Определение по траверз расстоянию

Траверз-перпендикулярная курсу судна, самолёта или его диаметральной плоскости. Соответствует курсовому углу 90°. Если курсовой угол составляет 90° правого или левого борта, он называется траверзом судна. в момент начала разворота, дальность будет равна значению ЛУР. Определение путевой скорости при полете на DME или от него, производится путем деления. пройденного расстояния на интервал времени, при этом пройденное расстояние определяют по разности. Траверз (фр. traverse, от traverser, перебегать поперек) — направление, перпендикулярное курсу судна, самолета или его диаметральной плоскости. Соответствует курсовому углу 90°. Если курсовой угол составляет 90° правого или левого борта, он называется траверзом судна. Траверз (фр. traverse, от traverser, перебегать поперек) — направление, перпендикулярное курсу судна, самолета или его диаметральной плоскости. После приведения пеленгов к одному моменту рассчитывают истинные пеленги и проводят их на карте. При определении места судна по расстоянию до ориентиров следует в первую очередь измерять расстояние того ориентира, который находится ближе к траверзу.

Что такое траверз?

это определение направления на объект отностительно корабля (частный случай КУ, который определяется от ДП судна) Определение: Курсовой угол (КУ), есть угол между носовой. Определение места самолета — это полный контроль пути, поскольку если известно место самолета, то можно определить и уклонение от ЛЗП (контроль пути по направлению), и пройденное или оставшееся расстояние (контроль пути по дальности). После приведения пеленгов к одному моменту рассчитывают истинные пеленги и проводят их на карте. При определении места судна по расстоянию до ориентиров следует в первую очередь измерять расстояние того ориентира, который находится ближе к траверзу. Определение элементов циркуляции судна по траверзным расстояниям. Судно развивает необходимую скорость и ложится на курс (КК1) с расчетом пройти траверз буя в расстоянии 2¸ 3 кб.

Определение места судна по двум и трём расстояниям.

Значение слова Траверз на это Траверз Траверз (от «перебегать поперек») — направление, перпендикулярное курсу судна, самолёта или его диаметральной плоскости. Траверз – это направление, соответствующее курсовому углу 90 градусов. Другими словами, это – перпендикулярное положение относительно корпуса судна, самолета. Таким образом, в зависимости от борта различают левый и правый траверз. Траверз (фр. traverse, от traverser, перебегать поперек) — направление, перпендикулярное курсу судна, самолёта или его диаметральной плоскости. Соответствует курсовому углу 90°. Если курсовой угол составляет 90° правого или левого борта, он называется траверзом судна.

На траверзе: что это значит и как это делается?

Идеальным вариантом будет выбор такого курса, который позволит минимизировать воздействие ветра или течения на судно. Для успешной проведения траверзы необходимо умение правильно управлять парусностью. Команда судна должна иметь опыт и знания, чтобы определить, какие паруса можно задействовать, чтобы достичь необходимой синрхонизации с ветром и течением. Также важно знать, когда и как изменять парусность в зависимости от изменений силы ветра.

Кроме того, необходимо обращать внимание на навигационную информацию. Существуют различные инструменты и средства, с помощью которых можно получить актуальную информацию о погоде, морских течениях и других факторах, влияющих на движение судна. Эта информация позволяет принимать взвешенные решения при планировании и осуществлении траверзы.

И, конечно, одним из главных элементов траверзы в море является маневрирование судна. Умение правильно маневрировать позволяет судну эффективно справляться с изменениями ветра и течения, а также безопасно следовать по заданному курсу. Важно учитывать текущие условия и предвидеть возможные трудности на пути.

Роль ветра и воды в траверзе: влияние на навигацию Ветер является одним из основных факторов, определяющих направление и скорость перемещения судна при траверзе.

Данный способ простой и обеспечивает достаточную точность контроля пути по дальности. Недостатком его является прокладка пеленга на карте, а это не всегда удобно. Маршрут полета Харьков—Воронеж. Радиостанция расположена в г. Проконтролировать путь по дальности. Прокладываем на карте полученный пеленг и определяем достигнутый самолетом рубеж. Это будет линия, соединяющая г. Тим и пункт Чернянка.

Контроль пути по дальности выходом на предвычисленный КУР или МПР является наиболее простым и распространенным способом контроля пути по дальности и не требует прокладки пеленга на карте.

Априорный метод оценки погрешности счислимого места судна При плавании в районах, для которых отсутствуют регулярные данные по невязкам, применяется априорный метод оценки точности счисления, который базируется на расчёте коэффициента точности счисления или принятии его в готовом виде согласно НШС. При расчете коэффициента точности счисления Kc учитываются следующие ошибки: m ПУ — в направлении движения судна относительно воды; mVл — в скорости судна относительно воды; mK T — в направлении течения; mVT — в скорости течения. Для вычисления более точного значения m ПУ можно также использовать формулу mПУ где mрыск m m m K K m 2 K 2 m 2 mрыск , 33 1,5 2,0 ; 1 ; 3 0,2 0,3 для гирокомпаса; 0,7 1,0 для магнитного компаса. Приблизительные значения коэффициента точности счисления согласно НШС: Кс 0,8 для прибрежных районов; Кс 1,2 для открытого моря; Кс 1,6 для районов со значительными течениями. Рассмотренные формулы для оценки точности счисления не могут гарантировать надёжное определение места судна, а только позволяют ориентировочно оценить возможные ошибки счисления. Поэтому необходимо при всякой возможности контролировать место судна обсервацией.

Дискретность обсерваций Следует помнить, что погрешность счисления не тождественна погрешности счислимого места, так как в последнюю входит погрешность исходной точки М сч м 2 М исх т М сч2. Матусевичем рис. При аналитическом учете течения решаются также две задачи: при известном ИК и пройденном относительно воды расстоянии находят ПУ и пройденное расстояние относительно грунта и наоборот. Рассмотрим их. На линии истинного курса отложим вектор скорости судна по лагу AB Vл. От точки В отложим вектор скорости течения ВС Vт. Обозначим курсовой угол течения q т и спроектируем стороны навигационного треугольника течения на линию ИК и линию, перпендикулярную ИК.

Получим: ctg ctg 1 m cos qт ; m sin qт cos ec qт ctg qт. Действительная скорость судна вычисляется так: Vт kVл k — рассчитывается по табл. Обратная задача В том случае известны ПУ судна и направление течения, а следственно, известен угол между направлением течения и линией пути судна Р рис. Необходимо рассчитать ИК. ИК т — направление Рис. Аналитический учет течения обратная задача В этом случае угол сноса на течении называют поправкой на течение. Обе части уравнений разделим на Vл и, приняв обозначения из формулы 43 , выведим уравнение Vд Vл K, Vт Vл m, из которого получим: K cos m cos P; sin m sin P , 46 откуда K cos cos ec m cos qт ; cos ec P.

Для определения Vд , необходимо выбрать из табл. Для входа в таблицу нужно найти сначала по табл. Основные формулы Кроме графического счисления, учет движения судна может производиться с помощью письменного, или аналитического, счисления. Вычисление географических координат судна по его курсу и плаванию, а также курса и плавания при известных координатах начальной и конечной точек называется письменным счислением. Оно применяется: 1 при плаваниях вдали от берегов, если нет путевых карт; 2 для вычисления курса и расстояния между точками, находящимися на разных путевых картах; 3 при решении астрономических задач, когда вычисляют широту и долготу счислимой точки, от которой проводят высотные линии положения; 4 при вычислении обсервованных координат при разновременных линиях положения для приведения наблюдений к одному моменту; 5 при использовании формул аналитического счисления, заложенных во все программы, служащие для составления плана перехода; 6 в ледовом плавании. Сущность письменного счисления заключается в следующем. Возьмем сферу, на которой точка А — пункт отхода, точка В — пункт прихода.

Дуга АВ, являясь отрезком локсодромии, пересекает все меридианы под одним и тем же углом К, равным ИК. Длина локсодромии S рис. Деление отрезка локсодромии на m элементарно малых частей Разделим отрезок локсодромии на m элементарно малых равных между собой частей dS. Через полученные точки проведем меридианы и параллели. В результате получим m прямоугольных сферических треугольников: Аb1a1, a1b2a2, a2b3a3 и т. По малости сферические треугольники принимаем за плоские, тогда можно написать: d dS cos K ; d d cos 43 dS sin K. Геометрический смысл отшествия состоит в том, что оно представляет собой длину отрезка параллели некоторой промежуточной широты n , заключенной между меридианами пункта отхода и пункта прихода.

Единицей измерения отшествия является морская миля. Для расчета долготы точки прихода необходимо знать разность долгот РД , то есть длину дуги экватора между меридианами пунктов отхода и прихода. Длина дуги любой параллели, заключенной между какими-либо двумя меридианами, равна длине дуги экватора, заключенной между теми же меридианами, умноженной на косинус широты этой параллели: 2 r 2 R cos , 51 отсюда d d cos. Тогда d. Следовательно, Д 2 Д1 tg K. РШ РШ. РМЧ 58 Следовательно, ОТШ представляет собой расстояние в милях между меридианами точек отхода и прихода по промежуточной параллели, широта которой определяется выражением 58.

При плавании на коротких расстояниях можно допустить, что в интервале широт от 1 до 2 значение изменяется линейно, тогда 1 n 2 2 m ; РД ОТШ. Величины РШ и ОТШ даны в таблице до сотых долей мили для того, чтобы их можно было использовать для плавания S в 10 или 100 раз больших, чем указано в таблице. В таблицу входят со средней широтой m и отшествием ОТШ. Если в табл. Виды письменного счисления. В практическом судовождении применяется в виде счисления по таблицам. Исходной точкой, от которой его начинают, обычно является обсервованное место точка.

В процессе счисления по таблицам получают счислимые точки. Получив обсервованное место, письменное счисление продолжают от него. Счисление по таблицам бывает трех видов: простое, составное и сложное. Простое письменное счисление выполняется при плавании одним постоянным курсом. Можно также рассчитать РШ и РД по формулам, приведенным выше. Рассмотрим поподробнее простое письменное счисление. Составным письменным счислением называется счисление при плавании несколькими курсами, когда путем вычисления получают координаты пункта прихода, не вычисляя координат промежуточных точек поворота.

Составное счисление можно использовать для учёта течения. В этом случае вместо второго курса и плавания по нему берутся направление и снос от течения. Сложным письменным счислением называется счисление при плавании несколькими курсами, когда для нахождения ГенРД с высокой точностью, ее вычисляют суммированием РД на каждом 48 курсе. Следовательно, при сложном счислении по известным курсам и плаванию выбирают из таблиц значения РШ и ОТШ, затем вычисляют широты промежуточных точек и рассчитывают на каждом курсе среднюю широту. По средним широтам и соответствующим отшествиям, выбранным из таблицы «25а» или «2. Курс, рассчитанный по ГенРШ и ГенОТШ, ведущий непосредственно из точки отхода в точку прихода, называется генеральным курсом, а расстояние по генеральному курсу между пунктами отхода и прихода — генеральным плаванием. Если при плавании учитывается дрейф судна от ветра, то вместо ИК необходимо брать ПУ.

Если в районе плавания действует течение, то его направление учитывается как дополнительный курс, а за величину плавания на этом курсе принимается снос судна течением S т за время его действия: Sт где Vт T1 T2 , Vт — скорость течения, уз. Кривая, описываемая центром масс судна, движущегося при руле, выведенном из прямого положения, называется циркуляцией. Установлено, что после того, как руль переложен, судно какоето время продолжает следовать по первоначальному курсу. И лишь в некоторой точке А оно начинает уклоняться в сторону противоположную той, куда положен руль. Только достигнув точки В, судно начинает катиться в сторону перекладки руля. Время от момента перекладки руля до момента поворота судна в сторону перекладки руля называется предварительным периодом циркуляции. Расстояние, на которое центр масс судна сместился в противоположную повороту сторону Вb, называется обратным смещением судна.

Величина предварительного периода циркуляции зависит от типа судна, его инерции и наличия ветра и волнения. На крупных судах предварительный период циркуляции доходит до 1 минуты. Следовательно, необходимо заранее предусматривать расстояние, которое может быть пройдено судном в предварительный период циркуляции, чтобы начало поворота совпало с выбранной точкой поворота на карте. Время, за которое судно совершает неустановившуюся циркуляцию, называется эволюционным периодом циркуляции T180. Циркуляция судна и её элементы Для навигации имеет значение тактический диаметр циркуляции. Половина тактического диаметра называется радиусом циркуляции Rц 1 Dт. Тактический диаметр циркуляции определяется следующими способами.

По створу и ориентиру. Первый вариант. Имея в пределах видимости на берегу cтвор и отдельный ориентир, расположенный на расстоянии S от 51 линии створа рис. Определение тактического диаметра циркуляции Учитывая предварительный период циркуляции, перекладывают руль. К моменту, когда судно пошло на циркуляцию и вышло на створ, измеряют секстаном горизонтальный угол 1 , образованный створом и направлением на ориентир. Одновременно пускают секундомер. В этот момент останавливают секундомер и измеряют угол 2.

Тактический диаметр циркуляции определяется по формуле Dт D2 D1. Второй вариант. В момент выхода судна на створ можно взять пеленги ориентира по компасу и, исправив их поправкой компаса, рассчитать углы 1 и 2 : 52 2 ИПст а затем вычислить Dт. Чтобы избежать вычислительной работы можно проложить ИП1 и ИП2 на карте крупного масштаба и определить последовательно два места судна на створе М1 и М2 рис. Величину Dт снимают в этом случае с карты измерителем. Эволюционный период циркуляции T180 даст отсчет секундомера. Радиолокационный способ.

Для определения Dт в условиях различной видимости используют судовую РЛС. Для выполнения этой работы достаточно иметь один хорошо видимый на экране РЛС ориентир. Следуя вдоль берега, на котором расположен ориентир, выходят на траверз его, измеряют радиолокационное расстояние D1 , запускают секундомер и, переложив предварительно руль, выходят на циркуляцию. Dт D2 D1. Отсчет секундомера даст период T180. Определение тактического диаметра циркуляции с использованием судовой РЛС 53 Можно определить элементы циркуляции и в открытом море на спокойной воде. Для этого нужно на судне изготовить радиолокационную веху с уголковым отражателем и, выпустив ее в воду, получить радиолокационный ориентир, которым можно пользоваться как береговым ориентиром.

В связи с тем, что веха свободно плавает, наличие течения не искажает результатов работы. Способ М. Этим способом можно определить элементы циркуляции в открытом море во время изменения курса судна рис. Определение тактического диаметра циркуляции способом М. Точность определенного таким образом диаметра циркуляции зависит от системы лага. При определении Rц способом Андреева точность повышается с использованием современных типов лагов. При графическом счислении циркуляцию целесообразно учитывать на картах крупного масштаба на крупнотоннажном судне.

При прямой задаче, когда после окончания поворота нужно найти положение точки С, из которой будет продолжен новый курс, достаточно из известной точки начала поворота В отложить перпендикулярно первому курсу величину Rц и провести из полученной точки О, как из центра, окружность циркуляции рис. Определение точек начала и конца поворота первый способ 55 Проведем линию нового курса как касательную к этой окружности. Точка касания С будет представлять точку начала следования новым курсом. При обратной задаче, когда требуется найти точку начала поворота, можно рекомендовать следующие два приема: 1. Пусть К1М — линия проложенного на карте пути судна до поворота, а МК2 — линия пути, на которую нужно выйти после поворота рис. Для определения точки В — начала поворота — проведем биссектрису угла К1МК2 и на нем найдем такое положение ножки циркуля, при котором окружность, проведенная радиусом циркуляции Rц , будет касательной к обоим курсам. Второй прием заключается в проведении двух прямых, параллельных старому и новому курсам и отстоящих от них на расстоянии Rц рис.

Точка их пересечения будет центром окружности циркуляции, а перпендикуляры из нее на линии обоих курсов определяют точки В и С — начало и конец поворота. Команда рулевому о перекладке руля должна быть дана несколько раньше Рис. Определение точек начала прихода судна в точку В, с учеи окончания поворота судна том предварительного периода второй прием циркуляции. Табличный метод учета циркуляции Прямая и обратная задачи решаются с использованием величин d1 и d , выбираемых из таблицы циркуляции. Если из точки M 1 56 точка пересечения старого и нового курса отложить отрезки MA MB d1 , то получим точку В начало поворота и точку А окончание поворота. При прямой задаче из точки В откладывают d1 и получают точку M 1 , затем, отложив по новому курсу d1 , — точку А. Табличный метод учета циркуляции При прямой задаче из точки В прокладывают K cp — промежуточный курс, а по нему откладывают величину d : K cp K1 K 2 2 K1 q K1 2 , где K1 и K 2 — курсы судна до поворота и после него.

Через конец отрезка d проводят линию, параллельную K1 , пересечение ее с линией нового курса даст точку C и соответственно точку В — начало поворота. Табличный метод учета циркуляции обратная задача Для того чтобы при каждом повороте не вычислять величины d1 и d , заранее рассчитывают таблицу циркуляции по формулам или графическим путем. Прием прост, но менее точен. Диаграмма циркуляции Диаграмма циркуляции применяется для крупнотоннажных судов, обладающих большим моментом инерции относительно вертикальной оси вращения. При этом предположение о движении судна во время циркуляции по окружности недостаточно точно. Особенно это касается первой четверти циркуляции рис. Диаграмма циркуляции судна при различных углах перекладки руля Диаграмма циркуляции строится на основе экспериментальных наблюдений конкретного судна и показывает характер кривых циркуляции при различных положениях руля.

На координатных осях — расстояния в кабельтовых. Точка А0 — момент подачи команды рулевому. Точка В — окончание поворота. Отрезок А0В — промежуточное плавание. Угол f — направление от первой точки А0 на вторую В в виде угла относительно начального курса. Точка М — точка пересечения начального и конечного курсов. Измерения горизонтальных углов между ориентирами выполняются с помощью секстана, или они рассчитываются как разность между компасными пеленгами на соответствующие ориентиры А, В и С рис.

Получение места на карте может быть выполнено несколькими способами. Графический способ Заключается в построении окружностей, вмещающих измеренные углы между ориентирами. Как известно из геометрии, цен60 тральный угол в 2 раза больше вписанного. Таким образом, угол в треугольнике AO1B при точке O1 равен 2. Для построения окружности, вмещающей угол , проводят перпендикуляр к середине линии АВ рис. Далее из точки А или В под углом 90 к отрезку АВ проводят прямую до пересечения с перпендикуляром в точке O1. Радиусом, равным O1 A или O1B , проводят первую окружность.

Если разность, например 90 , будет отрицательная, то и угол из точки А откладывается в противоположную сторону, то есть от судна рис. Построение окружности, вписывающей угол 90 Способ с использованием кальки По середине листа кальки проводят прямую линию, которую принимают за общую сторону измеренных углов. Из произвольной точки этой прямой F, как из общей вершины, строят правый и левый углы. Кальку накладывают на карту и, перемещая ее, добиваются совмещения сторон нанесенных углов с соответствующими ориентирами на карте. Накол циркулем в общей точке F даст место судна на карте. Способ с использованием протрактора Протрактор представляет особый инструмент, позволяющий построить два смежных горизонтальных угла с общей вершиной в его центре. Он имеет неподвижную среднюю и две подвижные крайние линейки.

Углы между средней и крайними линейками устанавливают с высокой точностью по азимутальному кругу. Установив измеренные углы на протракторе, перемещают его на карте до тех пор, пока рабочие гранки линеек не будут проходить через обозначения соответствующих ориентиров. Накол иглой протрактора, помещенный в общей вершине углов, даст место судна на карте. Случай неопределенности Таким образом, в результате измерения двух горизонтальных углов получим всего лишь одну изолинию. Следовательно, по этим наблюдениям определить место судна невозможно. Из рис. Избежать случая неопределенности можно выбором ориентиров, имеющих следующее взаимное расположение: 1 все три ориентира расположены на одной прямой рис.

Выбор ориентиров для исключения случая неопределенности Практическое выполнение определения 1. Подобрать на местности хорошо видимые, нанесенные на карту три ориентира, предварительно убедившись в отсутствии случая неопределенности. Подготовить к наблюдениям секстан, определить поправку индекса i. Измерить углы, соблюдая следующую очередность: — в благоприятных условиях наблюдения первым измерить угол, который изменяется медленнее углы, близкие к траверзу ; 64 — в условиях сильной качки, ночью и днем при плохой видимости первым измерять угол, наиболее трудный для наблюдения. Привести углы к одному моменту, если скорость судна более 12 узлов и прокладка ведется на крупномасштабных картах. Для этого после измерения второго угла заметить время и отсчет лага и вновь повторить измерения первого угла. Выбрать из формуляра секстана по значениям измеренных углов инструментальные поправки s и исправить отсчеты секстана суммарной поправкой i s.

Полученные значения горизонтальных углов установить на протракторе или построить их на кальке. Совмещением сторон построенных углов с соответствующими ориентирами на карте получить место судна. На основании анализа формулы 41 можно сделать вывод, что для получения места судна с достаточной точностью необходимо 150. Недостатки: — необходимость наличия в видимости судоводителя трех ориентиров; — сложность измерения горизонтальных углов в условиях сильной качки и различной видимости ориентиров ночью; — отсутствие третьей контрольной линии положения, что затрудняет обнаружение промахов в опознавании ориентиров или в снятии углов; — наличие случая неопределенности, сравнительная громоздкость исполнения способа. Способ целесообразно применять при необходимости иметь точное место в условиях, неблагоприятных для пеленгования, например, в штормовую погоду, а также при отсутствии уверенности в знании поправки компаса. В последнем случае, измерив компасные пеленги на три ориентира, рассчитывают из них два горизонтальных угла и по ним определяют место судна. Далее снимают с карты истинные пеленги на эти же ориентиры из обсервованной точки.

Порядок выполнения : 1. В быстрой последовательности берутся пеленги на ориентиры. Полученные компасные пеленги исправляют поправкой компаса. Полученные истинные пеленги проводятся на карте. Проведенные на карте ИП практически никогда не пересекаются в одной точке, а образуют так называемый треугольник погреш66 ности. Если треугольник получается малым, место берется в центре на глаз вписанной в него окружности. Малым треугольником погрешности называется треугольник, стороны которого на путевой карте равны не более 0,5 мили в масштабе карты, и обсервованным местом можно считать точку центра этого треугольника.

Если треугольник — большой, то для определения правильного места судна необходимо принимать определенные меры, которые зависят от причин появления такого треугольника. Возможные причины появления треугольника погрешности 1. Движение судна в процессе пеленгования, в результате которого каждый последующий пеленг берётся не с того места земной поверхности, что предыдущий. При ведении прокладки на путевой карте это движение учитывается, и ошибки в месте судна по этой причине компенсируются до приемлемых значений путем применения правильного порядка пеленгования. Первыми берутся те пеленги, которые изменятся медленнее, то есть пеленги на ориентиры, расположенные на носовых и кормовых курсовых углах, а последними — на ориентиры, расположенные вблизи траверза. В этом случае треугольник погрешности чаще всего получается малым. При ведении прокладки на частных картах и планах, движении на расстоянии менее 2—3 миль от ориентиров на скорости 12 узлов и более пеленги необходимо приводить к одному моменту.

Такое приведение может быть выполнено двумя способами: а в моменты пеленгований замечается время и рассчитываются расстояния, пройденные судном между этими моментами. Далее первый и второй ориентиры переносятся в направлении движения судна ПУ , как показано на рис. Третий пеленг прокладывается непосредственно от ориентира; б ориентиры пеленгуются в последовательности: А, В, С, В, А. Считая, что время между моментами взятия пеленгов одинаково и они изменяются пропорционально времени, рассчитывают среднее значение пеленгов В и А. Затем на карте от соответствующих ориентиров проводятся средние величины первого и второго истинных пеленгов, а третий пеленг — в первозданном виде. Приведение пеленгов к одному моменту 2. Промахи в опознании ориентиров и измерении пеленгов.

Обычно вызывают появление большого треугольника погрешности. Для выявления промахов в отсчете пеленгов необходимо повторить пеленгование. Для того, чтобы правильно опознать ориентиры, обычно берут приблизительные пеленги на них от счислимого места на карте и сравнивают с измеренными. Систематическая ошибка ошибка в поправке компаса рис. Для начала рассмотрим ситуацию отсутствия такой ошибки. В этой ситуации и при отсутствии других причин появления треугольника все три пеленга сойдутся в одной точке, лежащей на пересечении окружностей, проходящих через соответствующие ориентиры и место судна. Смещение вершин углов между пеленгами 68 Смещение линий пеленгов в любую сторону на одну и ту же величину, равную ошибке в поправке компаса, приведет к смещению вершин углов между пеленгами по окружностям, вмещающим соответствующие ориентиры так как углы между пеленгами остаются прежними , и появлению треугольника.

Величина его тем больше, чем больше ошибка, а ориентация зависит от знака ошибки. На этом основан способ определения истинного места судна при появлении большого треугольника погрешности из-за систематической ошибки, называемой разгоном треугольника погрешности. Если при этом мы случайно угадываем величину и смещаем пеленги в правильную сторону, то они сойдутся в истинном месте судна. Если нет, то образуется еще один треугольник погрешности большего или меньшего размера или другой ориентации; б соединив соответствующие вершины треугольника прямыми линиями которыми мы заменяем дуги окружностей , на пересечении их получим место судна рис. Следует заметить, что вследствие замены дуг окружностей прямыми эти линии тоже обычно не сходятся в одной точке для большей точности можно провести не прямые, а дуги на глаз , но в этом случае образованный прямыми треугольник очень мал и место судна берется в его центре; Рис.

Для контроля пути этим способом необходимо: а при подготовке к полету выбрать боковые радиостанции для участков маршрута, нанести перпендикулярные отметки на ЛЗП, измерить и записать на карте расстояние Sтр по перпендикуляру от радиостанции до ЛЗП рис. Определить Sпр и ЛБУ при пролете траверза радиостанции. Контроль пути по дальности расчетом расстояния по ЛЗП до точки траверза боковой радиостанции.

При подготовке к полету необходимо: 1. Наметить боковые радиостанции для контроля пути и нанести на карту линии траверзов от них к ЛЗП; 2. Измерить и записать на карте расстояния траверзов рис. В полете: 1. Конечная точка отложенного расстояния укажет положение ВС в момент пеленгования радиостанции. Определить Sлзп и время пролета траверза.

Определение места судна. Изолинии и линии положения

Первый вариант. Имея в пределах видимости на берегу cтвор и отдельный ориентир, расположенный на расстоянии S от 51 линии створа рис. Определение тактического диаметра циркуляции Учитывая предварительный период циркуляции, перекладывают руль. К моменту, когда судно пошло на циркуляцию и вышло на створ, измеряют секстаном горизонтальный угол 1 , образованный створом и направлением на ориентир. Одновременно пускают секундомер. В этот момент останавливают секундомер и измеряют угол 2. Тактический диаметр циркуляции определяется по формуле Dт D2 D1. Второй вариант.

В момент выхода судна на створ можно взять пеленги ориентира по компасу и, исправив их поправкой компаса, рассчитать углы 1 и 2 : 52 2 ИПст а затем вычислить Dт. Чтобы избежать вычислительной работы можно проложить ИП1 и ИП2 на карте крупного масштаба и определить последовательно два места судна на створе М1 и М2 рис. Величину Dт снимают в этом случае с карты измерителем. Эволюционный период циркуляции T180 даст отсчет секундомера. Радиолокационный способ. Для определения Dт в условиях различной видимости используют судовую РЛС. Для выполнения этой работы достаточно иметь один хорошо видимый на экране РЛС ориентир.

Следуя вдоль берега, на котором расположен ориентир, выходят на траверз его, измеряют радиолокационное расстояние D1 , запускают секундомер и, переложив предварительно руль, выходят на циркуляцию. Dт D2 D1. Отсчет секундомера даст период T180. Определение тактического диаметра циркуляции с использованием судовой РЛС 53 Можно определить элементы циркуляции и в открытом море на спокойной воде. Для этого нужно на судне изготовить радиолокационную веху с уголковым отражателем и, выпустив ее в воду, получить радиолокационный ориентир, которым можно пользоваться как береговым ориентиром. В связи с тем, что веха свободно плавает, наличие течения не искажает результатов работы. Способ М.

Этим способом можно определить элементы циркуляции в открытом море во время изменения курса судна рис. Определение тактического диаметра циркуляции способом М. Точность определенного таким образом диаметра циркуляции зависит от системы лага. При определении Rц способом Андреева точность повышается с использованием современных типов лагов. При графическом счислении циркуляцию целесообразно учитывать на картах крупного масштаба на крупнотоннажном судне. При прямой задаче, когда после окончания поворота нужно найти положение точки С, из которой будет продолжен новый курс, достаточно из известной точки начала поворота В отложить перпендикулярно первому курсу величину Rц и провести из полученной точки О, как из центра, окружность циркуляции рис. Определение точек начала и конца поворота первый способ 55 Проведем линию нового курса как касательную к этой окружности.

Точка касания С будет представлять точку начала следования новым курсом. При обратной задаче, когда требуется найти точку начала поворота, можно рекомендовать следующие два приема: 1. Пусть К1М — линия проложенного на карте пути судна до поворота, а МК2 — линия пути, на которую нужно выйти после поворота рис. Для определения точки В — начала поворота — проведем биссектрису угла К1МК2 и на нем найдем такое положение ножки циркуля, при котором окружность, проведенная радиусом циркуляции Rц , будет касательной к обоим курсам. Второй прием заключается в проведении двух прямых, параллельных старому и новому курсам и отстоящих от них на расстоянии Rц рис. Точка их пересечения будет центром окружности циркуляции, а перпендикуляры из нее на линии обоих курсов определяют точки В и С — начало и конец поворота. Команда рулевому о перекладке руля должна быть дана несколько раньше Рис.

Определение точек начала прихода судна в точку В, с учеи окончания поворота судна том предварительного периода второй прием циркуляции. Табличный метод учета циркуляции Прямая и обратная задачи решаются с использованием величин d1 и d , выбираемых из таблицы циркуляции. Если из точки M 1 56 точка пересечения старого и нового курса отложить отрезки MA MB d1 , то получим точку В начало поворота и точку А окончание поворота. При прямой задаче из точки В откладывают d1 и получают точку M 1 , затем, отложив по новому курсу d1 , — точку А. Табличный метод учета циркуляции При прямой задаче из точки В прокладывают K cp — промежуточный курс, а по нему откладывают величину d : K cp K1 K 2 2 K1 q K1 2 , где K1 и K 2 — курсы судна до поворота и после него. Через конец отрезка d проводят линию, параллельную K1 , пересечение ее с линией нового курса даст точку C и соответственно точку В — начало поворота. Табличный метод учета циркуляции обратная задача Для того чтобы при каждом повороте не вычислять величины d1 и d , заранее рассчитывают таблицу циркуляции по формулам или графическим путем.

Прием прост, но менее точен. Диаграмма циркуляции Диаграмма циркуляции применяется для крупнотоннажных судов, обладающих большим моментом инерции относительно вертикальной оси вращения. При этом предположение о движении судна во время циркуляции по окружности недостаточно точно. Особенно это касается первой четверти циркуляции рис. Диаграмма циркуляции судна при различных углах перекладки руля Диаграмма циркуляции строится на основе экспериментальных наблюдений конкретного судна и показывает характер кривых циркуляции при различных положениях руля. На координатных осях — расстояния в кабельтовых. Точка А0 — момент подачи команды рулевому.

Точка В — окончание поворота. Отрезок А0В — промежуточное плавание. Угол f — направление от первой точки А0 на вторую В в виде угла относительно начального курса. Точка М — точка пересечения начального и конечного курсов. Измерения горизонтальных углов между ориентирами выполняются с помощью секстана, или они рассчитываются как разность между компасными пеленгами на соответствующие ориентиры А, В и С рис. Получение места на карте может быть выполнено несколькими способами. Графический способ Заключается в построении окружностей, вмещающих измеренные углы между ориентирами.

Как известно из геометрии, цен60 тральный угол в 2 раза больше вписанного. Таким образом, угол в треугольнике AO1B при точке O1 равен 2. Для построения окружности, вмещающей угол , проводят перпендикуляр к середине линии АВ рис. Далее из точки А или В под углом 90 к отрезку АВ проводят прямую до пересечения с перпендикуляром в точке O1. Радиусом, равным O1 A или O1B , проводят первую окружность. Если разность, например 90 , будет отрицательная, то и угол из точки А откладывается в противоположную сторону, то есть от судна рис. Построение окружности, вписывающей угол 90 Способ с использованием кальки По середине листа кальки проводят прямую линию, которую принимают за общую сторону измеренных углов.

Из произвольной точки этой прямой F, как из общей вершины, строят правый и левый углы. Кальку накладывают на карту и, перемещая ее, добиваются совмещения сторон нанесенных углов с соответствующими ориентирами на карте. Накол циркулем в общей точке F даст место судна на карте. Способ с использованием протрактора Протрактор представляет особый инструмент, позволяющий построить два смежных горизонтальных угла с общей вершиной в его центре. Он имеет неподвижную среднюю и две подвижные крайние линейки. Углы между средней и крайними линейками устанавливают с высокой точностью по азимутальному кругу. Установив измеренные углы на протракторе, перемещают его на карте до тех пор, пока рабочие гранки линеек не будут проходить через обозначения соответствующих ориентиров.

Накол иглой протрактора, помещенный в общей вершине углов, даст место судна на карте. Случай неопределенности Таким образом, в результате измерения двух горизонтальных углов получим всего лишь одну изолинию. Следовательно, по этим наблюдениям определить место судна невозможно. Из рис. Избежать случая неопределенности можно выбором ориентиров, имеющих следующее взаимное расположение: 1 все три ориентира расположены на одной прямой рис. Выбор ориентиров для исключения случая неопределенности Практическое выполнение определения 1. Подобрать на местности хорошо видимые, нанесенные на карту три ориентира, предварительно убедившись в отсутствии случая неопределенности.

Подготовить к наблюдениям секстан, определить поправку индекса i. Измерить углы, соблюдая следующую очередность: — в благоприятных условиях наблюдения первым измерить угол, который изменяется медленнее углы, близкие к траверзу ; 64 — в условиях сильной качки, ночью и днем при плохой видимости первым измерять угол, наиболее трудный для наблюдения. Привести углы к одному моменту, если скорость судна более 12 узлов и прокладка ведется на крупномасштабных картах. Для этого после измерения второго угла заметить время и отсчет лага и вновь повторить измерения первого угла. Выбрать из формуляра секстана по значениям измеренных углов инструментальные поправки s и исправить отсчеты секстана суммарной поправкой i s. Полученные значения горизонтальных углов установить на протракторе или построить их на кальке. Совмещением сторон построенных углов с соответствующими ориентирами на карте получить место судна.

На основании анализа формулы 41 можно сделать вывод, что для получения места судна с достаточной точностью необходимо 150. Недостатки: — необходимость наличия в видимости судоводителя трех ориентиров; — сложность измерения горизонтальных углов в условиях сильной качки и различной видимости ориентиров ночью; — отсутствие третьей контрольной линии положения, что затрудняет обнаружение промахов в опознавании ориентиров или в снятии углов; — наличие случая неопределенности, сравнительная громоздкость исполнения способа. Способ целесообразно применять при необходимости иметь точное место в условиях, неблагоприятных для пеленгования, например, в штормовую погоду, а также при отсутствии уверенности в знании поправки компаса. В последнем случае, измерив компасные пеленги на три ориентира, рассчитывают из них два горизонтальных угла и по ним определяют место судна. Далее снимают с карты истинные пеленги на эти же ориентиры из обсервованной точки. Порядок выполнения : 1. В быстрой последовательности берутся пеленги на ориентиры.

Полученные компасные пеленги исправляют поправкой компаса. Полученные истинные пеленги проводятся на карте. Проведенные на карте ИП практически никогда не пересекаются в одной точке, а образуют так называемый треугольник погреш66 ности. Если треугольник получается малым, место берется в центре на глаз вписанной в него окружности. Малым треугольником погрешности называется треугольник, стороны которого на путевой карте равны не более 0,5 мили в масштабе карты, и обсервованным местом можно считать точку центра этого треугольника. Если треугольник — большой, то для определения правильного места судна необходимо принимать определенные меры, которые зависят от причин появления такого треугольника. Возможные причины появления треугольника погрешности 1.

Движение судна в процессе пеленгования, в результате которого каждый последующий пеленг берётся не с того места земной поверхности, что предыдущий. При ведении прокладки на путевой карте это движение учитывается, и ошибки в месте судна по этой причине компенсируются до приемлемых значений путем применения правильного порядка пеленгования. Первыми берутся те пеленги, которые изменятся медленнее, то есть пеленги на ориентиры, расположенные на носовых и кормовых курсовых углах, а последними — на ориентиры, расположенные вблизи траверза. В этом случае треугольник погрешности чаще всего получается малым. При ведении прокладки на частных картах и планах, движении на расстоянии менее 2—3 миль от ориентиров на скорости 12 узлов и более пеленги необходимо приводить к одному моменту. Такое приведение может быть выполнено двумя способами: а в моменты пеленгований замечается время и рассчитываются расстояния, пройденные судном между этими моментами. Далее первый и второй ориентиры переносятся в направлении движения судна ПУ , как показано на рис.

Третий пеленг прокладывается непосредственно от ориентира; б ориентиры пеленгуются в последовательности: А, В, С, В, А. Считая, что время между моментами взятия пеленгов одинаково и они изменяются пропорционально времени, рассчитывают среднее значение пеленгов В и А. Затем на карте от соответствующих ориентиров проводятся средние величины первого и второго истинных пеленгов, а третий пеленг — в первозданном виде. Приведение пеленгов к одному моменту 2. Промахи в опознании ориентиров и измерении пеленгов. Обычно вызывают появление большого треугольника погрешности. Для выявления промахов в отсчете пеленгов необходимо повторить пеленгование.

Для того, чтобы правильно опознать ориентиры, обычно берут приблизительные пеленги на них от счислимого места на карте и сравнивают с измеренными. Систематическая ошибка ошибка в поправке компаса рис. Для начала рассмотрим ситуацию отсутствия такой ошибки. В этой ситуации и при отсутствии других причин появления треугольника все три пеленга сойдутся в одной точке, лежащей на пересечении окружностей, проходящих через соответствующие ориентиры и место судна. Смещение вершин углов между пеленгами 68 Смещение линий пеленгов в любую сторону на одну и ту же величину, равную ошибке в поправке компаса, приведет к смещению вершин углов между пеленгами по окружностям, вмещающим соответствующие ориентиры так как углы между пеленгами остаются прежними , и появлению треугольника. Величина его тем больше, чем больше ошибка, а ориентация зависит от знака ошибки. На этом основан способ определения истинного места судна при появлении большого треугольника погрешности из-за систематической ошибки, называемой разгоном треугольника погрешности.

Если при этом мы случайно угадываем величину и смещаем пеленги в правильную сторону, то они сойдутся в истинном месте судна. Если нет, то образуется еще один треугольник погрешности большего или меньшего размера или другой ориентации; б соединив соответствующие вершины треугольника прямыми линиями которыми мы заменяем дуги окружностей , на пересечении их получим место судна рис. Следует заметить, что вследствие замены дуг окружностей прямыми эти линии тоже обычно не сходятся в одной точке для большей точности можно провести не прямые, а дуги на глаз , но в этом случае образованный прямыми треугольник очень мал и место судна берется в его центре; Рис. Разгон треугольника погрешности 69 в исследовав этот способ, можно уточнить поправку компаса, взяв из полученного на карте места истинные пеленги на ориентиры, вычтя из истинных пеленгов имеющиеся компасные и осреднив полученные поправки причина возникновения необходимости такого осреднения — та же: замена дуг окружностей, проходящих через маяки и место судна, прямыми ; г вместо разгона треугольника погрешности можно вычислить горизонтальные углы между ориентирами как разность пеленгов на них и получить место судна на карте одним из способов, описанных в теме «Определение места судна по двум горизонтальным углам» см. Способ уточнения поправки компаса при этом описан выше; д следует помнить о том, что если все 3 ориентира и судно расположены на одной окружности, место судна способом трех пеленгов определить можно, но точность его целиком зависит от точности ранее определенной поправки компаса, уточнить которую в данном случае невозможно. Все 3 пеленга сойдутся в одной точке, положение которой на карте будет целиком и полностью зависеть от принятой поправки. Треугольник погрешности при этом может возникнуть только по другим причинам.

Случайные ошибки пеленгования. Треугольник погрешности из-за них получается малым, а ошибка в месте судна оценивается среднеквадратической погрешностью обсервации, которая для данного способа находится следующим образом: Mо 1,7 mлп ср sin 2 , 68 ср где mлп ср — среднее арифметическое значение средних квадратичных погрешностей линий положений. Порядок выполнения способа 1. Определить очередность пеленгования исходя из условий видимости и расположения ориентиров относительно диаметральной плоскости судна. В порядке очередности быстро измерить компасные пеленги на ориентиры. При скорости судна более 12 узлов или незначительных расстояниях до ориентиров измерить пять пеленгов и первые два привести к моменту наблюдений третьего ориентира. Время и отсчет лага заметить в момент третьих наблюдений.

Исправить компасные пеленги поправкой компаса и проложить на карте в порядке их измерений. При получении большого треугольника погрешности проверить записи пеленгов, их исправление и прокладку на карте. Если ошибка не обнаружена, то повторить наблюдения. В случае сохранения треугольником своих размеров после повторных наблюдений проверить опознание ориентиров на местности. При получении треугольника погрешности со стороной менее 5 мм или 0,5 мили на путевой карте, принять место в центре его, если он равносторонний. В других случаях место намечать ближе к малой стороне треугольника. Если получен треугольник погрешности стороной более 5 мм или 0,5 мили , который при повторных наблюдениях сохраняет свою ориентировку на карте, поступить одним из двух способов: а рассчитать два горизонтальных угла между измеренными компасными пеленгами и определить место судна с помощью протрактора или кальки; б изменить поправку компаса на 2—4 градуса в любую сторону и после исправления пеленгов проложить их новые значения.

Прямыми линиями соединить сходственные вершины треугольников погрешности и в пересечении их обозначить обсервованное место судна. В этом случае ограничиваются пеленгованием двух ориентиров. После исправления пеленгов и нанесения их на карту место судна получается в точке их пересечения. Основным недостатком такого способа является невозможность проконтролировать место судна третьей линией положения, что при наличии ошибки в поправке компаса может привести и иногда приводит к аварии рис. Поэтому к полученным таким способом точкам при наличии поблизости навигационных опасностей Предполагаемая линия движения судна Реальная линия движения судна из-за ошибки в поправке компаса Рис. Ошибка в определении линии пути при наличии ошибки в поправке компаса 72 следует относиться весьма осторожно. Желательно, хотя бы один раз одновременно проконтролировать место судна каким-либо другим способом дистанция до ориентира по вертикальному углу, дистанция до берега по РЛС и т.

На получаемое в результате такой обсервации место судна оказывают влияние следующие факторы: 1. Систематические погрешности ошибки в поправке компаса. Вместо истинного места F получаем место F1 рис. Влияние систематической ошибки на точность определения места по двум пеленгам Из тригонометрии известно, что отношение хорды к радиусу окружности равно удвоенному синусу вписанного в эту окружность угла, опирающегося на эту хорду. После деления первого выражения на второе получим: d FF1 sin sin , или FF1 d sin sin. Если взять вместо синуса ошибки в поправке величину самого угла, выраженного в радианах угол очень мал , получим: 73 FF1 d 57,3 sin. Случайные погрешности измерения пеленгов оцениваются среднеквадратичной погрешностью: Мо mп 57 ,3 sin DA 2 2 DB.

Точность места, полученного по двум линиям положения оценивается по формуле Мо 2 1 sin 2 mлп 1 2 mлп , 2 73 2 где mлп1 , mлп 2 — средние квадратичные погрешности первой и второй линии положения; — угол пересечения линий положения. Движение судна. Как и в случае использования трех пеленгов, необходимо соблюдать правильный порядок пеленгования, а при плавании вблизи берега на большой скорости и использовании карт крупного масштаба — приводить наблюдения к одному моменту. В данном случае никак не обнаруживаются. Опознание ориентиров производится по предварительным пеленгам от счислимого места, снятым с карты. Для того, чтобы своевременно обнаружить ошибку в используемой поправке компаса в данном случае она — самая опасная после промаха выполняется несколько последовательных обсерваций, а затем проводится анализ полученных результатов. На наличие ошибки могут указывать следующие факторы: — расположение обсервованных точек по кривой при малых углах между пеленгами — гипербола, переходящая через прямую в параболу рис.

Влияние ошибки в поправке компаса на обсервации по двум пеленгам — линия, аппроксимирующая обсервованные точки, расположена под углом к линии курса или пути судна не следует забывать о том, что такое явление может возникнуть также и из-за неверного учёта сноса от ветра и или течения ; — обсервованные точки расположены друг от друга на расстояниях, не пропорциональных промежуткам времени между обсервациями ориентиры — далеко от судна и близко друг к другу? Разрыв в цепочке определений при переходе на другие ориентиры Если нет сомнений в наличии ошибки в поправке компаса, то поправку можно уточнить следующим образом: Две обсервации выполняются так, чтобы в момент пеленгования углы между пеленгами были примерно одинаковы в пределах нескольких градусов , а линия пути судна параллельна линии, 75 соединяющей ориентиры. При таких условиях величина обсерваций должна совпадать до 10—15 градусов. В этом случае как истинные F и F1 , так и полученные с ошибочной поправкой М и M 1 места судна будут расположены на окружности, проходящей через маяки рис. Определение ошибки в поправке компаса при определениях места судна по двум пеленгам Из рисунка видно, что линия, соединяющая точки М и F1 является линией проложенного курса, так как она также отличается от линии предполагаемого пути на величину ошибки в поправке компаса. Поэтому для нахождения этой ошибки достаточно снять с карты угол между линией, соединяющей две обсервованные точки, и линией курса. Непременным условием при этом является отсутствие ошибок в учёте ветра и течения.

Правильная поправка компаса определяется как K K неправильная. Они исправляются поправкой K , и пеленги на ориентир А проводятся на карте рис. Линия пути abc находится путём вмещения между пеленгами пропорциональных отрезков, полученных по периодам времени между пеленгованиями. Из точек a, b и с строятся пеленги ориентира В. Они должны пересечься в точке B1. Во всех случаях, когда курс судна совпадает с пеленгом на один из ориентиров, ошибку в K обнаружить невозможно. На современных транспортных судах дальномер распространения не получил и применяется главным образом на военных кораблях.

Точность измерения расстояний дальномерами зависит от расстояния до ориентира. Для навигационных целей дальномеры дают достаточную точность и могут применяться для обсервации в светлое время суток по ориентирам, находящимся на расстоянии до 10 миль. На судах торгового флота используется метод определения расстояния по вертикальному углу, измеренному секстаном. При этом могут быть три варианта. Определение расстояния до ориентира, основание которого расположено ближе видимого горизонта, а сам ориентир находится недалеко от уреза воды высота ориентира больше расстояния от него до уреза воды. Секстаном измеряется либо угол между основанием и вершиной ориентира, либо угол между вершиной ориентира и урезом воды у береговой черты под ориентиром рис. Последний способ применяется чаще всего, так как основание ориентира может быть закрыто растительностью, скалами и т.

Однако следует помнить, что в этом случае при плавании в морях с приливами нужно учитывать уровень воды вычитать уровень прилива из указанной в навигационных пособиях высоты маяка. Определение расстояния по вертикальному углу первый вариант Предположим, что высота ориентира известна, а высота глаза наблюдателя равна нулю. Тогда расстояние до ориентира определится из прямоугольника по формуле D h. Так как высота ориентира берется в метрах, то и дистанцию до него по этой формуле получаем в метрах. Для перехода от метров к милям разделим числитель на 1852, а чтобы перейти от радианов к минутам угол секстаном измеряется в градусах и минутах знаменатель разделим на 57,3 60 3438. В последнем случае приводятся как высота ориентира от основания, так и высота от уреза воды. Рефракция для основания и вершины маяка приблизительно одинакова, поэтому не учитывается.

Угол находится по формуле ОС i s. Если глаз наблюдателя находится на некоторой высоте e , то формула для определения дистанции дает ошибку С рис. Её величина находится на основе свойства секущих к окружности, вмещающей измеренный вертикальный угол, а также вершину и основание ориентира урез воды. Таким образом, в большинстве случаев она незначительна и может не учитываться. Если всё-таки необходимо учесть ошибку, то e h e. Определение расстояния до ориентира, когда урез воды находится ближе видимого горизонта, а основание ориентира удалено от уреза воды на некоторое расстояние L. В этом случае также секстаном измеряется вертикальный угол между урезом воды и вершиной ориентира.

Дистанция от уреза воды до ориентира снимается с карты. Этот способ часто применяется при определении дистанции до вершины горы, нанесённой на карту и обозначенной на ней в качестве ориентира рис. Определение расстояния до ориентира второй вариант В данном случае 78а Подставив это выражение в основную формулу тригонометрии D h e ctg ctg.

БАС 1. Остров был на траверзе. Иметь маяк на правом траверзе видеть маяк справа по борту.

По названию борта судна различают правый и левый траверз … Морской энциклопедический справочник Траверз — англ. Так и говорят, например, «На траверзе правого борта — маяк». Таким образом, траверз есть у корабля или самолета, но не у предмета. Указанная ошибка присутствует даже в авторитетнейшем «Толковом словаре русского языка» под редакцией Дмитрия Николаевича Ушакова словарная статья «Траверс» : « … 2. Направление, перпендикулярное к курсу судна мор. Быть на траверсе маяка то есть видеть маяк с судна перпендикулярно к курсу ».

Траверз задней точки проходит по корме.

Облегчение внутренней структуры: использование траверз позволяет сделать внутреннюю конструкцию самолета более легкой и эффективной, что способствует улучшению аэродинамических характеристик и экономии топлива. В целом, траверз играет важную роль в создании качественной, прочной и надежной конструкции самолета, обеспечивая безопасность полетов и комфорт пассажиров. Типы траверзов самолетов Траверзы самолетов могут иметь различные конструкции и назначение, которые зависят от типа самолета и его спецификаций. Рассмотрим некоторые из наиболее распространенных типов траверзов: Крылатые траверзы. Этот тип траверзов используется в крупных пассажирских самолетах, таких как Boeing 747 или Airbus A380.

Они служат для закрепления крыла и обеспечения его жесткости во время полета. Хвостовые траверзы. Такие траверзы устанавливаются в задней части самолета и служат для крепления и жесткости хвостовой части. Они обеспечивают стабильность и управляемость самолета. Центральные траверзы. Этот тип траверзов располагается в центральной части самолета и служит для крепления и поддержки средней части самолета, включая фюзеляж и крылья.

Моторные траверзы. Такие траверзы устанавливаются непосредственно к двигателям самолета и служат для их закрепления и поддержки. Подкрепляющие траверзы. Этот тип траверзов используется для дополнительной поддержки основных траверзов и усиления конструкции самолета в определенных местах. Каждый тип траверзов имеет свои особенности и рассчитан на выполнение конкретных функций в структуре самолета. Использование правильных типов траверзов является важным аспектом конструирования и обеспечивает безопасность и эффективность полетов.

Назначение траверза самолета Основные функции траверза: Увеличение жесткости: Траверз играет ключевую роль в повышении общей жесткости самолета. Он предотвращает деформацию и разрушение фюзеляжа при воздействии различных нагрузок, таких как аэродинамические силы, гравитация и турбулентность. Распределение нагрузки: Траверз равномерно распределяет нагрузку от крыльев на фюзеляж, обеспечивая баланс и стабильность самолета в полете. Он также снижает напряжение на другие конструкционные элементы и компоненты, такие как закрепленные на нем системы и оборудование.

Оформление графического счисления пути судна на карте Расчет истинного и компасного курсов по известным линии пути при дрейфе и значению угла дрейфа. Такая задача возникает в том случае, когда судну надо следовать по заданному маршруту рекомендованный курс, ось фарватера или канала и пр. Предвычисление времени и отсчета лага прихода судна в заданную точку. Графическое счисление координат судна с учетом течения Горизонтальные перемещения больших масс воды в море, характеризующиеся направлением и скоростью, называются морскими течениями.

Причины, вызывающие морские течения, подразделяются на: внешние ветер, атмосферное давление, приливообразующие силы Луны и Солнца , и внутренние неравномерность плотности водных масс по глубине. Морские течения, по причинам их вызывающим, подразделяются на: ветровые; дрейфовые; приливо-отливные; плотностные и др. По глубине расположения течения подразделяются на: поверхностные; глубинные; придонные. По физико-химическим свойствам масс воды течения подразделяются на: теплые и холодные; соленые и распресненные. Навигационная классификация течений исходит из их устойчивости по времени. По этой классификации течения делятся на: Постоянные. Сведения о течениях приводятся: в Атласах течений; в Атласах физико-географических данных морей и океанов; в лоциях; в навигационно-гидрографических обзорах и руководствах; на навигационных морских картах; на специальных картах течений. На картах течения показываются условными обозначениями: в Атласах течений; в Атласах физико-географических данных морей и океанов; в лоциях; в навигационно-гидрографических обзорах и руководствах; на навигационных морских картах; на специальных картах течений.

На картах течения показываются условными обозначениями: — постоянные— временные— приливное— отливное Любое течение характеризуется направлением и скоростью. Под действием собственных движителей судно перемещается относительно воды по линии истинного курса ИК с относительной скоростью V 0.

Похожие слова

  • Значение слова траверз - определение слова траверз
  • Траверза в море: определение, принципы и применение
  • Значение слова ТРАВЕРЗ
  • Тебе могут подойти лекции
  • Траверза в море: определение, принципы и применение
  • Определение места судна. Изолинии и линии положения

Значение слова «траверз»

Траверза в море: определение, принципы и применение Траверз – это направление, соответствующее курсовому углу 90 градусов. Другими словами, это – перпендикулярное положение относительно корпуса судна, самолета. Таким образом, в зависимости от борта различают левый и правый траверз.
Определение места судна по двум и трём расстояниям. Точка на линии пути может назначаться либо по координатам, либо относительно какого-либо объекта (навигационного ориентира) по заданному пеленгу, расстоянию от ориентира, курсовому углу на ориентир, например траверз.
Что такое траверз: Определение и особенности использования На траверзе — это способ передвижения по вертикальным поверхностям, основанный на использовании специального технического оборудования. Траверз позволяет перемещаться по горизонтальным линиям, как на земле, так и на вертикальных стенах или лестницах.
ТРАВЕРЗ - определение и синонимы слова траверз в словаре русский языка Определение места судна по пеленгу предмета и расстоянию до него. Этот способ (рис. 47) дает приближенное определение места судна в море и применяется на малых судах, не имеющих полного комплекта навигационных приборов.

Траверза в море: определение, принципы и применение

траверз — Викисловарь На траверзе — это способ передвижения по вертикальным поверхностям, основанный на использовании специального технического оборудования. Траверз позволяет перемещаться по горизонтальным линиям, как на земле, так и на вертикальных стенах или лестницах.
Значение слова ТРАВЕРЗ Рис. 44. Определение траверза ориентира при учете дрейфа. положение точки траверза определяется пересечением линии Пα с линией траверзного истинного пеленга, рассчитываемого по формуле.
траверз — Викисловарь ТРАВЕРЗ — ТРАВЕРЗ, -а, м. (спец.). Направление, перпендикулярное курсу судна, самолета. Иметь маяк на правом траверзе (видеть маяк справа перпендикулярно к курсу судна).
Траверза — вид вертикального восхождения по туристическим маршрутам Определение Dц с помощью судовой РЛС. Определение D ц навигационными способами. Определение D ц по углу движения.

На траверзе: что это значит и как это делается?

Сущность контроля пути по дальности заключается в определении расстояния, пройденного или оставшегося до заданного пункта. Одной из опаснейших навигационных ситуаций является расхождение судов на небольших траверзных расстояниях. Траверз (фр. traverse, от traverser, перебегать поперек) — направление, перпендикулярное курсу судна, самолета или его диаметральной плоскости.

Значение слова ТРАВЕРЗ

поперечный] Спец. Направление, перпендикулярное курсу судна, самолёта. Остров был на траверзе. Траверза в море часто используется моряками для описания судового движения или указания на определенное направление относительно судовой оси. Например, если судно движется «по траверзе» севера, значит оно движется перпендикулярно курсу на север. § 29. определение места по двум и трем расстояниям. ИнтернетРаспределение по расстоянию — это инструмент растрового анализа, который вычисляет распределение по расстоянию от каждой ячейки до источника. Значение слова «траверз». Определение Dц с помощью судовой РЛС. Определение D ц навигационными способами. Определение D ц по углу движения. Ответ: – время и отсчет лага прихода судна на траверз ориентира. Графическое счисление координат судна с учетом течения. Горизонтальные перемещения больших масс воды в море, характеризующиеся направлением и скоростью, называются морскими течениями. в момент начала разворота, дальность будет равна значению ЛУР. Определение путевой скорости при полете на DME или от него, производится путем деления. пройденного расстояния на интервал времени, при этом пройденное расстояние определяют по разности.

Навигация,ведение навигационной прокладки

Исправление и перевод румбов После уничтожения девиации приступают к определению остаточной девиации на различных курсах судна. Уничтожение и определение остаточной девиации и составление девиационной таблицы для данного компаса производится специалистом-девиатором на специально оборудованном створными знаками девиационном полигоне. Как уже говорилось, на картах необходимо прокладывать истинные курсы и пеленги. Для получения истинных курсов и пеленгов нужно в показания компаса, установленного на судне, внести определенную поправку, так как он показывает компасный курс и компасные пеленги. Поправкой компаса D К называется угол, заключенный между нордовой частью истинного меридиана N И и нордовой частью компасного меридиана N K. Поправка компаса D К равна алгебраической сумме девиации s и склонения d , т. Углы, образованные линиями N к, N м, N и и линиями курса и пеленга, носят следующие наименования: Компасный курс КК — угол между линией компасного меридиана N K и линией курса. Компасный пеленг КП — угол между линией компасного меридиана N K и линией пеленга. Магнитный курс МК — угол между магнитным меридианом N М и линией курса.

Магнитный пеленг МП — угол между линией магнитного меридиана N M и линией пеленга. Истинный курс ИК — угол между линией истинного меридиана N И и линией курса. Истинный пеленг ИП — угол между линией истинного меридиана и линией пеленга. Девиация s — угол между линией компасного меридиана N K и линией магнитного меридиана N M. Склонение d — угол между линией магнитного меридиана N M и линией истинного меридиана N И. Существует мнемоническое правило, которое помогает судоводителю правильно оперировать величинами истинных магнитных и компасных направлений. Если мы из ИК алгебраически вычтем обе стоящие вправо от ИК. При условии, что у нас имеется компасный курс и нужно получить МК, производим обратные действия: к компасному курсу КК прибавляем алгебраически стоящую слева от него девиацию s и получаем магнитный курс МК.

Если к магнитному курсу алгебраически прибавить склонение d , стоящее слева от магнитного курса, то получим истинный курс ИК, и, наконец, если к компасному курсу алгебраически прибавить девиацию s и склонение d , представляющие не что иное, как поправку компаса D К , то получим истинный курс — ИК. Судоводитель-любитель при расчетах и работе на карте пользуется только истинными значениями курсов, пеленгов и курсовых углов, а магнитные компасы дают только их компасное значение, поэтому ему приходится производить вычисления по приведенным выше формулам. Переход от известных компасных и магнитных величин к неизвестным истинным называется исправлением румбов. Переход от известных истинных величин к неизвестным компасным и магнитным называется переводом румбов. Снять с карты широту и долготу заданной точки. Поставить ножку циркуля в заданную точку и, растворив циркуль, другой ножкой провести касательную к ближайшей параллели. Осторожно, чтобы не сбить раствор ножек циркуля, перенести его на боковую широтную рамку карты. Поставить одну ножку циркуля на ту же параллель, а другую на рамку в сторону заданной точки и снять значение широты данной точки в градусах и минутах.

Точно так же снять долготу этой точки, перенеся раствор циркуля на нижнюю долготную рамку карты, касаясь одной ножкой меридиана, близко расположенного к этой точке. Результаты записываются. Задача 2. По заданным координатам точки широте и долготе нанести ее на карту. Эта задача — обратная первой задаче и решается в обратном порядке. На боковой рамке от ближайшей к точке параллели снимают раствором циркуля заданную широту. Переносят раствор циркуля в предполагаемое место точки и на двух меридианах справа и слева от точки делают наколы свободной ножкой другая ножка находится на ближайшей параллели. Обе отметки при помощи параллельной линейки соединяют прямой линией.

На этой прямой линии откладывают снятую циркулем на долготной рамке долготу данной точки. Полученная точка является точкой с заданными координатами. Обе эти задачи можно решить и по-другому, при помощи одной только параллельной линейки. В первой задаче параллельную линейку прикладывают к ближайшей параллели и осторожно, попеременно прижимая обе половины линейки плотно к карте, подвигают верхний срез линейки к заданной точке. Затем делают отметку по боковой рамке и снимают значение широты точки. Так же определяют долготу точки, только линейку прикладывают к ближайшему меридиану, подводят срез линейки к точке и на нижней или верхней рамке делают карандашом отметку. Полученное значение в градусах и минутах будет искомой долготой точки. Так же при помощи одной параллельной линейки, только в обратном порядке, решается вторая задача.

Первый способ дает более быстрое и точное решение задач, чем второй. Задача 3. Измерить расстояние между двумя точками. Для измерения расстояния между двумя точками на карте берут циркуль и ставят одну ножку его в начальную точку, а вторую — в конечную. Не сбивая раствор циркуля, переносят его на вертикальную боковую рамку навигационной карты и обязательно на широте данных точек замеряют по вертикальной рамке карты расстояние в морских милях. Если расстояние между двумя точками настолько велико; что не помещается в нормальный раствор циркуля, то это расстояние измеряют в несколько приемов по частям. Измерение каждого участка прямой необходимо производить на вертикальной рамке в той же широте, в которой находится измеряемый отрезок. Если измеряется расстояние по параллели, то ножки циркуля на рамке ставят так, чтобы они были одинаково удалены к северу и к югу от средней параллели измеряемого отрезка.

Задача 4. Проложить на карте от данной точки курс или пеленг. Транспортир накладывают около данной точки на карту так, чтобы его риска проходила через ближайший к точке меридиан. Затем осторожно подводят заданное число градусов курса или пеленга по шкале транспортира к этому меридиану. Добившись совмещения центральной риски транспортира и нужного деления градусов на одном меридиане, подводят под нижнюю кромку транспортира параллельную линейку. Затем осторожно отнимают транспортир и передвигают линейку, не сбивая ее, к заданной точке, от которой в направлении курса или пеленга карандашом проводят прямую линию. Эта линия и будет заданным курсом или пеленгом. Задача 5.

Определить направление заданной линии. Эта задача обратна предыдущей. Параллельную линейку прикладывают к заданной линии так, чтобы она захватывала близлежащий меридиан. Приложить к ней транспортир и передвигать его до тех пор, пока его центральная риска не совместится с ближайшим меридианом. Затем по шкале транспортира снять значение градусов, находящихся строго под меридианом. Из двух значений шкалы выбирают то, которое согласуется с направлением заданной линии. Задача 6. Перенести заданную точку с одной карты на другую.

Указанными выше способами снимают широту и долготу точки с первой карты и на другой карте решают обратную задачу. Следует помнить, что масштабы карт могут быть разные. Во избежание ошибки координаты, снятые по первой карте, нужно записать и взять заново по сетке второй карты. Второй способ заключается в том, что от данной точки проводят на карте пеленг до какого-либо пункта или маяка и замеряют до него расстояние. На второй карте проводят от этого пункта или маяка такой же пеленг и по нему в масштабе второй карты откладывают то же расстояние. Полученная точка будет искомой. Второй способ на практике применяется чаще, так как он требует меньше времени и дает большую точность, чем первый. Нужно только быть внимательным и не спутать ориентиры.

Простое счисление Основным условием безопасности плавания является непрерывное и тщательное нанесение на карту пути судна с возможно большей точностью. Маломерные суда, плавающие, как правило, вблизи берегов, ведут графическую прокладку пути судна.

Определение места судна.

Изолинии и линии положения Определение места судна. Изолинии и линии положения 30 декабря 2021 Просмотров: 5663 Для определения места судна производятся измерения навигационных параметров относительно маяков, мысов или других объектов с отличительными признаками и известными координатами. Такие объекты называют навигационными ориентирами.

Измеряемые для определения места судна направления и расстояния, углы, разности расстояний и т. Геометрическое место точек, отвечающее постоянному значению навигационного параметра, называется навигационной изолинией. В навигации для определения места судна используются следующие навигационные параметры и соответствующие им изолинии.

Пеленг, изолиния пеленга или изопеленга изоазимута на сфере. Расстояние, изолиния расстояния или изостадия. Разность расстояний, изолинией разности расстояний будет гипербола.

В мореходной астрономии используются высота светила и изолинии равной высоты светила и др. Изобата — линия, соединяющая точки с равными глубинами. Каждая точка пространства может быть определена с помощью соответствующих значений навигационных параметров.

Изменения значения навигационного параметра создаёт поле навигационного параметра. Это поле называется скалярным. Характеристикой его является градиент навигационного параметра, обозначаемый символом gU, gu, направленный по нормали к навигационной изолинии и характеризующий направление и максимальную скорость изменения навигационного параметра.

Определение места судна сводится к определению точки пересечения изолиний от двух или более ориентиров.

Что это такое? В 1852 году немецкий ученый Г. Цилиндр будет... Постановка неподвижного крыла выгодна прежде всего потому, что качество несущей системы, состоящей из ротора и крыла, выше, чем качество одного ротора...

При встречном расхождении судов на сравнительно больших скоростях наблюдается изменение их просадки особенно для меньшего судна, когда оно попадает в систему волны большего судна. Максимальное изменение просадки при встречном расхождении меньше, чем при обгоне. Поэтому при встречах и обгонах на ограниченных глубинах скорость должна отвечать условию , а на глубокой воде а Направление присасывания корпуса судна к стенке причала б Направление присасывания корпуса судна к бровке канала в Направление разворота судна Рис.

Особенности движения судна в канале: а движение судна возле стенки; б движение судна над наклонным дном; в эффект «свободной воды» при движении в канале и над наклонным дном Управляемость судна при движении вдоль бровки канала или стенки причала так же, как и мелководья приводит к снижению зазора между корпусом судна и бровкой стенкой канала, а, следовательно, и к увеличению скорости протекания воды в образовавшемся зазоре рис. Это вызывает возникновение поперечной силы, направленной в сторону бровки канала или стенки причала силы подсасывания , в результате чего возникает момент, стремящийся развернуть нос судна от препятствия.

Определение места судна по двум и трём расстояниям.

Обычно линия траверза проходит через мидель (самую широкую часть корпуса), однако может определяться и по-другому (например, «траверз мачты» проходит через мачту). В парусном спорте используется понятие траверз задней точки корпуса, который проходит по корме. Траверз – это направление, соответствующее курсовому углу 90 градусов. Другими словами, это – перпендикулярное положение относительно корпуса судна, самолета. Таким образом, в зависимости от борта различают левый и правый траверз. Удобнее всего первый пеленг брать при курсовом угле, равном 45°, тогда tg КУ1 = 1 и расстояние до ориентира в момент траверза равно расстоянию, пройденному кораблем за промежуток времени между измерениями, т. е. D = кл (ол2 — ол1). поперечный) направление, перпендикулярное курсу судна. "Быть на траверзе" какого-либо предмета - находиться на линии, направленной на этот предмет и составляющей прямой угол с курсом судна. ТРАВЕРЗ (от лат. transversus - поперечный), направление, перпендикулярное курсу судна. «Быть на траверзе» какого-либо предмета - находиться на линии, направленной на этот предмет и составляющей прямой угол с курсом судна. Траверз (фр. traverse, от traverser, перебегать поперек) — направление, перпендикулярное курсу судна, самолета или его диаметральной плоскости.

Тактическим диаметром циркуляции.

Яхтинг. Навигационная прокладка. Дрейф и течение. Часть 3. поперечный), направление, перпендикулярное курсу судна. "Быть на траверзе" какого-либо предмета - находиться на линии, направленной на этот предмет и составляющей прямой угол с курсом судна.
Значение слова ТРАВЕРЗ - что это? 2. Определяем ширину прямоугольного маршрута: L = S2 + R1 + R 2 = 1670 + 2640 + 2640 = 6950 м. 3. Определяем расстояние и время полета от траверза ДПРМ до начала третьего разворота.
Навигация - Ухов К.С. - 1954 Полет на радиостанцию заканчивается определением момента ее пролета.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий