Вопросы которые будут освещаться в выступлении отражает план

сборник 30. Вопросы которые будут освещаться в выступлении отражает план. -В рабочий план вносятся формулировки отдельных положений, указываются примеры, перечисляются факты, приводятся цифры, которые будут использованы в речи. Составление рабочего плана помогает лучше продумать структуру выступления. На основе рабочего плана оратору рекомендуется составить основной план, называющий вопросы, которые будут освещаться в выступлении. Он пишется не столько для оратора, сколько для слушателей, чтобы облегчить им процесс восприятия. Как составить план речи. Четкий план речи позволит повысить вашу уверенность в себе и поможет держать ситуацию под контролем. При работе над планом помните о необходимости представиться и сообщить о теме выступления, озвучить. Русский язык и культура речи > Подготовка речи и публичное выступление. Вопрос теста: Вопросы, которые будут освещаться в выступлении, отражает _ план.

Подготовка речи

Материалы лекций по курсу риторики (стр. 8 ) Поэтому при подготовке к выступлению важно определить порядок, в котором будет излагаться материал, т. е. составить план.
Как составить план речи (с иллюстрациями) - wikiHow Скорее всего, после того как вы принялись собирать материал и поставили главную цель вашей речи, вы наверняка начали строить у себя в голове примерный план выступления. Если это так, значит вы на правильном пути.
Риторика: Практикум Так, после выбора темы выступления рекомендуется составить предварительный план будущей речи.
Части риторической разработки речи — Студопедия.Нет выступление без подготовки. 2. План-конспект выступления - заранее готовится подробный план, где каждый пункт плана сопровождается кратким указанием основных идей, которые должны быть изложены.
Русский язык и культура речи выступление без подготовки. 2. План-конспект выступления - заранее готовится подробный план, где каждый пункт плана сопровождается кратким указанием основных идей, которые должны быть изложены.

Другие рефераты на тему «Иностранные языки и языкознание»:

  • Технологии подготовки и проведения публичного выступления | Студент-Сервис
  • Законы, правила и виды аргументации
  • Законы, правила и виды аргументации
  • Поиск по сайту
  • Подготовка речи

План речи и композиция. Отличия плана от композиции. Различные виды планов и композиций

В рабочий плн вносятся формулировки отдельных положений, указываются примеры, перечисляются факты, приводятся цифры, которые будут использоваться в речи. Составление рабочего плана помогает лучше продумать структуру выступления. На основе рабочего плана оратору рекомендуется составить основной план, называющий вопросы, которые будут освещаться в выступлении. Он пишется не столько для оратора, сколько для слушателей, чтобы облегчить им восприятие речи. Рабочий план: составляется после того, как изучена основная литература, обдумана тема, собран нужный материал. В этом плане вопросы, поставленные в выступлении оратора, разделяются на основные и второстепенные, в какой последовательности будут изложены.

Подготовка речи: выбор темы, цель речи

Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней. Исторический метод — изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течение времени. Использование различных методов изложения материала в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру главной части речи более оригинальной, нестандартной. Каким бы методом не пользовался оратор в выступлении, его речь должна быть доказательной, суждения и положения убедительными. Оратору необходимо не только убедить в чем-то аудиторию, но и соответствующим образом повлиять на нее, вызвать ответную реакцию, желание действовать в определенном направлении. Поэтому при работе над композицией следует продумать систему логических и психологических доводов, используемых для подтверждения выдвинутых положений и воздействия на аудиторию. Логические доводы обращены к разуму слушателей, психологические — к чувствам. Располагая определенным образом доводы в своей речи, оратор не должен забывать о таком важном принципе композиции, как принцип усиления. Суть его заключается в том, что значимость, вес, убедительность аргументов постепенно нарастают, самые сильные доводы используются в конце рассуждения.

Заключение Важной композиционной частью любого выступления является заключение. Убедительное и яркое заключение запоминается слушателям, оставляя хорошее впечатление о речи. Напротив, неудачное заключение губит порой неплохую речь. Многие, вероятно, не раз были свидетелями, как выступающий, не уложившись в регламент, просто обрывает выступление, не произносит заключительных слов. Поэтому при подготовке речи большого внимания заслуживает ее заключительная часть. Заключение должно собрать все главные мысли из основной части речи и обратить на них внимание таким образом, чтобы это убедило слушателей и побудило бы их реально действовать в соответствии с этим. В то же самое время заключение должно быть кратким и метким. Существует несколько видов заключения речи: последовательно подытожить главные пункты речи, подводя к безошибочному выводу, который должен из всего этого следовать.

Можно использовать заключение с практическим использованием, показав каждому, кто вас слушает, как применима лично к нему эта информация и как он мог бы соответственно ей поступать. В некоторых речах лучше всего использовать заключение, которое побуждает к действию.

И наконец, во введении можно сразу перейти к сути дела, безо всяких ухищрений. Эта техника подходит для тех случаев, когда нужно быстро произнести речь, когда слушатели ждут самой сути. Такой метод является наиболее прямолинейным, он характерен для коротких деловых сообщений.

Пример: Сегодня я планирую вам рассказать про сайт 4brain. Итак… Главная часть Конечно, нельзя дать универсальных рекомендаций по составлению структуры основной части публичного выступления. Структура основной части зависит от вашей темы и жанра, ваших целей, выделенного времени и многих других нюансов. Часто бывает так, что если хорошо разбираетесь в теме, тогда план речи не вызывает труда. Но если у вас возникают трудности, то можете попробовать ответить на следующие наводящие вопросы: 1 Каково существующее положение дел status quo?

Кроме того, обратите внимание на следующие материалы, которые помогут вам в поиске интересных концепций построения содержания выступления: Метамодель НЛП — поможет правильно преподносить ваши мысли без искажений Логичность и структура текста — урок в писательском мастерстве. Риторическое позиционирование : тема, цель, задачи, стиль в мастерстве писателя. Презентация в лифте — как коротко изложить свои бизнес-идеи. Майевтика и некоторые другие идеи Сократа — расскажет вам о том, как вести беседу в форме диалога, наталкивая слушателей делать выводы как бы самостоятельно. Как написать текст на любую тему — если вам попалась абсолютно непонятная вам тема, можете поискать полезные советы в данной статье.

И, наконец, последний элемент. Заключение Заключение, как всем хорошо известно, запоминается слушателями лучше всего « эффект края » , поэтому важно уделить должное внимание этому элементу плана вашего выступления. Как вступление, так и заключение следует разрабатывать очень тщательно. В идеале заключение должно содержать краткое повторение ваших тезисов и ваш ответ на последний вопрос главной части речи: Как же можно изменить существующее положение дел для решения обозначенных проблем? Важно, чтобы в заключении не появлялось новой информации и нового материала.

Его задача состоит в том, чтобы просто подводить итоги. Заключение состоит из нескольких этапов: сначала необходимо резюмировать и обобщить промежуточные выводы, к которым вы пришли в ваших главах, на основе этого обобщения сделать общий вывод, который обязательно должен соответствовать изначально поставленной проблеме, затем от этого вывода перейти к некоторому более широкому контексту и очертить дальнейшие возможные перспективы размышления. Иногда, в заключении полезно задать какой-то риторический вопрос, который направит мысли слушателей в нужном вам русле. Подготовкой заключительной части вашего выступления ни в коем случае не стоит пренебрегать, иначе текст будет казаться неоконченным, а ваша позиция не будет до конца ясна. Кроме того, многие ораторы, когда не ограничены во времени, часто просто не могут остановиться из-за того, что не подготовили завершающую часть своей речи.

Наверняка вы такое не раз замечали и даже, может быть, за собой. Также хочется обратить ваше внимание на то, что в заключении важно не только повторение, в концовке выступления должна усиливается и концентрироваться основная мысль вашей речи.

Фразовый план речи — мысли обычно записываются целиком, но выражены так кратко, что каждое предложение образует главную мысль какого-то пункта. Предварительный план — отражает собственное решение оратором темы выступления, его личный подход к данной теме. Рабочий план — в рабочий план вносятся формулировки отдельных положений, указываются примеры, перечисляются факты, приводятся цифры, которые будут использоваться в речи.

Составляется после того, как изучена литература, обдумана тема, собран фактический материал. Основной план - называющет вопросы, которые будут освещаться в выступлении. Формулировки пунктов основного плана должны быть предельно четкими и ясными. Этот план сообщается слушателям после объявления темы выступления или во введении при раскрытии цели речи. Простой и сложный план По структуре планы бывают простыми и сложными.

Простой состоит из нескольких пунктов, относящихся к основной части изложения темы. Простой план можно превратить в сложный, ля чего необходимо его пункты разбить на подпункты. В сложном плане выделяют также вступление, главную часть, заключение. При составлении плана публичного выступления необходимо соблюдать основное требование, предъявляемое к нему. Он должен быть логически выдержанным, последовательным, с естественным переходом от одного пункта к другому.

Структура современного публичного выступления, основные требования и приемы Публичное выступление состит из трех частей: Вступление, Основная часть, Заключение.

Выписывают то, что относится к изучаемому вопросу, а также материалы, которые могут быть использованы или окажутся нужными лишь впоследствии. Выписки рекомендуется делать на карточках. Желательно, чтобы они были одинакового размера. На каждой карточке делают не более одной записи. В верхней части карточки следует указать тему, к которой относится запись, а в нижней — подробно ив определенной последовательности записать «выходные данные» источника, то есть фамилию и инициалы автора, название книги, место и год издания. Конечно, невозможно предложить рекомендации по подбору материалов для выступления, в равной степени приемлемые для всех. У каждого человека в процессе жизни вырабатываются свои методы и приемы работы. Главное, чтобы они были эффективными.

Виды планов. Как показывает практика, речи, написанные без предварительно составленного плана, обычно имеют существенные композиционные недостатки. Оратор, не продумавший плана выступления, нередко «уходит» от основной темы, не укладывается в отведенное для выступления время. Поэтому при подготовке к выступлению важно определить порядок, в котором будет излагаться материал, то есть составить план. По определению толкового словаря русского языка, план — это взаимное расположение частей, краткая программа какого-нибудь изложения. На разных этапах подготовки речи составляются различные по цели и назначению планы: предварительный, рабочий и основной. Охарактеризуем их. Предварительный план. Его рекомендуют составлять сразу после выбора темы и определения целевой установки.

Для чего он нужен? Обычно каждая тема требует решения многих вопросов. Например, в выступлении на тему об охране окружающей среды можно говорить о загрязнении воздуха, рек, морей, водоемов, об истощении почвы, об уничтожении лесов, растительности, о защите животного мира и т. Как видим, с этой темой связаны очень разные вопросы. Поэтому важно сразу определить, какие конкретно вопросы предполагается осветить в выступлении. Из перечисления этих вопросов и состоит предварительный план, который помогает более целенаправленно подбирать литературу и выделять фактический материал для выступления. Конечно, в процессе изучения литературы, анализа отобранного материала план может измениться, однако он способствует более эффективной работе над выступлением. Кроме того, предварительный план помогает оратору отразить собственное решение раскрытия Данной темы, его личный подход к освещаемой проблеме. Рабочий план.

Он составляется после того, как изучена литература, обдумана тема, собран фактический материал. При его написании необходимо не только выделить вопросы выбранной темы, но и отобрать из них самые существенные и основные, определить, в какой последовательности они будут изложены. В рабочий план вносятся формулировки отдельных положений, указываются примеры, перечисляются факты, приводятся цифры, которые будут использованы в речи. Составление рабочего плана помогает лучше продумать структуру выступления. Когда написан рабочий план, легче определить, какие разделы оказались перегруженными фактическим материалом, какие, напротив, не имеют примеров, какие вопросы следует опустить, так как они менее существенны для раскрытия данной темы, какие включить и т. Это дает возможность устранить недостатки в построении речи.

Вопросы которые будут освещаться в выступлении отражает план

В рабочий план вносятся формулировки отдельных положений, указываются примеры, перечисляются факты, приводятся цифры, которые будут использованы в речи. Составление рабочего плана помогает лучше продумать структуру выступления. Вопросы, которые будут освещаться в выступлении, отражает _ план. Ответ. У нас появился новый сайт, на нем в разы меньше рекламы рекомендуем пользоваться им. -В рабочий план вносятся формулировки отдельных положений, указываются примеры, перечисляются факты, приводятся цифры, которые будут использованы в речи. Составление рабочего плана помогает лучше продумать структуру выступления.

Части риторической разработки речи

Записи должны быть разного формата, размера - так тоже легче их различить и разложить по темам. Предположим, у вас есть тема выступления. Как технически подготовить конспект выступления? Поступайте следующим образом.

Составьте перечень фактов, которые вы считаете возможным отнести к данной теме. Такой перечень должен на первом этапе быть именно перечнем, без всякой классификации. Включите туда все, что сможете вспомнить, даже то, что относится к теме косвенно - оно может понадобиться впоследствии.

Отберите главное и вычеркните второстепенное. Оставьте между ними место и после того, как главные пункты будут записаны, впишите под каждым из них второстепенные, выделяя их из общего перечня. Вычеркните все лишнее, не относящееся к делу, из первичного перечня фактов.

Теперь посмотрите, чего вам не хватает. Добавьте необходимое либо напишите название недостающего факта или раздела и пометьте любым знаком, что вам нужно найти на эту тему материал. Удобно использовать в этом случае стрелку на полях, которая указывает на данный пункт, это означает, что необходимо сюда добавить, внести материал.

Разбейте план на вступление, основную часть и заключение. Это необходимо сделать потому, что вступление и заключение должны быть наиболее подробно сформулированы словесно. Вступительные фразы лучше записать полностью, заключительные тоже.

Разрабатывая план основной части выступления, используйте нумерацию вопросов «сейчас переходим ко второму вопросу» либо задавайте вопросы типа «Что же является причиной того состояния дел, которое я только что обрисовал? Следите, чтобы каждый выдвигаемый вами тезис, каждое утверждение имели подкрепление вспомогательными фактами, расположенными под ними 1, 2, 3 и т. Старайтесь, чтобы таких подкреплений по каждому тезису было несколько.

В конспект целесообразно вносить не вопросы, а конкретные утверждения, сформулированные как уже готовые и осмысленные вами мысли. Как пользоваться конспектом? Разные лекторы пользуются своими записями по-разному.

Если говорить о чисто технической стороне, то удобнее всего иметь план-конспект на небольших листках, чтобы их можно было взять в руки, спуститься с ними в зал, изредка заглядывая в отдельные записи. Карнеги сравнивал записи лектора с топором и пилой в пассажирском вагоне поезда —«это аварийные инструменты». В последнем, конечно, Д.

Карнеги прав, но рекомендовать выступать без конспектов и записей все же, видимо, нельзя - это могут только опытные ораторы, многократно выступающие на одну и ту же тему. Нет греха в том, что оратор заглядывает в собственный, собственноручно подготовленный им конспект. Оптимальный вариант пользования конспектом: иметь в руках план-конспект на небольших листках и реже к нему обращаться Выработка уверенности в себе Выступление перед аудиторией всегда волнует человека.

Надо принять ряд мер, чтобы повысить свою собственную уверенность при появлении перед аудиторией.

Это дает возможность устранить недостатки в построении речи. Рабочий план может иметь несколько вариантов, потому что в процессе работы над выступлением он уточняется, сокращается или расширяется. Рабочий план дает возможность судить о содержании выступления, его структуре. Характерной особенностью рабочего плана, как и предварительного, является то, что он представляет ценность для самого оратора, поэтому его пунктами бывают не только законченные предложения, но и незаконченные, а также словосочетания и даже отдельные слова. Основной план. На основе рабочего плана оратору рекомендуется составить основной план, называющий вопросы, которые будут освещаться в выступлении. Он пишется не столько для оратора, сколько для слушателей, чтобы облегчить им процесс восприятия речи. Формулировки пунктов основного плана должны быть предельно четкими и ясными. Этот план сообщается слушателям после объявления темы выступления или во введении при раскрытии цели речи.

Следует, однако, иметь в виду, что план речи не всегда оглашается оратором. Это зависит от вида речи, от состава и настроя аудитории, от намерений оратора. Чаще всего основной план сообщается в лекциях, докладах, научных сообщениях и т. Слушатели обычно во время таких выступлений ведут записи, и план помогает им следить за ходом изложения материала. В приветственных, воодушевляющих, убеждающих, призывающих речах сообщение плана неуместно. По структуре планы бывают простыми и сложными. При составлении плана важно соблюдать основное требование, предъявляемое к нему: он должен быть логически выдержанным, последовательным, с естественным переходом от одного пункта к другому. Стандартных, одинаковых планов даже по одной и той же теме не существует. Каждый выступающий по-разному подходит к освещению темы и составляет свой план. Кроме того, у оратора могут быть различные варианты плана по данной теме.

Прав Д. Карнеги, утверждавший, что «многие совершают роковую ошибку, не удосуживаясь подготовить свою речь». Подготовка к конкретному выступлению определяется видом ораторской речи , зависит от темы выступления, целей и задач, стоящих перед выступающим, его индивидуальных особенностей, от состава аудитории, в которой предстоит выступать, и т. Однако при подготовке к выступлению следует учитывать и некоторые общие методические установки. Выбор темы и определение целевой установки - один из важнейших начальных этапов подготовки публичного выступления. Следует иметь в виду, что оратору далеко не всегда приходится самому выбирать тему речи. Нередко ему предлагают ее организаторы мероприятия. При этом учитываются события, происходящие в стране и за рубежом, ситуация, сложившаяся в организации, цели и зада-чи, стоящие перед ней, и т. В таком случае оратору необходимо подумать о конкретизации предложенной темы, о выделении круга вопросов для освещения. Специалисты советуют придерживаться полезного прави-ла - брать круг вопросов, подготовка по которым может дать болыпе знаний, чем обладают слушатели.

Известно, что восприятие речи зависит от многих обстоятельств, в том числе и от конкретной обстановки, в которой произносит-ся речь. Например, люди, собравшиеся на банкете, даже физически не способны слушать солидные выступления на серьезные темы. Наоборот, за дружеским столом легко примут то, что в аудитории может показаться некор-ректным, смутить, озадачить или обидеть слушателей. По-этому при выборе темы важно учитывать конкретные обстоятельства, вкоторых будет произнесена речь. По определению психологов, интерес - это форма проявления познавательной потребности, которая помогает личности осознать цели деятельности и способствует ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Интересы быва-ют общественные, профессиональные, партийные, личные и т.

В теории ораторского искусства под композицией речи понимается построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому. Когда говорят только о последовательности компонентов речи, пользуются термином архитектоника. В отличие от композиции, архитектоника статична, не связана со временем, а динамичность реализуется в композиции речи, в логике развития темы, в течении мысли оратора. Композиции придают большое значение, называя её искусством.

Искусство композиции проявляется как в продуманном расположении частей текста выступления, так и в приёмах перевода аудитории на чужую точку зрения. Не существует универсальных правил построения публичного выступления. Тема, цель, задачи, стоящие перед оратором, и состав аудитории определяют общие принципы композиции: 1 принцип последовательности последующее должно вытекать из предшествующего и быть с ним соотносимо ; 2 принцип усиления значимость, вес, убедительность аргументов должны постепенно нарастать, самые сильные в конце рассуждения ; 3 принцип органического единства изложение должно вытекать из самого материала и намерений оратора ; 4 принцип экономии достижение поставленной цели рациональным способом, с минимальной затратой усилий, времени, речевых средств. Представления о композиции речи сводятся к наличию в ней начала, развёртывания и завершения, или вступления, основной части и заключения. Успех публичного выступления во многом зависит от того, как оратор начал говорить, насколько ему удалось заинтересовать аудиторию. Во вступлении подчёркивается актуальность темы, значение её для данной аудитории, кратко излагается история вопроса, формулируется цель выступления. Во введении особое внимание уделяется началу речи, первым фразам, так называемому зачину. К распространённым приёмам привлечения внимания аудитории относятся интересные примеры, пословицы и поговорки, крылатые выражения, юмористические замечания, цитаты допускается и парадоксальное цитирование , рассказ о каких-либо значительных событиях, риторические вопросы и др. Каждое выступление требует своего, особого, начала в зависимости от темы, вида речи, состава аудитории, степени подготовленности и эмоционального настроя самого оратора. Наиболее ответственной является основная часть ораторской речи, в которой излагается суть вопроса, последовательно разъясняются высказанные положения, доказывается их правильность.

В этой части выступления необходимо соблюдать логическую последовательность и стройность изложения материала, используя соответствующий метод преподнесения материала. Эти методы сформировались на базе многовековой ораторской практики, описаны в риторических пособиях, активно используются ораторами. Укажем на часто используемые методы изложения материала в тексте. При индуктивном методе выступающий начинает речь с конкретного случая, затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Применяется в агитационных выступлениях. Дедуктивный метод изложение материала от общего к частному : оратор сначала выдвигает какие-то положения, затем разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах.

И первые два выступления были трудными. Свидетельство особенно ценно потому, что «стадии» формирования умений речи перед телевизионной камерой почти совершенно соответствуют рекомендациям, основанным на данных современной психологии и на практическом опыте многих поколений ораторов. Эти рекомендации приводит видный ученый в области психолингвистики в работе «Психологические механизмы и пути воспитания умений публичной речи». Когда оратор привыкнет к публичным выступлениям настолько, чтобы не сбиваться с мысли под влиянием случайных факторов, можно переходить к подробному конспекту. В конспекте, даже кратком, целесообразно оставлять некоторые текстовые моменты: - Первую фразу или даже 2—3 фразы; - Концовку 2—3 фразы ; - Наиболее ответственные формулировки, которые имеют для данного выступления особую значимость; - Цитаты, цифровые данные, имена собственные и т. Постепенно от конспекта можно перейти к плану. Его отличие от конспекта в том, что в нем не фиксируется смысловое содержание речи, а лишь дается система ориентиров для развертывания этого содержания. Высший класс умений публичного выступления — речь вообще без всякой бумажки. Итак, назовем еще раз рекомендуемые специалистами основные формы работы над выступлением: Полный текст не для чтения, а для пересказа своими словами. Подробный конспект с основными формулировками, концовкой, цитатами, числами, именами собственными. Неподробный конспект с обозначением переходов от блока к блоку, цитатами и т. План с цитатами и т. Речь без бумажки. Следует иметь в виду, что у оратора не всегда есть возможность для предварительной подготовки выступления. При этом требуется большая мобилизация памяти, энергии, воли. Неизбежны какие-то отступления, вызванные новыми ассоциациями, не всегда точными бывают формулировки, возможны речевые ошибки. Импровизация возможна только на базе больших предварительно полученных знаний. Композиция публичного выступления Что такое композиция речи Для успешного публичного выступления недостаточно изучить литературу по выбранной теме, найти интересные сведения, собрать убедительные факты, цифры, примеры. Нужно подумать, как расположить этот материал, в какой последовательности его излагать. Организация материала в речи, расположение всех частей выступления определяются замыслом оратора, содержанием выступления. Если соотношение частей выступления нарушается, то эффективность речи снижается, а иногда сводится к нулю. План — основа композиции Приступая к работе над композицией речи, необходимо прежде всего определить порядок, в котором будет излагаться материал, т. Речи, написанные без предварительно составленного плана, как показывает практика, обычно имеют существенные композиционные недостатки. Оратор, не продумавший плана выступления, нередко -«уходит» от основной темы, не укладывается в отведенное для выступления время. Если мысль скачет с предмета на предмет, перебрасывается, если главное постоянно прерывается, то такую речь почти невозможно слушать. На разных этапах подготовки речи составляются различные по цели и назначению планы. Так, после выбора темы выступления рекомендуется составить предварительный план будущей речи. Для чего он нужен? Из перечисления этих вопросов и состоит предварительный план, который помогает более целенаправленно подбирать литературу и отбирать фактический материал для выступления. Предварительный план отражает собственное решение оратором темы выступления, его личный подход к данной проблеме. После того как изучена литература, обдумана тема, собран фактический материал, составляется рабочий план. При его написании необходимо не только выделить вопросы выбранной темы, но и отобрать из них самые существенные и основные, определить, в какой последовательности они будут изложены. Составление рабочего плана помогает лучше продумать структуру выступления. Это дает возможность устранить недостатки в построении речи. Рабочий план дает возможность судить о содержании выступления, его структуре. Значение «дома». Здесь протекала его: 1 поэтич. Здесь помещался главный штаб революционно-демократической литературы. Здесь проходили наиболее важные события его жизни: отцвела и расцвела любовь; расцвела дружба с Ч. План в какой-то мере передает эмоциональный настрой оратора. Характерной особенностью рабочего плана, как и предварительного, является то, что он представляет ценность для самого оратора, поэтому его пунктами бывают не только законченные предложения , но и незаконченные, а также словосочетания и даже отдельные слова. Формулировки пунктов основного плана должны быть предельно четкими и ясными. Этот план сообщается слушателям после объявления темы выступления или во введении при раскрытии цели речи. Следует, однако, иметь в виду, что план речи не всегда оглашается оратором. Чаще всего план сообщается в лекциях, докладах, научных сообщениях и т. В приветственных, воодушевляющих, убеждающих, призывающих речах сообщение плана неуместно. По структуре планы бывают простыми и сложными.

Русский язык и культура речи - ответы часть 2

Создание плана выступления. Для того чтобы слушателям было легче следить за ходом мыслей и понять логику выступления, необходимо с самого начата ознакомить их с тем, о чем будет идти разговор. Для этого следует хорошо продумать структуру и план выступления. В рабочий плн вносятся формулировки отдельных положений, указываются примеры, перечисляются факты, приводятся цифры, которые будут использоваться в речи. Составление рабочего плана помогает лучше продумать структуру выступления. сборник 30. Вопросы которые будут освещаться в выступлении отражает план. отражает собственное решение оратором темы выступления, его личный подход к данной проблеме. Сложный план. называет вопросы, которые будут освещаться в выступлении, предназначен для слушателей, чтобы облегчить им процесс восприятия речи. суть его заключается в активном вмешательстве в речь собеседника, в оказании ему помощи выразить свои мысли и чувства, в создании благоприятных условий для общения, в обеспечении правильного и точного понимания собеседниками друг друга. эффективное слушание.

Технологии подготовки и проведения публичного выступления

Следует избегать и слишком общих названий, так как они требуют освещения многих вопросов, чего не в состоянии сделать выступающий. Поэтому среди слушателей всегда найдутся недовольные, так как не получат ответа на интересующие их вопросы. Для конкретизации общей формулировки часто прибегают к подзаголовкам. Выбранная формулировка непременно должна отражать содержание выступления и обязательно привлекать внимание слушателей. Необходимым условием успешной подготовки считается определение цели выступления.

По мнению ученых, эффективность речи — это степень реализации ее целевой установки, отношение достигнутого результата к поставленной цели. А цель — это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть. Поэтому говорящий должен ясно представлять, с какой целью он произносит речь, какой реакции слушателей добивается. Если выступающий не подумает о назначении речи, он не достигнет успеха в ее подготовке и произнесении.

Надо иметь в виду, что выступающему следует формулировать цель речи не только для себя, но и для своих слушателей. Четкая формулировка целевой установки готовит слушателей к восприятию речи, облегчает ее осмысление. Например, в одной из аудиторий была прочитана лекция «О вреде курения». Лектор имел медицинское образование и не раз выступал с подобной темой перед населением.

Когда лекция была закончена, лектора спросили: «А для чего вы нам все это говорили? Оратор затруднился ответить на заданный вопрос. Значит ли это, что он не должен был выступать перед данной аудиторией с такой темой? Отнюдь нет.

Надо было только с самого начала определить, для чего он в этой некурящей аудитории будет говорить о вреде курения. Или для того, чтобы сообщить слушателям новые сведения по этой теме в связи с развитием медицины, или для того, чтобы призвать слушателей вести разъяснительную работу среди своих близких и знакомых, или для того, чтобы поделиться методикой проведения подобной беседы. И в соответствии со своей целью излагать материал. Тогда у слушателей не появилось бы чувства недоумения.

Первая группа с самого начала готова слушать оратора, вторая — сидит с установкой «не слушать», а заниматься «своими» делами читать, разгадывать кроссворды и т. Но ведь оратору необходимо завоевать внимание всей аудитории, поэтому очень важно начало речи, так называемый зачин. Опытные ораторы рекомендуют начинать выступление с интересного примера, пословицы и поговорки, крылатого выражения, юмористического замечания. Во вступлении может быть использована цитата, которая заставит слушателей задуматься, глубже осмыслить высказанное положение. Пробуждает интерес к выступлению, помогает внимательно слушать и рассказ о каких-либо значительных событиях, имеющих отношение к данной аудитории, к теме выступления.

Эффективный прием — задавать вопросы слушателям, что позволяет активизировать их внимание. Следует иметь в виду, что каждая тема требует особого начала. При этом необходимо учитывать и состав аудитории, и степень ее подготовленности. Важной композиционной частью любого выступления является заключение. Народная мудрость утверждает: «Конец венчает дело».

Убедительное и яркое заключение запоминается слушателям, оставляет хорошее впечатление о речи. Напротив, неудачный финал губит порой неплохую речь. Иногда выступающий, не уложившись в регламент, просто обрывает выступление, не произнеся заключительных слов. Некоторые ораторы в конце речи начинают многократно извиняться перед слушателями за то, что у них было недостаточно времени на подготовку речи, поэтому им не удалось хорошо выступить, что они, вероятно, не сообщили аудитории ничего нового и интересного и слушатели напрасно потратили время. Этого не следует делать.

Плохо, если оратор заканчивает выступление шуткой, не относящейся к теме выступления. Такое заключение отвлекает внимание аудитории от главных положений речи. Мы уже говорили, что в процессе восприятия ораторской речи действует «закон края» и лучше запоминается то, что дается в начале и конце сообщения. Поэтому рекомендуется в заключении повторить основную мысль, ради которой произносится речь, суммировать наиболее важные положения. В конце подводятся итоги сказанного, делаются выводы, ставятся перед слушателями конкретные задачи, которые вытекают из содержания выступления.

Если первые слова должны привлечь внимание слушателей, то последние — усилить эффект выступления. Главная часть. Хорошо продуманное вступление и необычное заключение еще не обеспечивают полного успеха. Бывает, что оратор оригинально начал свое выступление, заинтересовал слушателей, но постепенно утратил контакт с аудиторией. Чтобы этого не произошло, важно правильно построить главную часть речи.

В ней излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам. Очень важно расположить материал таким образом, чтобы он работал на главную идею речи, соответствовал намерениям оратора, помогал ему добиться своей цели. Причем выполнить свою задачу оратор должен уметь наиболее простым, рациональным способом, с минимальной затратой времени, речевых средств. Этого требует еще один принцип построения публичной речи, названный в методической литературе принципом экономии. Приемы и методы изложения материала Структура выступления зависит, прежде всего, от метода преподнесения материала, избранного оратором.

Эти методы сформировались на базе многовековой ораторской практики, описаны в различных риторических пособиях, активно используются современными ораторами. Кратко охарактеризуем основные из них. Индуктивный — изложение материала от частного к общему.

Рабочий план даёт возможность судить о содержании выступления, его структуре. На основе рабочего плана оратору рекомендуется составить основной план, называющий вопросы, которые будут освещаться в выступлении. Формулировки пунктов основного плана должны быть предельно чёткими и ясными. По структуре планы бывают простыми и сложными. Простой состоит из нескольких пунктов, относящихся к основной части изложения темы. Простой план можно превратить в сложный, для чего необходимо его пункты разбить на подпункты. В сложном плане выделяют также вступление, главную часть, заключение. После написания плана оратору необходимо поработать над построением отдельных частей своей речи. Как отмечают теоретики ораторского искусства, наиболее распространённой структурой устного выступления с античных времён считается трёхчастная, включающая в себя следующие элементы: вступление, главную часть, заключение. Во вступлении подчёркивается актуальность темы, значение её для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса. Важной композиционной частью любого выступления является заключение. Народная мудрость утверждает: «Конец венчает дело». Убедительное и яркое заключение запоминается слушателям, оставляет хорошее впечатление о речи. Поэтому рекомендуется в заключении повторить основную мысль, ради которой произносится речь, суммировать наиболее важные положения. В заключении подводятся итоги сказанного, делаются выводы, ставятся перед слушателями конкретные задачи, которые вытекают из содержания выступления. Перед выступающим стоит очень важная задача — не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца речи. Поэтому наиболее ответственный является главная часть ораторского выступления. В ней излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам. Структура выступления зависит прежде всего от метода преподнесения материала, избранного оратором.

План развития основной части должен быть ясным. Предмет выступления должен аскрываться конкретно и стройно. Должно быть подобрано как можно больше фактологических материалов и необходимых примеров. Заключение - формулирование выводов, которые следуют из главной цели и основной идеи выступления. Правильно построенное заключение способствует хорошему впечатлению от выступления в целом. В заключении имеет смысл повторить стержневую идею и, кроме того, вновь в кратком виде вернуться к тем моментам основной части, которые вызвали интерес слушателей. Закончить выступление можно решительным заявлением, подводящим итог выступлению. Для подтверждения своей точки зрения и опровержения мнения оппонента участники спора используют различные полемические приемы. Разновидностью такого «возвратного удара» является «подхват реплики». При обсуждении спорных вопросов полемисты нередко бросают различного рода реплики. В данной ситуации будет полезно умение применить реплику на пользу собственной аргументации, для разоблачения взглядов оппонента и оказания психического воздействия на присутствующих. Многие риторы применяют такие средства, как юмор, ирония, сарказм. Юмор — это беззлобно-насмешливое отношение к чему-либо. Ирония — тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме.

Русский язык и культура речи - ответы часть 2

Предварительный план включает список всех вопросов, которые возможно осветить по теме. Предварительный план помогает подобрать литературу и отобрать фактический материал для выступления. Он отражает собственное решение оратором темы выступления. Рабочий план включает формулировки отдельных положений, содержит примеры, факты, цифры, которые будут использованы в речи. Рабочий план помогает лучше продумать структуру выступления.

Основной план содержит вопросы, которые будут освещаться в речи. Основной план пишется для слушателей, чтобы облегчить процесс восприятия речи. Перегрузка текста теоретическими рассуждениями. Отсутствие доказательности основных положений.

Обилие затронутых вопросов и проблем.

Когда говорят только о последовательности компонентов речи, пользуются термином архитектоника. В отличие от композиции, архитектоника статична, не связана со временем, а динамичность реализуется в композиции речи, в логике развития темы, в течении мысли оратора. Композиции придают большое значение, называя её искусством. Искусство композиции проявляется как в продуманном расположении частей текста выступления, так и в приёмах перевода аудитории на чужую точку зрения. Не существует универсальных правил построения публичного выступления. Тема, цель, задачи, стоящие перед оратором, и состав аудитории определяют общие принципы композиции: 1 принцип последовательности последующее должно вытекать из предшествующего и быть с ним соотносимо ; 2 принцип усиления значимость, вес, убедительность аргументов должны постепенно нарастать, самые сильные в конце рассуждения ; 3 принцип органического единства изложение должно вытекать из самого материала и намерений оратора ; 4 принцип экономии достижение поставленной цели рациональным способом, с минимальной затратой усилий, времени, речевых средств. Представления о композиции речи сводятся к наличию в ней начала, развёртывания и завершения, или вступления, основной части и заключения.

Успех публичного выступления во многом зависит от того, как оратор начал говорить, насколько ему удалось заинтересовать аудиторию. Во вступлении подчёркивается актуальность темы, значение её для данной аудитории, кратко излагается история вопроса, формулируется цель выступления. Во введении особое внимание уделяется началу речи, первым фразам, так называемому зачину. К распространённым приёмам привлечения внимания аудитории относятся интересные примеры, пословицы и поговорки, крылатые выражения, юмористические замечания, цитаты допускается и парадоксальное цитирование , рассказ о каких-либо значительных событиях, риторические вопросы и др. Каждое выступление требует своего, особого, начала в зависимости от темы, вида речи, состава аудитории, степени подготовленности и эмоционального настроя самого оратора. Наиболее ответственной является основная часть ораторской речи, в которой излагается суть вопроса, последовательно разъясняются высказанные положения, доказывается их правильность. В этой части выступления необходимо соблюдать логическую последовательность и стройность изложения материала, используя соответствующий метод преподнесения материала. Эти методы сформировались на базе многовековой ораторской практики, описаны в риторических пособиях, активно используются ораторами.

Укажем на часто используемые методы изложения материала в тексте. При индуктивном методе выступающий начинает речь с конкретного случая, затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Применяется в агитационных выступлениях. Дедуктивный метод изложение материала от общего к частному : оратор сначала выдвигает какие-то положения, затем разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах. Используется в выступлениях пропагандистского характера.

В подготовке к речи можно выделить несколько этапов: 1 определение темы и цели речи; 2 подбор, анализ и отбор материала; 3 композиция, план выступления; 4 аргументы и пути доказательства; 5 работа над языком выступления. Тема и цель речи В первую очередь необходимо определить и чётко сформулировать тему выступления. Она может быть заданной, когда оратору предлагают выступить на определённую тему. Тема может предлагаться самим выступающим исходя из личного опыта и знаний. Выбрав тему, следует подумать о её формулировке. Любая тема является частью большой проблемы и представляет собой одну из её сторон. Важно осознать это и не стремиться в одном выступлении объять необъятное. Формулировка темы должна отражать содержание выступления и привлекать внимание слушателей, то есть в лаконичной форме выражать основную идею выступления и носить рекламный характер: быть занимательной, затрагивать интересы тех, для кого она предназначена, будить воображение. Название темы должно быть конкретным, четким, кратким. Формулируя темы, оратор должен четко определить для себя цель предстоящего выступления. Определение цели выступления есть определение задачи, которую оратор помогает решить аудитории: он не только информирует слушателей о тех или иных событиях, фактах, но и старается сформировать у них представления, убеждения, определяющие их дальнейшее поведение. В зависимости от основной цели различают следующие виды речей: Сформулировав цель, нужно постоянно помнить о ней — это облегчает дальнейшую работу над речью, так как оратор будет подбирать только те факты и данные, которые способствуют достижению поставленной цели. Когда определена тема, установлены цель и основная идея выступления, можно наметить предварительный план и приступить к подбору материала. Подготовка плана выступления План выступления составляется заранее, а в процессе подготовки речи он корректируется. В зависимости от вида речей план выступления может строиться по-разному. Поиск и подбор материала С поиска и подбора материала по предварительному плану начинается непосредственная подготовка к выступлению. Основное содержание выступления базируется на собственных знаниях и опыте оратора. Основными источниками, из которых можно почерпнуть новую информацию, новые идеи, факты, примеры, доказательства он может извлечь из таких источников: - специальная литература научная, научно-популярная ; - справочная литература справочники, энциклопедии, энциклопедические и лингвистические словари, статистические сборники, таблицы, карты ; - периодическая печать журналы, газеты ; беседы, интервью; личные контакты и др. Для успешной подготовки выступления желательно использовать не один, а несколько источников. После подбора литературы оратор начинает работать с ней. Здесь рекомендуют следующие этапы: 1 Чтение-отбор ставит своей целью подготовка списка литературы, так как досконально проработать всю имеющуюся по теме литературу невозможно. На этом этапе следует познакомиться с аннотациями книг, которые размещаются на обороте титульного листа или в конце книги. В них кратко излагается содержание, указывается классификационная характеристика книг учебник, учебное пособие, справочник и т. Следует прочитать вступление и заключение, в котором как правило, содержится резюме. Следует посмотреть оглавление, посмотреть схемы, таблицы, рисунки. Чтение-отбор позволяет определить, какие из отобранных книг больше всего подходят для разрабатываемой темы и для детального изучения. С помощью закладок проводится разметка материала. Предварительный план на данном этапе уточняется, конкретизируется. Выписывается то, что относится к изучаемому вопросу, а также материалы, которые могут оказаться нужными впоследствии. Выписки рекомендуется делать на карточках. Их можно расположить в любом порядке, перегруппировать, классифицировать. Этот вид фиксированной информации предполагает соблюдение некоторых правил: - используются карточки одинакового размера; - записи ведутся только на одной стороне листа; - на карточке делается не более одной записи; - в верхней части карточки указывается тема, к которой относится выписка, в нижней — выходные данные источника: фамилия и инициалы автора, название книги, статьи, название издательства, год издания, страница, откуда берется цитируемый материал; После выбора темы составляется план. Предварительный план — перечисление вопросов, которые нужно осветить в своей речи. Он помогает подбирать литературу, отбирать фактический материал для выступления. Когда литература изучена, обдумана тема, собран фактический материал, составляется рабочий план. При его составлении выделяются не только вопросы выбранной темы, но и отбираются самые существенные. Составление рабочего плана помогает лучше проработать структуру выступления. На основе рабочего плана составляется основной план, называющий вопросы, которые будут освещаться в выступлении. Он пишется не для оратора, а для слушателей, чтобы облегчить им процесс восприятия материала. Текст выступления, конспект, тезисы Изучив, проанализировав и обобщив материал, оратор в зависимости от своей теоретической подготовленности, пишет или полный текст выступления. Или конспект, или тезисы, или развернутый план. Назначение полного текста выступления — помочь сохранить его в памяти, запомнить детали содержания, что особенно важно для недостаточно опытных ораторов. В полностью написанном тексте выступления ярче видны композиционные особенности и структурное деление. Конспект — краткое изложение содержания какого-либо информационного материала. Конспектирование может быть свободным передача содержания текста своими словами , оценочным критический анализ прочитанного или услышанного с выражением позиции оратора , творческим развитие и обобщение пишущим мысли автора , лекторским преобразование на бумаге письменной речи в устную — так, как она будет звучать в аудитории. Конспект составляется на стандартных листах бумаги на одной стороне. Следует оставлять широкие поля: справа — для фиксации своего отношения к прочитанному, для дополнений по теме, цитат и проч. В конспект не рекомендуется включать спорные, нерешенные вопросы, поскольку данный вид записи предназначен не для дискуссии с аудиторией, а для подкрепления суждений оратора. Развернутый план выступления — это подробный перечень освещаемых вопросов. Обычно пункты плана формулируются в виде заголовков и располагаются в последовательности, соответствующей изложению материала. Составление развернутого плана заставляет не только вдуматься во взаимное отношение имеющихся в выступлении логических моментов, но и придать им точную формулировку. Ценным материалом, позволяющим сделать выступление убедительным, запоминающимся, наглядным, являются документы, цифры, примеры, цитаты, иллюстрации. Цифры, примеры, цитаты не должны уводить от существа дела. Цифры должны опираться на реальные фоновые знания аудитории. В выступлениях для специалистов цифровых данных может быть больше, так как уровень подготовки, фоновые знания специалистов позволяют им усваивать данный материал легко и быстро, что е получится в аудитории неподготовленной. Примеры в выступлении должны быть яркими, лаконичными, без лишних деталей. Примеры могут использоваться в качестве иллюстрации сказанного, пояснения сложного материала, в качестве аргумента, а также для привлечения внимания уставшей аудитории. Отбирая примеры для выступления, оратор должен руководствоваться следующим критериями: - насколько данный пример нужен; - уместен ли он в данной аудитории; - какие чувства вызывает у зрителей. Цитаты — это высказывания авторитетных людей. Одни цитаты опираются на авторитет источника, другие апеллируют к сознанию, убеждают приведенным фактическим материалом, третьи рассчитаны на эмоции. По смыслу цитаты должны быть органически связаны с текстом выступления, не должны носить характер чужеродного тела. Их следует приводить в таком виде, чтобы сохранялся во всей точности первоначальный смысл. Наглядный материал — диаграммы, иллюстрации, фотографии, рисунки, плакаты, слайды, различные предметы — используются в выступлении для подтверждения или пояснения основных положений. Ими не следует злоупотреблять. Не следует размещать наглядный материал до выступления перед публикой. Как создать план успешного публичного выступления: инструкция для спикера Каждому успешному публичному выступлению предшествует создание продуманного плана. Спикер разбивает информацию на смысловые блоки задачи , прописывает структуру, убирает лишнее. Подробный план используют начинающие и опытные ораторы. Это позволяет держаться перед аудиторией уверенно и свободно, а также помогает избежать провала в случае непредвиденных обстоятельств: технического сбоя в показе слайдов, каверзных вопросов публики и пр. Подготовительный этап Определение цели — ключевой момент, с которого начинается работа над планом. Целью может служить привлечение студентов в онлайн-школу, обучение повышению личной продуктивности, продажа нового продукта и пр. Например, презентация нового продукта в кругу коллег и бизнес партнеров радикально отличается от презентации этого же продукта рядовому потребителю. Здесь 2 принципиально разные ЦА. Для каждой из них готовят свою презентацию. Коллеги, партнеры, инвесторы должны увидеть выгоду от производства и реализации продукта. Потребитель — выгоды от его приобретения и использования. Определяет стиль изложения информации, поведение оратора перед публикой, количество задач, которые можно рассмотреть в ходе выступления. При подготовке изучают и учитывают психологические особенности группы людей, перед которой предстоит выступать. Взрослая публика. Люди зрелого возраста с большим жизненным и профессиональным опытом хорошо реагируют на цифры и факты, но не терпят нотаций и поучений. Речь подкрепляется графиками, диаграммами, простыми таблицами, чертежами и пр. Поведение оратора и его лексика должны полностью соответствовать нормам, принятым в данном кругу людей. Нельзя показывать свое превосходство и заискивать перед аудиторией. Такая публика вполне способна воспринять до 5 задач за 1 семинар. Старшеклассники, студенты, выпускники. Внимание молодежи легко захватить короткими историями с яркими эпизодами, примерами из личной жизни или жизни известных публике людей. Полезная информация должна звучать уже в первом предложении, вызывать эмоции. Предложения простые. Речь подкрепляется обилием картинок, инфографикой, короткими видео. Прямые нотации и снисходительный тон недопустимы. Оратор должен держать себя на сцене свободно, но без высокомерия, обращаться к присутствующим как к равным. Лексикон — понятный для аудитории. Оптимальное количество задач — 3. Заинтересованность слушателей в данном выступлении. Необходимо оценить, насколько информация, которую собирается донести спикер, интересна и актуальна для ЦА.

Оратор в начале речи выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах. Широкое распространение этот метод получил в выступлениях пропагандистского характера. Метод аналогии — сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям. Концентрический метод — расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу. Ступенчатый метод — последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней.

План речи и композиция. Отличия плана от композиции. Различные виды планов и композиций

Тип связи в тексте Работа над композицией. После написания плана оратору необходимо поработать над композицией выступления, над построением отдельных частей своей речи. Как отмечают теоретики ораторского искусства, наиболее распространенной структурой устного выступления с античных времен считается трехчастная, включающая в себя следующие элементы: 1. Каждая часть имеет свои особенности, которые необходимо учитывать во время подготовки к ораторской речи.

Написание текста выступления. Сначала рекомендуется написать текст речи начерно, не обращая внимания на стилистические шероховатости, а затем переписывать, исключая все лишнее, исправляя неправильные и неточные слова, подбирая наиболее яркие выражения для передачи своей мысли и т. Одним словом, оратор должен хорошо поработать над языком и стилем текста своей речи.

Подготовка письменного текста имеет много преимуществ. Написанную речь можно прочитать родственникам, товарищам, коллегам, показать специалистам, добиваясь таким образом улучшения содержания и формы изложения, а этого не достигнешь, если речь только в уме. Написанная речь легче запоминается и дольше удерживается в памяти, нежели не оформленный в окончательном виде материал.

Кроме того, написанный текст дисциплинирует оратора, дает возможность избежать повторений, неряшливых формулировок, оговорок, заминок, делает его речь более уверенной. Овладение материалом выступления. Это весьма ответственный этап в деятельности оратора.

Иногда его называют репетицией. Написанный текст следует хорошо осмыслить, проанализировать, выделить основные смысловые части, продумать связь между ними, несколько раз перечитать текст, заучить отдельные фрагменты, произнести вслух, восстановить в памяти план и содержание. Успех публичного выступления определяется в первую очередь его содержанием.

Поэтому оратор должен приложить максимум усилий, чтобы собрать интересный и полезный для аудитории материал по выбранной теме. Поэтому при подготовке к выступлению важно определить порядок, в котором будет излагаться материал, то есть составить план. План — взаимное расположение частей, краткая программа какого-нибудь изложения.

На разных этапах подготовки речи составляются различные по цели и назначению планы: предварительный, рабочий и основной. Предварительный план.

Надо говорить о Ломоносове, — пишет автор. Внимание непременно будет завоевано, а дальше можно вести речь о Ломоносове: поэт, физик, химик... Затем А. Кони приводит пример, как можно было бы начать лекцию о законе всемирного тяготения: В рождественскую ночь 1642 года в Англии в семье фермера средней руки была большая сумятица. Дальше несколько слов о жизни и учении этого мальчика, о студенческих годах, об избрании в члены королевского общества и, наконец, имя самого Ньютона.

Роль этой «пивной кружки» — только в привлечении внимания. А откуда о ней узнать? Чтобы найти интересное, оригинальное начало, необходимо много работать, думать, искать. При этом необходимо учитывать и состав аудитории, и степень ее подготовленности. Важной композиционной частью любого выступления является заключение. Народная мудрость утверждает: «Конец венчает дело». Напротив, неудачное заключение губит порой неплохую речь.

Этого не следует делать. Каким же должно быть заключение? По мнению А. Кони, конец речи должен закруглить ее, т. Он приводит пример, как можно было бы закончить речь о Ломоносове: Итак, мы видели Ломоносова мальчиком-рыбаком и академиком. Где причина такой чудесной судьбы? Причина — только в жажде знаний, в богатырском труде и умноженном таланте, отпущенном ему природой.

Все это вознесло бедного сына рыбака и прославило его имя. Продумывая заключение, особенно тщательно поработайте над последними словами выступления. Хорошо продуманное вступлением необычное заключение еще не обеспечивают успеха выступления. Бывает, что оратор оригинально начал свое выступление, заинтересовал слушателей, но постепенно их внимание ослабевает, а затем и пропадает. Писатель К. Этого требует еще один принцип построения публичной речи, названный в методической литературе принципом экономии. Кратко охарактеризуем основные из них.

Выступающий начинает речь с частного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Оратор в начале речи выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах. Метод аналогии — сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу. Использование различных методов изложения материала в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру главной части речи более оригинальной, нестандартной. Каким бы методом ни пользовался оратор в выступлении, его речь должна быть доказательной, суждения и положения убедительными.

Приемы привлечения внимания аудитории Публичное выступление имеет свои специфические особенности, которые необходимо учитывать, продумывая композицию основной части выступления. Об этом должен помнить и оратор. Борьба с утомлением внимания — важная задача, о которой не должен забывать оратор, продумывая структуру своей речи. Поэтому выступающему необходимо знать ораторские приемы поддержания внимания у слушателей и заранее планировать их при работе над композицией публичного выступления. К специальным ораторским приемам привлечения внимания аудитории можно отнести и вопросно-ответный прием. Оратор вслух раздумывает над поставленной проблемой.

Рабочий план даёт возможность судить о содержании выступления, его структуре. На основе рабочего плана оратору рекомендуется составить основной план, называющий вопросы, которые будут освещаться в выступлении. Формулировки пунктов основного плана должны быть предельно чёткими и ясными. По структуре планы бывают простыми и сложными. Простой состоит из нескольких пунктов, относящихся к основной части изложения темы. Простой план можно превратить в сложный, для чего необходимо его пункты разбить на подпункты. В сложном плане выделяют также вступление, главную часть, заключение. После написания плана оратору необходимо поработать над построением отдельных частей своей речи. Как отмечают теоретики ораторского искусства, наиболее распространённой структурой устного выступления с античных времён считается трёхчастная, включающая в себя следующие элементы: вступление, главную часть, заключение. Во вступлении подчёркивается актуальность темы, значение её для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса. Важной композиционной частью любого выступления является заключение. Народная мудрость утверждает: «Конец венчает дело». Убедительное и яркое заключение запоминается слушателям, оставляет хорошее впечатление о речи. Поэтому рекомендуется в заключении повторить основную мысль, ради которой произносится речь, суммировать наиболее важные положения. В заключении подводятся итоги сказанного, делаются выводы, ставятся перед слушателями конкретные задачи, которые вытекают из содержания выступления. Перед выступающим стоит очень важная задача — не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца речи.

Цифры, примеры, цитаты не должны уводить от существа дела. Цифры должны опираться на реальные фоновые знания аудитории. В выступлениях для специалистов цифровых данных может быть больше, так как уровень подготовки, фоновые знания специалистов позволяют им усваивать данный материал легко и быстро, что е получится в аудитории неподготовленной. Примеры в выступлении должны быть яркими, лаконичными, без лишних деталей. Примеры могут использоваться в качестве иллюстрации сказанного, пояснения сложного материала, в качестве аргумента, а также для привлечения внимания уставшей аудитории. Отбирая примеры для выступления, оратор должен руководствоваться следующим критериями: - насколько данный пример нужен; - уместен ли он в данной аудитории; - какие чувства вызывает у зрителей. Цитаты — это высказывания авторитетных людей. Одни цитаты опираются на авторитет источника, другие апеллируют к сознанию, убеждают приведенным фактическим материалом, третьи рассчитаны на эмоции. По смыслу цитаты должны быть органически связаны с текстом выступления, не должны носить характер чужеродного тела. Их следует приводить в таком виде, чтобы сохранялся во всей точности первоначальный смысл. Наглядный материал — диаграммы, иллюстрации, фотографии, рисунки, плакаты, слайды, различные предметы — используются в выступлении для подтверждения или пояснения основных положений. Ими не следует злоупотреблять. Не следует размещать наглядный материал до выступления перед публикой. Как создать план успешного публичного выступления: инструкция для спикера Каждому успешному публичному выступлению предшествует создание продуманного плана. Спикер разбивает информацию на смысловые блоки задачи , прописывает структуру, убирает лишнее. Подробный план используют начинающие и опытные ораторы. Это позволяет держаться перед аудиторией уверенно и свободно, а также помогает избежать провала в случае непредвиденных обстоятельств: технического сбоя в показе слайдов, каверзных вопросов публики и пр. Подготовительный этап Определение цели — ключевой момент, с которого начинается работа над планом. Целью может служить привлечение студентов в онлайн-школу, обучение повышению личной продуктивности, продажа нового продукта и пр. Например, презентация нового продукта в кругу коллег и бизнес партнеров радикально отличается от презентации этого же продукта рядовому потребителю. Здесь 2 принципиально разные ЦА. Для каждой из них готовят свою презентацию. Коллеги, партнеры, инвесторы должны увидеть выгоду от производства и реализации продукта. Потребитель — выгоды от его приобретения и использования. Определяет стиль изложения информации, поведение оратора перед публикой, количество задач, которые можно рассмотреть в ходе выступления. При подготовке изучают и учитывают психологические особенности группы людей, перед которой предстоит выступать. Взрослая публика. Люди зрелого возраста с большим жизненным и профессиональным опытом хорошо реагируют на цифры и факты, но не терпят нотаций и поучений. Речь подкрепляется графиками, диаграммами, простыми таблицами, чертежами и пр. Поведение оратора и его лексика должны полностью соответствовать нормам, принятым в данном кругу людей. Нельзя показывать свое превосходство и заискивать перед аудиторией. Такая публика вполне способна воспринять до 5 задач за 1 семинар. Старшеклассники, студенты, выпускники. Внимание молодежи легко захватить короткими историями с яркими эпизодами, примерами из личной жизни или жизни известных публике людей. Полезная информация должна звучать уже в первом предложении, вызывать эмоции. Предложения простые. Речь подкрепляется обилием картинок, инфографикой, короткими видео. Прямые нотации и снисходительный тон недопустимы. Оратор должен держать себя на сцене свободно, но без высокомерия, обращаться к присутствующим как к равным. Лексикон — понятный для аудитории. Оптимальное количество задач — 3. Заинтересованность слушателей в данном выступлении. Необходимо оценить, насколько информация, которую собирается донести спикер, интересна и актуальна для ЦА. Определяет сценарий выступления. Также влияет на количество вопросов, которые предстоит рассмотреть во время речи. При малом лимите времени рекомендуется полностью раскрыть 1 вопрос. Это лучше, чем поверхностно затронуть 4-5 вопросов, оставив нераскрытые моменты. Структура плана План любой публичной речи подчиняется классическим законам композиции. Состоит из 3-х основных частей. Вступительное слово. Служит для установки контакта с аудиторией, подготовки публики к восприятию информации. Причем первые 1,5 минуты выступления — единственный шанс впечатлить и заинтересовать публику, установить с ней эмоциональную связь. У спикера не более 90 секунд, чтобы расположить к себе аудиторию. Из них: Вступительное слово Речь всегда начинается с приветствия. Обращения подбирают в зависимости от публики и цели выступления. Можно использовать: Сразу за приветствием оратор делает публике комплимент. После самопрезентации выполняют гармоничный переход к основной части одним из способов. Можно упомянуть маленькое событие, произошедшее перед выходом на сцену или личный жизненный опыт. Прием уместен во многих случаях, включая обучающие семинары, презентации перед молодой аудиторией, торжественные речи. Личный контакт. Это обращение к аудитории. Считается, что способ подходит для работы перед малой, хорошо известной аудиторией. Однако, человек, которого знают присутствующие, может им грамотно воспользоваться. Точки соприкосновения. Это все то, что объединяет оратора с публикой: эмоции, проблемы, пережитая травма, общие цели и т. Уместная шутка отлично располагает к себе аудиторию. Например, в одном из выступлений, Джеймс Ренди использовал обращение к публике в комбинации с юмором. Оратор четко озвучивает событие, которое стало причиной мероприятия юбилей, годовщина образования компании, выход компании на мировой рынок и т. Вопрос, взывающий слушателей к размышлению. Сразу включает присутствующих в работу. Эффективен на выступлениях перед подчиненными, коллегами, рабочей группой, студентами. Прямой переход. Применяется, когда необходимо сразу переходить к делу. Подходит для второго и последующих семинаров из цикла публика уже знает спикера и представляет, о чем пойдет речь. Также актуален в условиях жесткого лимита времени, на выступлениях в кругу сослуживцев и пр. Далее обозначают тему и начинают основную часть. Основная часть В основной части оратор поднимает актуальность темы и раскрывает ее. На этом этапе составления плана прописывается последовательность изложения информации, которая помогает сделать речь логичной и понятной. Некоторые специалисты увеличивают это количество до 7-9 блоков. Однако, чем больше задач, тем хуже слушатель усваивает информацию. Чем моложе публика, тем меньше задач можно поднимать в одном выступлении 1- для детской публики; 3 — для подростков и молодежи; 3-5 — для взрослой аудитории. Если не получается ограничиться 3-5 задачами, стоит рассмотреть возможность проведения 2 или более выступлений по данной теме. Чтобы убедиться, насколько легко запоминается материал, разбитый на маленькие блоки, достаточно посмотреть обучающие видео Чарли Хуперта. Хотя Хуперт выступает перед камерой, а не перед залом, данный пример может быть полезен при подготовке к онлайн и оффлайн выступлению. В среднем продолжительность урока у Чарли 11-13 минут, из них: За 1 урок Чарли поднимает только 1 тему, поэтому зрителю не составляет труда запомнить и усвоить информацию. Смысловые блоки выстраивают по законам логики, так, что каждый следующий вытекает из предыдущего, либо наглядно связан с ним. Кроме четкой структуры в план вносят необходимую информацию: числа, даты, цитаты, афоризмы, шутки, которые будут в речи. Заключение В финальной части выступления оратор напоминает публике наиболее важные аспекты темы, подводит черту. Поэтому в последний раздел вносят ключевые моменты всей речи, выводы, итоги. Анализ и редактирование плана Готовый план внимательно перечитывают, проверяют каждый пункт, вносят коррективы. На его основе пишут речь. Текст вычитывают и проговаривают перед зеркалом либо помощником. Убирают лишнее, добавляют факты со ссылками на авторитетные источники, цифры, статистику, показатели эффективности и пр. В соответствии с планом готовят презентацию: слайды, картинки, видеоролики, располагая их в строгом порядке. Сам план выступления на сладах не пишут, со слайдов не читают.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий