К речевым тактикам в выступлении оратора не относится

Правило 1. Оратор должен ставить аудиторию в центр внимания. Это правило каждого мастера ораторского искусства. Составляя выступление, встройте принцип «аудитория в центре внимания» в его ДНК. Здесь оратор обычно проходит путь от создания черновика речи, до её «отшлифованного» варианта – чистовика. Этап 3. Окончательная подготовка выступления (мемория и акцио). На завершающем этапе, когда полностью готов текст, можно потренироваться в выступлении. Для изучения этих приёмов существуют так называемые тренинги по ораторскому искусству или по-другому – курсы ораторского мастерства. Аристотель подметил, что оратор вещает не истину, а защищает и обосновывает свою позицию, мотивируя людей. Публичная речь — это главная составляющая ораторского искусства. Она потребуется ораторам для грамотного воздействия на слушателя, то есть для внушения и убеждения в какой-либо информации.

Приемы ораторского искусства: секреты и техники

Структура ораторской речи. Подготовка речи и выступление Ораторская речь представляет собой вид речи, используемой оратором для изложения материала многочисленной аудитории. Ее ключевое отличие — взаимодействие абсолютно со всеми слушателями. Оратор видит всех, обращает внимание на каждого.
Роды и виды ораторской речи. Структура ораторской речи В то же время устная речь имеет целый ряд преимуществ, выгодно отличающих ее от письменной работы. Эти преимущества надо использовать, чтобы окружающие воспринимали ваше выступление как речь хорошего специалиста и интересного оратора.
Виды, особенности и правила публичного выступления Типичные ошибки ораторов Требования к публичному выступлению Как побороть неуверенность? Речь без примеров Лишние жесты и мимика Некачественная подготовка.
Риторика: что это такое и для чего она нужна Стратегия общения реализуется в речевых тактиках. Речевые тактики – речевые приемы, позволяющие достичь поставленных целей в конкретной ситуации. В ситуациях бытового общения действуют одни речевые тактики, в деловой сфере – другие.

Прямые и косвенные тактики речевого воздействия

Древнее ораторское искусство Подробная информация о том, кто такой оратор и какими навыками он должен обладать. Описание того, какой должна быть речь хорошего оратора, а также для чего осваивать ораторское искусство.
Структура ораторской речи. Подготовка речи и выступление речь оратора должна быть точной, эмоциональной, правильной, т. е. соответствовать нормам русского литературного языка.
Риторический канон Еще раз прослушайте свою речь в записи: понять свои ошибки помогут книги, семинары или небольшие видеоролики. Ориентируйтесь на лучших: посмотрите выступления самых известных ораторов современности – как они держатся, как ставят голос и дикцию.
ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ речь оратора должна быть точной, эмоциональной, правильной, т. е. соответствовать нормам русского литературного языка.

Ответы к тесту по русскому языку Оратор и его аудитория

Задание 23 К какому типу относится аудитория, которая принимает на веру, некритически любой тезис и аргументацию оратора (выберите один вариант ответа)? Правило 1. Оратор должен ставить аудиторию в центр внимания. Это правило каждого мастера ораторского искусства. Составляя выступление, встройте принцип «аудитория в центре внимания» в его ДНК. Выбор темы и определение целевой установки. Подготовка к любому выступлению начинается с определения темы речи. Если тема речи задана, то оратору необходимо её конкретизировать и уточнить. Судебная речь является разновидностью речи. • информационной. • агитационной. • протокольно-этикетной. • аргументирующей. К жанру академического красноречия НЕ относится.

Риторический канон

Оратор должен подготовиться к выступлению, заранее определиться с тем, что он хочет сказать аудитории, изучить литературу по теме, подобрать необходимые аргументы, четко и последовательно излагать свои мысли, делая выводы из сказанного. Будьте готовы к тому, что вам, возможно, придется отвечать на вопросы слушателей. Понятность языка выступлений. У оратора должен быть богатый словарный запас. Не следует использовать лишние слова, слова-паразиты «так сказать», «значит», «ну», «как бы» , жаргонные и вульгарные выражения они могут вызвать у слушателей раздражение, насмешку или иронию. Простота и ясность изложения.

Оратор должен строить речь так, чтобы она была понятна аудитории например, не следует употреблять узкоспециализированные термины, если оратор выступает перед неподготовленными слушателями. Прекрасно, если он сможет рассказать о сложных научных проблемах просто и понятно, не используя непонятных терминов. Краткость выступлений. Длинные фразы плохо воспринимаются аудиторией и сбивают дыхание оратора. Цицерон говорил, что оратор должен сказать то, что нужно, и не сказать то, что не нужно.

Словом, выражайтесь точнее и избегайте длинных расплывчатых фраз. Образность выражений, поэтичность речи. Речь оратора должна быть конкретной и вызывать у слушателей яркие зрительные образы. По-возможности следует избегать безликих, шаблонных, сухих речевых оборотов. Чем больше в речи оратора образности и экспрессии, тем лучше ее воспринимает и запоминает слушатель.

К интралингвистическим факторам общения относится а настроенность на мир собеседника б умение слушателя проникнуть в коммуникативный замысел говорящего в коммуникативная компетенция г соответствие планов и схем речевого поведения собеседников 33. Теорию речевых актов, одним из направлений которой является разработка постулатов максим общения создал и а М. Бахтин б Дж. Остин, Дж. Серл, П. Грайс, П.

Например, Владимир Путин заинтересовал юную аудиторию, показав прием дзюдо. Он сделал это во время выступления в спортивной школе. Отношение оратора к содержанию речи. Нужно показывать свой энтузиазм слушателям. Отношение аудитории к содержанию речи. Правильное отношение сформируется, если вы успешно дадите аудитории понять, почему это выступление так важно для нее. Например, Стиву Джобсу это удавалось всегда, потому что он умело преподносил новые устройства Apple как что-то, что поможет решить проблемы слушателей. Правило 3. Оратор должен ставить цели выступления. Очень многие ораторы путают тему и цель выступления. Тема — это то, о чем вы собираетесь говорить. Она очень важна, но есть еще и цель — чего вы хотите добиться, давая людям эту информацию. Например, в предвыборной речи кандидата в президенты темой будет рассказать о том, каким он видит лучший путь развития страны, а целью — убедить людей голосовать за него. Правило 4.

Основоположником теории риторической науки считается: Аристотель. Ренессанс риторики в современной России связан с именами: Ю. Лотмана, Ю. Рождественского, В. Риторика относится к... Риторика считалась царицей всех наук в древнем государстве: Греция. Риторический идеал может быть описан с помощью оппозиций по А. Труд «Красное руководство к красноречию» принадлежит перу: М. Ломоносова политическую, академическую, судебную, социально-бытовую, духовную «Общение и коммуникация». В коммуникативном акте-диалоге между матерью и дочерью, приехавшими в Москву из пригорода: Дочь: Даже хорошо, что я не поступила в техникум в Москве, а то бы каждый день ездила туда-сюда.

Убеждающая речь НЕ должна...(один ответ)

Обструкция — род протеста, попытка срыва выступления оратора шумом, топотом, аплодисментами, другим длинным выступлением, не относящимся к делу. Ораторская проза — живая речь, получившая художественную обработку. Из этого перечня видно, что вопрос о том, как сказать, не ставился исключительно в плоскость “сказать красиво”. В современных риториках задачи оратора на этапе элокуции определяются следующим образом: 1) выбор речевой тактики. Ораторская речь представляет собой вид речи, используемой оратором для изложения материала многочисленной аудитории. Ее ключевое отличие — взаимодействие абсолютно со всеми слушателями. Оратор видит всех, обращает внимание на каждого. речь оратора должна быть точной, эмоциональной, правильной, т. е. соответствовать нормам русского литературного языка.

Приемы ораторского искусства: секреты и техники

Логос — языковые средства и ораторские приемы в речи. В зависимости от конкретной ситуации этоса выделяют разные виды красноречия: академическая риторика — лекции, научные доклады; социально-политическая риторика — парламентские выступления, дипломатические речи, манифесты и доклады, митинговые, военно-патриотические речи; судебная риторика — речи обвинителей и защитников; богословская риторика — проповеди, слово пастора; социально-бытовая риторика — застольные и приветственные речи, гражданская панихида, торговое красноречие. Пафос определяет цель и особенности стиля ораторской речи: информационная речь сообщает аудитории новые факты или знания; развлекательная — призвана развеселить и увлечь публику; убеждающая — имеет цель убедить слушателей в правоте оратора; агитирующая — призывает аудиторию к каким-то поступкам; воодушевляющая — заражает эмоциями. Наработка ораторских навыков Определение ораторского искусства в современном понимании — это, по сути, культура речи и психологические навыки, которые делают человека эффективным в поле публичных выступлений и в межличностном общении. Риторика использует эмоционально-психологические приемы воздействия на слушателей и учитывает портрет аудитории.

Ее главная задача не столько донести знания, сколько сформировать мнение и убедить. Зачем нужно ораторское искусство сегодня? Спикер, овладевший навыками красноречия, не просто контролирует себя во время выступления, он полностью управляет ситуацией. Наработка навыков невозможна без постоянных тренировок.

Риторика никогда не была голой теорией, в этой дисциплине количество практики перерастает в качество. Речь подготовленного оратора обладает особыми свойствами: содержит языковые и невербальные методы воздействия на слушателя; ориентирована на получение обратной связи от аудитории; эффективность воздействия на публику достигается за счет взаимодействия психологического состояния оратора и его авторитета у аудитории. Композиция ораторской речи Композиция ораторской речи —это структура выступления, где каждая часть работает на наиболее убедительное представление идеи спикера. Продуманная композиция держит аудиторию в постоянном напряжении.

Любая речь должна иметь вступление, основную смысловую часть и заключение. Один из секретов ораторского искусства — удачное начало и концовка способны «вытянуть» слабую середину. Цель вступления — расположить аудиторию, вызвать интерес, наладить необходимую форму взаимодействия с публикой. Яркое начало привлекает внимание к оратору.

Хороший тон — в самом начале обозначить тему и проблематику выступления. Чтобы зацепить публику, расскажите уместную историю из жизни, любопытный факт, парадокс, задайте неожиданный вопрос по теме. Цель основной части ораторской речи — убедить слушателей в правомерности изложенного тезиса с помощью аргументов, примеров, опровержений. Здесь работают факты, логика и приемы ораторского искусства, удерживающие внимание.

Заключение — это не просто обобщение сказанного и подведение итогов. В заключении важен пафос, так как здесь формируется эмоциональное впечатление, нужная спикеру реакция на все вышесказанное. Слушатель может не запомнить всех тезисов и аргументов, но сильная эмоция в конце оставляет сильное впечатление о выступлении в целом. Главное, не заканчивать на минорной ноте.

Независимо от темы финал должен внушать оптимизм. Как выстроить речь по правилам ораторского искусства Чтобы зацепить и удержать внимание аудитории, грамотная речь должна подчиняться правилам ораторского искусства вне зависимости от целей, композиции и условий выступления. Кратко основы ораторского искусства можно сформулировать как базовые правила, которым подчиняется любое направление риторики. Ясная структура выступления.

Структура и цель произносимой речи должны быть понятны не только спикеру, но и аудитории. Повествование строится в логической последовательности, когда каждая последующая мысль вытекает из предыдущей. При этом соблюдается закон усиления, когда каждый следующий аргумент весомее и убедительнее предыдущего. Грамотный и выразительный язык.

Ничто не убивает выступление так, как речь с грамматическими и орфоэпическими ошибками. Еще одна болезнь ораторов — слова-паразиты, которые способны довести слушателей до белого каления. Основа ораторской речи — ее чистота и грамотность. Объективная и полезная информация.

Дыхание - основа звучания голоса. Правильное дыхания развитие правильного вдоха и правильного выдоха , бесшумный, короткий вдох, выдох — длительный, лавный. Постановка на публике и контакт с аудиторией: приемы вовлечения, захват и удержание внимания аудитории, создание уважения, доверия и расположение публики.

Ларошфуко : внешний вид оратора, выход на сцену, стойка оратора, пауза в выступлении. Владение содержанием речи: освоение основных стилей и жанров речи. Убеждающее, информационное выступление, художественный рассказ, анекдот, притча, торжественная речь, спонтанное выступление без подготовки.

Умение оперативно мыслить на публике, точно выражать и четко формулировать содержание. Импровизация в речи. Словесная импровизация - это умение легко, спонтанно, без предварительной подготовки говорить на любую тему.

Словесная импровизация помогает: снять паузы зависания; не заучивать дословно текст, а импровизировать на основе только 20-30 ключевых слов; выступать на высокой энергетике; легко отвечать на вопросы; уменьшить страх публичных выступлений; взбодрить аудиторию или дать ей передышку в случае необходимости; легко поддерживать светскую беседу. Креативность и остроумие в речи. Образность речи, богатство языка, расширение активного словарного запаса.

Убедительность и влияние на публику: мастерство убеждения, методы эффективной аргументации, логическое и эмоциональное воздействие. Оказание влияния на публику речью, использование манипуляции, приемы софистики и внушения. Выразительные средства речи: наглядность, владение паузой, интонационная яркость, артистизм.

Художественные приемы, выразительные средства языка: тропы, фигуры, пословицы и поговорки, фразеологизмы. Выразительность жестикуляции, детализация, драматизация, ролевое перевоплощение и гибкость, актерские техники. Публичное выступление.

Моральная настройка на успех. Мастерство ведения дискуссий, переговоров и презентаций. Эффективные методы работы с вопросами публики.

Глава 3. Основные ошибки ораторов. В Приложении к моей работе подробно изложены основные ошибки, которых следует избегать при подготовке и во время публичного выступления.

Плохая дикция, нелепые жесты, мешающая контакту с аудиторией трибуна, излишнее волнение, тривиальное начало речи, невыразительный вывод- все это может испортить самое интересное содержание. Ошибки публичного выступления Ошибка 1: Несоответствие Когда содержание слов оратора расходится с тоном речи, осанкой и языком тела, публика мгновенно это замечает. Аудитория обладает безошибочным чутьем в отношении того, что касается настроения оратора и его самочувствия.

Если вы начнете говорить «Здравствуйте, как я рад вас всех видеть.... Поэтому вместо «Я рад... Делайте все, чтобы действительно испытывать радость, выступая перед публикой.

Осознанно передавайте ваше позитивное настроение слушателям. Это важно -- люди в хорошем настроении легче воспринимают информацию, им хочется продолжать контакт. Если же вы не испытываете радости, не стоит лгать.

Лучше честно признаться: «Сегодня великий день, поэтому я волнуюсь... Ошибка 2: Оправдания Публике по большому счету все равно, волнуетесь вы или нет, как долго вы готовили свой доклад и какой у вас опыт публичных выступлений. Поэтому не нужно перед ней оправдываться в стиле «Я плохой оратор, редко говорю перед публикой, поэтому сильно волнуюсь и могу выступить неудачно...

В ее центре внимания стоит, прежде всего, она сама. Поэтому с самого начала выступления на первое место поставьте её, любимую: мысли, желания и чувства вашей аудитории. Ваша цель -- информировать, мотивировать или развлечь публику.

Поэтому важно не то, как вы говорите, и что при этом чувствуете. Важно, какую информацию аудитория при этом получает. Нужно говорить так, чтобы большая часть слушателей почувствовала: вы понимаете их стремления и желания, говорите для них и обращаетесь к каждому из них персонально.

Если вы будете действовать именно так, тогда: а гораздо больше слушателей, чем вы думаете, просто не обратят внимание на ваше волнение или же снисходительно отнесутся к нему, потому что интересуются, прежде всего, собой и своими делами. Ошибка 3. Извинения Эта ошибка похожа на предыдущую.

Начинающие ораторы любят извиняться, предлагая снять с них вину за плохое качество доклада. Публика -- не священник и не отпустит ваши грехи. Извиняйтесь только за одно -- за ваши постоянные извинения.

А лучше с самого начала избегайте того, за что нужно будет просить прощения. Если действительно есть нечто, о чем вы сожалеете, просто скажите: «Я сожалею! Но лучше всего -- умение превратить недостаток в достоинство: «У меня сегодня простуженный голос, поэтому прошу вас сдвинуться и сесть ко мне поближе.

Таким образом, сплотившись еще больше, мы продемонстрируем, что мы все -- одна команда, работающая в тесном взаимодействии». Ошибка 4: Глаза и брови Вы действительно уверены, что хорошо управляете своей мимикой? Большинству новичков только кажется, что это так.

На самом деле контролировать мимику неподготовленному человеку нелегко.

Для успешного публичного выступления нужно подумать, как расположить собранный материал, в какой последовательности его излагать, какими словами начать выступление, как продолжить разговор, чем закончить речь — одним словом, какую выбрать композицию речи. Слово «композиция» восходит к латинскому composition, означающему «составление, сочинение». В теории ораторского искусства под композицией речи понимается построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому. Когда говорят только о последовательности компонентов речи, пользуются термином архитектоника. В отличие от композиции, архитектоника статична, не связана со временем, а динамичность реализуется в композиции речи, в логике развития темы, в течении мысли оратора.

Композиции придают большое значение, называя её искусством. Искусство композиции проявляется как в продуманном расположении частей текста выступления, так и в приёмах перевода аудитории на чужую точку зрения. Не существует универсальных правил построения публичного выступления. Тема, цель, задачи, стоящие перед оратором, и состав аудитории определяют общие принципы композиции: 1 принцип последовательности последующее должно вытекать из предшествующего и быть с ним соотносимо ; 2 принцип усиления значимость, вес, убедительность аргументов должны постепенно нарастать, самые сильные в конце рассуждения ; 3 принцип органического единства изложение должно вытекать из самого материала и намерений оратора ; 4 принцип экономии достижение поставленной цели рациональным способом, с минимальной затратой усилий, времени, речевых средств. Представления о композиции речи сводятся к наличию в ней начала, развёртывания и завершения, или вступления, основной части и заключения. Успех публичного выступления во многом зависит от того, как оратор начал говорить, насколько ему удалось заинтересовать аудиторию.

Во вступлении подчёркивается актуальность темы, значение её для данной аудитории, кратко излагается история вопроса, формулируется цель выступления. Во введении особое внимание уделяется началу речи, первым фразам, так называемому зачину. К распространённым приёмам привлечения внимания аудитории относятся интересные примеры, пословицы и поговорки, крылатые выражения, юмористические замечания, цитаты допускается и парадоксальное цитирование , рассказ о каких-либо значительных событиях, риторические вопросы и др. Каждое выступление требует своего, особого, начала в зависимости от темы, вида речи, состава аудитории, степени подготовленности и эмоционального настроя самого оратора. Наиболее ответственной является основная часть ораторской речи, в которой излагается суть вопроса, последовательно разъясняются высказанные положения, доказывается их правильность. В этой части выступления необходимо соблюдать логическую последовательность и стройность изложения материала, используя соответствующий метод преподнесения материала.

Эти методы сформировались на базе многовековой ораторской практики, описаны в риторических пособиях, активно используются ораторами. Укажем на часто используемые методы изложения материала в тексте. При индуктивном методе выступающий начинает речь с конкретного случая, затем подводит слушателей к обобщениям и выводам.

Поэтому с самого начала выступления на первое место поставьте её, любимую: мысли, желания и чувства вашей аудитории. Ваша цель -- информировать, мотивировать или развлечь публику. Поэтому важно не то, как вы говорите, и что при этом чувствуете. Важно, какую информацию аудитория при этом получает. Нужно говорить так, чтобы большая часть слушателей почувствовала: вы понимаете их стремления и желания, говорите для них и обращаетесь к каждому из них персонально.

Если вы будете действовать именно так, тогда: а гораздо больше слушателей, чем вы думаете, просто не обратят внимание на ваше волнение или же снисходительно отнесутся к нему, потому что интересуются, прежде всего, собой и своими делами. Ошибка 3. Извинения Эта ошибка похожа на предыдущую. Начинающие ораторы любят извиняться, предлагая снять с них вину за плохое качество доклада. Публика -- не священник и не отпустит ваши грехи. Извиняйтесь только за одно -- за ваши постоянные извинения. А лучше с самого начала избегайте того, за что нужно будет просить прощения. Если действительно есть нечто, о чем вы сожалеете, просто скажите: «Я сожалею!

Но лучше всего -- умение превратить недостаток в достоинство: «У меня сегодня простуженный голос, поэтому прошу вас сдвинуться и сесть ко мне поближе. Таким образом, сплотившись еще больше, мы продемонстрируем, что мы все -- одна команда, работающая в тесном взаимодействии». Ошибка 4: Глаза и брови Вы действительно уверены, что хорошо управляете своей мимикой? Большинству новичков только кажется, что это так. На самом деле контролировать мимику неподготовленному человеку нелегко. Лицевыми мышцами трудно управлять без тренировки, а загадочно-соблазнительный взгляд и широко раскрытые от страха глаза разделяют всего пара миллиметров, кардинально меняющих восприятие. Психологические исследования показали, что области глаз оратора публика уделяет в 10-15 раз больше внимания, чем любой другой части лица. Брови -- главный элемент вашей мимики, они не только указывают на эмоции, но и управляют ими.

Высоко поднятые брови -- признак неуверенности и некомпетентности. Обращайте внимание на свои глаза и брови. Если они будут говорить то же, что и ваши слова, публика вас полюбит. Потренируйтесь перед зеркалом, запишите собственное выступление на видео и проанализируйте его. Ошибка 5: Подбор слов Мы слышим и понимаем отдельные слова прежде, чем понимаем все предложение целиком. Поэтому на значение отдельных слов мы реагируем быстрее и менее осознанно, чем на значение предложений. К тому же, отрицательные частицы воспринимаются позднее, чем остальные слова, а часто вообще не воспринимаются. Поэтому постоянное использование таких конструкций как «...

Помните: слова -- это картинки в голове! Недаром в древности учителя риторики говорили своим ученикам: «Расскажи мне так, чтобы я это увидел! Слова должны создавать нужную вам картинку в голове слушателей. Поэтому используйте только те слова, которые подкрепляют желаемую цель. Пусть до ушей слушателей долетает лишь то, что должно туда попасть. Если вы хотите создать позитивный настрой, тогда вместо «это не плохо», скажите «это хорошо». Создавайте позитивное настроение позитивными словами -- ведь от настроения публики зависит очень многое! Ошибка 6: Отсутствие юмора Лучше информативной речи -- только интересная речь!

Добавьте в свою серьезную речь улыбку, разбавьте шутками, расскажите забавную историю. Людям нужно периодически отдыхать. Благодарная публика ответит вам благосклонностью и вниманием. Можно посмеяться и над собой, если вы допустили какую-то оплошность -- слушатели воспримут это как признак вашей уверенности в себе и чувства собственного достоинства. Ошибка 7: Суетливость Отвлекаясь от страха перед публикой, начинающий оратор может торопливо ходить от стены к стене туда-сюда, словно маятник, проделывать суетливые манипуляции с предметами открывать-закрывать крышку кафедры, постоянно вертеть карандаш в руках и т. В итоге публика начинает следить за его перемещениями и перестает следить за темой выступления. По тому, как движется докладчик, легко понять, насколько он уверен в себе. Найдите подходящее место и займите позицию, «пустите корни».

Вы можете сидеть или стоять -- это зависит от длительности публичного выступления, особенностей помещения и проч. Главное, чтобы со своего места вы могли установить зрительный контакт со всей аудиторией. Не стоит «окапываться» на одном месте. Оратор, постоянно прячущийся за кафедрой и выходящий лишь в конце публичного выступления -- тоже не лучший вариант. Перемещайтесь, но перемещайтесь осознанно, контролируя пространство. Ошибка 9: Монотонность Ничто не утомляет так, как доклад на интересную тему, читаемый скучным монотонным голосом. Такие публичные выступления сродни китайской пытке капающей водой: вода монотонно капает не темечко истязаемого и постепенно доводит его до сумасшествия. Все слова сливаются в однообразный поток и по тональности речи нельзя понять, где заканчивается одно предложение и начинается другое.

Напротив, искусный оратор мастерски владеет своей речью. Чтобы держать публику «в тонусе» он постоянно варьирует громкость и силу своего голоса, придавая ему живости.

Соблюдение основных требований к языку выступления

Итак, вспомните свое выступление, прошлое или будущее, и постарайтесь определить, к какому виду речей оно больше относится? Если не в целом, то в его частях: такой-то блок принадлежит к совещательной, потом некоторая часть к судебной, и затем такой-то блок к эпидектической. К телемедицинским технологиям относят. Следующая запись. Доступность и качество медицинской помощи обеспечивается. Следующий аспект речевой культуры – выполнение определенных требований к языку публичного выступления, к речи оратора. Какими качествами должна обладать эта речь? Для ответа на этот вопрос следует представить систему отношений между. Разговорный стиль относится к устной форме функционирования языка. Однако некорректно смешивать понятия «устная речь» и «разговорный стиль», поскольку первое — явление, более объемное по своему содержанию. 5. Произнесение речи: работа оратора с аудиторией. 6. Основные типы устной публичной речи. 1. Термин ораторское искусство латинского происхождения, его синонимами являются греческое слово риторика и русское красноречие. В классическом труде Аристотеля «Риторика» описываются три модуса, из которых должна состоять успешная речь оратора – логос, пафос и этос. В этой статье мы расскажем о том, какова роль каждого из них при подготовке убеждающей речи.

Что такое риторика: термин, предмет, внутренняя классификация

Бизнес-тренер Эльмира Жайшаева добавляет, что способность убеждения — это не только выверенная, литературно правильная речь, но и жестикуляция, игра голосом, манеры. А значит, риторика — своего рода искусство. Еще раз прослушайте свою речь в записи: понять свои ошибки помогут книги, семинары или небольшие видеоролики. Ориентируйтесь на лучших: посмотрите выступления самых известных ораторов современности – как они держатся, как ставят голос и дикцию. 1. Речь должна быть сбалансирована по темпу. Торопливость, обычно вызванная робостью оратора, создает впечатление, что выступающий «отделывается». Вялая речь тоже неэффективна, т. к. вызывает безразличие к теме выступления. Публичная речь — это главная составляющая ораторского искусства. Она потребуется ораторам для грамотного воздействия на слушателя, то есть для внушения и убеждения в какой-либо информации. В рамках этого вектора хорошая речь – это речь, которая способна произвести нужный эффект и убедить. Задача оратора – заставить слушателя согласиться, вызвать симпатию, а после – сделать то, что хочет ритор. Выбор темы и определение целевой установки. Подготовка к любому выступлению начинается с определения темы речи. Если тема речи задана, то оратору необходимо её конкретизировать и уточнить.

Практическая направленность и новизна проекта:

Статус проблемы представляет собой вопрос, исходя из которого ритор строит тему и развивает аргументацию. Если проблема заключается в самом факте и рассматривается круг вопросов о том, что именно произошло, то мы имеем дело со статусом установления - обсуждаем, устанавливаем и излагаем конкретный факт. Если факты установлены, но спорным остается вопрос о том, что они собой представляют, к какой области реальности относятся, мы имеем дело со статусом определения. Если установлены факты и определено, что они собой представляют, но спорным является смысл, квалификация факта - неясно, какое конкретно решение следует принять, то мы имеем дело со статусом оценки. Если проблемы обсуждаются непоследовательно и мысль перескакивает к новому вопросу, не разрешив поставленные прежде, то окончательное решение, если даже оно будет принято, окажется поверхностным и несовершенным.

Очевидно, например, к чему может привести обсуждение вины человека, если не установлено, совершил ли он в действительности поступок, который ему приписывают. Правило последовательности мысли относится к любой проблеме: например, о том, что в воспитании самое трудное дело - направление свободы воли, можно говорить только в том случае, если не нужно доказывать, что свобода воли существует и что молодых людей нужно воспитывать. Если же аудитория сомневается в этом, то очевидно, что обсуждение темы придется начать с вопросов о необходимости воспитания статус определения или о наличии у человека свободы воли статус установления. Предмет высказывания - мысленное содержание речи, суждение о котором может быть истинным или ложным.

Предмет высказывания является той точкой зрения, той стороной проблемы, которую ритор избирает для полного и обоснованного ее раскрытия и решения. Одной и той же проблеме могут соответствовать различные предметы речи. В данном случае предметом речи является «направление свободы человеческой», но ритор мог избрать и иной предмет речи для решения стоявших перед его аудиторией проблем. Предмет высказывания определяется исходя из особенностей аудитории и из тех идей, которые ей свойственны и интересны.

Предмет речи определяется таким образом, чтобы он мог быть значимым и актуальным. Темой высказывания называется главная мысль высказывания, представляющая собой суждение и выраженная полным завершенным предложением «В воспитании самое трудное дело - направление свободы человеческой». Всякая разумная, грамотная, целесообразная речь, независимо от ее объема, содержания, формы, будь то ораторское выступление, историческое сочинение, научный трактат, художественное произведение, содержит одну и только одну тему, из которой развертывается все ее содержание. В свою очередь, тема представляет собой высказывание, речь, свернутую до одного предложения и потому имеющая в качестве предмета речи одно понятие или образ.

Правильно сформулированная тема отвечает следующим основным требованиям. Тема представляет собой по возможности простое и завершенное предложение. Тема должна быть краткой и легко воспроизводимой. Тема должна быть понятной как аудитории, так и самому ритору.

Одни, например, держатся уважительно по отношению друг к другу, не прибегают к нечестным приемам и уловкам, не допускают резкого тона. Они внимательно анализируют доводы, которые предлагает оппонент, и основательно аргументируют свою позицию. Как правило, во время такого спора стороны испытывают глубокое удовлетворение, желание разобраться в обсуждаемых проблемах. Другие же, вступив в спор, начинают себя чувствовать, как на войне, поэтому они применяют непозволительные приемы. Главное — наголову разбить противника, поставив его в невыгодное, с их точки зрения, положение. Значит, и вам нужно находиться в боевой готовности. Наконец, есть и такие горе - спорщики, которые ведут себя самым непозволительным образом.

Они в грубой форме обрывают оппонента, унижают его оскорбительными выводами, говорят пренебрежительным или презрительным тоном, насмешливо переглядываются со слушателями, одним словом, ведут себя как невоспитанные люди. Таким образом, поведение полемистов, безусловно, влияет на успех обсуждения, поэтому понимание особенностей манеры спорить, умение на лету ловить изменения в поведении своих оппонентов, конечно, позволяет лучше ориентироваться в споре, наиболее точно выбирать вариант собственного поведения и определять тактику в споре. Назначение текста — воздействовать на читателя, сформировать определенное мнение у читателя. Значит, перед нами текст публицистического стиля речи. Многосоюзие при соединении однородных членов предложения и их попарное соединение также характерная черта публицистического стиля. Родина — это очень много. Это и тропинка с бродом через ручей, и пространство в одну шестую всей земной карты.

Это и ракета, нацеленная к луне, и птицы, летящие на Север над нашим домом. Это имена людей, названия новых машин, танцы, которым неистово хлопают во всех городах Земли. Это главный конструктор ракет и бакенщик, зажигающий огни на Волге. Это мой отец - машинист и твой отец — чабан. Это ты и я с нашим миром чувств, с нашими радостями и заботами. Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что делаем доброго, прибавляет сил ему.

Песков В публицистическом стиле нередки обращения типа дорогие друзья, дорогие мои слушатели и т. Публицистический стиль близок к художественной речи, и в нем так же широко используются обособленные члены предложения, служащие средством создания образности. Автор — А. Чтобы читать хорошо, то есть нескучно и с пользой для слушателей, нужно обладать самым ясным представлением о своих силах, о тех, кому читаешь и о том, что составляет предмет твоей речи. Кроме того, надо быть человеком себе на уме, следить зорко и ни на одну секунду не терять поля зрения. Хороший дирижер, передавая мысль композитора, делает сразу двадцать дел: читает партитуру, машет палочкой, следит за певцом, делает движение в сторону то барабана, то валторны, то проч. То же самое и я, когда читаю.

Передо мною полтораста лиц, не похожих одно на другое, и триста глаз, глядящих мне прямо в лицо. Цель моя — победить эту многоголовую гидру. Если я каждую минуту, пока читаю, имею ясное представление о степени ее внимания и о силе разумения, то она в моей власти. Каждую минуту я должен осаживать себя и помнить, что в моем распоряжении только час и сорок минут. Одним словом, работы немало. В одно и то же время приходится изображать из себя и ученого, и педагога, и оратора, и плохо дело, если оратор победит в вас педагога или ученого. Читаешь четверть, полчаса и вот замечаешь, что студенты начинают поглядывать в потолок, на Петра Игнатьевича, один полезет за платком, другой сядет поудобнее, третий улыбнется своим мыслям… Это значит, что внимание утомлено.

Нужно принять меры. Пользуясь первым удобным случаем, я говорю какой- нибудь каламбур. Все полтораста лиц широко улыбаются, глаза весело блестят, слышится недолгий шум моря… Я тоже смеюсь. Внимание освежилось, и я могу продолжать. Чехов - О чем рассказывает автор в этом тексте? Чехов выступает перед студентами - Какие меры принимает Чехов, чтобы удержать внимание слушателей? Беседа с классом по основным понятиям урока.

Все они подчеркивают, что оратор — это человек, умеющий говорить красно, то есть красиво, образно, выразительно. В современном русском литературном языке слово оратор многозначно. Так, толковые словари отмечают следующие его значения: 1. Лицо, профессионально занимающееся искусством красноречия у античных народов ; 2. Лицо, произносящее речь, выступающее, говорящее в собрании; 3. Человек красноречивый, обладающий даром произносить речи. Поэтому в художественной литературе, в периодической печати, в обиходной речи встречается употребление этого слова в разных значениях.

В теории ораторского искусства слово оратор используется как термин. В этом случае оно имеет только одно значение — оратором называется любой человек, произносящий публичную речь. Термин оратор не имеет качественной характеристики и нуждается в дополнительных определениях: хороший оратор, плохой оратор, скучный оратор, выдающийся оратор, блестящий оратор и др. Говорить могут все, но говорить красиво, доходчиво, четко, увлекательно и интересно, а также уверенно держаться перед аудиторией может далеко не каждый. Умелое владение словом, грамотное изложение материала, умение держаться перед публикой — лишь часть того, чем должен обладать оратор. Находясь в центре внимания, говорящий должен уметь привлечь внимание и своим внешним видом, и своими природными данными, и манерой говорить и держаться. Как правило, профессиональный оратор — это человек эрудированный, высокоинтеллектуальный, свободно ориентирующийся как в литературе и искусстве, так и в науке и технике, а также в политике и современном устройстве общества.

Лекция учителя об особенностях ораторской речи.

Многие спичрайтеры рекомендуют периодически разбавлять речь шуткой или анекдотом «в тему». Безусловно, они правы. Но только надо применять этот метод настолько грамотно, чтобы анекдот не был воспринят аудиторией шуткой ради банальной шутки. В своей книге Джеймс Хьюмс делится ещё одним секретом.

С его помощью ваша ораторская речь будет по-настоящему блестящей: чтобы проверить, насколько шутка удачна, используйте правило трёх Р - реалистичность, релевантность и рассказ а не зачитывание заготовки с листа. Запомните ещё одно золотое правило: молчите, когда ваши глаза опущены вниз. Сначала вы должны прочитать текст, после этого сделать паузу, восстановить зрительный контакт с аудиторией и только после этого продолжайте говорить. Организация текста. Черчилль записывал свою речь в форме стиха.

Он разделял её на отдельные фразы и каждую из них писал с новой строки. С этим приёмом его выступление всегда выглядело убедительным.

И вдруг заметила соседка : как только она принимается хлеб..

Yanaovchar 28 июн. Звуки речи 2. Сами звуки 1.

Песня 2. Басня 3. Составить сложный план на : тему звуки речи?

Slova37 28 июн. Разберите предложение по составурозы укрывают на зиму потому, что побеги непокрытая снегом обмерзают Санек26052003 28 июн. Дополнение сущ.

Определение в данном случае это прилагательные - 1..

Средства выразительности деловой речи

Приемы ораторского искусства: секреты и техники - Как стать хорошим оратором: от А до Я Оратор (от лат. orare –говорить) – это уже римский термин, обозначающий того, кто выступает с речью, а также обладает даром красноречия. Вершиной развития ораторского искусства является деятельность Цицерона.
Виды ораторской речи В то же время устная речь имеет целый ряд преимуществ, выгодно отличающих ее от письменной работы. Эти преимущества надо использовать, чтобы окружающие воспринимали ваше выступление как речь хорошего специалиста и интересного оратора.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий