Кто в марте 1965 года на пленуме цк кпсс провозгласил новые ориентиры аграрной политики

Решения мартовского (1965 г.) пленума ЦК КПСС по сельскому хозяйству: был установлен новый порядок планирования: главный акцент в политике на селе сделан на повышение роли министерства сельского хозяйства в планировании и руководстве сельскохозяйственным. В статье рассматривается влияние решений мартовского 1965 г. Пленума ЦК КПСС, который стал переломным этапом в истории крестьянского семейного хозяйства в Советском Союзе. По уровню потребления продовольствия на душу населения в 1969 г. страна откатилась до уровня 1960 г. Но эта информация была убрана из «рабочего» варианта доклада Брежнева на июльском (1970) пленуме ЦК КПСС. На рубеже 1960-х гг. провал аграрной политики был очевиден. В марте 1965 г. руководство страны предпринимает попытку для разработки новой, эффективной аграрной политики. Мартовский пленум решил сделать упор на увеличение личной заинтересованности колхозов и на развитие ЛПХ. Мартовский Пленум (1965 г.) положил начало новому этапу аграрной политики. в условиях развитого социализма.

С х ссср 1965 1985 г. Эпоха застоя в ссср

На пленуме ЦК КПСС (март 1965 года) Первый секретарь Центрального Комитета КПСС Л.И. Брежнев выступил с докладом «О неотложных мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства в СССР». 24 марта 1965 года состоялся Пленум ЦК КПСС, на котором были приняты неотложные меры по развитию сельского хозяйства СССР. С докладом по основному вопросу выступил Леонид Брежнев. Аграрная реформа 1965 года и ее результаты. В марте 1965 года руководство СССР объявляется о начале реформы в аграрном секторе. Основные идеи данной реформы были следующими. На рубеже 1960-х гг. провал аграрной политики был очевиден. В марте 1965 г. руководство страны предпринимает попытку для разработки новой, эффективной аграрной политики. Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства. Доклад на Пленуме ЦК КПСС 27 сентября 1965 года.

В ЗЕРКАЛЕ ИСТОРИИ. БОРЬБА ЗА ХЛЕБ (часть 5)

Хрущев был отправлен в отставку со всех постов по состоянию здоровья. Перед А. Косыгиным высшим партийным руководством была поставлена задача проведения широких преобразований в экономике, которые затем назовут «косыгинской реформой». Главной целью реформы являлось повышение эффективности работы народного хозяйства, повышение темпов его роста и на этой основе улучшение жизненного уровня населения.

Основные фонды предприятия оставались в государственной собственности, и предприятия должны были вносить за них государству арендную плату. Топливо, энергию и сырье предприятиям предстояло покупать. Это должно было побудить директоров экономить ресурсы и сырье.

Предполагалось, что предприятия будут освобождены от мелочной опеки руководящих органов, им сверху будут спускаться лишь самые общие параметры развития. Обязательные для выполнения плановые показатели были сокращены с 30 до 9. Таким образом, предприятие получало право относительно самостоятельно вести свою хозяйственную деятельность и распоряжаться частью полученной прибыли.

Получаемая предприятием прибыль делилась на три фонда: фонд развития производства, фонд материального поощрения и фонд социально-культурного и бытового развития. Рабочие и служащие очень быстро почувствовали, что выполнение плана ощутимо влияет на получение денежных премий. Характерным явлением для того периода времени стала премия по итогам года или так называемая «13-я зарплата».

Серьезным стимулом для работников в условиях дефицита жилья в городах стало быстрое получение квартир на перевыполняющих план предприятиях. Кроме того, в промышленности было восстановлено отраслевое управление через министерства введенные Н. Хрущевым в 1957 г.

В 1966 г. В конце 1960-х гг. Преобразования затронули и сельское хозяйство.

В марте 1965 г. Для колхозов и совхозов были снижены плановые показатели. Закупочные цены повышались в 1,5-2 раза, а сверхплановые поставки должны были осуществляться по повышенным ценам.

Кроме того, с колхозов и совхозов списывались долги, а цены на технику и запчасти снижались. С целью повышения материальной заинтересованности колхозников трудодень был заменен ежемесячной гарантированной оплатой деньгами и продуктами по нормам, действовавшим в совхозах. В целом за счет экономических мер предусматривалось изменить пропорции распределения национального дохода в пользу сельского хозяйства.

Менялась государственная политика и в отношении личного подсобного хозяйства ЛПХ. Из ограничительной периода Хрущева она становилась разрешительной, ЛПХ стало рассматриваться важным каналом поступления сельскохозяйственной продукции в общественное потребление. Как следствие, уже в 1966 г.

За 1966-1970 гг. Увеличился технический парк сельского хозяйства. Так, число тракторов к 1970 г.

В результате экономических преобразований удалось улучшить все важнейшие народнохозяйственные показатели. За годы восьмой пятилетки 1966-1970 гг. Было сдано в строй около 1900 крупных предприятий.

В целом объем национального дохода к концу 1960-х гг. Эффект от проведения реформы в первые годы ее реализации превзошел все ожидания. Восьмая пятилетка получила название «золотой» из-за выполнения и перевыполнения плановых показателей.

Однако в ходе «косыгинской реформы», как и в годы НЭПа, начавшиеся экономические преобразования встретили глухое недовольство со стороны разросшейся после прекращения сталинских репрессий бюрократии. В качестве примера можно привести начатый в 1967 г. В результате численность работников комбината за два года сократилась с 6 до 5 тыс.

Также известность получил так называемый «злобинский метод» в строительстве по имени бригадира Н. Злобина из подмосковного Зеленограда: бригада строителей брала подряд на весь цикл работ, которые она обязывалась закончить вовремя и качественно. При этом члены бригады сами определяли объемы дневной выработки, распределение обязанностей и размер заработной платы.

В результате численность рабочих сокращалась, производительность труда повышалась, а сроки строительства сокращались. Казалось бы, все плюсы были налицо. Однако прогрессивный опыт Щекинскогого химкомбината и бригады Н.

Злобина не получил широкого распространения, так как, по мнению партийных функционеров внедрение подобной практики на других предприятиях могло привести к появлению безработицы, что было недопустимо в рамках концепции «развитого» социализма и дальнейшего построения коммунизма. Также возникал вопрос об оплате административно-управленческого персонала, сократить который было весьма сложно. В итоге дальше экспериментов дело не пошло.

Показатели восьмой пятилетки подтверждают, что реформа активизировала трудовую деятельность, но в то же время, по мнению многих хозяйственников, оживление трудовой активности определялось тогда своеобразным «междуцарствием»: совнархозов уже не было, а министерства еще не набрали силу и власть. Современные экономисты полагают, что в условиях однопартийной системы и централизованной плановой экономики даже эффективные показатели реформы Косыгина не могли перевесить возникшие в результате ее реализации противоречия, которые выражались в невозможности долгосрочного сочетания в СССР рыночных и директивных рычагов управления. По их мнению, реформа изначально была обречена на неуспех, и этому способствовал целый комплекс причин: — непоследовательность и половинчатость уже в самом замысле реформы.

Допущение рыночных начал в жестко централизованную плановую экономику, как показывает мировой и отечественный опыт, дает лишь кратковременный эффект, а затем вновь происходит доминирование административных принципов и подавление экономических. Уже в 1971 г. Совет Министров СССР принял постановление «О некоторых мерах по улучшению планирования и экономического стимулирования промышленного производства».

Государство вновь стало устанавливать задания по производительности труда, тогда как во второй половине 1960-х гг. Изменения в народном хозяйстве мыслились, прежде всего, как сумма организационно-технических мер, не связанных напрямую с изменением общественных институтов, на которые опирался прежний хозяйственный механизм. Ни о какой демократизации производственных отношений, изменении форм собственности и перестройке политической системы речь даже не шла; — слабая кадровая подготовленность и обеспеченность реформы.

Инерция мышления руководящих хозяйственных кадров, давление на них прежних стереотипов, отсутствие творческой смелости и инициативы у непосредственных исполнителей преобразований обусловили половинчатость замысла реформы и обрекли ее в конечном итоге на неудачу; — противодействие реформе со стороны партийного аппарата и его руководителей Л. Брежнева, Н. Подгорного, Ю.

Андропова , боявшихся, что экономика может выйти из-под партийного контроля, а реформа — поставит под сомнение сущность социалистического строя. В процессе противостояния реформаторских и консервативных сил, последние получили поддержку в лице главы КПСС Л. По свидетельству В.

Крючкова, бывшего руководителя КГБ и близкого соратника Ю. Андропова, принципиальные разногласия разделяли также Косыгина и Андропова. Андропов опасался, что предлагаемые Косыгиным темпы реформирования могут привести не просто к опасным последствиям, но и к размыву советского социально-политического строя.

Реформа имела и побочные негативные эффекты. Во-первых, процветали те предприятия, на продукцию которых цены были высокие приборостроение, оборонная промышленность , а угольная и пищевая отрасли заведомо становились убыточными. Вторым побочным эффектом реформы стало стремление предприятий не вкладывать средства в развитие производства, а тратить прибыль на повышение оплаты труда.

При этом, предприятия по-прежнему получали государственную помощь, пользовались централизованным снабжением. Еще одной причиной свертывания реформы стала закрепившаяся тактика частных поправок. В практику стали возвращаться старые методы мелочного контроля и опеки хозяйственных структур, вмешательства партийно-советских органов в повседневную жизнь предприятий.

Британский историк Джеффри Хоскинг называет свои причины крушения реформы Косыгина: во-первых, для того, чтобы в полной мере использовать те возможности, которые она открывала, предприятия должны были сами назначать цену за свою продукцию, но как раз этого права они и не получили; во-вторых, для успешного проведения реформы необходимо было внедрять в производство новые технологии, но в экономике, где успех измеряется ежегодным выполнением плановых показателей, этого вообще трудно было добиться. Внешним поводом для фактического отказа от продолжения экономической реформы стали политические кризисы 1968 г. В 1969 г.

На декабрьском пленуме ЦК были приняты решения, в которых была зафиксирована привычная «обойма» административных методов управления: призывы к рациональному использованию производственных ресурсов, более жесткому режиму экономии в народном хозяйстве, укреплению трудовой и государственной дисциплины и т. Хотя формально реформу никто не отменял. Как и в конце 1920-х гг.

Таким образом, «косыгинская реформа» не смогла переломить неблагоприятные тенденции в экономическом развитии страны, и усилия партийного аппарата свели ее на нет. Реформа 1965 г. Последний гвоздь в реформу вбил золотой дождь «нефтедолларов», пролившийся на нашу страну в 1970-е гг.

Хрущева в октябре 1964 г. Время «оттепели», энергичного, но часто непродуманного реформаторства, сменилась временем «застоя», периодом, отмеченным печатью консерватизма. После отстранения Хрущева от власти полного возврата к сталинизму не произошло.

Новое руководство страны во главе с Л. Брежневым выбрало курс дальнейшего умеренного постепенного совершенствования социализма. В условиях научно-технической и технологической революции в мире, замены экстенсивных методов интенсивными в СССР был взят курс на проведение социально-экономических реформ.

В 1965 г. Суть реформы состояла в следующем: 1 обновить хозяйственный механизм страны; 2 расширить самостоятельность предприятий; 3 использовать в действии материальные стимулы; 4 дополнить административное регулирование экономическим. Реформа дала некоторые результаты: 1 было возведено 1900 промышленных предприятий; 2 создавались производственные объединения; 3 была закуплена дорогостоящая техника; 4 приостановлено снижение темпов роста экономики; 5 повысилась заработная плата рабочих и служащих.

Наблюдалась необходимость реформирования агропромышленного сектора: в 60-е гг. Реализация реформ в аграрной сфере и промышленности наиболее активно происходила в годы восьмой пятилетки 1965—1970 гг. Суть реформы: 1 планировалось усилить материальную заинтересованность колхозников и работников совхозов; 2 произвести реорганизацию в области планирования, ценообразования, финансирования и кредитования сельскохозяйственного производства.

Положительные результаты: 1 развернулись программы химизации и мелиорации земель; 2 началось строительство крупных животноводческих и перерабатывающих комплексов. Осуществление реформ натолкнулось на противоречие ее замысла с командно-административными методами управления: 1 согласно реформе в промышленности предлагалось опереться на товарно-денежные отношения и экономические методы управления. Предприятия должны были самостоятельно планировать темпы роста производительности труда, снижение себестоимости, среднюю заработную плату.

В их распоряжении должна была оставаться большая доля прибыли, которую можно было направлять на повышение зарплаты; 2 но основы командной системы реформа не демонтировала. Был восстановлен отраслевой принцип управления экономикой через министерства. Оставалось в силе директивное планирование, работа предприятий оценивалась по показателям выполнения плановых заданий; 3 механизм ценообразования оставался прежним.

Все цены устанавливались в административном порядке; 4 сохранилась старая система снабжения предприятий сырьем, машинами, оборудованием и пр. Уже к концу 60-х гг. На грандиозные программы необходимо было выделять колоссальные средства, которых не хватало.

В результате реформы пошли на убыль. Не смогли спасти положение даже большие валютные поступления 1970-х гг. Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто.

Используйте форму, расположенную ниже Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны. Федеральное агентство по образованию Российской Федерации Челябинский Государственный Университет Институт экономики отраслей, бизнеса и администрирования Реферат на тему: « Р еформы К осыгина 1965 года » Введение 1. Начало карьеры 2.

Отношение к правлению Сталина 4. Отношение к политике Хрущёва 5. Причины провала реформ меньше всего связывают с личностью А.

Главными виновниками срыва реформ выступали Брежнев Л. Брежнев и Подгорный оттесняли Косыгина «на вторые - третьи роли». И, безусловно, «косыгинские реформы» - чем дальше, тем больше - принимались в штыки Брежневым и некоторыми его сторонниками, попытки Косыгина вылечить советскую экономику были во многом изначально обречены.

Начало карьеры В брежневском Политбюро Косыгин был самой яркой фигурой, последним крупным выдвиженцем Сталина. Его карьера была фантастически стремительной. Косыгин родился и начал свою карьеру в Ленинграде, где окончил Текстильный институт.

Всего за три года он прошёл путь от мастера текстильной фабрики до председателя Ленинградского горсовета, а 2 января 1939 года становится наркомом текстильной промышленности СССР. Молодой нарком текстильной промышленности снискал уважение не только Сталина. Такие довольно разные по степени приближённости к Сталину и по характеру люди, как Молотов, Микоян, оценивали деловые и личные качества Косыгина достаточно высоко.

Молотов в своих беседах с писателем Феликсом Чуевым оставил о Косыгине следующий отзыв: «Косыгин - честный человек, глубоко партийный. Лучше других». Микоян относился к Косыгину более критически, но, тем не менее, признавал, что «он был опытным хозяйственником».

В общем, Косыгин сумел удачно вписаться в сталинскую команду, заслужив благосклонность вождя тем, что не играл в большую политику, а всецело занимался своими прямыми обязанностями в сфере лёгкой промышленности. Уже в апреле 1940 года он становится заместителем председателя Совнаркома СССР и председателем Совета по товарам широкого потребления при этом же Совнаркоме. Осуществлял эвакуацию заводов из Харькова, Москвы.

Он был одним из инициаторов строительства знаменитой «Дороги жизни» вдоль восточного берега Ладожского озера. Персонально на Косыгина были возложены задания по строительству трубопровода по дну Ладожского озера и подготовке к открытию судоходства по озеру. Успешно справлялся Косыгин и с поручением правительства по обеспечению Красной Армии инженерными и сапёрными средствами.

В 1948 году он становится членом Политбюро ЦК и министром финансов. В 1949 году над Косыгиным нависла смертельная опасность. Грянуло «Ленинградское дело».

Тракторов было поставлено 400 тыс. Руководство страны приняло решение укрепить колхозы и машинно-тракторные станции МТС руководящими и механизаторскими кадрами. В колхозы было отправлено более 120 тыс.

Для повышения материальной заинтересованности колхозов , заготовительные цены на скот и птицу были повышены в 5 раз, на молоко и масло в 2 раза, картофель в 2,5 раза. Огромное значение для сельскохозяйственного производство имело решение зерновой проблемы, которая на тот момент оставалась не решенной. В 1954 г.

Предусматривалось ввести в производство пригодные для пахоты земли, которые располагались в полузасушливой зоне на востоке страны в Заволжье, Сибири и Казахстане. Эта работа должна была принять массовый характер. Первоначально предусматривалось освоение 13 млн.

Но поскольку на местах была нехватка рабочих рук, правительство использовало финансовые меры для стимулирования целых семей для переезда на целину. Однако распашка новых земель не давала окончательного решения всех проблем, а лишь только позволила стране выйти из критического положения и набрать новые силы. К концу 1950-х началась ликвидация укрупненных ранее колхозов и многие были преобразованы в совхозы.

К 1965 г. Незаконная ликвидация личного подсобного хозяйства, привела к снижению темпов сельхозпроизводства. На рубеже 1960-х гг.

В марте 1965 г. Также усовершенствовать систему заготовок, колхозам и совхозам предоставить самостоятельность в решении внутрихозяйственных вопросов[5, С. Капитальные вложения на развитие сельского хозяйства по всему комплексу работ составили 96,2 млрд.

Проводя перевооружение сельского хозяйства на новой технической основе, руководство страны ставило задачу увеличить поставки сельскохозяйственной техники колхозам и совхозам. В апреле 1965 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР принимают постановление «Об обеспечении сельского хозяйства тракторами, сельскохозяйственными машинами, транспортными средствами, землеройной техникой и минеральными удобрениями в 1966-1970 гг.

В 1966 г. Суммарная мощность двигателей всех тракторов составила 12,8 млн.

Административно-управленческий персонал организаций и предприятий, находящихся в ведении Министерства сельского хозяйства РСФСР, был значительно уменьшен. А также по организации НИИ по вопросам орошаемого земледелия [5]. В рамках штатного расписания была разработана структура Министерства сельского хозяйства автономной республики, управления сельского хозяйства, крайисполкома, облисполкома [6]. Ранее существовавшие территориальные, производственные, колхозно-совхозные управления по руководству сельским хозяйством [7] Ruskol, Denisov, 1964 были разукрупнены. Вместо них образовали районные межрайонные производственные управления сельского хозяйства [8]. Последние до 13 ноября 1969 г. Управлениям сельского хозяйства райсполкомов передавалось в непосредственное подчинение сельскохозяйственное производство, на территории сельских поселений района.

Основу работы районных управлений сельского хозяйства райисполкомов составляли квалифицированная контрольно-ревизионная, экономическая, научно-техническая, технологическая деятельность [9, 10]. Анализ и изучение приведенного законодательства, а также предпринятых государством мер по структурной перестройке Министерства сельского хозяйства СССР и подчиненных ему организаций, учреждений, структурных единиц управления низового звена показали оправданность, необходимость, неотложность и целесообразность принятых мер. В частности, районные управления сельского хозяйства максимально приблизились к колхозам и совхозам, что давало возможность выстраивать руководство на подведомственных территориях с учетом состояния дел, преимуществ и особенностей каждой производственной единицы сельского хозяйства. Изменения, реструктуризации, происходящие в аграрной политике в исследуемый период, их отражение на экономике в период замедления темпов роста сельскохозяйственного производства наблюдал, анализировал и изучал весь научный мир, о чем свидетельствуют публикации иностранных исследователей. Так Ян Адам в своей монографии подробно показал ход экономических реформ, в Советском Союзе начиная с 1960 г. Указанные авторы отмечали не только слабость сельского хозяйства, серьезные сохраняющиеся проблемы советского государства начала и середины 1960-ых гг. Возвращаясь к событиям середины 1960-х г. Названные факультеты открыли во всех республиках Советского Союза при сельскохозяйственных высших учебных заведениях. В РСФСР факультеты повышения квалификации открыли в 42 высших учебных заведениях сельскохозяйственного профиля.

Финансирование и содержание указанных факультетов производилось за счет союзного бюджета. Кандидатуры на отделения руководящих кадров совхозов и колхозов утверждались партийными органами на уровне центральных комитетов союзных республик, крайкомов и обкомов партии. На отделения повышения квалификации ежегодно направлялось 36400 человек. На отделениях подготовки руководящих кадров ежегодно обучалось 5100 человек [19]. В марте 1966 года политика подготовки кадров для сельского хозяйства повторилась на республиканском уровне. Руководство РСФСР приняло постановление «О дальнейшем улучшении системы повышения квалификации руководящих кадров колхозов и совхозов и специалистов сельского хозяйства», утвердившее сеть школ для повышения квалификации Курсы повышения квалификации при научно-исследовательских институтах, опытных и машиноиспытательных станциях, сельскохозяйственных техникумах и т. За слушателями школ сохранялся среднемесячный заработок по месту работы, кроме того им выплачивалась ежемесячная стипендия в размере 40 рублей [20]. Уместно отметить, что ранее, начиная с 1959 г. Совхозы предусматривали эти средства в производственно-финансовых планах.

Учащимся выплачивалась стипендия, выдавалась спецодежда, обеспечивалось бесплатное питание, начиная с приема 1960 года, не менее 4 месяцев проводилась производственная практика с оплатой труда учащихся по существующим на предприятиях нормам и расценкам [21]. Общежития учащимся и жилая площадь преподавателям и мастерам предоставлялись не всегда из-за отсутствия таковой.

Первые предпринятые в этой области шаги многообещающими. Формальные основания для подобной увязки очевидны, поскольку находятся на поверхности. Достаточно сослаться на два хронологически последовательных факта. Первый: 19 марта 1965г. Косыгин выступил с основным докладом на расширенном заседании Госплана СССР, когда состоял ось принципиальное обсуждение основных вопросов плана народнохозяйственного развития СССР на 1966-1970гг. Второй: также главным докладчиком А.

Косыгин явился в сентябре 1965г. Оба факта довольно красноречивы. Несмотря на то, основываться только на них было бы недоступным упрощением. На какой стадии формационного развития находился Советский Союз, адекватна ли она объективным требованиям и тенденциям социально-экономического прогресса - о том в ту пору, к сожалению, не задумались. Вне всякого внимания оказалось также глубинное противоречие между народнохозяйственным расчетом и хозрасчетом предприятия. Пленуму цк КПСС. Оно и стало таким, выполнив отведенную ему роль. И уже по итогам его работы с исчерпывающей ясностью обозначился акцент не столько на устранение тенденции отсталости, сколько на "антикризисное управление".

Устранение диспропорций и сведение баланса, обеспечение качества продукции и эффективности капиталовложений — таким вышел заключительный итог. В плане должно быть предусмотрено повышение эффективности капитальных вложений, сокращение сроков строительства и ввода новых предприятий, более быстрое освоение новых мощностей, увеличение выпуска продукции с действующих основных фондов, лучшее размещение производства и совершенствование его организации, рациональное использование производства и совершенствование его организации, рациональное использование трудовых ресурсов страны, совершенствование структуры внешней торговли. Пленумом была поставлена задача устранить негативные последствия хрущевских экспериментов на селе. Пленумом в своем решении был вынужден признать, что в последние годы «сельское хозяйство замедлило темпы своего развития. Планы его развития оказались невыполненными. Медленно повышалась урожаи сельскохозяйственных культур. Производство мяса, молока и других продуктов за это время увеличилось также незначительно. Брежнев был активным сторонником капиталовложений в аграрный сектор, которые превысили пятую часть всех инвестиций.

В результате в этом отношении сельское хозяйство впервые заняло почетное место в ряду приоритетных отраслей народного хозяйства, обогнав даже легкую промышленность. Резко усилил ось финансирование аграрного сектора. В 1966-1980 годах по официальным данным туда было направлено 383 млрд. За счет этих средств началось осуществление грандиозных программ по комплексной механизации, электрификации сельского хозяйства, мелиорации и химизации почв.

Экономика СССР в 1960-е года. Период застоя

В марте 1965 года на Пленуме ЦК КПСС была поставлена задача устранить негативные последствия хрущевских экспериментов на селе. Как заявлял Хрущев в докладе «О мерах дальнейшего развития сельского хозяйства СССР» на пленуме ЦК КПСС 3 сентября 1953 г., «особое значение приобретает задача улучшения питания населения. Переломным моментом в осуществлении экономической реформы стал сентябрьский Пленум ЦК КПСС 1965 г. Предприятия и объединения переводились на хозрасчет. Вводилась оптовая торговля продукцией производства. Решения мартовского (1965 г.) пленума ЦК КПСС по сельскому хозяйству: был установлен новый порядок планирования: главный акцент в политике на селе сделан на повышение роли министерства сельского хозяйства в планировании и руководстве сельскохозяйственным. Собственно с этой точки начинается откат к рыночной экономике и демонтаж социалистической системы, дальше шло уже только углубление. Постановление Пленума ЦК КПСС 29 сентября 1965 г. Принятые после мартовского 1965 г. Пленума меры оказались сильной инъекцией в больной организм, однако материально-финансовые вливания скоро не давали адекватного эффекта.

Период стагнации в советском сельском хозяйстве (1965 - 1985 гг.): историко-правовой обзор

В 1965 г. на новый порядок работы в качестве эксперимента были переведены 43 предприятия лёгкой и пищевой промышленности. Внедрение хозрасчёта и самоокупаемости в промышленности продолжилось в последующие годы. Аграрная реформа 1965 года и ее результаты. В марте 1965 года руководство СССР объявляется о начале реформы в аграрном секторе. Москва: Политиздат, 1965. Если в 1967 году (в разгар косыгинских реформ) на закупку зерна было затрачено 50,2 тонны золота, то в 1972 году — 458,2 тонны (!) (эти данные историки А. Коротков и А. Степанов обнаружили в архивах Политбюро ЦК КПСС). 1 замену для колхозников трудодней заработной платой 2 повышение закупочных цен на сельхоз продукцию 3 отмену для колхозников запрета на ведение подсобного хозя. В марте 1965 г. состоялся Пленум ЦК КПСС, на котором с докладом «О неотложных мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства» выступил новый лидер партии в.

С х ссср 1965 1985 г. Эпоха застоя в ссср

Разработал концепцию управления промышленностью, идеи которой явились основой хозяйственной реформы 1965 в СССР. Причины проведения реформы 1 Спад темпов экономического развития. Замедление роста национального дохода. В 1961 — 1965 гг. Это было намного меньше, чем в предыдущую пятилетку. Из центра было невозможно управлять десятками тысяч промышленных предприятий и организаций. Математическая школа Л. Канторович, В.

Немчинов, В. Новожилов сосредоточилась на поиске «оптимального планирования», вновь в научный оборот вводятся такие ранее отвергнутые понятия, как полезность, редкость, маржинальный счёт. После статьи Е. Либермана в газете «Правда» в 1962 г.

Достаточно сказать, что общая сумма капиталовложений в сельское хозяйство в 1966—1980 годах составила 383 миллиарда рублей. Это более чем втрое превышало все предыдущие инвестиции в аграрный сектор. Партия взялась за колхозы Что же среди основных нововведений?

Попробовали упростить систему органов управления сельским хозяйством. Министерства производства и заготовок сельхозпродуктов союзных республик преобразованы в Министерства сельского хозяйства. Территориальные производственные колхозно-совхозные управления упразднялись. Восстановлены структурные подразделения исполкомов местных Советов, ответственные за сельхозпроизводство. Принята новая долгосрочная система планирования. С совхозов и колхозов списывались долги, снижен подоходный налог. Повышались закупочные цены.

Устанавливались надбавки до 50 процентов за сверхплановую продажу продукции, а также за ее качество. Так, за 1965—1977 годы закупочные цены возросли в полтора раза без изменения розничных. Менялась система кредитования колхозов. Теперь у них появилась возможность прямого банковского кредитования, а не через заготовительные организации. Колхозы и совхозы получили большую экономическую самостоятельность. Здесь вводились элементы хозрасчета. Сняты некоторые ограничения с личных подсобных хозяйств.

Принято решение и о специализации с хозяйств. В начале 60-х колхоз должен был сдать определенный набор продуктов — зерно, овощи, мясо и так далее. Более того — этот набор был почти одинаковым для разных природных зон. Доходило до того, что хозяйство закупало для расчета с государством некоторые продукты на рынке. Ведь само их произвести не могло. А нагоняй от партии получать не хотелось. В то время почти все работы на выращивании технических культур, картофеля, овощей, в сфере животноводства оставались ручными.

Земля во многих районах истощилась до крайности. В годы предыдущей семилетки внесено в десять раз меньше удобрений, чем положено по агротехническим нормам. Поэтому резко увеличили ассигнования на повышение технического уровня сельского хозяйства, закупку минеральных туков. Были провозглашены широкомасштабные программы мелиорации, в том числе и на Белорусском Полесье. Принят особый план возрождения нечерноземных земель центра России. Наконец-то обращено внимание и на экологию земель. Казалось, предусмотрели все, чтобы заинтересовать сельчанина в конечных результатах своего труда.

О ней вскользь упоминает Брежнев. Факт этот никак не стоит обходить вниманием, поскольку история последующих лет — в значительной мере история несостоявшихся реформ, которые сначала были заявлены, но потом либо ушли в песок, либо были выхолощены. Мы еще вернемся к рассмотрению этого явления. В ходе съезда никто не выступал против реформы, но никто и не отметил ее важности, что традиционно делалось всякий раз, когда хотели продемонстрировать народу серьезность задуманных преобразований. Для опытного глаза это означало, что оппозиция намеченным реформам хотя и оставалась скрытой, тем не менее была достаточно сильной. Оппозиция в высших инстанциях отражала широкое по всем направлениям сопротивление аппарата. На самой вершине власти к реформам скептически относились и сам Брежнев, и его окружение[33].

Пять лет спустя, на следующем съезде партии, когда о замыслах Косыгина почти и не вспомнят, Брежнев выдвинет другую идею: сделать более эффективным прежний аппарат управления при некоторой модернизации экономики за счет использования широкой компьютерной сети[34]. Но даже этот проект не будет выполнен: задуманный как некий суррогат истинной реформы, он был не в состоянии дать ожидаемых результатов[35]. В марте 1965 года на Пленуме Центрального Комитета партии Брежнев выступил поборником новой аграрной политики еще до того, как Косыгин представил свой проект экономической реформы. Задача восстановления советского сельского хозяйства, находившегося в глубоком кризисе со времен Сталина, была любимым коньком Хрущева. Дело шло с переменным успехом, но после катастрофического неурожая 1963 года появилось предчувствие провала. Для последующих руководителей, пришедших на смену Хрущеву, задача могла показаться более простой. В 1965 году всю или почти всю вину за прошлые неудачи пытались свалить на Хрущева.

Что касается принимаемых решений, то Брежнев предпочитал прагматические варианты, предполагая использование различных средств, начиная от увеличения капиталовложений в деревню и кончая повышением уровня жизни крестьянства[36]. Но было кое-что, чем аграрные проекты нового руководства напоминали план промышленной реформы, горячо отстаиваемой Косыгиным. Как тогда, так и теперь основные направления существующего порядка не менялись, не считая тех незначительных аспектов, которые и прежде предполагалось корректировать.

Несмотря на все трагические последствия социалистической модернизации края, этот исторический факт довлел в оценках значения Октябрьской революции.

На рубеже веков национально-освободительное движение казахского народа вступило в новую фазу своего развития, характерной чертой которого был переход от традиционных форм вооруженной борьбы к политическим методам сопротивления колониальной системе царизма. В рассматриваемый период времени национально-освободительное движение, как и само казахское общество было неоднородным. В связи с проникновением капиталистических отношений, формировавшаяся национальная буржуазия не могла играть ведущую роль в политической жизни. Малочисленный и распыленный по мелким предприятиям казахский пролетариат, не имевший политической организации, также не мог возглавить национально-освободительную борьбу.

В этих условиях руководство освободительным движением взяла на себя духовно-интеллектуальная элита, наиболее последовательно выражавшая идею национальной независимости. Руководителями национально-освободительного движения стали — А. Букейханов, А. Байтурсынов, М.

Тынышпаев и мн. По неполным данным до революции около 120 казахов имели высшее образование и 700 — среднее. Активизация политической жизни в казахской степи в рассматриваемый период выявила в ней три направления: одна - религиозная, проводимая татарскими и туркестанскими муллами, другая — западная, возглавляемая коренной интеллигенцией и третья - самая слабая, пытавшаяся направить молодых в русло движения русских социалистов. Еще в 1910 г.

Букейханов писал: «В ближайшем будущем в степи, вероятно, организуются две политические партии. Одно из них может быть названо национально-религиозным… Другое — западное направление… Первое вероятно возьмет за образец мусульманские татарские партии, второе — оппозиционно русские, в частности партию народной свободы». Первая попытка создать филиал партии «Народная свобода» была предпринята в 1905 г. Однако, по признанию А.

Букейханова в массе киргизского населения политические партии находились «в зачаточном состоянии», а политические взгляды избирателей были еще «аморфны и не успели вылиться в определенную программу». Несмотря на то, что кадетская партия России отстаивала демократические свободы, ядром ее политической доктрины была идея государственности, единства Российской империи. О самоопределении малых народов в программе кадетов не было ни слова. При этом даже отрицалось право Финляндии и Польши на отделение от России, не говоря уже о других колониальных народах империи.

Будучи одним из сторонников организации филиала кадетской партии в Казахстане, являясь членом ЦК партии, А. Букейханов осознавал ее политическую сущность. Видимо не случайным было его членство в масонской ложе, главная цель которой заключалась в свержении самодержавия. Данная позиция в большей степени отвечала политическим интересам казахской интеллигенции.

Этим можно объяснить вступление А. Букейханова в масонскую ложу с одновременным его вхождением в партию кадетов. Окончательный разрыв А. Букейханова произошел в декабре 1917 г..

Верной опорой Временного правительства в областях и уездах были казачьи комитеты. Татарские, узбекские и уйгурские купцы и торговцы объединились в «мусульманские» и «татарские» комитеты. В Казахстане были образованы и национальные казахские областные и уездные комитеты как третьей силы наравне с органами Временного правительства и местными Советами во главе с национальной интеллигенцией.

Политика руководства ссср проводившаяся в 1964 1982. Ссср в «годы застоя» (1964—1985)

План обязательных закупок зерна был снижен и объявлен неизменным на предстоящие 10 лет. Закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию повышались в 1,5—2 раза. Снижались цены на технику и запчасти. С колхозов и совхозов были списаны долги государству. Уменьшились ставки подоходного налога на крестьян. Количество отчетных показателей, устанавливаемых для хозяйств сверху, резко ограничивалось. В пределах государственных заданий хозяйствам предоставлялась полная самостоятельность планирования производства. В то же время в решениях пленума особый акцент делался на повышение роли Министерства сельского хозяйства в планировании и руководстве производством и на увеличение капиталовложений. Мероприятия принесли выгоду колхозам и совхозам. За сданную в 1965 г. Выгода увеличивалась за счет снижения цен на машины, электроэнергию и списания с колхозов задолженностей по ссудам.

Нововведения в промышленности провозглашены на сентябрьском 1965 пленуме ЦК в докладе А. Косыгина «Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленных предприятий».

Однако акцент был сделан на увеличении капиталовложений и повышении роли министерства сельского хозяйства в планировании и руководстве отраслью. Таким образом, преобразования в сельском хозяйстве, в отличие от промышленности, отчасти напоминали соответствующие меры 1953-1954 гг. Поначалу принятые решения дали заметный эффект. Однако эффект оказался непродолжительным. Несмотря на огромные инвестиции, колоссальные масштабы мелиорации и поставок техники и удобрений, в 70-х - начале 80-х годов среднегодовые темпы роста сельскохозяйственного производства быстро снижались. Если в 1966-1970 гг. Производство зерна за весь потребностей народного хозяйства, требовало от государства все новых и новых дотаций, превращаясь в «черную дыру» советской экономики. Именно на селе наиболее ярко проявилась несостоятельность «социалистических методов хозяйствования».

Экономическая реформа даже в своем компромиссном и неполном виде все же способствовала улучшению положения в промышленности. Промышленное производство в 1966-1970 гг. Затем темпы начали снижаться. Почему не получилось переключения на факторы интенсификации? Основа интенсификации - технический прогресс. Решающее направление технического прогресса второй половины ХХ в - научно-техническая революция. Научно-техническая революция - это переход к полностью автоматизированному производству и новым технологиям - плазменной, лазерной и т. Однако в техническом прогрессе нашей промышленности преобладали направления, которые не имели отношения к научно-технической революции: так называемая комплексная механизация и совершенствование традиционной техники. Ведь промышленный переворот - это именно механизация, переход от ручного труда к машинам. Остались те работы, механизация которых удорожает производство.

Например, в лесной промышленности механизация обрубки сучьев на лесосеках, последней ручной операции на заготовке леса, намного удорожает это производство. Экономически неэффективно и другое преобладающее направление совершенствования традиционной техники без принципиальных изменений технологии, т. Дело в том, что возможности традиционной техники, техники преимущественно механической обработки материалов уже исчерпаны. Скорости металлорежущих, ткацких и других станков достигли потолка в 60-х гг. НТР действительно повышает производительность труда в десятки и сотни раз и поэтому намного повышает экономическую эффективность производства. Но это направление не стало преобладающим: много ли у нас полностью автоматизированных предприятий? Переход на рельсы научно-технической революции тормозит все та же административная система. Если завод выпускает металлорежущие станки, он может их совершенствовать, но не может перейти на выпуск принципиально новой техники, не соответствующей его специализации.

Хотя его критика, в отличие от других выступавших, была более умеренной, но она придавала смелость выступающим после Брежнева. Падение уровня сельскохозяйственного производства происходило в условиях нарастания кризисных явлений в экономике страны. Это выразилось в снижении производства промышленной продукции, невыполнении планов роста национального дохода и реальных доходов на душу населения. Брежнева, который после ухудшения состояния здоровья, возможно, высказывался об уходе с занимаемого поста, что беспокоило его окружение, которое убеждало больного Брежнева в его незаменимости. Это и стало одной из важнейших причин появления термина «новая аграрная политика», а Брежнев был объявлен ее основателем. Термин был быстро подхвачен и доведен до научной концепции учеными, стал аксиомой на десятилетия. Как известно, «свита делает короля». Когда потребовалось выделить «выдающуюся» роль Л. Свою посильную «лепту» в поднятии авторитета Брежнева, выделении его «исключительной» роли в формировании «новой» аграрной политики внесли первый секретарь Свердловского обкома Б. Ельцин и первый секретарь Ставропольского крайкома М. Брежнев показывают нам замечательный пример конкретного, делового, последовательного подхода к достижению намеченных рубежей. Для каждого из нас, для всей нашей партии это огромная школа, вдохновляющий образец ленинского стиля… Опираясь на последовательное выполнение аграрной политики нашей партии… мысли и положения, высказанные Л. Брежневым…» и далее в таком же роде.

Однако распашка новых земель не давала окончательного решения всех проблем, а лишь только позволила стране выйти из критического положения и набрать новые силы. К концу 1950-х началась ликвидация укрупненных ранее колхозов и многие были преобразованы в совхозы. К 1965 г. Незаконная ликвидация личного подсобного хозяйства, привела к снижению темпов сельхозпроизводства. На рубеже 1960-х гг. В марте 1965 г. Также усовершенствовать систему заготовок, колхозам и совхозам предоставить самостоятельность в решении внутрихозяйственных вопросов[5, С. Капитальные вложения на развитие сельского хозяйства по всему комплексу работ составили 96,2 млрд. Проводя перевооружение сельского хозяйства на новой технической основе, руководство страны ставило задачу увеличить поставки сельскохозяйственной техники колхозам и совхозам. В апреле 1965 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР принимают постановление «Об обеспечении сельского хозяйства тракторами, сельскохозяйственными машинами, транспортными средствами, землеройной техникой и минеральными удобрениями в 1966-1970 гг. В 1966 г. Суммарная мощность двигателей всех тракторов составила 12,8 млн. Соответственно в 1970 г. В X пятилетку капиталовложения увеличиваются до 156,2 млрд. В современных условия развития производительных сил сельского хозяйства тесно связана с решениями социальных вопросов сельской жизни. Долгие годы не удавалась отрегулировать оплату на селе. Но было найдено весьма подходящее решение для этого важного вопроса. В 1970 —е годы был принят ряд специальных постановлений КПСС и правительства по вопросам социального развития деревни: «О мерах по улучшению условий труда и закреплению механизаторских кадров в сельском хозяйстве 14 апреля 1971 г , [9, С. За 1971-1979 гг. Средняя заработная плата за период 1971-1975 гг. Все большую роль в материальном положении колхозников играли общественные фонды потребления. Благодаря экономическим мерам, принятым на мартовском 1965г пленуме ЦК КПСС улучшились условия расширенного воспроизводства в отрасли, что привело к ускорению темпов ее развития, увеличились капиталовложения, улучшилась материально-техническая база Но вскоре сельское хозяйство вскоре пошло по иному пути.

Политическое руководство

  • Проверочная работа по истории "СССР в 1964-1985 гг." 11 класс скачать
  • Политическое руководство
  • Наша Антарктида. Антарктида - наша
  • Реформа 1965 года: сущность и последствия
  • Экономика СССР в 1960-е года. Период застоя
  • Политика руководства ссср проводившаяся в 1964 1982. Ссср в «годы застоя» (1964—1985)

Экономическая реформа 1965 г кратко. 'Косыгинская реформа' - историческая справка

Постановление Пленума ЦК КПСС, принятое 26 марта 1965 года», Москва, Издательство политической литературы, 1965 год, с экслибрисом и подписью Ю.М. Бодяева. В течение нескольких дней – с 24 марта по 26 марта 1965 года – делегаты пленума искали пути решения накопившихся проблем в аграрном секторе Советского Союза. В марте 1965 г. на пленуме ЦК КПСС он призвал в максимально сжатые сроки устранить негативные последствия ошибок прежних лет. В марте 1965 года была разработана аграрная программа выхода сельского хозяйства из кризисной ситуации первой половины 1960-х годов. Экономическая реформа 1965 года в СССР. Основными направлениями в экономической реформе 1965 г. были.

сновные положения реформы 1965 года.

Это нашло отражение в острой критике Госплана и непосредственно Байбакова в большинстве выступлений, в том числе в докладе Брежнева. Хотя его критика, в отличие от других выступавших, была более умеренной, но она придавала смелость выступающим после Брежнева. Падение уровня сельскохозяйственного производства происходило в условиях нарастания кризисных явлений в экономике страны. Это выразилось в снижении производства промышленной продукции, невыполнении планов роста национального дохода и реальных доходов на душу населения. Брежнева, который после ухудшения состояния здоровья, возможно, высказывался об уходе с занимаемого поста, что беспокоило его окружение, которое убеждало больного Брежнева в его незаменимости. Это и стало одной из важнейших причин появления термина «новая аграрная политика», а Брежнев был объявлен ее основателем. Термин был быстро подхвачен и доведен до научной концепции учеными, стал аксиомой на десятилетия. Как известно, «свита делает короля». Когда потребовалось выделить «выдающуюся» роль Л.

Свою посильную «лепту» в поднятии авторитета Брежнева, выделении его «исключительной» роли в формировании «новой» аграрной политики внесли первый секретарь Свердловского обкома Б. Ельцин и первый секретарь Ставропольского крайкома М. Брежнев показывают нам замечательный пример конкретного, делового, последовательного подхода к достижению намеченных рубежей. Для каждого из нас, для всей нашей партии это огромная школа, вдохновляющий образец ленинского стиля… Опираясь на последовательное выполнение аграрной политики нашей партии… мысли и положения, высказанные Л.

Аграрная реформа 1965 года итоги.

Промышленная реформа Косыгина 1965. Реформа Косыгина 1965 таблица. Экономическая реформа 1965 года в СССР цели. Итоги реформы в сельском хозяйстве. Шараф Рашидов 1959.

Шараф Рашидов и Брежнев. Косыгин и Брежнев. Шараф Рашидов Хрущев. Брежнев в 1970 году. Брежнев в Казахстане 1954.

Брежнев Леонид Ильич 60е. Брежнев на Алтае 1972. Особенности эпохи правления Брежнева. Брежнев основные события правления. Правление Брежнева кратко.

Реформы Брежнева кратко. Реформа 1965 г. Причины аграрной реформы 1965. Аграрная реформа 1965 плюсы и минусы. Повышение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию.

Реформа сельского хозяйства 1988. Повышение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию год. Инициатор реформы в сельском хозяйстве. Экономическая реформа 1965 сущность итоги. Содержание аграрной реформы 1965.

Содержание реформы 1965 г.. Ориентиры аграрной политики 1965 года. Реформа сельского хозяйства 1954. Сталинское преобразование сельского хозяйства. Целина реформа Хрущева Казахстан сельское хозяйство.

Экономические реформы СССР 1965 кратко. Аграрная реформа 1965 года. Причины экономической реформы 1965. Реформы а. Косыгина 1965.

Экономическая реформа Брежнева и Косыгина. Реформы при Брежневе 1965. Экономическая реформа 1965 таблица. Сельское хозяйство в период застоя. Промышленность в период застоя.

Управление сельским хозяйством в период застоя. Стагнация сельского хозяйства. Эпоха развитого социализма 1964-1985. Эпоха развитого социализма 1964-1985 таблица. СССР В эпоху развитого социализма.

При сохранении стабильности посевных площадей зерновых культур основной путь наращивания производства зерна - повсеместное повышение урожайности. Необходимо поднять за десятилетие урожайность зерновых культур на 6 - 7 ц и довести ее к 1990 г. Намечается увеличить среднегодовое производство зерна в одиннадцатой пятилетке до 238 - 243 млн.

В ЦК КПСС состоялось совещание первых секретарей ЦК компартий союзных республик, крайкомов и обкомов партии, на котором были рассмотрены некоторые практические вопросы развития сельского хозяйства и реализации Продовольственной программы. Андропов назвал обеспечение устойчивого земледелия и подъем его продуктивности первоочередной задачей. На совещании подчеркивалось, что для получения высоких урожаев необходимо переходить на зональные системы, в ближайшие год-два завершить освоение севооборотов, широко внедрить индустриальные технологии, эффективные способы обработки почвы.

Публикацию подготовил В. Мы завершили публикацию материалов, посвященных основным этапам борьбы советского народа за хлеб. Понятно, что сложная, многогранная тема этим не исчерпывается.

В своей работе мы и впредь будем уделять ей должное внимание. Редакция получила ряд писем, одобряющих эту публикацию. Многие читатели просят указать дополнительные источники по данному вопросу.

Но после событий в Чехословакии1968 года, реформы были свернуты, что привело к падению темпов экономического роста Эффект проведенных реформ оказался ограниченным, многие их цели не были достигнуты. Сохранялась и даже возрастала зависимость страны от ввоза сельскохозяйственной продукции из-за рубежа. Показатели фондоотдачи выпуска продукции на единицу стоимости основных фондов ухудшались.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий