Почему мы должны читать гоголя

Почему Гоголь использует именно художественную деталь как главное средство психологизма Детализация — это особый художественный прием, который необходим для создания максимально полного образа. В первом эпизоде сезона литературный обозреватель Галина Юзефович и школьный учитель Александр Серапионов разбирают сборник Николая Гоголя «Миргород».

Литературовед рассказал о том, чем полезен фильм "Гоголь"

По сведениям Книжной палаты, они выходили в нашей стране более 1100 раз общим тиражом около 90 миллионов экземпляров на 59 языках. По числу изданий Гоголь уступает только Л. Толстому, А. С, Пушкину, А. Чехову, И. Гоголю принадлежит почетное место в, отечественной, и, мировой духовной культуре. Гоголевские образы помогают острее развенчивать предательскую сущность врагов, пустую мечтательность некоторых деятелей различных партий, которые примкнули к революции и предавали ее интересы на каждом шагу. Манилов, например,- это и народник, и либеральный буржуа, и социал-демократ, скатившийся в болото оппортунизма, и меньшевик, и представитель контрреволюционного блока.

Гоголевские образы и сегодня можно встретить в публицистических статьях, фельетонах и международных хрониках. Как заметил академик М. Наше время не составляет здесь исключения. В ином облике, в иных одеяних герои Гоголя — люди, похожие на них, родственные им,- существуют, действуют и в наши дни. С годами она не потеряла своей действенности и актуальности. Царство аферистов Чичиковых, диких собакевичей, жуликов сквозников-дмухановских, держиморд и т. Еще В.

Белинский и Н. Чернышевский отмечали, что гоголевский Чичиков в другом платье шествует по Англии и Франции не за мертвыми душами, а за тем, чтобы подкупать живые души на парламентских выборах или заниматься биржевыми и фабричными спекуляциями. А если гоголевские типы все еще существуют в реальной жизни, то, естественно, попадают в поле зрения журналистов и международных обозревателей. Однако значение Гоголя состоит не только в том, что его художественные образы получают иную интерпретацию, оживают в новых исторических условиях, но и в том, что не потеряли своей значимости, продолжают волновать читателей. Мы гордимся тем, что произведения Гоголя есть почти в каждой семье, и советские люди с детства знакомятся с его замечательными творениями. Известный поэт С. Мы знакомимся с ним в годы нашей ранней юности, и первое свежее впечатление от этого знакомства остается у нас в памяти навсегда, уживаясь с более сложными впечатлениями зрелых лет.

Но, очевидно, самое главное то, что Б. Горбатов вслед за Гоголем изображает своих героев в неразрывной связи с народными массами, с борьбой всего украинского народа, Образы Тараса, Степана, Насти при всей их монументальности ярче видятся именно в сочетании со всей многоликой народной средой, в недрах которой таятся силы, помогающие выстоять в жестокой борьбе. Смысл жизни для обоих Тарасов — в свободе их Родины и народа. Сравнивая многие эпизоды из жизни героев, поступки Тараса Бульбы и Тараса Япенко, Остапа и Степана, Андрия Бульбы и Андрия Яценко, отношения отцов к своим детям, находим немало сходного. Но это не слепое подражание, а творческий, новаторский подход к использованию традиций великого предшественника. Гоголевские традиции заметны в творчестве современных писателей С. Михалкова, С.

Залыгина, В. Белова, Е. Носова, В. Липатова, В, А. Чивилихина, В. Распутина и других. Интересно использует характеристику Добчинского и Бобчинокого В.

Актуален ли Гоголь сегодня? Проблемы, которые он поднимает в своих произведениях, характерны и для современного общества. Это и произвол чиновников, которые не гнушаются использовать свою власть в личных целях, это и люди, привыкшие делать деньги из ничего, и просто пустые посредственности, как то выбивающиеся в люди.

Его произведения обладают особым шармом и обаянием, и до сих пор остаются узнаваемыми и популярными. Но зачем мы читаем Гоголя? Какую роль играет этот писатель в формировании нашего литературного вкуса?

Почему мы читаем Гоголя? Прежде всего, Гоголь - это мастер слова. Его произведения отличаются сложной композицией, глубоким психологизмом и разнообразием языковых средств. Читая Гоголя, мы получаем удовольствие от того, как он играет с языком, создает образы и передает настроение. Кроме того, Гоголь затрагивает множество важных тем, которые до сих пор актуальны для нашей жизни.

И вдруг все изменилось: в 90-е годы русский человек вполне мог иметь пароход. И русская классика вдруг стала жизненной и актуальной. И поэтому когда я готовился на филфак и читал все эти книги, это было одним текстом, а потом стало совершенно другим. Классика актуальна, и это может быть мотивацией — когда вы открываете текст и понимаете, что это либо о вас, либо о нас обо всех.

Нет разницы между классикой, которую почему-то нужно прочесть, и просто хорошими текстами. Классика — это «священная корова»? Леонид Клейн: Мне кажется, что мы все время попадаем в некую мыслительную ошибку. Нет классики как какого-то загона, где все ходят с бирками «Мы классика, не трогайте нас». Когда Чехов жил и писал, он мог быть уже почти классиком, но при этом был современником. Для многих, например, Иосиф Бродский, как бы к нему ни относиться, это уже классика, хотя он совсем недавно умер. Я хочу призвать отказаться от этого термина — классика, потому что классика нам интересна тогда, когда мы находим переклички, цитаты, контекст мотивов в том, что нам современно. И у меня есть урок, где мы сравниваем мультфильм «Ежик в тумане» и соответствующую сказку Сергея Козлова со стихотворением Пушкина «Осень», потому что там, и там абсолютное отрешение от мира, осеннее философствование и т. И Сергей Козлов, и его «Ежик в тумане» были бы просто невозможны без поздней пушкинской лирики и конкретно этого стихотворения.

Где классика? Где она кончается? В какой момент мы ставим этот шлагбаум? Этого шлагбаума не существует, он есть только в школьной программе и в некоторых головах учителей. Как приобщить ребенка и себя к классике? И если вы при этом не в телевизоре, не в делах, не в планшете, а вместе с ним, читаете ему вслух, горит свечка, и он грызет яблоко, то Гоголь на это все прекрасно ложится. И страшно, и не страшно, потому что рядом мама. Есть множество способов приблизить классику к человеку, а не тащить его к ней за уши. Михаил Павловец Леонид Клейн: Можно задавать неожиданные вопросы.

Например, вы читаете вместе каких-нибудь «Старосветских помещиков» или «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» и спрашиваете: «А они вообще любили друг друга? Вы не говорите, что это Гоголь, не говорите, что это нужно обязательно прочесть — вы начинаете обсуждать эту ссору или эту любовь. И тогда это вполне прочитывается. Кроме того, современная культура, осваивающая классику, дает надежду на поворот к ней. Я посмотрел фильм «Гоголь. По-моему, это первый случай, когда в русском масскульте Гоголь не великий русский писатель, а писарь, немножко недотепа, у которого есть какой-то не очень понятный дар. Он со стыдом вспоминает о том, как он хотел дать свою страшно неудачную поэму, которую он сейчас хочет сжечь, чтобы о ней все забыли, Пушкину… В фильме присутствует и Пушкин — представитель золотой молодежи, который играет в карты… И очень важно, что и Гоголь, и Пушкин представлены в фильме совершенно живыми, до них можно дотянуться, там совсем нет хрестоматийного глянца. Это очень важный культурный шаг. Это пример того, как можно говорить о классике и не ставить классиков на постамент.

Мне кажется, что создатели фильма не сознательно это делали — просто уже прошло влияние инерции того, что перед нами такой иконостас, перед которым мы должны пасть ниц, сначала изучить биографию и быть достойными прочесть их книги, а потом уже сдать, а еще позднее, может быть, и полюбить. Такие фильмы с новым обращением к классике вызывают в обществе взрыв интереса к первоисточникам. Когда вышел сериал «Идиот», книгу стали продавать на заправках BP. Почему так сложно качественно прочитать классику в школьные годы? Михаил Павловец: У нас считается, что приобщение к чтению должно строиться по модели «Ты сначала прочти, тебе будет плохо, трудно, противно и скучно, но со временем ты привыкнешь и, может быть, даже заинтересуешься», хотя известно, что книга только тогда рождает резонанс, когда человек видит отклик на нее в своем личном опыте. И когда молодой человек в 16 лет читает «Войну и мир», к сожалению, в этой книге не так много сцен, сюжетов и образов, которые вызывают у него этот резонанс, потому что это написано 40-45-летним взрослым мужчиной, счастливым в браке, которого занимают проблемы, никак не занимающие 16-летних девушку или юношу. Попробуйте в 16 лет поймите Наташу Ростову, которая в браке с Пьером Безуховым подурнела, потолстела, родила четверых детей и перестала петь. Мне девочки говорят на уроке: «Хорошо, да она всю себя отдает семье, кормлению детей, мужу. А что, мужу не нужно, чтобы жена была красивая?

Да он ее уважать не будет, если она будет неопрятной, грязной, перестанет петь. Он ее полюбил за что? Леонид Клейн: В 16 лет довольно сложно прочесть роман такого масштаба не потому, что скучно, а потому, что школьник живет в ритме «Короче, Склифосовский».

С православной точки зрения, насколько я могу судить, это — в большей или меньшей степени дискредитация христианства.

Но то понимание России, которое представил Гоголь, востребовано нынешними либералами у власти и потому поддерживается ими. Впрочем, оно по душе и многим служителям Церкви, поскольку Гоголь вел себя как образцовый прихожанин, молился, соблюдал посты, регулярно исповедовался и причащался. Почитают Гоголя и как проповедника якобы патриотической, на деле ложной идеи единства двух братских славянских народов — русского и украинского. И никакие провалы российской политики в отношении Украины не могут убедить наших либералов в том, что «незалэжная» необратимо сделала свой, исторически и цивилизационно оправданный, выбор в пользу Запада и против или хотя бы в ущерб России.

К тому же Гоголь отчасти оказался пророком — по крайней мере, в двух отношениях. Во-первых, он предсказал появление Плюшкина — знаменитого коллекционера, в собрании которого было свыше миллиона экспонатов, но в беспорядке — рядом с шедеврами которые потом стали ценнейшими музейными сокровищами находились вещи, интереса не представляющие. Многие посетители галереи этого коллекционера как раз и сравнивали ее собрание с кучей всякой всячины в комнате гоголевского Плюшкина. Во-вторых, Гоголь обратился с призывом: «Где же тот, кто бы на родном языке русской души умел бы сказать нам это всемогущее слово «вперед»?

Веки проходят за веками, полмильона сидней, увальней и болванов дремлет непробудно, и редко рождается на Руси муж, умеющий произнести его, это всемогущее слово…» Сегодня Гоголь мог бы порадоваться: в России объявился муж, который произнес: «Вперед, Россия! Пожалуй, в нравственном отношении ценность гоголевского наследия этими двумя моментами и ограничивается, хотя в художественном отношении творения его фантазии, если только не принимать их за изображение России и русского человека, переживут века. Но если «Мертвые души» и другие его произведения — не поэма о России и о русском человеке, то что же это такое? Гоголь сам в поэме же и ответил на этот вопрос: это трактат на нравственную тему, наставление, обращенное к каждому из читателей, чтобы русские люди обрели «идеал прекрасного человека… тот благостный образ, каким должен быть на земле человек…» Только трактат этот преподан в художественной форме.

Но почему же трактат-то — коллекция «свиных рыл»? А потому, что Гоголь был убежден: «нельзя устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости…» В принципе и такой метод допустим как лекцию о путях воспитания идеально здорового человека могут начать с показа того, к чему привели некоего бедолагу пьянство, курение и развратный образ жизни. Другой вопрос — насколько он эффективен. Трактат у Гоголя не получился, во всяком случае, никто его так не воспринял.

Но художественная форма была столь великолепна, что начнешь читать сочинение с таким странным, даже пугающим названием, — и не можешь оторваться. Гениальный художник, ничего не скажешь. Но не пророк, не мыслитель, не исследователь русской души, даже не проповедник или неудачный проповедник. Гоголь исказил образ Пушкина, представив его как заурядного пошляка.

И хотя Пушкин смеялся, слушая чтение комедии «Ревизор» автором на ее премьере он не присутствовал в связи с трауром по случаю смерти матери , вряд ли такой «диалог» с Хлестаковым был ему приятен. Тут Гоголь показал, что он, по пословице, ради красного словца не пожалеет и мать-отца.

КОНТАКТЫ ПОРТАЛА

Произведениями мистического содержания Н.В. Гоголя. Зачем человеку надо читать? Людям необходимо читать по разным причинам. Для того, чтобы получить новую информацию, необходимую для жизни, для работы, для учёбы. Ответ на этот вопрос можно найти, изучив биографию Гоголя, его творческий путь, вдохновение и знание русской культуры. Содержание. Николай Васильевич Гоголь — классик русской литературы. «Мертвые души» – одно из самых известных произведений Гоголя, где он поразительно точно описывает жизнь и нравы русского общества своего времени. Роман вызвал бурный резонанс и стал своеобразной характеристикой социальной и политической ситуации в России. Сегодня я хочу поговорить о самой первой книге Гоголя, которую он издавал с опаской. Вот, что говорил об этой книге А.С. Пушкин: «Сейчас прочел Вечера близ Диканьки. Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. Свободолюбие, героизм, показанные Гоголем в «Тарасе Бульбе», общий жизнеутверждающий тон его ранних повестей, живописные пейзажи, народнопоэтическая основа рассказов были восприняты от Гоголя и молодым Горьким в романтических произведениях.

Поиграем в Гоголя: зажигаем свечу и читаем «Страшную месть»

Сейчас эти произведения стали частью литературного канона и воспринимаются как источник знаний о русской истории и культуре. Гоголь также представил в своих произведениях народного героя — крестьянина, мещанина или простого жителя — исследуя проблемы их повседневной жизни и личности. Он показал, что каждая судьба, каждая жизнь, имеет свою собственную ценность. Гоголь в своих произведениях также поднимает вопросы общественной справедливости и морали. Он показывает, каким образом общество влияет на индивида, как изменчивы идеалы и ценности, и какая роль отводится человеку в этом процессе. Эти вопросы до сих пор актуальны и затрагивают глубокие проблемы современного мира. В целом, историческое наследие Гоголя остается актуальным и ценным для современной культуры и литературы. Его произведения пронизаны глубиной и истинностью, и до сих пор они занимают особое место в сердцах читателей. Гоголь и современная проза Гоголь является одним из самых влиятельных и значительных писателей в истории русской литературы.

Его работы оказали огромное влияние на развитие современной прозы. Во-первых, Гоголь внес большой вклад в развитие русского реализма. Его произведения, такие как «Мертвые души» и «Вий», отличаются глубиной психологической характеристики персонажей и реалистичным описанием социальных проблем. Эти черты Гоголя стали основополагающими для прозы многих современных авторов. Во-вторых, Гоголь активно использовал сатиру, гротеск и фантастику в своих произведениях. Он опробовал нестандартные формы выразительности, которые позже были развиты другими писателями. Использование фантастических элементов, вроде неживых предметов, оживающих и обретающих собственную волю, стало вдохновением для авторов таких произведений, как «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова. Гоголь также затрагивал важные темы, которые остаются актуальными и в современной литературе.

Он рассматривал национальную идентичность, социальную несправедливость, духовно-нравственные аспекты человеческой жизни. Эти темы также стали ключевыми для многих современных авторов, которые продолжают исследовать их в своих произведениях. В целом, Гоголь оказал значительное влияние на современную прозу.

На его произведения оказали значительное влияние романтизм и классицизм, а также народные традиции. Одним из ключевых элементов творчества Гоголя является обращение к народным традициям и культуре. Он представил русскую действительность такой, какой она была. В своих произведениях он дал исторический обзор русской жизни и проблем, с которыми сталкивались люди того времени. Писатель обращал особое внимание на комплекс проблем, связанных с национальной идентичностью и культурной самобытностью. Образцы литературного стиля и композиции, созданные Гоголем, оставили неизгладимый след в истории русской литературы и вдохновили бессчетное количество писателей после него.

Более того, его творческое наследие стало одним из фундаментальных элементов культуры России и вошло в золотой фонд мировой литературы. Роман, написанный в 1842 году, стал ярким примером социальной критики и сатиры, которые стали привычными чертами творчества Гоголя. В «Мертвых душах» Гоголь прекрасно передал портреты людей, населяющих Российскую империю. Он описал их поведение, манеру речи, привычки, недостатки и достоинства так, что читатель чувствует, будто находится в самом центре происходящего. Гоголь нарисовал яркие образы мещан, помещиков, чиновников, подрядчиков, священнослужителей, купцов и других персонажей, которые подчас кажутся лишь карикатурами, но, тем не менее, наделены глубиной и сложностью. Одним из ключевых моментов в «Мертвых душах» является тема социального лишения, которую Гоголь представил через образ основного героя, Чичикова. Читатель видит, как человек пытается выбраться из низшего слоя общества и какими взаимоотношениями он вынужден жертвовать, чтобы достичь своих целей. Правда, не всегда эти цели остаются достаточно чистыми и nobelium. Успех «Мертвых душ» обусловлен не только яркими образами и интересным сюжетом, но и глубиной идей, которыми пропитано произведение.

Гоголь задал вопросы о месте человека в обществе, о его ценностях и приоритетах, о том, как человек может стать понимаемым и признанным на всех уровнях общества. Все это делает «Мертвые души» не только прекрасным литературным произведением, но и важным шагом в развитии русской литературы и искусства в целом. Как Гоголь стал классиком Николай Васильевич Гоголь, изначально, не пользовался успехом у публики. Его произведения не были понятны и приняты на первых порах. Однако, со временем его работы стали получать все большее внимание критиков и читателей. Один из ключевых вопросов, по которому Гоголь стал классиком, — это его вклад в русскую литературу.

Для самолюбивого Гоголя это было очень болезненно. Возможно, поэтому он не рассказал о сватовстве своей матери: Мария Ивановна во всяком случае этот факт отрицала. Студентам я всегда говорю, что в жизни Гоголя была только одна женщина - его мама. Это была фанатично верующая женщина. Гоголь признавался, что ему запали в душу истории о страшном суде, которые она ему рассказывала. Он мерил свою жизнь тем, что он сам скажет на Страшном суде. А еще Гоголь сочинял молитвы - в том числе в стихах. Гоголь любил вспоминать, что он - вымоленный ребенок. Его мать молилась в церкви Николая Диканьского и обещала назвать мальчика Николаем, если он выживет. До этого два младенца родились у нее мертвыми. Сама история знакомства матери и отца Гоголя тоже удивительна, и Гоголь любил ее вспоминать. Я расскажу тот вариант, который нравится мне. Когда отцу Гоголя было 14, Василий Афанасьевич поехал в соседнее имение к Косяровским. В дороге он уснул, и ему явилась Богородица, держащая на руках маленькую девочку. Он проснулся, а когда приехал к Косяровским, то оказалось, что у них родилась девочка, в которой он узнал ребенка из сна. Он сказал родителям девочки, что она будет его женой. Все посмеялись, но Василий Афанасьевич не отступился. Он проводил много времени с девочкой, играл, учил ее читать, и когда ей исполнилось 14, они поженились, хотя закон в ту пору это еще запрещал. Гоголь любил подчеркивать, что брак его родителей благословила сама Богородица. Откуда взялся слух, что Гоголя похоронили живым? Егор Сартаков: Сам Гоголь в своей книге "Избранные места из переписки с друзьями", которая была опубликована за 5 лет до его смерти, в первой главе опубликовал завещание. Это было странно, но Гоголь это сделал. В этом завещании есть пункт "не хоронить, пока не появятся явные следы разложения". Прямо в письме Гоголь объясняет это тем, что может целыми сутками проводить ни с кем не общаясь, не принимая пищи и глядя в одну точку. И это состояние могут принять за смерть. Это и породило все последующие легенды о том, что Гоголя похоронили живьем: его завещание в этом пункте выполнено не было. Как и все православные христиане, он был похоронен на третий день после смерти. Первый всплеск легенд случился сразу после похорон Гоголя на кладбище Данилова монастыря. Якобы монахи слышали крики на кладбище, вой и стоны. Вторая волна возникла после 1931 года, когда кладбище вместе с монастырем закрыли, превратив в колонию для несовершеннолетних преступников. Могилу Гоголя разрыли, тело эксгумировали и перенесли на кладбище Новодевичьего монастыря, где его прах хранится до сих пор. Вместе с Гоголем перезахоронили Аксакова, основателя консерватории Рубинштейна и многих других известных деятелей. Писатели, вошедшие в комиссию по перезахоронению тел, позже распространяли сплетни. Самая известная принадлежит писателю Лидину. Своим студентам в Литинституте он рассказывал, что, когда открыли крышку гроба, она была исцарапана, а Гоголь лежал в неестественной позе, свернувшись клубком. На самом деле все эти слухи не имеют основы. Сохранились доподлинные свидетельства скульптора Рамазанова, который снимал посмертную маску с Гоголя и заливал ему лицо гипсом.

Его повсюду читали точно запоем. Необыкновенность содержания, типов, небывалый, неслыханный по естественности язык, отроду еще неизвестный никому юмор — все это действовало просто опьяняющим образом. Даже любимые гоголевские восклицания: «чорт возьми», «к чорту», «чорт вас знает», и множество других, вдруг сделались в таком ходу, в каком никогда до тех пор не бывали. Вся молодежь пошла говорить гоголевским языком». На волне успеха в 1831 году Гоголь издает свой первый сборник повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». А местами какая поэзия, какая чувствительность! Вот это так необыкновенно в нашей литературе, что я доселе не образумился! Гоголь, воспитанный в традициях русской культуры, как выяснилось, совершенно не знал обычаев и быта крестьян Малороссии. Поэтому, работая над «Вечерами», он забрасывал письмами мать и просил ее рассказать ему все сведения из жизни Полтавщины, которая в его произведениях стала напоминать буколическую волшебную страну. Равным образом и названия платья, носимого нашими крестьянскими девками, до последней ленты…» Помимо этого он просил прислать ему комедии отца «Овца-собака» и «Роман и Параська», написанные тем самым живым малороссийским языком, что потом зазвучит в произведениях его сына. Правило 6: имидж — все! Гоголь в одночасье стал желанным гостем на всех литературных салонах — тем более что по столице разумеется, с подачи самого Гоголя пошли самые невероятные слухи о новом и чрезвычайно эпатажном малороссийском гении. Критик Павел Анненков так вспоминал яркую внешность модного писателя: «Он надевал обыкновенно ярко-пестрый галстучек, взбивал высоко свой завитый кок, облекался в какой-то белый, чрезвычайно короткий и распашной сюртучек, с высокой талией и буфами на плечах, что делало его действительно похожим на петушка. Он необычайно дорожил внешним блеском, обилием и разнообразием красок в предметах, пышными, роскошными очертаниями, произведенным эффектом…» И рекламная стратегия Гоголя работала — в то время все завсегдатаи литературных салонов только и говорили, что о новых нарядах «этого Гоголя». В то же время Гоголь категорически запрещает издателям публиковать какие бы то ни было свои портреты — ведь настоящий «кумир молодежи» должен сохранять инкогнито и не давать обывателю повода обсуждать свою внешность. Правило 7: позови на помощь дьявола В 1833 году все столичные круги захлестывает волна мистики. Пушкин записал в своем дневнике: «17 декабря 1833 г. В городе говорят о странном происшествии. В одном из домов, принадлежащих ведомству придворной конюшни, мебели вздумали двигаться и прыгать; дело пошло по начальству. Долгорукий нарядил следствие. Один из чиновников призвал попа, но во время молебна стулья и столы не хотели стоять смирно». Слухи о «танцующих стульях» стали даже предметом разбирательства Жандармского управления, что еще больше подстегнуло интерес публики ко всякого рода чертовщине. Гоголь тут же реагирует на новые запросы публики и выпускает вторую часть «Вечеров» — сборник жутких и мистических новелл, готических сказок в малороссийских декорациях с колдуньями и ожившими утопленницами. Конечно, нынешнему читателю, воспитанному на триллерах и ужастиках, трудно понять восторги публики начала XIX века, но тогда так не писал практически никто. Следом выходит сборник повестей «Миргород», среди которых — знаменитый «Вий», может быть, самая странная повесть Гоголя. Всего полтора десятка строк посвятил Н. Гоголь в своей повести Вию, но странный образ владыки подземного мира — с железным лицом и огромными длинными веками на долгие годы захватил воображение читателей. Но Гоголь никогда бы не стал Гоголем, если бы он и дальше стал бы эксплуатировать провинциальный малороссийский колорит — вскоре бы эти хуторские шутки приелись, и имя Гоголя навсегда бы стерлось из литературной истории. Да, «малоросская тема» стала удачным приемом для приобретения популярности, но нужно было идти дальше, выходить на российские темы. В 1835 году выходит «Тарас Бульба» — последнее произведение Гоголя на «малороссийскую» тематику, ставшее хрестоматийным произведением как для изучения истории Малороссии, так и для воспитания русского патриотизма. В том же году Гоголь оставляет службу в университете и начинает работать над «Женитьбой» и «Ревизором». Дома или в гостях нам приходилось нередко вступать в горячие прения с разными пожилыми людьми, негодовавшими на нового идола молодежи и уверявшими, что никакой натуры у Гоголя нет, что это все его собственные выдумки и карикатуры... Схватки выходили жаркие, продолжительные, до пота на лице и на ладонях, до сверкающих глаз и глухо начинающейся ненависти или презрения, и наше фанатическое обожание Гоголя разрасталось все только больше и больше... Всем досталось, а мне больше всех! Казалось бы, весь план Гоголя блестяще претворился в жизнь: ему 27 лет, он самый модный автор в Петербурге, «властитель дум» и «новая звезда», обласканная вниманием критики и власти. Чего еще желать? Правило 9: уехать из России Лубочную Малороссию, которые многие принимают за описание реальной Украины, Гоголь придумал в тесной съемной квартирке стылого имперского Петербурга. Теперь перед писателем стояла куда более сложная задача — он взялся написать эпическое полотно о российской провинции.

Гоголь - самый церковный писатель в русской литературе

А настоящая история процесс совершающихся событий и поступков всегда могла пойти по-другому , и историки это знают, исследуя несбывшиеся варианты ее развития. Интерьер с читающей женщиной. Термин из теории литературы, который это объясняет: чтение. Кто придумал термин: все мы что-то читаем и вроде бы знаем, что это за занятие. Что значит, что читатель выбирает? Мы можем читать текст на общем с автором родном языке, на чужом языке оригинала, в переводе. Мы можем читать впервые или перечитывать, и наша реакция будет отличаться от первого чтения — мы ведь уже знаем, чем все кончилось. Вместе с тем задача теории литературы — признавая за читателем свободу интерпретации, показать, что не все интерпретации равноценны.

Здесь теория литературы практически перетекает в общую проблематику морали. Термин из теории литературы, который это объясняет: мимесис. Что это значит: изучая мимесис, наука о литературе отвечает не на вопрос «Что значит текст? Подражать можно не только чувствам, эмоциям и физиологическим реакциям, но и словам. Сто лет назад Борис Эйхенбаум разобрал с такой точки зрения «Шинель» Гоголя. Если же это будет речь не сбивчивая, а, наоборот, благозвучная, нам, может быть, захочется ее петь. Более сложный мимесис — подражание процессу познания.

Во многих жанрах литературы по ходу действия или рассказа происходит познание чего-то такого, что раньше было неизвестно: герой романа воспитания узнает, как устроена жизнь; сыщик в детективе выясняет, кто совершил преступление.

Однако Гоголь в своих произведениях «Мертвые души» и «Вий» разработал новый подход к жанру. Он создал собственную уникальную стилистику и подошел к форме романа с сатирической и мистической точки зрения. Гоголь также внесел значительный вклад в развитие жанра пьесы. Его пьеса «Ревизор» стала символом новой эпохи в русской драматургии.

Он сочетает в ней комические и сатирические элементы, что отличает его произведение от традиционных пьес того времени. Кроме того, Гоголь оказал влияние на жанр рассказа. В своих произведениях он стремится к созданию гротескной и фантастической атмосферы, что значительно расширяет возможности жанра и делает его более разнообразным. Таким образом, вклад Гоголя в развитие русской литературы заключается в его способности трансформировать традиционные жанры и добавлять к ним свой оригинальный стиль. Его новаторский подход к литературе оказал влияние на многих современных писателей и способствовал формированию новых литературных направлений.

Новаторский подход Гоголя к характеристике персонажей Гоголь не ограничивался обычными описаниями внешности своих героев, он вдохнул в них жизнь посредством психологических анализов и выразительных деталей. Он умел проникать в самое глубокое внутреннее миро человека и передавать его на страницах своих произведений. Писатель выделялся своей способностью создавать ярких и запоминающихся персонажей. Он смог воссоздать такие неповторимые образы, как Чичиков из «Мертвых душ», который был уникален своими странностями, Башмачкин из «Шинели» — простодушный и одновременно трогательный человек, и многие другие. Особенно интересно то, как Гоголь раскрывает своих героев через их диалоги и монологи.

Писатель быстро меняет речевые обороты и тон героя, чтобы передать его эмоции и внутренний мир.

Мир, который изображен в «Вечерах», гораздо сложнее и красивее обычной мистики. Это мир, являющийся отголоском юности и детства писателя. Как я уже упоминал выше, первым критиком, который отозвался на выход «Вечеров», был Пушкин, и это не спроста. Когда молодой Гоголь приехал в Петербург, именно Александр Сергеевич, направил его в литературное русло. В 1829 г молодой писатель начинает собирать литературный фольклор, он просит мать и сестру присылать ему «точнейшие описания малороссиянских обычаев… вплоть до описания полного наряда селянского дьячка». Николай принялся за работу с маниакальной страстью. Среди его записок находились подробные рисунки малороссийских платьев и кунтушей с пометками, как назывались те или иные элементы одежды в конкретной местности. Мать и сестра присылали несколько десятков исписанных мелким, витиеватым почерком листов с описанием свадеб, при этом Николай Васильевич жутко расстраивался, если упускались даже наималейшие подробности. Праздничный национальный костюм малороссов Полтавской губернии.

Сообщи мне несколько слов, о колядках, щедривках, празднике Ивана Купала, русалках и прочей нечисти, которой боятся и которой пугают детей в хатах малороссов, если упомнят еще каких духов, то пиши подробнее с названиями и деталями. Николай в письме к своей сестрам, Анне и Елизавете. Первые четыре повести «Вечеров» вышли в свет в 1831 году. Хвалебные отзывы, те самые слова Пушкина. Николай счастлив и не собирается останавливаться. Он буквально заваливает мать письмами с просьбами присылать еще материала для второй части повестей. Вот, строки из письма к матери времен написания второго тома: «Мама! Один раз в церкве я видал девушку в старинном платье. Она, верно, готова его продать». Мать Гоголя переслала в Петербург целый сундук с мужскими старинными головными уборами, разорванными в край свитками и другой старинной малоросской утварью.

Таким наглядным пособиям писатель радовался как ребенок. Второй том вышел в 1832 г и также пользовался оглушительным успехом. Эта книга стала для Николая лифтом в высший свет литературной элиты. Издания и общие впечатления Знакомство с «Вечерами» у меня началось в юности с книженции, которую я нашел на чердаке, где прятался от назойливых взрослых. К сожалению, по одному мне известной причине я не начал читать повести по очереди, а первой решил прочесть «Иван Федорович Шпонька и его Тетушка». Мало того, что этот рассказ полностью отличался по стилю и настроению от тех иллюстраций, которые встречались в книге: черти, ведьмы на метлах, кресты — так и был каким-то бытовым, смешным и забавным. Он описывал повседневность жизни малоросского барина, который вернулся после службы в армии, а его хваткая на руку тетушка пытается женить беднягу, а что уж делать с этой напастью Иван Федорович решительно не понимает. Я посмеялся со всего этого, но книгу с чердака забрал. Спустя несколько месяцев, а может быть лет, я все-таки осилил все повести цикла и нашел их язык красивым и живым. Это была одна из первых книг, которая зажгла во мне любовь к литературе.

Единственное фото того самого издания 1977 года с моего чердака. К сожалению, позднее им растопили печку.

Он всегда был православным, церковным человеком, но, конечно, молодости свойственны увлечения, он был в творческом поиске, у него была творческая эволюция. От веселых малороссийских историй, "Вечеров на хуторе близ Диканьки", Гоголь перешел к более серьезным произведениям. Это совершенно нормально, естественно для гения, великого художника. В середине сороковых годов у него действительно был духовный кризис, который заставил его пересмотреть свое отношение к творчеству, но тот же "Тарас Бульба", первая редакция, был написан, когда Гоголю было двадцать с небольшим лет. Впоследствии он создал вторую редакцию, но все христианские идеи уже присутствовали в первой. А, скажем, "Ревизор", который многие воспринимали просто как сатирическое произведение, обличающее нравы? Гоголь многократно пытался объяснить, что он вкладывал более глубокий смысл в это произведение, что каждый должен на свою душу посмотреть, что все эти чиновники олицетворяют собой страсти, господствующие в человеке, а настоящий ревизор - это истинная совесть, в отличие от "ветреной совести", которую олицетворяет Хлестаков. Тот духовный смысл, те идеи, которые в ранних произведениях не столь явственно выражены, впоследствии стали более яркими в других жанрах, в которых Гоголь стал работать.

Говорить о каком-то противоречии между "ранним" и "поздним" Гоголем неправомерно, да и сам Гоголь об этом не говорит. Да, он признает, что некоторые ранние его произведения не заслуживают столь большого внимания, что "Выбранные места из переписки с друзьями" для него гораздо важнее, но он нигде не отрекается от своего прошлого. Как я уже сказал, в зрелом возрасте Гоголь другими глазами смотрел на свое раннее творчество. Он пишет, что становится жутко от тех плодов, которые мы, сами не думая, вырастили, от тех страшилищ, что подымаются из наших творений, о чем мы и не предполагали. Гоголь переживал за многое из того, что было им написано, хотя в ранних его произведениях не было какого-то богоборчества или язычества. Возможно, восприятие Гоголем христианских идей в юности было более поверхностным, как это часто бывает. Поэтому действия дьявольских сил были для него скорее предметом смеха, и он считал, что можно шутить с такими вещами, с которыми на самом деле шутить не стоит. Именно за это он каялся впоследствии. Он считал, что у всей Святой Руси должен быть один язык, язык Пушкина. Насколько реально празднование его юбилея в бывших советских республиках, что будет с наследием Гоголем на Украине?

В конце марта мы едем на гоголевскую конференцию в Киев.

За что читатели любят Н. В. Гоголя?

1 апреля нынешнего года исполнилось 200 лет со дня рождения великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя[1]. Для России, русской культуры это знаменательная дата. Книга Г. Н. Поспелова 'Творчество Н. В. Гоголя' представляет собой краткую монографию, посвящённую основным проблемам творчества Гоголя. Она может служить пособием для преподавателя литературы старших классов средней школы и студентов педагогических вузов. Ответ на этот вопрос можно найти, изучив биографию Гоголя, его творческий путь, вдохновение и знание русской культуры. Содержание. Николай Васильевич Гоголь — классик русской литературы.

Н. В. Гоголь и его бессмертные литературные произведения. Вклад писателя в литературу

Первый из этих кодов — это наш естественный язык. Чтобы прочитать «Преступление и наказание», надо знать русский язык (а еще лучше — понимать, чем язык середины XIX века отличается от того языка, на котором мы говорим сейчас). Гоголь является великим писателем нашей России. Его повести учат смелости, доброте, отваге. Каждый человек должен хотя бы одну повесть Гоголя прочитать, так как в них заложен огромный смысл. Хотя каждое из произведений Гоголя является особенным, центральной фигурой для писателя всегда был человек. Рассказывая о человеческой жизни, Гоголь часто обращался к мифам, народным легендам и другим фольклорным источникам. Творчество Гоголя имело исключительное значение в истории русской литературы. По утверждению Белинского и Чернышевского, Гоголь стал основателем целого направления в русской литературе, так называемой «натуральной школы» 40-х годов. Гоголь: вклад в современную культуру и литературу. Николай Васильевич Гоголь – выдающийся русский писатель, драматург и поэт, чьи произведения имеют большое значение для современной культуры и литературы. В Современном лектории кандидат филологических наук, доцент факультета журналистики МГУ им. Ломоносова Егор ли нам сегодня классика? Зачем в Х.

Биография Гоголя

Какая чувствительность! Все это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился… поздравляю публику с истинно веселою книгою, а автору сердечно желаю дальнейших успехов». Да, сегодня поговорим о «Вечерах на хуторе близ Диканьки, повестях, изданных пасечником Рудым Панько». История написания Стоит отметить, что места, о которых писал автор, он знавал и помнил с самого малолетства — будущий писатель родился в Миргородском уезде, Полтавской губернии в местечке Сорочинцы ныне село Великие Сорочинцы, Полтавской области.

Многие исследователи-гоголеведы сходится во мнении, что будущий писатель был малороссом. Другие указывают на предка Николая — Остапа, предположительно, уважаемого казацкого гетмана, который являлся предводителем Запорожского Войска в составе Речи Посполитой. Некоторые родственники Гоголя прямо указывали в личной переписке и документах, что «происходят от народа польского».

В общем, рождение и родословная писателя уже являются предметом многих дискуссий и пускают немало пыли в глаза. Дом в селе Сорочинцы, XIX в. Материалы для будущего сборника повестей Николай наверняка неосознанно начал собирать еще в детстве.

Дело в том, что юноша проводил очень много времени в компании своей горячо любимой бабушки — Татьяны Семеновны Гоголь-Яновской. Та еще застала последние годы Запорожской Сечи и могла рассказать немало интересного о быте и фольклоре казачества «своему дражайшему Николаше». О том, насколько нежно будет потом вспоминать Николай Васильевич о своей бабушке, можно понять по следующему письму, которое датировано 1820 г: «Дражайшая Бабушка.

Извините меня в том, что долгое время не мог писать к Вам, Дражайшая Бабушка. Покорно Вас благодарю, что Вы прислали гостинец мне. От всего сердца желаю Вам благополучия и долголетней жизни, при чем остаюсь Ваш покорный внук Николай Яновский».

Татьяна Семеновна не только привила юноше любовь к малороссийскому фольклору и культуре, но и практиковала различные мистические таинства. Тогда это соответствовало духу времени, и это увлечение наложило отпечаток на личность писателя до конца его дней. Даже сейчас, среди многих обывателей, ходит мнение, что Николай писал только о «чертовщине, бесах, шабашах».

Но это не совсем так, вернее — совсем не так. Мир, который изображен в «Вечерах», гораздо сложнее и красивее обычной мистики. Это мир, являющийся отголоском юности и детства писателя.

Как я уже упоминал выше, первым критиком, который отозвался на выход «Вечеров», был Пушкин, и это не спроста. Когда молодой Гоголь приехал в Петербург, именно Александр Сергеевич, направил его в литературное русло. В 1829 г молодой писатель начинает собирать литературный фольклор, он просит мать и сестру присылать ему «точнейшие описания малороссиянских обычаев… вплоть до описания полного наряда селянского дьячка».

Николай принялся за работу с маниакальной страстью. Среди его записок находились подробные рисунки малороссийских платьев и кунтушей с пометками, как назывались те или иные элементы одежды в конкретной местности. Мать и сестра присылали несколько десятков исписанных мелким, витиеватым почерком листов с описанием свадеб, при этом Николай Васильевич жутко расстраивался, если упускались даже наималейшие подробности.

Праздничный национальный костюм малороссов Полтавской губернии. Сообщи мне несколько слов, о колядках, щедривках, празднике Ивана Купала, русалках и прочей нечисти, которой боятся и которой пугают детей в хатах малороссов, если упомнят еще каких духов, то пиши подробнее с названиями и деталями. Николай в письме к своей сестрам, Анне и Елизавете.

Гоголь выделялся своим нестандартным подходом к повествованию и оригинальностью сюжетов. В его произведениях часто присутствуют фантастические элементы, символика и гротеск. Одним из наиболее известных его произведений является «Вий», которое уже много лет является классикой ужасов и стало основой для одноименного фильма.

Гоголь стал пионером в использовании магического реализма в литературе, придавая своим произведениям особый, почти фантастический оттенок. Он представлял реальность с новой стороны, позволяя читателям увидеть мир более широко и глубоко. Также важно отметить, что Гоголь сыграл огромную роль в формировании русской национальной идентичности.

Он принес русскому языку новые лексические и грамматические конструкции, а его произведения содержали эпизоды из русской истории и народной культуры. Сам он назывался «русским писателем вместо грека и итальянца» и ставил своей целью показать русскую действительность и исконность. Гоголь оказал огромное влияние на многих последующих русских писателей.

Влияние Гоголя можно видеть в их произведениях в виде гротескного изображения персонажей и использования магического реализма. Гоголь остаётся важным и актуальным для современности не только в литературном плане, но и в культурном.

Но зачем мы читаем Гоголя?

Какую роль играет этот писатель в формировании нашего литературного вкуса? Почему мы читаем Гоголя? Прежде всего, Гоголь - это мастер слова.

Его произведения отличаются сложной композицией, глубоким психологизмом и разнообразием языковых средств. Читая Гоголя, мы получаем удовольствие от того, как он играет с языком, создает образы и передает настроение. Кроме того, Гоголь затрагивает множество важных тем, которые до сих пор актуальны для нашей жизни.

Он изображает духовное состояние человека, его мечты и страдания, а также общественные проблемы своего времени.

Ну да, некоторые гоголевские идеи, которые раньше казались абсурдными вроде огромного моста через пруд, по краям которого должны стоять торговки ныне оказываются востребованным бизнес-проектом. Однако поселок Диканька - это апофеоз идиотизма. О какой нормальной жизни можно говорить в поселке с таким названием… Любимое слово Гоголя - поприще.

В свой литературный опыт он вкладывал служение поприщу, служению некой дороге. Отсюда и патологическая любовь к сапогам и патологическая бесприютность. А потом он решил выдумать Россию, чтобы замкнуть космос, чтобы в нем стали частью общего пейзажа Малороссия и Петербург. И не смог.

Отличие гоголевской Украины от его же России не только в разнице между украинским «Вием» и хлипким петербургским «Носом». В мифе об Украине писателю удалось создать образ дома, но пытаясь создать миф о России, Гоголь этого дома не создал. Если сходить в Третьяковку на выставку Репина , можно увидеть там редко выставляющееся страшное полотно «Гоголь сжигает второй том "Мертвых душ». Задолго до того как в моду вошли незаконченные романы, Николай Васильевич создал свой незаконченный роман.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий