19 февраля в истории россии 1861 год

19 февраля 1861 года император Александр II, подписав Манифест, даровал крепостным крестьянам свободу. Россия к этому событию шла более 60 лет. Предшественниками Александра II предпринимались попытки ослабления крепостного права. 19 февраля – 155 лет назад (1861 г.) был объявлен "высочайший" Манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости. В Пермь Манифест доставил генерал-майор князь Багратион, прибывший в город 6 марта 1861 г. По этому случаю в Кафедральном соборе.

Чтение Положения 19 февраля 1861 года

Состоял из Общего положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости , 4 отдельных Положений , 4 Местных… … Большой Энциклопедический словарь Уставная грамота 1861 — документ, который устанавливал размер надела временнообязанных крестьян См. Временнообязанные крестьяне по «Положениям» 19 февраля 1861 См. Проводилась на основе Положения 19 февраля 1861 опубликовано 5 марта. Крестьяне получили личную свободу и… … Русская история Крестьянская реформа 1861 — буржуазная реформа, отменившая Крепостное право в России и положившая начало капиталистической формации в стране.

Поэтому уже Судебником 1497 г. В конце XVI века правительство время от времени начинает устанавливать «заповедные лета», в которые право Юрьева дня отменялось. Соборным Уложением 1649 г. Оставление места жительства было им запрещено. Но установление крепостного права ещё не означало распространения права частной собственности на саму личность крестьянина. Это установление развилось само собой помимо юридических норм. Большую роль в сближении крепостного права с рабством сыграла вестернизация российского дворянства, создавшая значительный социокультурный разрыв между ним и остальными сословиями. Впрочем, был тут и российский исток —холопство, пережиток рабовладения времён ещё Киевской Руси. Ключевский отметил, что в юридическом отношении крестьянство постепенно сближалось с холопством. В сознании народа крепостное право воспринималось как обязанность крестьян служить помещику, в то время как помещики обязаны нести ратную службу царю.

Такой порядок вещей представлялся справедливым, пока существовали законы об обязательной службе дворянства. Как отмечал Ключевский, этот манифест требовал такого же освобождения крестьян от обязательной службы помещику. В течение этого столетия несправедливость крепостного права всё больше осознавалась в разных кругах российского общества, но, прежде всего, среди самого дворянства, всё больше представителей которого высказывались за отмену этого отжившего института. Вместе с тем не следует преувеличивать негативное воздействие крепостного права на разные стороны русской жизни. Прежде всего - крепостное право не было всеохватным. Оно распространялось примерно на половину причём меньшую крестьянского населения России. Другая половина — государственные и удельные крестьяне. Они также не имели права без разрешения менять место жительства, но могли свободно приобретать имущество в частную собственность и т. Во-вторых, крепостное право не обязательно означало жестокость помещиков в отношении крестьян. Да, были в истории России и сумасшедшие Салтычихи.

Но ту же Салтычиху осудил дворянский суд. И не одну её. В 1762 г. И этот случай не единичен.

Имеющиеся в виду примеры щедрой попечительности владельцев о благе крестьян, и признательности крестьян к благодетельной попечительности владельцев, утверждают НАШУ надежду, что взаимными добровольными соглашениями разрешится большая часть затруднений, неизбежных в некоторых случаях применения общих правил к разнообразным обстоятельствам отдельных имений, и что сим способом облегчится переход от старого порядка к новому и на будущее время упрочится взаимное доверие, доброе согласие и единодушное стремление к общей пользе. Для удобнейшего же приведения в действие тех соглашений между владельцами и крестьянами, по которым сии будут приобретать в собственность, вместе с усадьбами, и полевые угодья, от Правительства будут оказаны пособия, на основании особых правил, выдачею ссуд и переводом лежащих на имениях долгов. Когда мысль Правительства о упразднении крепостного права распространялась между не приготовленными к ней крестьянами: возникали было частные недоразумения. Некоторые думали о свободе и забывали об обязанностях. I , воздавать всем должное, и в особенности кому должно, урок, дань, страх, честь 7 , что законно приобретенные помещиками права не могут быть взяты от них без приличного вознаграждения или добровольной уступки; что было бы противно всякой справедливости пользоваться от помещиков землею и не нести за сие соответственной повинности.

И теперь с надеждою ожидаем, что крепостные люди, при открывающейся для них будущности, поймут и с благодарностью примут важное пожертвование, сделанное Благородным Дворянством для улучшения их быта. Они вразумятся, что получая для себя более твердое основание собственности, и большую свободу располагать своим хозяйством, они становятся обязанными, пред обществом и пред самими собою, благотворность нового закона дополнить верным благонамеренным, и прилежным употреблением в дело дарованных им прав Самый благотворный закон не может людей сделать благополучными, если они не потрудятся сами устроить свое благополучие под покровительством закона. Довольство приобретается и увеличивается не иначе, как неослабным трудом, благоразумным употреблением сил и средств, строгою бережливостью и вообще честною в страхе Божием жизнию. Пусть они тщательно возделывают землю и собирают плоды ея, чтобы потом из хорошо наполненной житницы взять семена для посева на земле постоянного пользования или на земле, приобретенной в собственность. Осени себя крестным знаменем, православный народ, и призови с НАМИ Божие благословение на твой свободный труд, залог твоего домашнего благополучия и блага общественного Дан в Санктпетербурге, в девятнадцатый день февраля, в лето от Рождества Христова тысяча восемьсот шестьдесят первое, Царствование же НАШЕГО в седьмое. Цитируется в соответствии с текстом документа, размещенном в издании: Сборник законодательных актов.

Работа вышла в Бонне в 1860-е годы 19 века. Ввоз издания в Россию был запрещен до 1870 г. Издания начала XX века на выставке Государственным и общественным деятелям России, внесшим огромный вклад в освобождение русского крестьянства от крепостной зависимости посвящено раритетное издание 2012 года «Главные деятели освобождения крестьян». Это переиздание биобиблиографического словаря выпущенного к 50-летию со дня реформы 1861 г. Тираж составляет всего 100 пронумерованных экземпляров. Книга прекрасно иллюстрирована 14 портретами и содержит статьи с краткими биографиями общественных и политических деятелей, принимавших участие в подготовке и реализации реформ 1861 г. Милютин, министр внутренних дел граф Ланской, граф Ростовцев; общественные деятели и писатели: А. Радищев, Н. Тургенев, князь В. Черкасский, Ю. Самарин, К. Кавелин, А. Герцен и другие. Авторами биографических статей являются А. Кизеветтер, А. Кони, Н. Павлов-Сильванский, В. Якушкин, А. Корнилов, С. Венгеров, и др. Советская историография Большое влияние на развитие советской историографии крестьянской реформы оказал научно-популярный очерк 1937 г. Впервые с марксистских позиций изложена история отмены крепостного права в России. В ней достаточно подробно характеризовались причины, сделавшие неизбежным проведение крестьянской реформы, подробно освещался ход ее подготовки. Мороховец пришел к выводу, что основная линия борьбы вокруг реформы проходила не между крепостниками и либералами, а между помещиками и крестьянами. Работа Мороховца имеет и ряд недостатков, из которых наиболее заметно излишнее внимание причинам, вызвавших реформу и процессу ее подготовки. При этом процесс реализации реформы выпал из поля зрения. Значительное количество публикаций и исследований по истории крестьянской реформы и крестьянского обобщены в работе историка Петра Андреевича Зайончковского «Отмена крепостного права в России«. В ней рассмотрены вопросы реализации реформы 1861 года.

19 февраля 1861 года

Ровно 160 лет назад 3 марта 1861 года император Александр II подписал манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей», обозначивший неотвратимый конец крепостного права в Российской империи. По «Местному положению», распространявшемуся на Виленскую, Гродненскую, Ровенскую, Минскую и часть Витебской губерний, за крестьянами закреплялась вся земля, которой они пользовались к 19 февраля 1861. 150 лет назад, 19 февраля 1861 года, в России было отменено крепостное право. Попытки смягчить крепостное право предпринял в начале XIX века Александр I. В 1803 году он подписал «Указ о вольных хлебопашцах», который разрешал помещикам добровольно отпускать крестьян на свободу с землей. 3 марта (19 февраля по старому стилю) 1861 года император Александр II подписал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». 160 лет назад, 19 февраля 1861 г., Александр II подписал документ, определивший дальнейшую судьбу России и закрепивший за императором почётное звание «Освободитель». Крепостное право — это система зависимости крестьян от помещиков, закрепленная комплексом правовых.

Содержание

  • Крестьянская реформа 1861 г. — урок. История, 9 класс.
  • Отмена крепостного права в России. Крестьянская реформа 1861 года
  • Главная навигация
  • Ирина Осокина

Отмена крепостного права (Манифест 1861 года)

Россия XIX века — аграрная страна. Ее экономический облик определяло сельское хозяйство. Здесь было средоточие кризиса феодально-крепостнической системы и показатель исчерпанности возможностей прогрессивного развития. У исследователей часто встречается убеждение, что ежегодный вывоз хлеба в России к 1860 году вырос по сравнению с 1800 годом в 6 раз и достиг 95 млн пудов.

Таким образом, это якобы было показателем живучести феодальной системы. Иными словами, это был один из показателей кризиса сельского хозяйства страны. Более убедительным показателем кризиса крепостнической системы было положение крепостнических хозяйств Черноземного центра страны, где сосредоточились лучшие земли и давний крепостнический уклад.

К концу первой половины XIX века здесь насчитывалось 23 728 помещиков, владевших 1 434 460 ревизскими душами и 12 266 536 десятин земли. В среднем, на одно помещичье имение приходилось чуть больше 60 крестьян и чуть меньше 517 десятин земли. Но это усредненные показатели.

Таким образом, основная масса помещичьих хозяйств была маломощной и бесперспективной. Суть кризиса крепостной системы состояла в невозможности для большинства хозяйств расширения посевных площадей, то есть развития по экстенсивному пути. На пути интенсификации сельскохозяйственного производства, повышения производительности труда стояло крепостное право с его принудительным трудом.

Крепостные отношения являлись серьезным тормозом развития российской промышленности, требовавшей иных социально-экономических условий, чем те, которые господствовали в России. Промышленный переворот, начавшийся с конца 30-х годов XIX века и проходивший бурными темпами, привел к резкому увеличению как количества крупных предприятий, так и работавших на них. Но фабрики требовали иной, чем на мануфактуре, организации труда, следовательно, требовали и качественно нового рабочего — не временного, а постоянного работника, которого можно было сделать квалифицированным рабочим.

Таким образом, и здесь объективные условия требовали отмены крепостного права. Отставание промышленности, особенно горнодобывающей, отрицательно сказалось на военной мощи государства и привело к поражению в Крымской войне. Война разорила страну.

Симптомы несостоятельности всей системы хозяйствования грозно заявили о себе в сфере, особо чувствительной для правительства,— в финансах. За время войны дефицит бюджета по обыкновенным расходам вырос в семь раз с 9 млн руб. Война лишила крестьянское хозяйство большей части работников, так как неоднократно проводились рекрутские наборы и призывы в ополчения.

Заметный ущерб был нанесен промышленности и торговле. Вывоз хлеба упал в 13 раз, льна — в 8 раз, пеньки — в 6 раз, сала — в 4 раза. В эти же годы в 2,5 раза сократился ввоз хлопка, в 1,5 раза — красителей, в 10 раз — машин.

Это ударило по большинству промышленных предприятий Петербургской, Московской, Владимирской и других промышленных губерний, что привело к свертыванию производства и увольнению рабочих. Русское общество встало перед осознанием необходимости серьезных экономических и политических реформ. Первоочередным должно было стать решение крестьянского вопроса, тем более, что к концу войны крестьянское движение усилилось.

Необходимость отмены крепостного права осознавалась не только общественностью, но и правящими кругами. Особенностью исторического процесса в России была решающая организационная роль государства. Поэтому реформы не могли бы осуществляться даже при наличии необходимых объективных предпосылок, без включения в этот процесс самодержавной власти.

Постепенно царь и его ближайшее окружение пришли к мысли, что крепостное право таит в себе опасность новой пугачевщины, что оно задерживает развитие производительных сил страны и ставит ее в невыгодное положение перед другими странами, в том числе и в военном отношении. Разрешение крестьянского вопроса предполагалось вести постепенно и осторожно, посредством частичных реформ. Для «безболезненности» решения крестьянского вопроса Николай I организовал более десяти «секретных комитетов», состоявших из крупных чиновников и крепостников.

Однако их работа показала, что серьезного желания решить его в ближайшее время нет. Пожалуй, определенный след в истории страны оставили только два «секретных комитета» — 1835 и 1839 годов. Комитет 1835 года был создан «для изыскания средств к улучшению состояния крестьян разных званий».

Была поставлена осторожно сформулированная задача — «нечувствительное возведение крестьян от состояния крепостного до состояния свободы», что предполагало: 1 работа крестьян на владельца ограничивается тремя днями в неделю; 2 крестьяне оставались «крепкими земле», но их работа должна четко фиксироваться законом; 3 земля остается собственностью помещика, но крестьяне могут ее арендовать. Таким образом, освобождение растягивалось на неопределенное время и должно было завершиться безземельным освобождением крестьян. Работа этого «секретного комитета» закончилась безрезультатно.

Комитет 1839 года, в котором большую роль играл П. Киселев, считал возможным решить крестьянскую проблему путем правительственной регламентации взаимоотношений между помещиками и крестьянами. Было решено исправить «неудобные стороны» указа «о вольных хлебопашцах» 1803 года, который обязывал помещиков наделять крестьян землей в собственность при их освобождении от крепостной зависимости.

Итогом работы этого комитета был указ от 2 апреля 1842 года «об обязанных крестьянах». Выступая в Государственном Совете при обсуждении данного указа, Николай I заявил: «Нет сомнения, что крепостное право, в нынешнем его положении у нас, есть зло, для всех ощутительное и очевидное, но прикасаться к нему, теперь, было бы делом еще более гибельным». Поэтому указ обязал помещиков «по их желанию» освободить крестьян и наделить их землей не в собственность, а в пользование.

Крестьяне обязаны были нести за землю оброк или барщину. Но большого применения указ 1842 года не имел: до реформы 1861 года было освобождено из 10 млн крестьян 27173 человека. Более удачной была так называемая инвентарная реформа, проведенная в 1847 году, когда при описи помещичьих имений четко определялись размеры земельных наделов крестьян и выполняемых ими повинностей.

Это был большой шаг на пути ограничения эксплуатации крепостных крестьян. Но реформа затрагивала только Киевскую, Волынскую и Подольскую губернии, то есть незначительную часть крестьянства юго-западных губерний империи. Кроме того, инвентарные правила не отменяли крепостного права, а только регламентировали его.

Единственной крупной мерой государственного значения была реформа государственных крестьян, проведеннаяв конце 30-х годов XIX века. Государственные крестьяне находились в тяжелом положении, хотя юридически являлись свободным сословием. Чтобы реформировать эту часть крестьянства, в 1837 году было создано Министерство государственных имуществ, возглавляемое П.

Планировалось изменение управления государственными крестьянами, упорядочение податей и повинностей, земельное устройство, улучшение быта и т. Ряд намеченных мероприятий был решен: из малоземельных губерний было переселено в многоземельные около 160 685 крестьян, в надел малоземельным селениям было отведено 2 107 742 десятин земли. Но это не ликвидировало крестьянского малоземелья и растущей недоимочности деревни.

Реформа Киселева сохранила неприкосновенными феодальные отношения и еще больше усилила систему внеэкономического принуждения. Законодательная деятельность правительства в крестьянском вопросе, проведенная в эпоху Николая I, сыграла позитивную роль в подготовке реформы 1861 года, так как позволила российской бюрократии приобрести опыт и осознать неизбежность освобождения крестьян. В феврале 1855 года на престол вступил Александр II.

Смена царствования прошла мирно. Но новый правитель понимал, что военно-полицейская система, существовавшая до него в течение 30 лет, изжила себя. Однако он медлил с реформами, медлил поневоле, так как вокруг него было мало людей, сочувствующих этим реформам.

Первая заявка правительства на предстоящие реформы, хотя очень размытая и неопределенная, прозвучала в манифесте 19 марта 1856 года, огласившем бесславные для России условия Парижского мира. Грамотные русские люди обрадовались манифесту, ибо в нем содержался намек на внутренние реформы. Но это обеспокоило крепостников.

И тогда московский генерал-губернатор А. Закревский попросил Александра II принять предводителей московских дворян и успокоить их. В этот период взоры общества обращались к царю, с ним связывали надежды на преобразование.

Александр II хорошо помнил письмо А. Герцена, которое он прочитал еще в марте 1855 года: «Дайте землю крестьянам. Она и так им принадлежит.

Смойте с России позорное пятно крепостного состояния, залечите синие рубцы на спинах наших братий… Торопитесь! Спасите крестьянина от будущих злодейств, спасите его от крови, которую он должен будет пролить». Итак, царь открыто заговорил о крепостном праве.

Но он хотел, чтобы предложения по этому вопросу шли не от него, а от самих дворян. В конце 1856 года он писал своей тетке, великой княгине Елене Павловне: «Я выжидаю, чтобы благомыслящие владельцы населенных имений сами высказали, в какой степени они полагают возможным улучшить участь своих крестьян». Вернувшись в Петербург, царь поручил министру внутренних дел С.

Ланскому собрать дела о помещичьих крестьянах за разные годы, а товарищу министра А. Левшину — подготовить записку для царя об истории крепостного права в России со времен Петра I. Левшину же поручалось прозондировать мнение губернских предводителей дворянства во время их приезда в Москву летом 1856 года для участия в коронации.

Левшин провел эти переговоры, но они были неутешительны. Он доложил царю: предложений от дворян ждать нечего. Помещики не откликались на призыв Александра II.

Сначала приглашались дворяне нечернозёмных губерний. Председателем редакционной комиссии стал граф В. Панин, известный консерватор. Из-за него проекты реформ стали сдвигаться в пользу дворянства. Главные разработчики проекта-Н. Милютин и Ю. Самарин, благодаря созыву стали лучше понимать, что осуществление реформ не может осуществляться одинаково по всей стране. Так, если в черноземье главную ценность всегда представляет земля, то в нечерноземье-труд самих крестьян. Главные разработчики проекта понимали, что без какой-либо подготовки нельзя проводить преобразование, нужен длительный переходный период для проведения реформ.

Говоря кратко о крестьянской реформе 1861 года, следует подчеркнуть, что и Милютин и Самарин поняли, что крестьяне должны быть освобождены обязательно с землёй. Помещикам за это давался выкуп, который гарантировался царским правительством. Это и стало сутью реформы. Кривошеенко Основные законоположения Крестьянской реформы 1861 года Со дня подписания Манифеста крестьяне перестали считаться собственностью помещиков. Крестьяне каждого помещичьего имения были объединены в сельские общества.

Однако процесс расширения внутреннего рынка проходил значительно медленнее, чем развитие промышленности. Это объяснялось тем, что подавляющая часть населения страны вела натуральное хозяйство. Крепостные крестьяне не могли быть полноценными потребителями производимой продукции, поскольку сами выращивали все необходимое.

Еще Павел I установил ограничение барщинных дней — не более трех дней в неделю. Однако эта норма помещиками не соблюдалась. В черноземных губерниях барщина была господствующей формой эксплуатации крестьян. Накануне отмены крепостного права, как отмечал П. Все более невыгодным становился труд крепостных и для помещиков. Некоторые из них предпочитали переводить крестьян полностью на оброк, а затем нанимать их для работы на барской земле. Основная масса помещиков все же шла по пути усиления эксплуатации крестьян для повышения доходности своих имений. Стране требовалось все больше товарного хлеба.

Помещики спешили использовать это обстоятельство для получения прибылей. Некоторые помещики, особенно черноземных районов, в погоне за прибылями усиливают эксплуатацию крепостных крестьян путем их перевода полностью на барщину и даже на так называемую месячину. Крестьянин получал от барина скудный месячный продовольственный паек и все время работал на барской земле, отрываясь от своего хозяйства. Страна переживала кризис крепостнического хозяйства. Многие помещики разорились. Росла нужда и обнищание крестьян. Положение в еще большей мере обостряется в связи с тяжелой и неудачной для России Крымской войной. В это время усиливаются рекрутские наборы, увеличиваются налоги.

Сама же война показала всю гнилость российской экономики, наглядно продемонстрировала отсталость страны, что в конечном счете привело к возникновению в 1859-1861 годах революционной ситуации в стране. Стихийные массовые выступления и восстания крестьян становятся столь мощными и опасными для власти, что царь и многие его приближенные понимают необходимость принять срочные меры для спасения самодержавия. Таким образом, причины, толкнувшие самодержавную монархию на отмену крепостного права, в целом являются вопросом, достаточно выясненным. Это кризис феодально-крепостнической системы хозяйствования, военно-техническая отсталость и рост, в связи с этим, крестьянских восстаний. Погодина, с которым нельзя не согласиться. Примечательно, что в среде ученых единого мнения об объективных социально-экономических предпосылках отмены крепостного права нет. Советские историки писали о кризисе феодально-крепостнической формации, большинство западных вслед за П. Струве и А.

Гершенкроном пришли к заключению, что крепостная система хозяйствования накануне реформы 1861 года была вполне жизнеспособна. Проблема эта, видимо, требует дальнейшего исследования с использованием данных о макро- и микроуровнях социально-экономического развития предреформенных десятилетий. В работах А. Криспа, А. Скерпана, Б. Линкольна достаточно прояснен также вопрос об экономических мотивах проведения реформы, как их понимали сами реформаторы. В основе их взглядов лежал экономический либерализм, признание роли частной инициативы в развитии экономики. При этом весьма спорным выглядит утверждение, что либеральная бюрократия не знала реалий российской действительности и лишь копировала опыт Запада.

Скорее можно сказать, что она учитывала опыт Европы, но применительно к особенностям российской действительности, уклада жизни и традиций, которые ей были хорошо знакомы. Милютин в начале 1840-х годов вместе с А. Заблоцким-Десятовским специально были командированы для ознакомления с состоянием крепостной деревни. Головнин летом 1860 года был отправлен великим князем Константином Николаевичем с той же целью в центральные губернии. Кавелин до написания своей записки об освобождении крестьян 1855 года сам занимался хозяйством и т. Вспоминая о выступлении Н. Милютина в Редакционных комиссиях в связи с разногласиями по вопросу об общине, П. Семенов-Тян-Шанский писал: «воспитанный на экономической европейской литературе, он, однако же, при своем государственном уме и большой восприимчивости усвоил себе знание условий русской народной жизни, внесенное в законодательную работу удачным подбором членов-экспертов».

Милютин Среди предпосылок отмены крепостного права немаловажное значение имел и накопленный в первой половине XIX века опыт обсуждения и решения крестьянского вопроса. Указы 1803 года о вольных хлебопашцах и 1842 года об обязанных крестьянах, необязательные для помещиков, а потому и малорезультативные, вместе с тем апробировали в законодательстве идеи отмены крепостного права с выкупом земли крестьянами в собственность и неразрывной связи крестьянина с землей.

Можно было выкупить землю — сразу или постепенно. Сумму выкупа тоже определял помещик. До полного выкупа земли крестьяне считались « временнообязанными ». Все земельные вопросы между крестьянами и помещиками улаживали специальные мировые посредники , которые назначались из дворян.

Освобождение крестьян Чтение Манифеста Перед оглашением Манифеста войска в стране были приведены в повышенную готовность. Крестьяне, разобравшись в том, какую «свободу» они получили на самом деле, начали поднимать восстания. Очень долго крестьяне верили, что настоящий Манифест от них скрыли помещики, чтобы не отпускать на волю и не отдавать землю. Большинству крепостных свобода нужна была только вместе с землёй.

Отмена крепостного права. Эпохальная реформа Александра II

Ровно 160 лет назад 3 марта 1861 года император Александр II подписал манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей», обозначивший неотвратимый конец крепостного права в Российской империи. 1861 г., 19 февраля – отмена крепостного права. Объективными предпосылками реформы 1861 г. были по большей части экономические процессы. Российская империя сильно отставала в промышленном развитии от стран Запада, а это было чревато серьезными последствиями. Манифест был подписан императором 3 марта 1861 года. А 17 марта, в последний день масленицы, в Прощеное воскресенье, по всем российским церквям во время обедни манифест Александра II об отмене крепостного права был обнародован. 160 лет назад, 19 февраля 1861 г., Александр II подписал документ, определивший дальнейшую судьбу России и закрепивший за императором почётное звание «Освободитель». Крепостное право — это система зависимости крестьян от помещиков, закрепленная комплексом правовых.

Отмена крепостного права в России. Крестьянская реформа 1861 года

19 февраля 1861 года — дата, которая осталась в истории многих стран, в том числе России и США, как один из ключевых периодов их развития. В этот день произошло несколько событий, которые имели огромное значение и повлияли на дальнейшую историю этих государств. 19 февраля 1861 года император подписал Манифест об отмене крепостного права. Отмена крепостного права сопровождалась реформированием всех сторон жизни российского общества, что вызвало волну исследований событий данного периода отечественной истории. Через пять лет после восшествия на трон, ровно день в день, то есть 19 февраля 1861 года, император Александр II подписал «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Дан в Санкт-Петербурге, в девятнадцатый день февраля, в лето от рождества Христова тысяча восемьсот шестьдесят первое, царствования же Нашего в седьмое. На подлинном Собственною Его Императорского Величества рукою подписано: «Александр».

Отмена крепостного права. Эпохальная реформа Александра II

Следом за этим были предприняты еще более решительные шаги. Секретный комитет был переименован в Главный комитет, который возглавил сторонник крестьянской реформы великий князь Константин Николаевич. В составе комитета был выделен специальный орган, точнее несколько органов, называемых Редакционные комиссии. Эти органы были созданы для того, чтобы обрабатывать получаемые из разных концов Российской империи различные проекты отмены крепостничества и на их основе создавать некий единый оптимальный проект. Человеком, руководившим Редакционными комиссиями, был Я.

Ростовцев рис. Ростовцев — руководитель Редакционных комиссий Источник Проведение реформы Результатом проведенной работы вышеперечисленных государственных органов стал Манифест об отмене крепостного права, изданный 19 февраля 1861 г рис. В нем Александр II объявил, что отныне крестьяне Российской империи стали свободными, получили гражданские права. Кроме того, они получили и землю в ограниченном количестве.

Размер земельных наделов, которые получали крестьяне по реформе 1861 г. Причиной этого стала разница в качестве земель в разных областях Российской империи. Чтение Манифеста 19 февраля 1861 г. В большинстве губерний помещики ухитрялись оставить себе самые лучшие участки земли, а крестьяне оказывались в худших условиях.

Кроме того, помещики не могли передать крестьянам земли больше, чем это было прописано в Манифесте.

Эти органы были созданы для того, чтобы обрабатывать получаемые из разных концов Российской империи различные проекты отмены крепостничества и на их основе создавать некий единый оптимальный проект. Человеком, руководившим Редакционными комиссиями, был Я.

Ростовцев рис. Ростовцев — руководитель Редакционных комиссий Источник Проведение реформы Результатом проведенной работы вышеперечисленных государственных органов стал Манифест об отмене крепостного права, изданный 19 февраля 1861 г рис. В нем Александр II объявил, что отныне крестьяне Российской империи стали свободными, получили гражданские права.

Кроме того, они получили и землю в ограниченном количестве. Размер земельных наделов, которые получали крестьяне по реформе 1861 г. Причиной этого стала разница в качестве земель в разных областях Российской империи.

Чтение Манифеста 19 февраля 1861 г. В большинстве губерний помещики ухитрялись оставить себе самые лучшие участки земли, а крестьяне оказывались в худших условиях. Кроме того, помещики не могли передать крестьянам земли больше, чем это было прописано в Манифесте.

Таким образом, даже если помещики очень сильно желали помочь своим крестьянам, они не могли этого сделать по закону. Наконец, ряд групп крестьян вообще не получали земли: Приписанные к мануфактурам Дворовые крестьяне Принадлежащие малоземельным дворянам Важной частью реформы отмены крепостного права являлся вопрос о выкупе земли крестьянами. Они не могли выкупить всю землю сразу, поэтому государством были предусмотрены следующие меры.

Язык закона труден для восприятия. Он перегружен подробностями, рождающимися из стремления предусмотреть все возможные мелочи. Следует иметь это в виду и не пытаться запомнить весь текст, но из множества мелочей уловить суть. В частности, по итогам прочтения данного материала следует составить определённое представление по следующим вопросам: - Какие изменения происходят в личных правах крестьян; становятся ли крестьяне в результате реформы полноправными гражданами страны, такими же, как их бывшие владельцы или жители городов? Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда […] 3. Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют за установленные повинности в постоянное пользование крестьян усадебную их оседлость и сверх того, для обеспечения их быта и для выполнения их обязанностей пред правительством и помещиком, то количество полевой земли и других угодий, которое определяется на основаниях, указанных в местных положениях.

По введении в действие настоящего Положения слагаются с помещиков: 1 обязанности по продовольствию и призрению [1] крестьян: 2 ответственность по взносу крестьянами государственных податей и отправлению ими денежных и натуральных повинностей: 3 обязанность ходатайствовать за крестьян по делам гражданским и уголовным…, и 4 ответственность за них во всех казенных взысканиях, как то: штрафах, пошлинах и проч. Крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости, но состоящие в обязательных поземельных отношениях к помещикам, именуются временнообязанными крестьянами. Крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости и приобретшие в собственность поземельные угодья…, именуются крестьянами-собственниками. Вышедшие из крепостной зависимости крестьяне составляют по делам хозяйственным сельские общества, а для ближайшего управления и суда соединяются в волости. В каждом сельском обществе и в каждой волости заведование общественными делами предоставляется миру [2] и его избранным […] 31. По обнародовании сего Положения крестьянам оставляется их усадебная оседлость впредь до приобретения ими оной в собственность… Все движимое имущество крестьян, как-то: домашний и рабочий скот, земледельческие орудия и пр. Сельское общественное управление составляют: 1 сельский сход и 2 сельский староста.

Мировой посредник, когда представится надобность, приказывает… старосте или другому должностному лицу собрать сход. Право это предоставляется и помещику, если он признает нужным собрать сход. Ведомству сельского старосты подлежат все проживающие на землях, отведенных сельскому обществу в надел или приобретенных крестьянами в собственность, лица податного состояния, а также отставные и бессрочноотпускные нижние военные чины и их семейства. Из сего изъемлются только находящиеся в услужении у помещиков и другие проживающие в их усадьбах лица; они состоят непосредственно в ведении земской полиции.

Давай рассмотрим его основные условия.

Крепостные крестьяне получали личную свободу и гражданские права. Теперь они могли распоряжаться своей жизнью и своим имуществом всем, кроме земли. Крестьяне получали самоуправление — сельское общество , или общину. Земля оставалась в собственности помещиков, но они должны были выделить крестьянской общине земельные наделы. За пользование этими наделами нужно было нести повинности — барщину или оброк.

Причём размер надела и повинностей определяли опять-таки помещики. Община распределяла выделенные земли и, соответственно, повинности, между крестьянами.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий