Выступления старообрядцев

Соловецкое восстание продемонстрировало способность старообрядцев противостоять власти. Патриарх Иоаким, избранный в 1674 году, вел серьезную борьбу с раскольниками. Движение раскольников во время Московского восстания (1682г.). Выступление на Дону (70е-80е года столетия). Выступления старообрядцев проходили до конца века. Отношения старообрядцев и Петра I. При Петре I уменьшились гонения на старообрядцев, так как Петр I попытался извлечь выгоду из самого факта существования старообрядцев. Во время гонений на старообрядцев был жестоко подавлен бунт в Соловецкой обители, во время которого в 1676 году погибли 400 человек.

26. Народные выступления 17 века

На сторону старообрядцев иногда переходили и те священники, которые не нашли своего места в связи с церковной реформой Петра. Во многих районах европейского Севера России, среднего Поволжья, северной Украины на протяжении всего царствования Петра I имели место выступления крестьян-старообрядцев против властей. По-прежнему распространенным явлением были и их самосожжения. Выступления работных людей По мере роста мануфактурной промышленности при Петре I начались массовые выступления новой общественной группы — работных людей. Они протестовали против нечеловеческих условий труда, многомесячного отрыва от семей. Самыми массовыми и частыми были волнения на уральских заводах.

Наиболее распространенной формой протеста были побеги. При сооружении Екатеринбургского завода практически все приписанные к его строительству крестьяне разбежались. Вместе с ними бежали и приставленные для охраны солдаты. Беглецы не могли вернуться домой — там их ждала расправа. Поэтому многие из них направились в низовья Волги и Дона, другие скрывались у башкир.

Крестьянская война под предводительством Е. Усиление крепостного гнета привело к крестьянской войне. В этом движении приняли участие крестьяне, горнозаводские рабочие, казачество, народности Поволжья и Приуралья. Крестьянская война началась в 1773 г. Во главе ее встал донской казак Емельян Иванович Пугачев.

В 1772 г. На Яике Урал к Пугачеву стали тайно сходиться казаки. Отряд быстро рос.

Наиболее крайняя часть старообрядцев решила, что после реформ Никона благодать полностью исчезла из Церкви и следует смиренно ожидать гибели мира и Страшного Суда. Эти отвергнувшие священство старообрядцы получили название беспоповцев. Беспоповцы первоначально селились в диких необжитых местах на побережье Белого моря и потому стали называться поморами. Другими крупными центрами беспоповцев стали Олонецкий край современная Карелия и речка Керженец в Нижегородских землях. Впоследствии, в беспоповском движение возникли новые разделения и образовались новые согласия: даниловское поморское , федосовское, часовенное, спасово, аристово и другие, более мелкие и экзотические, вроде средников, дырников и бегунов. Другая, более практичная, часть старообрядцев решила, что по нужде можно прибегать к священникам, получившим поставление в "Никонианской Церкви", если они проклянут "Никоновы новины" и получат надлежащую исправу.

В 1709 году Кирша Данилова, старообрядческая монахиня, поджега себя на костре в Туле. Ее смерть вызвала резкий отклик в рядах старообрядцев и стала символом их борьбы против Петра 1. Петр 1 продолжал преследовать старообрядцев, но те продолжали выступать против его реформ. В конце концов, им удалось создать свой сектор в обществе и сохранять свои традиции и обряды в течение веков. Итог восстания старообрядцев: Конфликт между старообрядцами и властями России продолжался десятилетиями. В результате Петр 1 вынудил примереть к новшествам все большое количество старообрядцев, но значительная часть их осталась верна своим традициям.

Ведь восстание в Соловецком монастыре 17 века является уникальным. Это один из немногих случаев, когда восстание было обусловлено не социальными или экономическими, а религиозными. Соловейкое восстание сидение 1668-1676 Причины восстания Реформы Никона в корне изменили православную церковь: были изменены обряды, книги, иконы. Все это вызывало недовольство духовенства, которых в дальнейшем стали называть «старообрядцами». Это и стало причиной Соловецкого восстания. Однако, произошло это не сразу. Еще с середины 50-х годов монахи высказывали недовольство и отправляли царю челобитные с просьбами об отмене реформ. Общая хронология предпосылок и причин «сидения» следующая: 1657 - в Москве издают обновленные церковные книги для всех. В Соловецкий монастырь эти книги попали в том же году, но их опечатали в казенной палате. Монахи отказались от проведения церковных служб по новым правилам и текстам. Монахи просили сохранить старые книги и обряды. Они подчеркивали, что сохраняют верность России, но просят не менять религию. Это был человек приближенный к царю и к Никону, а значит, разделяющий взгляды реформы. Монахи нового человека не приняли. Иосифа выслали, а не его место утвердили старообрядца Никанора. Последнее событие во многом и стало предлогом для начала осады монастыря. Царь воспринял изгнание Иосифа как бунт и направил армию. Начиная с эпохи Петра 1 и по сегодняшний день Соловецкому «сидению» приписывают еще и экономические причины. В частности такие авторы как Сырцов И.

Народные восстания 17 века в России (Таблица)

презентация онлайн. Через шесть лет после того возник раскольнический бунт в самой Москве, где сторону старообрядцев приняли, было, стрельцы под начальством князя Хованского. Урок по теме Восстания старообрядцев и работников мануфактур. Теоретические материалы и задания История, 8 класс. ЯКласс — онлайн-школа нового поколения. Выступление старообрядцев.

Народные движения в 17 веке . 30 янв. 2 фев.контр.

Ужесточение преследования старообрядцев. Как известно, в эпоху Алексея Михайловича их преследовали очень активно, но по итогам Соловецкого восстания царь понял, что очаги. Выступления старообрядцев. Всё царствование Петра I. Для старообрядцев двойные налоги, запрет быть на государственных должностях, нелепая одежда, новые реформы. Главное отличие состоит в том, что в основе выступлений старообрядцев лежали религиозные разногласия, вызванные отрицанием нововведений и попыткой унифицировать привычные. Еще одним выдающимся выступлением старообрядцев было «Сысольское восстание» в 1672 году.

Презентация, доклад по истории России на тему Социальные и национальные движения (8 класс)

Монахи требовали отказа от церковной реформы. В 1681 году в Москве произошло крупное восстание старообрядцев против новой церкви. Историки предполагают, что организатором восстания был духовный лидер старообрядцев протопоп Аввакум, который каким-то образом передавал из тюрьмы письма своим единоверцам.

При Петре раскольников было запрещено избирать на общественные должности. Заключенные браки по старому обряду считали недействительными.

В 1716 для старообрядцев были установлены государственные подати в двойном размере.

Шуйского восстановить налоги, отменённые Лжедмитрием I. Движущие силы: крестьяне, холопы, дворяне южных уездов под предводительством Г. Сумбулова и П. Итоги: расправа над во ставшими, гибель И. Соляной бунт 1648 г. Повод: финансовая реформа главы правительства Б. Морозова, увеличение косвенного налога на соль в 1646 г. В 1647 году налог был от отменён, но возросли прямые налоги.

Движущие силы: посадские люди, дворяне, стрельцы. Итоги: налог отменён. Однако принятое «Соборное уложение» в 1649 году окончательно юридически оформило крепостное право сыск беглых стал бессрочным , ликвидировало «белые» слободы не платившие государственные налоги , а их обитатели «положены в тягло», то есть были принуждены, как и остальной посадский мир, платить налоги. Восстания в Пскове и Новгороде 1650. Повод: резкое повышение цен на хлеб, вызванное поставками зерна Швеции в счет компенсации за людей, ушедших с захваченных ею территорий. Власть на время перешла к местному самоуправлению. Движущие силы: посадские люди, стрельцы. Итоги: проведение в 1650 г. Земского собора, обещаны уступки восставшим, однако ничего не было выполнено, восстание подавлено.

Восстановление власти воевод. Медный бунт 1662.

Действительно, существовало множество разночтений и между отдельными епархиями, и между всей русской церковью и другими православными церквами — прежде всего самой авторитетной, греческой. Именно греческие обряды и книги Никон взял за образец. Хотя большинство разночтений носило формальный характер, Никон боролся с ними беспощадно. Реформа проводилась жестко: книги "старого письма" сжигались, противники нового обряда подвергались преследованиям.

В России, где церковный обряд всегда играл важную роль, многие верующие восприняли реформу Никона как кощунство, отступление от православия. К тому же действия Никона и правительства по преобразованию церкви слились в народном сознании с усилением крепостничества, налогового бремени и пр. Реформированная церковь превратилась в символ социального и политического гнета; "старый обряд" ассоциировался с понятиями добра и справедливости. Значительная часть населения ушла в раскол. Церковный собор 1666г. Они были признаны еретиками, в борьбе с которыми хороши все средства, вплоть до сожжения на костре.

Именно так в 1682 г. Главные причины народных выступлений: Закрепощение крестьян и рост феодальных повинностей. Усиление налогового гнёта, ведение почти непрерывных войн. Усиление приказной волокиты. Попытки ограничения казачьей вольности. Церковный раскол и отвергнутое старообрядчество.

Соляной бунт. Произошёл из-за попытки государства пополнения казны за счёт введения дополнительных налогов на соль. Москвичи пытались подать ему жалобу на главу Земского приказа Л. С Плещеева. Под натиском горожан царь был вынужден уступить: «выдал головою» отдал на расправу толпе не только Плещеева, но и главу Пушкарского приказа. Воспользовавшись нестабильной ситуацией, дворянство потребовало от царя упорядочить законы и судебную систему, подготовить новое соборное уложение.

Медный бунт. Причиной стал тот факт, что монеты стали чеканить не из серебра, а из меди. Это в свою очередь было вызвано истощением казны. Стоимость новых монет была в 12-15 раз меньше, чем старых, и торговцы отказались от их использования.

Соловецкое восстание

Успех повстанцев послужил сигналом к переходу на сторону Разина населения многих поволжских городов: Саратова, Самары, Пензы и др. Большинство из них привлекало то, что каждого участника восстания Разин объявлял казаком то есть свободным. В сентябре 1670 г. После пыток и суда руководитель восставших был четвертован близ Лобного места в Москве. Однако восстание продолжалось. Лишь через год, в ноябре 1671 г. В одном только Арзамасе было казнено до 11 тыс. Всего было убито и замучено до 100 тыс. Таких расправ Россия еще не знала. Движение старообрядцев объединяло представителей самых разных социальных слоев, по-своему понимавших приверженность традициям своей веры.

Только за 20 лет 1675—1695 в массовых самосожжениях погибло до 20 тыс. Крупнейшими вооруженными выступлениями борцов за веру были Соловецкое восстание 1668—1676 гг. Таким образом, усиление гнета, закрепощение крестьян, попытки ликвидировать остатки казачьего самоуправления, борьба царских и церковных властей с раскольниками вели к массовым народным выступлениям, главными результатами которых были отдельные уступки правительства. К восстанию Степана Разина присоединились тысячи людей.

На Алексея сделали ставку и европейские противники России — Австрия и Англия. От Австрии он потребовал выдачи царевича, но получил отказ. Однако венский двор разрешил представителям Петра вступить с ним в переговоры. В Неаполь выехал многоопытный дипломат П. Толстой 1645—1729 , который от имени царя в случае возвращения обещал Алексею прощение. Однако на границе Алексей был арестован и вскоре предстал перед следствием. Алексей выдал часть своих сторонников, отрекся от претензий на трон и принес присягу царевичу Петру Петровичу. В Москве и Петербурге начались аресты. Вырисовывался масштабный антигосударственный заговор. Алексея поместили в Петропавловскую крепость. Суд приговорил его к смертной казни. Царь этот приговор не опротестовал и тем самым нарушил клятву, данную сыну перед его возвращением на Родину. Однако казнь не состоялась: царевич скончался в камере. По слухам, накануне казни по приказу Петра он был задушен. Это случилось 26 июля 1718 г. Царь был безутешен.

Монахи требовали отказа от церковной реформы. В 1681 году в Москве произошло крупное восстание старообрядцев против новой церкви. Историки предполагают, что организатором восстания был духовный лидер старообрядцев протопоп Аввакум, который каким-то образом передавал из тюрьмы письма своим единоверцам.

Историки Русской Церкви Николай Каптерев и Евгений Голубинский убедительно доказали, что реформы патриарха Никона, так называемые «никоновы новины» были малообоснованны, и старообрядцы во многом, хотя и далеко не во всём, были правы в своём несогласии с ними. Однако эта формальная правота оборачивается нравственной неправотой в отношении старообрядцев к самой Церкви. Эта огромная нравственная неправота заключается в том, что для ярых приверженцев протопопа Аввакума форма нескольких богослужебных обрядов, почти бытовая традиция, оказалась важнее самой Церкви. Раскольники подвергались преследованиям, в 1685 году указом царевны Софьи были объявлены вне закона. Трагедия раскола состояла в том, что с самого начала в их рядах не было ни одного епископа, за исключением Павла Коломенского , умершего ещё в 1654 году и не оставившего себе преемника. Но по каноническим правилам Православная Церковь без епископа существовать не может, так как только епископ имеет право посвятить священника и диакона.

Причины Выступления старообрядцев

Выступление старообрядцев Выступление старообрядцев К этому выступлению привела Церковная реформа патриарха Никона. Это движение объединило самые различные социальные слои. Разнообразными были.
Старообрядчество. Большая российская энциклопедия ответ на этот и другие вопросы получите онлайн на сайте
Народные движения в 17 веке . 30 янв. 2 фев.контр. | Улунгинское (Кхуцинское) восстание старообрядцев Приморья в 1932 г.

Выступление старообрядцев

Повод: ухудшение положения народа, повышение налогов, стремление ограничить казачью вольницу, рост на Дону голутвенного казачества, не получавшего, в отличие от «домовитых» богатых казаков , жалованья от государства, распространение крепостного права. Движущие силы: казаки, крестьяне, часть посадских людей городские низы , мелкие служилые и работные люди, бурлаки. I этап: 1667—1669 гг. Разиным с Дона на Волгу и Каспийское море, захват торговых караванов русских и персидских купцов, поход на восточное побережье Каспийского моря, победа над флотом персидского хана, возврат на Дон с богатой добычей.

II этап: 1670—1671 гг. Цели: захват Москвы; уничтожение бояр и дворян; ликвидация крепостного права; установление казацкого уклада жизни по всей стране. Итоги: усиление власти воевод на местах; проведение реформы податной системы с конца 70-х гг.

Это стало началом превращения казачества в опору царского престола в России. Повод: церковная реформа Никона, непринятие её. Движущие силы: монахи.

Итоги: подавление восстания, преследование старообрядцев. Стрелецкий бунт 1682. Поводом стрелецкого бунта стало изменение отношения к стрельцам.

После введения «полков иноземного строя» они стали выполнять лишь роль городской полиции. Им престали выдавать регулярное жалование. Поводом стало и распространение слуха, что убит царевич Иван.

Движущие силы: стрельцы. Итоги: стрельцам было выдано жалование; на трон венчали Ивана и Петра 25 июня 1682 г. Стрельцы контролировали кремль, во главе был поставлен князь И.

Второе изменение было самым существенным нововведением всей реформы и в дальнейшем именно оно будет центром всей полемики между новообрядцами и старообрядцами; данное изменение противоречило, актам Поместного Стоглавого Собора 1551 года, закрепившим двоеперстие. Издание «Памяти» вызвало сопротивление со стороны духовенства и монашества. Несогласные, например Неронов и Аввакум , тотчас были репрессированы, отправлены в ссылки. Кившенко А. Собор 1654 года положил начало делу унификации обрядов московских книг по греческим книгам, напечатанным в XVI веке на Западе.

На этом соборе жертвой репрессий со стороны Никона стал епископ Павел Коломенский , последний не подписал решения собора. Никон попробовал безуспешно уговорить епископа; затем без соборного уже решения самовластно лишил архиерейства Павла; Никон не только сорвал с Павла мантию, но и собственноручно избил его без милости, после чего Павел был сослан в заключение. По сообщению старообрядческих источников Павел был сожжён в срубе в 1656 году. Считая сами обряды еретическими, для согласования реформ Никон послал вопросы о реформе в Константинополь. На Константинопольском Соборе того же года под председательством Патриарха Паисия, были составлены ответы, в которых объяснятся, что разница обрядов ересью не является.

Не дождавшись ответов, Никон собирает новый Собор. Согласно решению поместного Московского собора 1656 года всех, крестящихся двумя перстами, объявили еретиками и предали анафеме , это решение противоречило постановлениям Константинопольском Соборе [3]. Поспешная анафема собора 1656 года на всех крестящихся двумя перстами, отменённая только Поместным собором РПЦ 1971 года , и стала главнейшей причиною Раскола. Основная статья: Московский собор 1656 В 1654 году был собран собор, но на нём патриарх Никон встретил сопротивление в лице епископа Павла , которого Никон самовластно без суда и соборного решения, лишил сана и отправил в ссылку. Для продолжения своей реформы патриарх Никон решил заручиться поддержкой восточных иерархов: Патpиаpха Антиохийского Макаpия , Патpиаpха Сеpбского Гавpиила , митрополита Hикейского Гpигоpия и митрополита всей Молдавии Гедеона.

Для этой цели собран Московский собор 1656 года. На нём все крестящиеся двумя перстами были объявлены еретиками, отлучены от Троицы и преданы проклятию. Милорадович «Суд над патриархом Никоном» 1885 Собор 1667 года[ править править код ] В 1667 году состоялся Большой Московский собор. Собор одобрил книги новой печати, утвердил новые обряды и чины и наложил клятвы и анафемы на старые книги и обряды. Сторонники старых обрядов вновь были объявлены еретиками.

Страна оказалась на грани религиозной войны. Основная статья: Соловецкое восстание 23 июля 1667 года власти назначили настоятелем Соловецкого монастыря сторонника реформ Иосифа, который должен был провести реформу в Соловецком монастыре. Иосиф был приведён в монастырь и здесь на общем соборе монахи отказались принять его в качестве настоятеля, после чего Иосифа изгнали из монастыря, позже настоятелем избрали архимандрита Никанора. Открытый отказ от принятия реформ был воспринят московскими властями как открытый бунт. Стрельцы под командованием стряпчего Игнатия Волохова высадились на Соловецком острове 22 июня, однако встретили решительный отпор.

Первые годы осада Соловецкого монастыря велась слабо и с перерывами, так как правительство рассчитывало на мирное разрешение сложившейся ситуации. В летние месяцы стрельцы высаживались на Соловецких островах, пытались блокировать их и прервать связь монастыря с материком, а на зиму съезжали на берег в Сумский острог , причём двинские и холмогорские стрельцы распускались на это время по домам [4] Летом 1672 года И. Волохова сменил воевода К.

Отряд Ильи Арапова взял Самару. В январе 1774 г. Салават Юлаев овладел Красноуфимском. К февралю 1774 г. Однако затянувшаяся осада Оренбурга дала правительству время для того, чтобы стянуть войска и организовать наступление на восставших.

В марте Пугачев был разбит и ушел на Урал. Собрав новые силы, он устремился на запад. На выручку городу дошли регулярные полки. В кровопролитных боях под Казанью восставшие были разбиты. Пугачев с отрядом в 500 человек перешел Волгу, что явилось сигналом к грандиозному крестьянскому восстанию. Тысячи крестьян громили помещичьи усадьбы и истребляли их обитателей. В конце августа 1774 г. С небольшим отрядом вождь повстанцев ушел за Волгу.

Казаки, видя, что восстание подавлено, схватили Пугачева и выдали его властям. Причинами поражения восстания стали его стихийность, неорганизованность восставших, слабая связь отрядов восставших друг с другом и со штабом. Сыграли свою роль и неясность конечных целей движения. Пугачевское восстание стало одним из звеньев, борьбы крестьян с крепостничеством, приведшей в 1861 г. Несмотря на более терпимое, чем раньше, отношение государства к старообрядцам, преследования их при Петре I продолжались. Старообрядцами называют православных, которые после церковной реформы Никона во второй половине 17 века не приняли нововведений унификация обрядов, введение троеперстия — обычай креститься тремя пальцами, а не двумя, как было ранее.

Кем был Кузьма Минин начавший собирать ополчение. Выступление работников мануфактур.

Название Восстания Дата и участники причины основные события итог. Астраханское восстание Дата и участники причины основные события. Астраханское восстание Дата и участники. Народное восстание при Петре 1 таблица по истории. Таблица народные Восстания при Петре 1 таблица. Народные Восстания при Петре i таблица. Таблица по восстаниям при Петре 1. Причины выступления старообрядцев при Петре 1.

Выступление работников мануфактур таблица. Восстания при Петре 1 таблица. Народные Восстания при Петре 1 карта. Таблица восстаний при Петре 1 8 класс. Восстания при Петре 1. Народные Восстания при Петре 1 таблица. Таблица по истории Восстания при Петре 1. Народные движения в период правления Петра 1 таблица.

Гонения на старообрядцев. Годы гонения на старообрядцев. Гонение на старообрядцев 1765. Гонения на старообрядцев в 17 веке. Общество и государство тяготы реформ. Народные выступления. Народные выступления кратко. Общество и государство тяготы реформ кратко.

Почему церковный раскол оказался столь важным для людей в 17 веке. Русская православная Церковь в 17 веке протесты старообрядцев. Русская православная Церковь в 17 веке реформа Патриарха. Протесты старообрядцев кратко. Протест старообрядцев 17 века. Таблица тайные общества Декабристов в России. Первые тайные организации Декабристов 1816-1821. Таблица тайные общества Декабристов общества.

Первые организации Декабристов таблица. Народные Восстания 17 века таблица. Народные Восстания в 17 веке таблица. Таблица Бунташный век бунты 17 века. Таблица по истории Восстания 17 века. Движение старообрядцев. Движение старообрядцев причины. Форма движения старообрядцев.

Движение старообрядцев место причины последствия таблица. Причины поражения выступления старообрядцев. Выступление старообрядцев основные события. Итоги Восстания старообрядцев. Причины народных выступлений при Петре 1. Введения множества повинностей и налогов. Повинности русского народа.

Главные события выступления старообрядцев

Тогда же произошло последнее крупное выступление старообрядцев в столице — стрелецкий бунт, после которого старообрядчество уходит на границы государства. Выступления старообрядцев при Петре 1 1716 итог. Причины выступления старообрядцев при Петре 1 таблица. 1. Старообрядцы – их миграция и расселение. Важность изучения русского старообрядчества определяется, по крайней мере, тремя основными положениями.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий