методы. С 1921 г.

Одетые в коричневую форму со знаком свастики креста с загнутыми краями штурмовики совершали налёты на рабочие кварталы, редакции рабочих газет и т. В период обострения политической борьбы в Германии осенью 1923 г. Гитлер при поддержке известного со времён мировой войны генерала Э.

Бенито Муссолини и Адольф Гитлер были главными фигурами фашизма. Оба лидера пропагандировали авторитарное правление и расовую идеологию, но имели свои уникальные особенности и подходы. Нацизм в Германии и его влияние: В 1920-е годы в Германии начал набирать популярность новый политический движение, известное как национал-социализм или нацизм. Оно было основано Адольфом Гитлером, который воспользовался эмоциональным обаянием и обещаниями о преуспевании и величии Германии, чтобы положить начало этому движению.

Ключевым принципом нацизма была идея национальной и расовой превосходности. Нацисты считали, что немецкий народ является сверхлюдьми, которые имеют право господствовать над другими нациями. Они пропагандировали сверхрасизм и считали, что арийцы являются самым высокоразвитым и умным расовым типом. На протяжении своего существования нацизм в Германии совершил множество преступлений и эксцессов.

Одним из самых зловещих их проявлений стал Холокост, геноцид евреев, а также притеснение и уничтожение других этнических и социальных групп, таких как цыгане, инвалиды, гомосексуалы и политические оппоненты. Нацизм также оказал огромное влияние на историю Германии и мировую политику. В период 1933-1945 годов, когда нацисты были у власти, Германия вступила во Вторую мировую войну, которая привела к миллионам погибших и огромным разрушениям. Нацизм был побежден союзниками в 1945 году, и его идеология стала поставлена на международное осуждение.

Теоретики тоталитаризма традиционно подчеркивали связь нацизма с консервативным движением. Но именно прусская аристократия — основной носитель консервативных идей — была сторонником партнерства Германии и России как двух главных консервативных монархий мира. Немецкие же социалисты, считая себя авангардом прогрессивной Европы, призывали к жесткому противостоянию «русскому царизму». Нетрудно заметить, что внешнеполитическая программа НСДАП была изначально ближе именно радикальным социалистам, чем прусским консерваторам. Что если национал-социализм был в гораздо большей степени мутацией немецкого либерализма, чем консерватизма? Многие загадки немецкого национал-социализма а заодно и итальянского фашизма будут решены, если мы откажемся воспринимать их как исторически независимые явления. Они были только закономерными наследниками европейской цивилизации XIX в. Нацизм рождался незаметно для современников, пройдя целую серию переходных стадий. Вполне возможно, что и в нашей цивилизации происходит рождение новых радикальных проектов, которые выйдут на арену к концу существования нашего Ялтинско-Потсдамского порядка. Полагаю, что многие загадки национал-социализма и фашизма будут решены, если мы поищем истоки этих явлений в XIX в.

Век белого человека Египетский зал в Британском музее Одну из необычных граней нацизма обнаружил немецкий историк Эрнст Нольте 1923—2016 [ 1 ]. Почти во всех странах зарубежной Европы, куда начиналось немецкое вторжение, сразу находилась влиятельная группа политиков, готовая к компромиссу с Германией. Исключение составляла только Великобритания, но и там в 1930-х гг. Однако удивляться здесь нечему — идеи национал-социализма во многом восходили к мировоззрению XIX в. Именно тогда были созданы огромные колониальные империи — Британская и Французская, к которым на исходе века стали присоединяться Германская, Итальянская и Японская. Тогда еще существовали Голландская и Португальская империи; Испанская империя рухнула только на исходе века — по итогам Испано-американской войны 1898 г. В ней даже Китай и Япония не избежали навязывания им систем неравноправных договоров. У колониальной экспансии было как минимум три причины. Первая — стремление приобрести ресурсы, сырье, а в идеале — и рынки сбыта. Вторая — обеспечение контроля над международной морской торговлей.

Третья о которой сегодня часто забывают — решение проблемы перенаселения. XIX в. Отсюда — стремление переселять часть населения на другие территории, создавая новые государства: Канада, Австралия, Новая Зеландия и даже США родились в их современном качестве на основе этой политики, считавшейся естественным развитием событий. Колониальные войны XIX в. Современные специалисты-международники и социологи ставят на первое место расчет территории и населения определенного государства, мыслителям позапрошлого века такой подход казался смешным. Они рассуждали в категориях естественного неравенства людей, народов и рас, главным считался не количественный, а качественный показатель, что словно подтверждала сама колониальная политика. Так, население Империи Великих Моголов в 1700 г. Территория Империи Великих Моголов составляла в 1690 г. Однако в результате войн 1757—1803 гг. К похожим результатам привели Опиумные войны Китая с Великобританией и Францией.

В ходе Первой опиумной войны 1840—1842 Лондон направил в Южно-Китайское море эскадру в составе 40 кораблей и 4 тыс. В ходе Второй опиумной войны 1856—1860 Великобритания и Франция направили 80-тысячный корпус против 200-тысячной армии Китая, разбили императорскую армию и принудили Цинскую династию подписать неравноправные Тяньцзиньские трактаты 1858 г. Колониальные империи XIX в. Фактически это была иерархия народов и рас, на вершине которой находилась белая раса. Колониальная система делилась на а неравноправные договоры европейских стран с формально-суверенными странами, постулирующими прежде консульскую и экстерриториальную юрисдикцию, а также принципы свободы торговли Персия, Китай, Япония ; б формально-суверенные образования под контролем колониальной администрации французский Индокитай и Марокко, Британская Индия до 1857 г. Андрей Кортунов: Уроки Великих Моголов: как гибнут великие империи Со времен Великих географических открытий вывоз неевропейских ценностей в Европу рассматривался как естественный процесс, но в позапрошлом веке это явление приобрело массовый характер. Из рассказов Артура Конан-Дойля и повестей Агаты Кристи мы помним образ Британии, где почти в каждом замке хранились индийские или египетские ценности. И это не было преувеличением — со времен Египетского похода Наполеона 1798—1799 гг. Например, в лондонском Британском музее хранятся более 100 тыс. Депопуляция колониальных народов, граничащая с геноцидом, также считалась на исходе XIX в.

Точной статистики потерь от колониальных войн не существует: аборигены погибали не только от прямого физического истребления, но также ввиду изгнания из традиционных мест проживания и от болезней, иммунитета против которых у них не было. Можно оспаривать конкретные цифры, но факт депопуляции и отъема земель у аборигенов остается несомненным. Похожим образом сложилась судьба американских индейцев. В 1825 г. Верховный суд в одном из решений сформулировал «Доктрину открытия», согласно которой право на территории «открытых» земель принадлежало тем, кто их «открыл», а коренное население сохраняло право на проживание на них, но не имело собственности на землю. На основании данной доктрины в 1830 г. Конгресс утвердил «Акт о переселении индейцев в резервации», на основании которого федеральное правительство получило право переселить индейцев на специально выделенные для них территории. В этом контексте уместно вспомнить одну интересную грань фашизма и национал-социализма как его ответвления , на которую обратил внимание немецкий писатель Герман Гессе. Он справедливо отметил, что вся европейская культура рубежа веков прошла под знаком культа Античности. Дети со школы усваивали нормы греко-римской культуры, классические языки, совершенство античных форм, а заодно — идею естественного превосходства эллинов над варварами, гения над материальными ресурсами и, конечно, культ империй, где древние греки и римляне управляли массами зависимого населения Древнего Востока.

Культ Античности в самом деле был неотъемлемой частью мировоззрения и культуры XIX в. Вполне закономерно, что в Третьем Рейхе широко использовался античный антураж как аллегория на империю Александра Македонского, покорившего Восток. Расовая теория в действии Сами «белые люди» отнюдь не ощущали себя единым целым. В XIX в. Исторические расы считались столь же реальными, как и расы антропологические биологические , только их представители отличались друг от друга не цветом кожи и чертами лица, а темпераментом и наследственными способностями. Тогда в трудах Джерара Уинстенли мелькнула идея о том, что в раннем Средневековье норманны-франки покорили расу англосаксов, и революция стала временем её освобождения. Именно тогда во французской историографии получил распространение тезис графа Монлозье [ 3 ] о расовой природе Французской революции — дворянство изображалось потомками завоевателей-германцев франков, а остальное население — потомками покорённых галло-римлян. Эту трактовку в той или иной форме заимствовали и популяризировали ведущие французские историки эпохи Реставрации — Огюстен Тьерри, Франсуа Гизо, Адольф Тьер [ 4 ]. Французская революция воспринималась в этом ракурсе как восстание галло-римлян и объявление ими войны германской расе в масштабах Европы. Империя Наполеона I рассматривалась как возрождение подлинной, старой Римской империи, противостоявшей германской Священной Римской империи.

Пергамский музей Социальные проблемы определялись многими европейскими мыслителями как проблемы расовые: классы и сословия трактовались как потомки расы завоевателей и расы покоренных.

Основная масса немецких исследований по нацизму и раньше сосредоточивалась в ФРГ. На первых порах много внимания было уделено причинам прихода Гитлера к власти. Большая заслуга в исследовании этой темы принадлежит К. Брахеру, который в своей работе «Распад Веймарской республики» исследовал роль системного кризиса власти последних лет республики 1957. При этом ученые обращали внимание на тот факт, что становление нацизма как движения и прорыв его к власти осуществлялись на фоне общеевропейского кризиса буржуазного либерализма и демократии, а национал-социализм явился составной частью европейского фашизма Э. Большое значение для утверждения в ФРГ мнения о континуитете внешнеполитических планов кайзеровской и нацистской Германии имела книга леволиберального историка Ф. Фишера «Рывок к мировому господству» 1961. Она способствовала признанию историками тесного сотрудничества и «решающей параллельности интересов партийной верхушки, вермахта и крупной промышленности» в Третьем рейхе Д. Эта точка зрения противостояла попыткам реабилитировать крупный капитал и милитаристские круги Германии.

В ФРГ была также достаточно распространена точка зрения о том, что Гитлера вынудили начать войну внешнеполитические обстоятельства и «враги» Германии тезис о «превентивной войне». Реалистически мыслящие историки ФРГ А. Хильгрубер, К. Хильдебрант, Г. Якобсен, В. Михалка, и др. Историками либерально-демократического направления была развеяна легенда о «чистом», незапятнанном преступлениями вермахте М. Мессершмит, Р. Мюллер, Г. Вильгельм, Ю.

Фёрстер, В. Ветте, Г. Юбершер, Х. Нольте и др. Большое внимание было уделено феномену Гитлера. В 1973 г. Фест опубликовал основательную биографию Гитлера, которая выдержала ряд изданий и переведена на многие языки. С тех пор биографический жанр занимает видное место в историографии нацизма и постепенно создаются работы о всех видных руководителях Третьего рейха. Западногерманским историкам либерального и демократического толка пришлось немало потрудиться для того, чтобы противостоять представлению большого числа немцев о «хороших довоенных временах» при Гитлере. Они много сделали для освещения характера внутриполитической жизни при нацизме, организации государственной власти, разоблачению преступлений нацизма М.

Брошат, П. Лонгерих, О. Когон, В. Бенц и др. В отличие от ГДР, в Федеративной республике изучение фашизма проходило в обстановке споров. Особенно это касалось вопроса об историческом месте национал-социализма.

Фашизм и нацизм: историческая разница понятий

Путь к победе лежит через денацификацию государств обществ , поражённых «коричневой чумой». А ещё эта борьба должна быть честной. Она не терпит лукавства, фальши, двойных стандартов. Нужны верные, взвешенные, умные решения в сфере науки и образования: просвещения, обучения, воспитания, развития личности. В этой связи необходимо особо выделить проблему сохранения исторической памяти и эффективного противодействия фальсификациям истории. Скажем прямо — начиная с эпохи пресловутой «перестройки», на историческое сознание нашего народа оказывается постоянное и мощное деформирующее воздействие, основными субъектами которого выступают как внешние силы, так и аффилированная с ними, и потому по сути своей предательская, внутренняя оппозиция. Следует также признать, что в последние годы существования СССР ряд государственных институтов, «с лёгкой руки» М.

Горбачёва, фактически потворствовал этой деструктивной деятельности. В «лихие девяностые годы» ситуация не была переломлена, негативные последствия чего сущностные и формальные, в том числе организационно-кадровые мы ощущаем до сих пор. Нередко и сейчас правильные слова плохо подкрепляются практическими действиями, которые, даже в самых лучших случаях, производят впечатление разрозненных и паллиативных. История может и должна стать мощным фактором духовной и материальной силы российского общества. Нам не обойтись без соответствующих решений, принятых на высшем государственном уровне. Например, давно назрела потребность в максимально объективных историко-юридических оценках таких событий, как «Куропаты», «Катынь», «Советско-германский договор 1939-го года» и др.

Как долго ещё мы будем в ущерб себе игнорировать факты и признавать ложные перестроечно-горбачёвские трактовки истории? Собственно сказанное относится ко всему советскому периоду отечественной истории. История есть единый, неразрывный процесс. Наше дальнейшее движение вперёд невозможно без адекватного освоения опыта прошлого, что включает как знание ошибок, так и опору на достижения, среди которых важнейшее место занимает выстраданное понимание того, что общественный интерес выше личного, а все люди равны в главном — в своём праве на достойную и счастливую жизнь. Без этого нам не защитить себя и других от фашистской заразы, без этого невозможно победить фашизм. Примечания В данном контексте фашизм рассматривается как идеология, общественное движение и форма политического режима.

Подробнее см. Антироссийская Украина: от марионетки Германии и Австро-Венгрии до американской оккупации и войны против России. Украинский фронт войны против России. Интересно, что термин «тоталитаризм» от позднелатинского totalitas — целостный , причем в позитивном ключе — как характеристика сильного государства, был впервые использован Б. Муссолини вскоре после его прихода к власти в Италии, в середине 1920-х годов. Однако уже через несколько лет это понятие взяли на вооружение антифашисты, которые стали применять его в выраженном негативном контексте, резко критикуя порядки, установленные в гитлеровской Германии.

Например: «Фашизм — социально-политические движения, идеологии и политические режимы тоталитарного типа. В любых своих разновидностях фашизм противопоставляет институтам и ценностям демократии, так называемый новый порядок и предельно жёсткие средства его утверждения. Опирается на массовую тоталитарную партию и непререкаемый авторитет вождя» Современная энциклопедия. Минск, 1999 ; «Фашизм — крайне правые националистические идеология и движение с тоталитарной и иерархической структурой диаметрально противоположные демократии и либерализму» Политология. Толковый словарь. Аналогичные и близкие определения даны в Большом юридическом словаре М.

В этой связи необходимо подчеркнуть одно важное обстоятельство. Практически во всех определениях нацизма акцент делается на такую его характерную черту, как расизм, под которым, прежде всего, понимается антисемитизм, действительно занимающий в «теории» и практике германского нацизма весьма заметное место. Однако не только евреи рассматривались в Третьем рейхе как «недочеловеки». В эту категорию, со всеми соответствующими последствиями, были включены и славянские народы, которых в «новом мире» ожидала трагическая судьба. Показательно, что юридическая база для проведения расистской политики была создана уже в первые годы нахождения нацистов у власти. В 1935 г.

Согласно этим правовым актам, на германское гражданство, а значит даже на относительную безопасность, не могли претендовать все, кто не относился к немцам или родственным им «нордическим народам». Программные книги нацистских идеологов А. Гитлера «Майн кампф» и А. Розенберга «Будущий путь германской внешней политики» и «Миф XX века» буквально пронизаны духом расизма и агрессии. Основное внимание в них уделено определению путей укрепления мощи Германии «посредством завоевания новых земель в Европе». Мы прекращаем вечное германское движение на юг и запад Европы и обращаем взор на земли на востоке… И если мы сегодня говорим о новых землях в Европе, то думаем в первую очередь только о России и подвластных ей окраинных государствах».

Сталин говорил: «Немецких захватчиков, то есть гитлеровцев, у нас обычно называют фашистами. Следовательно, немцы хотят уверить нас, что партия гитлеровцев, партия немецких захватчиков, грабящая Европу и организовавшая злодейское нападение на наше социалистическое государство, является партией социалистической. Возможно ли это? Что может быть общего между социализмом и гитлеровскими озверелыми захватчиками, грабящими и угнетающими народы Европы? Можно ли считать гитлеровцев националистами? Нет, нельзя.

На самом деле гитлеровцы являются теперь не националистами, а империалистами. Пока гитлеровцы занимались собиранием немецких земель и воссоединением Рейнской области, Австрии и т. Но после того как они захватили чужие территории и поработили европейские нации — чехов, словаков, поляков, норвежцев, датчан, голландцев, бельгийцев, французов, сербов, греков, украинцев, белорусов, прибалтов и т. Вороны, рядящиеся в павлиньи перья. Но как бы вороны ни рядились в павлиньи перья, они не перестанут быть воронами» [8]. Широко известно на сей счёт высказывание министра народного просвещения и пропаганды Третьего рейха Й.

Варварскую суть фашистской идеологии отражают и слова приказа командующего гитлеровской 6-й армией генерал-фельдмаршала В. Federal Register: 6 Fed. August 2, Saturday. Список литературы «О сущности и признаках фашизма». По материалам Международного форума «Фашизм в тоталитарном и посттоталитарном обществе: идейные основы, социальная база, политическая активность». Москва, 20-22 января 1995 г.

Аверченко С. Багдасарян В. Современный фашизм: новые облики и проявления. Беляев В. Война без вооружённого насилия. Галкин А.

Германский фашизм. Головко Л. Денацификация Украины: необходимость формирования правового механизма. Игнатов В. Меркачева Е.

Процесс возникновения фашизма шел с разной интенсивностью в различных странах. Но решающими были 1922-1923 годы. Тогда обнаружились его сходные черты в разных странах и он привлек к себе всеобщее внимание.

В конце 1922 года Муссолини двинулся со своими чернорубашечниками на Рим, чтобы завоевать столицу, годом позже произвел путч Гитлер. В другой части Европы - в Праге 9 июня 1923 года в результате фашистского переворота было свергнуто правительство Александра Стамболийского и утвердился репрессивный режим Цанкова. Но наибольшей «расцвет» фашизма наблюдался, конечно же в Германии. В 1925 году Гитлером была написана книга «Майн кампф», а в январе 1933 года в Германии власть переходит к фашисткой партии. Немцы психологически были подавлены и тяжело переживали национальное унижение страны. Большинство историков считают, что именно условия Версальского договора стали фундаментом для возникновения фашизма в Германии. Немецкое общество было готово к восприятию самых радикальных методов для выхода из создавшегося положения. Закономерным стал тот факт, что уже в 1920 году Гитлер выступил с программой из «25 пунктов», которая призывала к реваншу для восстановления «справедливости, попранной Версалем».

Зерна программы упали на благодатную почву. Уже 30 января 1933 года Гитлер становится рейхсканцлером Германии. Вполне легально и законно. Не стоит также забывать, что фашизм в Германии не победил бы, если бы не мощная финансовая поддержка со стороны крупного капитала. В помощи нацистам был «уличен» даже Генри Форд. Свободных средств у нацистов было так много, что они первыми умудрились создать собственную партийную армию СА. В своей книге "Майн кампф" Гитлер открыто признается в том, что фашисты должны были украсть красный цвет у коммунистов, чтобы их победить. Нацистская программа в 21 пункте предусматривала между прочим: устранение нетрудовых доходов, конфискацию всех военных прибылей, национализацию всех трестов, участие рабочих в прибылях больших предприятий, конфискацию земли без возмещения для коммунальных целей и смертный приговор для спекулянтов.

По сути и сама программа была привлекательна для большинства слоев населения, что и объясняет ее популярность и поддержку. Подтверждение тому, что именно финансовый капитал поддерживал и направлял фашисткое движение мы находим и у Троцкого. Очередь для фашистского режима, - уточняет он, - наступает тогда, когда "нормальных" военно-полицейских средств буржуазной диктатуры, вместе с их парламентским прикрытием, становится недостаточно для удержания общества в равновесии. Через фашистскую агентуру капитал приводит в движение массы ошалевшей мелкой буржуазии, банды деклассированных, деморализованных лумпенов, все те бесчисленные человеческие существования, которые финансовый капитал сам же довел до отчаяния и бешенства. От фашизма буржуазия требует полной работы: раз она допустила методы гражданской войны, она хочет иметь покой на ряд лет. И фашистская агентура, пользуясь мелкой буржуазией, как тараном, и сокрушая все препятствия на пути, доводит работу до конца. Победа фашизма ведет к тому, что финансовый капитал прямо и непосредственно захватывает в стальные клещи все органы и учреждения господства, управления и воспитания: государственный аппарат с армией, муниципалитеты, университеты, школы, печать, профессиональные союзы, кооперативы. Фашизация государства означает не только муссолинизацию форм и приемов управления, - в этой области перемены играют в конце концов второстепенный характер, - но, прежде всего и главным образом, разгром рабочих организаций, приведение пролетариата в аморфное состояние, создание системы глубоко проникающих в массы органов, которые должны препятствовать самостоятельной кристаллизации пролетариата.

В этом именно и состоит сущность фашистского режима.

Он рассматривает фашизм как феномен, присущий лишь одной эпохе в современной истории, ограниченной 1919-1945 гг. В отличие от итальянского фашизма, представлявшего собой, по утверждению Э. Нольте, буржуазную реакцию на угрозу социалистической революции, национал-социализм - это в первую очередь реакция на проигранную войну. В многочисленных биографиях А. Гитлера, написанных Й. Фестом, В. Мазером, У. Ширером абсолютизировалась относительная самостоятельность фашистской политической элиты и ее вождя, А. Гитлер изображался фигурой «действовавшей независимо от каких бы то ни было социальных сил».

По мнению И. Феста, национал-социализм представлял собой «социальную революцию», которая вела к своеобразному обновлению общества, а А. Гитлера следует рассматривать как личность, наиболее полно выразившую интересы, мироощущения немецкой мелкобуржуазной среды. В 1986-1989гг. Консервативные историки Э. Нольте и А. Хилльгрубер, начавшие «спор историков» рассматривают историю НСДАП только в контексте «гражданской войны» в Европе в 1917-1945 г. Считая, что фашизм в значительной мере возник в ответ на распространение большевизма в Европе в 1917-1919 гг. В 70-80-е годы в западноевропейских странах и США появляется группа ученых, характеризующих природу национал-социализма с позиций теории модернизации. Они оценивают нацизм по его отношению к процессу модернизации в рамках индустриального общества ХХ века.

Современные историки приписывают фашистским режимам модернизаторские свойства по ускоренному переходу Германии и Италии к новому этапу развития индустриального общества, который был невозможен или осложнен историческими условиями развития этих стран. В целом историография итальянского и германского фашизма включает в себя многие тысячи наименований исследований. В 1995 г. По подсчетам российского историка Ю. Галактионова, отечественными авторами во второй половине 1940-х первой половине 1990-х написано свыше 200 книг и 1 тысяча статей. На протяжении десятков лет идут дискуссии о том, был ли фашизм только ответом на революционные события 1917-1919 гг. Однако до настоящего времени нет общей теории, объясняющих форму и функции всевозможных явлений фашизма. До сих пор нет общепринятого определения фашизма, исчерпывающих ответов на многие вопросы. Литература 1. Арендт, Х.

Борисовой и др. Под ред. Ковалевой, Д. Бессонов, Б. Борозняк, А. Гаджиев, К. Галактионов, Ю. Германский фашизм первой половины ХХ века: отечественная историография 1945-90-х годов. Кемерово: Кемеровский госуниверситет, 1999. Космач, В.

Муссолини впоследствии оправдывал эти действия «высшими национальными интересами»: «Нам было необходимо проложить свой путь через насилие, через жертвы, через кровь, чтобы установить столь желанный массами порядок и дисциплину, а добиться этого слюнтяйской пропагандой было невозможно». Приход фашистов к власти Осенью 1921 г. Рабочие и социалистические организации выступали с забастовками протеста, в ряде городов происходили вооружённые стычки рабочих с фашистами.

Муссолини выдвинул требование предоставить фашистам места в правительстве. У центральной власти не хватило решимости для борьбы. С согласия короля Виктора-Эммануила Муссолини 30 октября занял пост премьер-министра Италии.

В тот же день фашисты триумфально прошествовали по центральным улицам и площадям Вечного города. Одновременно начались погромы в рабочих кварталах. Новая власть не хотела терять времени даром.

Муссолини слева во главе «похода на Рим» В последовавшие годы в Италии была создана система тоталитарного фашистского государства. Власть сосредоточилась в руках дуче вождя Муссолини. Парламент превращался лишь в её придаток.

Все политические партии и организации, кроме фашистской, были распущены и объявлены вне закона, а многие их руководители зверски убиты. Законом «О защите государства» вводилась смертная казнь для противников режима. Фашистская «милиция национальной безопасности» стала частью государственной машины.

Постепенно установился жёсткий контроль государства и в сфере экономики. Это достигалось путём создания системы производственных корпораций, в которые входили представители предпринимателей и прошедших фашизацию профсоюзов. Официальная пропаганда утверждала, что корпорации должны «покончить с классовой борьбой и привести к социальному сотрудничеству».

На деле они использовались для регулирования экономических и социальных отношений в интересах фашистского государства. Фашистская идеология и культ дуче утверждались во всех сферах жизни общества. В образовании и культуре ставились задачи воспитания молодёжи в фашистском духе.

Муссолини, забыв о своём юношеском безбожничестве, заключил договор с Ватиканом, чем обеспечил фашистскому режиму поддержку со стороны могущественной католической церкви.

В.А. Попович: Истоки зарождения фашизма и его злодеяния. Причины возрождения фашизма

Традиционная политическая история отходит на второй план и уступает место постмодернистским методам и темам исторического исследования: менталитета, тендерной политики, культурологическим и религиозным аспектам национал-социализма. Главная Коллекция "Otherreferats" История и исторические личности Историография итальянского и германского фашизма. Нацизм (Национал-Социализм) является одной из форм управления тоталитарным государством в ХХ веке, зиждущемся на идеологии частью, которой являются социал-дарвинизм и евгеника.

Возвращение зла: о нацизме и его наследниках

Нацизм — исторические итоги. История нацизма пишется с началом XX века, когда в отдельных странах Западной Европы возникло принципиальное новое политическое направление. Исторически нацизм (полное название – национал-социализм, немецкий национал-социализм) – это немецкое политическое движение, возглавляемое Адольфом Гитлером, идеология, пропагандируемая нацистской партией или Национал-социалистической партией рабочих в.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий